ТРЕТИЙ ГОД ЖИЗНИ
Потребность ребенка третьего года жизни в общении со взрослыми и сверстниками возрастает. В разговоре со взрослыми мальш начинает понимать простые вопросы.
Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться ко взрослым с вопросами: «Что это?», «Зачем?», «Куда?» и т.д. Словарный запас к концу года по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается в 3-4 раза.
Ребенок: знает название многих предметов:
игрушки, посуда, одежда. На третьем году жизни ребенок пользуется
глаголами,
существительными,
прилагательными и местоимениями. При помощи прилагательных ребенок обозначает не только размеры предметов (большой, маленький), но называет их цвет, свойства, качества (красный, плохой, чистый, сладкий), форму (круглый шарик).
На третьем году жизни ребенок узнает и называет знакомые предметы, изображенные на картинке, называет деиствия, совершаемые тем или иным животным (собака спит). В грамматическом отношении речь ребенка еще неправильна, хотя малыш в этом возрасте верно связывает слова и предложения (мальчик спит).
Достижения детей. В этом возрасте они способны воспринимать небольшие простые сказки, рассказы, может отвечать на некоторые вопросы по их содержанию.
При пересказе сказок ребенок способен договаривать лишь отдельные слова. Ребенку становится доступным отгадывание простых загадок, если в тексте содержится
ответ,
есть знакомые звукоподражательные слова
(например: «На болоте живет и квакает: ква-ква-ква. Кто Это?»).
Несмотря на все достижения в развитии речи, они еще не достаточно отчетливо и правильно произносят слова, отчего речь еще не всегда понятна.
на третьем году жизни хотя значительно и улучшается подвижность артикуляционного аппарата (мышиц языка, губ, нижней челюсти), но произношение еще далеко от нормы. Малыши пытаются «подогнать» свое произношение, но это им не всегда удается и они заменяют недостающие звуки другими (шуба - сюба, чай
- тяй, жук - зюк).
В этом возрасте, дети правильно и четко произнося гласные звуки: а, у, и, о; согласные звуки: м, п, 0, т, н, К, в. некоторые дети заменяют звук х звуком к: хлеб - клеб. дети в этом возрасте имеют укороченный слабый выдох 1,5-2 сек., многие говорят очень тихо. Большинство детей вслед за взрослыми неплохо воспроизводят различные интонации и верно пользуются в своей речи.
Итак, к з годам произносительная сторона речи у детей еще недостаточно сформирована.
•Остаютсянекоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных. Отсутствие* большинства звуков сказывается на произношении слов, отчего речь детей еще недостаточно чистая и внятная. Дети этого возраста не всегда могут правильно пользоваться своим голосовым аппаратом. например, не могут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого и в то же время говорить тихо, когда это требует ситуация (при подготовке ко сну, во время приема пищи).
Следует отметить, что к 3 годам некоторые дети могут усвоить и правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме р и шипящих, и даже произносить все звуки. У некоторых детей, наоборот, возможны задержки в формировании произносительной стороны речи. папример, в 3 года ребенок заменяет шипящие и твердые свистящие звуки звуками ть, дь.
На третьем году жизни происходит накопление
ребенком словаря:
* увеличивается число называемых предметов не только быта, но и тех, которыми малыш часто (но не постоянно) пользуется,
* в своих высказываниях он употребляет почти все части речи,
* овладевает элементарным грамматическим строем родного языка (усваивает падежные окончания, некоторые формы глаголов с 2,5 лет);
* начинает согласовывать прилагательные существительными;
* удлиняет простые предложения, пользуется бессоюзными сложносочиненными предложениями и ситуативной речью.В общении со взрослыми малыш все реже и реже использует в своек речи звукоподражательные слова, однословные предложения.Одновременно развитием речи развивается мышление, память, воображение ребенка. В процессе игры он нередко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами.В этом возрасте велика склонность детей к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи ребенка. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, маль не только запоминает их: упражняясь в правильном произношении звуков и слов, он укрепляет артикуляционный аппарат.