«ПРАЗДНИК ПАСХИ НА КУБАНИ».
/сценарий праздника для подготовительной группы/.
/разработала: Таможникова С.Е./.
Дети входят в музыкальный зал под спокойную музыку.
Садятся на стульчики.
Казачка: Здравствуйте, ребята! Какой сегодня замечательный день. И не только потому, что пришла весна. Сегодня мы с вами поговорим о самом светлом празднике русских людей. Весна – удивительное время года. Голые ветки внезапно наряжаются в зеленые одежды. Хмурое небо улыбается солнечными лучами. Появляются птички – певуньи. Природа оживает!
Как радостно опять звучат нам птичьи переливы.
Они тепло в себе таят, весенний звон игривый!
Весной мы отмечаем много чудесных праздников, но среди них есть особые. В это время все православные верующие празднуют Светлую Пасху. Пасха – самый большой, самый радостный христианский праздник на Руси. На Кубани, как и по всей России, Пасха считается Праздником всех Праздников. Казаки та казачки в это время старались проявить особое благочестие, позаботиться о слабых, больных людях, порадовать ближних, раздавали милостыню нуждающимся.
Ребенок 1: Приходит Пасха с красотой, с любовью чистой, нежной,
И озаряет нас с тобой и светом, и надеждой!
Казачка: Пасха – Светлое Христово Воскресение. Пасха связана с чудом. Христос умер и воскрес. Происходит это чудо каждую весну, когда просыпается все живое. Мы поем песни о весне, водим хороводы, играем в пасхальные игры. Завершается праздник освящением куличей, пасок, яиц.
Проснулась жизнь от зимней спячки,
Уселась птаха на навес,
Запела песнь, и все узнали,
Что вновь для нас Христос Воскрес.
Пришла весна, ее так ждали,
Зазеленел угрюмый лес.
Мир крикнул радостно в восторге
Христос Воскрес, Христос Воскрес!
К Пасхе все готовятся заранее: убирают и украшают дом. Пекут куличи, из творога и изюма делают вкусную пасху, красят яйца, и все это освещают в церкви. На Пасху принято поздравлять друг друга с Воскресением Христовым, христосоваться и обмениваться яйцами. На Пасху каждый может загадать желание, потому что считается, что в этот день высшие силы на радостях готовы исполнить любое желание православного человека.
В России Пасху называли Великий день, Светлый день. Молодежь взбиралась на крыши, чтобы встретить солнышко. Если солнышко светило ярко, тепло, и небо было чистое, голубое, значит, день будет хороший.
Всю пасхальную неделю любому мужчине, мальчику, парню разрешалось подниматься на церковную колокольню и звонить в колокола. Эта неделя называлась звонильной, повсюду раздавался радостный колокольный звон.
Мальчик 2: Солнышко румяное глянуло в окно.
В горнице кубанской чисто и светло.
На столе скатерочка, крынка с молоком.
Хлеб накрыла матушка чистым рушником.
Куличи пасхальные - чудо из чудес.
Тихо шепчет бабушка мне: "Христос Воскрес".
Пред иконой свеченька. А со всех сторон
Над казачьей вольницей колокольный звон. /Т.Кирюшатова/.
Казачка: Давайте послушаем его!
Фонограмма колокольного звона.
Мальчик 3: Колокольный звон церквей над Кубанью раздается.
А в канавке все живей ручеек веселый вьется.
Ярче утренний восток, как тепло в весенний праздник!
К свету тянется росток, славит радость Светлой Пасхи.
Казачка: Кубанская Пасха, ребята, отличается целым рядом обычаев, которые вошли в быт как игры, праздничные развлечения. Весь станичный народ любил гуляния и игры на открытом воздухе - затевались катания, устраивались ярмарки и все ходили друг к другу в гости. Вот и к нам идет сам Атаман, самый главный у казаков.
/под казачью музыку входит Атаман/.
Атаман: Здорово дневали гости дорогие! Веселья вам да радости! Старые да молодые, весёлые да удалые! Пожаловал я к вам с добром, с земляками погутарить, узнать, чего собрался честной народ. Что у вас за праздник такой?
Дети: Великая Пасха!
Атаман: Да, праздник этот действительно Великий. Казаки его называли «Вылык дэнь» и Светлое Воскресенье. В этот день казаки та казачки старались одеваться во все новое, и говорили, что даже солнце ликует, меняется, играет новыми красками. После службы в церкви все веселились, радовались, поздравляли друг друга и пели песни веселые. А вы, молодые казачата, песни кубанские знаете?
Дети: Да!
Атаман: Ну, тогда порадуйте атамана казачьей песней. Как говорится – казачью песню слушать – что мед ложкой кушать!
Песня.
/дети стоят/.
Атаман: Молодцы, детвора! Согрели мою душу тем, что знаете и храните наши казачьи песни! Ведь песня-отрада для души казака! Дед мой говорил так: злой песен не поёт! Злоба у человека голос душит, а значит, будь внучок, настороже с тем человеком, который петь не любит! Вот такая казачья мудрость дедом мне передана. А здесь я вижу, что песню любят, а значит, живут с открытой душой!
Казачка: Батька Атаман! Так мы ж не только спевать любим, но и плясать горазды! Дозволь нам пляску закрутить.
Завлекает всякий раз наш казачий перепляс!
Атаман: А я предлагаю вам не просто потанцевать, а поиграть в старинную казачью игру «Папаха». Слова такие знаете?
Ты ляти, ляти, папаха,
Ты ляти, ляти, вперед,
У кого папаха встанить,
Тот на круг нехай идёть!
Казачья игра «Папаха» и
свободная танцевальная импровизация под казачью музыку.
/дети передают папаху, проговаривая слова. У кого с окончанием музыки останется папаха – тот танцует в центре круга, все ему помогают;
после игры дети стоят/.
Атаман: Да, праздник у вас веселый, хорошо вы его отмечаете, а Весну вы в гости зазывали? Давайте становитесь в круг! Подошла уже пора открыть златые ворота!
Игра «Золотые ворота».
/дети, взявшись за руки, стоят по кругу и произносят слова; несколько детей пробегают через круг/:
Ай, люли, люли, люли, качают руками вперед – назад.
Наши руки мы сплели!
Мы их подняли повыше,
Получилась красота!
Получились не простые, поднять сцепленные руки вверх.
Золотые ворота!
Ходит матушка – Весна,
Ищет детушек она.
Первый раз прощается,
Другой раз прощается,
А на третий раз не пропустим вас! Закрыть «ворота».
/кто не успел выскочить за круг – проиграл, становится с другими детьми/.
/дети стоят/.
Казачка: Ребята, весной птицы поют, солнышко пригревает все сильней, снег тает все быстрей и быстрей. Появляются много ручейков. А ведь начинаются ручейки с капелек. Сейчас вы, ребята, превратитесь в капельки. Становитесь врассыпную на полянке.
/дети становятся врассыпную на полянке/.
Казачка: Каждая капелька нашла себе место на полянке, стоит и греется на солнышке. Но вот одна капелька по сигналу соединяется с другой капелькой, затем 2 капельки соединяются еще с 2мя капельками, с 3, с 4 и т.д. И вот уже это не капельки, а ручейки. Играем в игру «Капельки».
Игра «Капельки».
/под музыку дети на носочках бегают по залу; по сигналу – соединяются с другой капелькой и т.д. по принципу «снежного кома»/.
/дети садятся на стульчики/.
Атаман: Ребята, вы пока отдохните, а я вам расскажу, как еще на Кубани Пасху праздновали. Пасха не бывала без качелей. В каждом станичном дворе устраивали их для детей. А самые главные качели были на майдане – на главной станичной площади. Качались решительно все. Возле качелей образовывалось нечто вроде схода: девушки с подсолнухами, замужние казачки с ребятишками, казаки, которые очень любили петь, иногда подыгрывая себе на бандурах и барабане, редко на гармони. Еще к Пасхе каждая семья собирала и окрашивала в луковой шелухе 100-200 яиц. Их раздавали, обменивались. Крашеные яйца принято дарить друг другу всю пасхальную неделю, и при дарении люди обязательно целовались 3 раза.
Казачка: Ребята, а вы знаете, что по христианскому преданию первое яйцо подарила Мария Магдалина римскому царю Тиберию, сказав: «Христос Воскрес!». Император очень удивился: Как может кто-то воскреснуть? Трудно в это поверить. Так же трудно, как поверить, что это белое яйцо станет красным!». И, пока он говорил, яйцо стало менять цвет: порозовело, потом потемнело и стало красным. С тех пор люди красят яйца в красный цвет и всячески их украшают.
Мальчик 4: Как люблю я праздник Пасхи! Приготовлюсь к четвергу –
Бабушка яички красит, я ей тоже помогу.
На скорлупке хрупкой, тонкой, для людей, для красоты,
Крашу кисточкой тихонько – крести, солнышко, цветы.
В светлый праздник Воскресенья подарю своим друзьям.
По яичку, с поздравленьем, и скажу: «Раскрасил сам!».
Атаман: А еще с яичками играли. А ну-ка, у кого яичко крепче? Стук – стук – чокаются дети то тупым, то острым концом. Треснуло яичко – проиграл! Давайте и мы с вами попробуем! Только не обижаться и не огорчаться!
Игра «Чоканье яиц».
/играют по 2 ребенка/.
Казачка: А я хочу поиграть в старинную пасхальную игру «Горка».
Что ж, народ, не зевай, к нам на горку поспевай!
Не ударьте в грязь лицом, поспевайте за яйцом!
/2 дощечки одним концом ставятся на стульчики; по получившейся горке играющий скатывает яичко, ловит его, бежит к своей команде и отдает следующему играющему/.
Игра «Горка».
/играют 2 команды/.
Атаман: Очень весело играли, и нисколько не устали! А еще на Пасху играли в прятки. Кто-нибудь из взрослых ранехонько выйдет, бывало, в сад с большой сумкой подарков, а вернется с пустыми руками. Куда же все подевалось? Тут и бежали дети в сад искать подарки. Я тоже спрятал здесь угощение. Давайте его искать!
Игра «Прятки».
/дети находят угощение/.
Казачка: Вы яичко то съедайте, нашу Пасху вспоминайте!
/угощает детей/.
А еще на Пасху пекли вкусные, сладкие сдобные булки – куличи. И мы сейчас с вами пойдем в группу, и будем пить чай с куличами, которые испекли наши юные хозяюшки со своими мамами.
/дети идут в группу на чаепитие/.