«ОСЕНИНЫ».
/фольклорный праздник для детей подготовительной группы/.
/разработала Таможникова С.Е./
Предварительно воспитатель в группе проводит беседу по теме встречи настраивает детей на то, что в музыкальном зале их ждет важная гостья – Матушка Осень. Дети заходят в музыкальный зал под веселую русскую народную музыку. Их встречает Матушка Осень.
Матушка Осень: Здравствуйте, детушки – малолетушки! Проходите, проходите, будьте гостями, а уж у меня для каждого ласковое словечко найдется! Уж как я рада, что вы в гости ко мне зашли!
/под музыку дети садятся на стульчики/.
Матушка Осень: По полям, садам и селам,
По стране из края в край
Загорелый и веселый
Ходит новый урожай.
Хочет он, чтоб полной чашей
Наша жизнь с тобой была,
Чтобы ярче, чтобы краше
Наша Родина цвела.
Сегодня, ребята, мы собрались с вами отметить славный праздник урожая! А еще я вам поведаю о том, как в далекую старину русские люди жили, трудились, а вечером отдыхали да веселились. Осень всегда была горячей порой для хлеборобов и тех, кто помогает им убирать урожай хлеба, овощей, фруктов. Чем богаче урожай , тем богаче наша Родина.
Ребенок 1: Осень хлебосольная, накрывай пиры,
Полюшко раздольное принесло дары.
Хлеба нынче вволюшку, хлебушек высок,
Поклонюсь я полюшку, гнется колосок.
Ребенок 2: Как созреют солнышком колоски – лучи,
Жернов смелет зернышки – ставят хлеб в печи.
Корочкой румянится пышный каравай.
Осень хлебом славится, пробуй урожай!
Матушка Осень: Да, ребята, хлеб – основной продукт питания всегда был и всегда будет Он нужен каждому человеку каждый день Всякая пища приедается , а хлеб – никогда. Не зря говорят: « Хлеб – начало всех начал», « Хлеб – всему голова». Русские люди всегда относились к хлебу бережно, с уважением: не крошили без толку, не сорили им , не роняли. И пословиц много про это сочинили. Вы мне сможете их рассказать?
Пословицы про хлеб.
Матушка Осень: Молодцы, ребята! Много вы знаете пословиц про хлеб. А сочинили эти пословицы простые русские луди, которые выращивали хлеб. Называли их – крестьяне. Рано утром вставали они, коров на луг выгоняли, сено косили, зерно садили, да песнями своему труду помогали.
Воспитатель: Матушка Осень, а наши ребята знают, как можно весело работать, да еще и песни задорные петь.
Солнце поднимается, заря разгорается.
А наши жницы на поле идут, поют заливаются.
Песня – хоровод «Земелюшка - чернозем» / р.н.п./.
/дети садятся/
Матушка Осень: Ребята, русские люди сажали и сейчас сажают на зерновых полях не только рожь и пшеницу. Там еще сажают гречиху, овес, просо, рис. А из этих зерен какое главное блюдо готовят, кто знает? /кашу/. Верно. А кто из вас, ребята, знает русские народные поговорки про кашу?
Поговорки про кашу.
Матушка Осень: Молодцы, ребята, вижу я, что любите вы каши разные! А какие вы сказки знаете, в которых упоминается каша? / «Каша из топора», «Лиса и журавль» и др./. А ведь для того, чтобы вырастить зерно для хлеба и каши, надо много потрудиться – и от непогоды его уберечь, и от засухи, и от птиц, которые хотят зерно выклевать, и от мышей, которые хотят его к себе в норку утащить. А мышки – они же быстрые, ловкие, их трудно поймать. Только хороший кот может с ними справиться. И я предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Мыши». Но прежде чем начать игру, мы с вами выберем «Кота».
Ребенок: 1,2,3,4,5 – начинаем мы играть,
Стали в круг и ну считать.
На водилку выбирать.
Стал им Спиря – Спиридон,
Выходи из круга вон!
/выбрав «Кота», дети становятся врассыпную по залу – « Кот» на другой стороне зала/.
Дети: 1,2,3,4, 5 – вышли мышки погулять.
1,2,3,4 – мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мышки вон!
/дети убегают, «Кот» - догоняет/.
/дети садятся/.
Матушка Осень: Ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть . Я для вас еще что-то приготовила.
Загадки.
Отгадайте-ка, ребятки,
Что растет на нашей грядке?
1.Сидит Игнатка на грядке,
Весь в заплатках.
Кто его трогает, тот и заплачет / лук/.
Сколько черненьких домков,
Столько беленьких жильцов. / подсолнух/
А сердце, как кумач,
На вкус , как сахар, сладкий,
На вид – похож на мяч. / арбуз/.
Закутана, запутана. / капуста/.
Матушка Осень: Правильно, ребята! Какие вы догадливые – все мои загадки отгадали. А может вы и русскую народную игру знаете, которая так и называется «Капуста»?
Воспитатель: Конечно, знаем и очень весело в нее играем!
А ну, ребята, за руки беритесь,
В круг скорее становитесь.
Будем выбирать водящего.
Ребенок: /говорит русскую народную считалку, проходя по кругу/
1,2,3,4,5 - мы собрались поиграть,
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
/Делается круг из каната. Дети бросают внутрь образовавшегося круга какой – либо предмет. Водящий –«капуста» говорит слова, затем дети под звучащую музыку пытаются взять свой предмет из круга, а «капуста» ловит детей/.
Капуста: Я на камушке сижу, огород свой сторожу.
Чтоб капустку не украли, в огород не забегали.
/игра проводится 2-3 раза. Дети стоят/.
Воспитатель: Вот как мы умеем веселиться,
Веселиться каждый рад!
Исполнить русский быстрый танец
Приглашаю всех ребят!
Танец « Русская парная пляска»
/ дети садятся/.
Матушка Осень: Ну что, ребята, нравиться вам у меня в гостях? / да!/ А хотите еще повеселиться, с моим гостем порезвиться? /да!/ . Тогда отгадайте загадку, кто же это?
Ох и славно же он песенки поет.
Ложками стучит и в бубен бьет.
А ногами дроби сыплет как горох,
Плясун наш бойкий, развеселый…./ Скоморох/.
/под русскую народную музыку забегает Скоморох с коробом в руках/.
Скоморох: Здравствуйте, ребятишки!
Озорники и шалунишки!
Привет вам от скоморошки,
От веселого Тимошки!
Будем с вами веселиться,
И смеяться, не лениться.
Праздник весело встречать,
Ни секунды не скучать!
А сейчас, прошу, ребятки,
Отгадайте -ка, загадки.
Музыкальные загадки.
/не показывая детям инструмент, Скоморох играет на каждом – дети отгадывают и называют звучащий ДМИ/.
Скоморох: Какие молодцы, ребята! Все мои загадки отгадали!
Как у наших у ребят
Застучали ложки в ряд.
Туки – туки, ай – люли –
Всем нам нравятся они!
Давайте весело и дружно поиграем на этих русских народных инструментах!
/Скоморох раздает все детям инструменты/
Свободная игра на ДМИ
/на ложках, бубнах, трещотках под русскую народную музыку, соответственно динамике звучащей музыки – тихо, громко/.
Скоморох: Ай да молодцы, ребята!
Ой, а что это я вижу? У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит.
Собирайся, детвора! Ждет вас русская игра.
В славный праздник урожая
С вами, дети, поиграю.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Игра «Гори, гори ясно»
/дети стоят/.
Скоморох: Ох, и весело у вас, хочется пуститься в пляс.
Вы со мною попляшите, кто веселее, покажите!
Свободная пляска под русскую народную музыку.
/дети садятся/
Матушка Осень: Мы играли, танцевали,
Песни дружно распевали.
Я для вас, мои друзья,
Угощенье сберегла.
Осень фруктами щедра,
От меня прими их, детвора!
/ Скоморох под музыку достает из короба фрукты и раздает их детям/
Скоморох: До свиданья, до свиданья, до свиданья 3 раза!
А еще раз до свиданья, ваши милые глаза!
Воспитатель: Спасибо вам, Матушка Осень , Скоморох Тимошка за такой веселый интересный праздник.
Погостить у вас приятно,
Мы еще раз к вам придем.
А теперь пошли, ребята,
Чай с конфетами попьем!