Автор: Мокринская Ирина Николаевна
Страна: Российская Федерация
Город: Краснодар
Организация: МБДОУ «Детский сад № 57»
Проект: Вне проекта

«Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста. Почему это важно?»

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

«Детский сад общеразвивающего вида № 57»

 

 

 

 

 

 

Консультация для родителей

«РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ПОЧЕМУЭТО ВАЖНО?».

 

 

 

 

 

 

 

​Подготовила: учитель-логопед

​ Мокринская Ирина Николаевна

Апрель 2023г

 

 

 

г. Краснодар, 2023г.

Если вы считаете, что пора развивать возможности вашего ребенка, учить его быть грамотным, различать звуки, то вам пригодится этаконсультация.

Учеными доказано, что еще до рождения дети слышат и реагируют на звуки внешнего мира по-разному. С появлением ребенка на свет, эти звуки наполняют его мир: пение птиц и журчание воды, шум ветра и шелест листьев. Малыш начинает прислушиваться к окружающим звукам. Но слова - речевые звуки - с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение, получение информации. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка. Уже с 6 месяцев дети начинают различать звуки речи и сами включаются в процесс гуления и лепета, начинают тренировать артикуляционный аппарат. Гуление процесс врожденный – глухие дети тоже гулят, то лепет быстро затухает без четкого и ясного образца звуков – того образца, что дает взрослый своим ответным общением, побуждением к беседе.  

Разумеется, что маленький ребенок не может произносить правильно все звуки речи, так как его артикуляционный аппарат не окреп и не развился в достаточной степени. Искаженное произношение звуков дошкольником до 4-5 лет считаетсянормальным явлением и носит название возрастное или физиологическое развитие речи.
          Как известно, речь и слух неразрывно, связаны: даже небольшое снижение слуха является существенным препятствием для формирования правильной речи. Мы говорим, так сказать, о физическом слухе. Но не менее важен и фонематический слух. Что это такое? Фонематический слух — это умение различать звуки речи, выделять их из общего звучания слова.

Если у вас возникли опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического восприятия у ребенка, то первым шагом следует проверить физический слух ребенка. Убедившись, что он не снижен, можно переходить к развитию фонематического восприятия.

Фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать звуки речи – фонемы.

Родители жалуются - у моего ребенка «каша во рту». Он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах - виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине. Довольно часто дети путают похожие звуки — твердые и мягкие, глухие и звонкие, шипящие и свистящие (к примеру, Ж и Ш, Ш и С, С и Ц и пр.).  Основной причиной ошибок является нарушение или замедленное развитие фонематического слуха.

Замедленное развитие фонематического слуха— явление достаточно частое. По разным причинам у многих детей, имеющих нормальный физический слух, не вырабатывается привычка прислушиваться к речи окружающих; дети безразлично относятся к тому, как говорят они сами и как говорят другие, их слуховое (акустическое, звуковое) внимание ослаблено. Дети со слабо развитым фонематическим слухом не могут определить, из каких звуков состоит слово, даже правильно сказанное ими самими, путают слова, близкие по звучанию, слова с одинаковой ударностью, с одинаковым ритмическим рисунком, не могут выделить начальный и конечный звуки слова.

Развитие фонематического слуха и правильного произношения взаимосвязано. Если ребенок плохо различает звуки на слух, он и произносить их начинает нечетко, хотя его речевой аппарат в полном порядке. Возможна и обратная связь: развитие фонематического слуха замедляется из-за того, что ребенок не овладел еще необходимыми навыками произношения.

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение. Практика показывает, знание букв неисключает серьезных затруднений при обучении грамоте. Для того чтобы писать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Поэтому, важно развить у ребенка в дошкольном возрасте фонематический слух.

В том случае, когда родители понимают, насколько важно для ребенка развитие фонематического слуха, и занимаются с ним с детства, к пяти годам ребенок уже умеет определять на слух, есть ли в слове определенный звук, и сам подбирать на заданные звуки слова. 

Работа по развитию фонематического восприятия готовит детей к овладению правильным произношением, направлена на предупреждение грамматических ошибок.

Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива. Гораздо легче предупредить нарушение, нежели его исправлять.

    Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи специальных упражнений. Создание дружеской, доверительной атмосферы во время занятий будет играть важную роль в усвоении обучающего материала.

Как же развивать фонематический слух? С самого раннего возраста необходимо «показывать» ребенку, что речь, слова состоят из отдельных звуков, воспитывать умение слушать и слышать. Пусть ребенок прислушается к звукам, которые слышит дома и на улице, пусть научится различать, что это за звук, от чего он (дома для этого пригодятся разные звучащие инструменты и игрушки: звонок, барабан, пищалки, бубен и т. п.).

Воспитывая внимание и интерес к речи, надо научить ребенка определять, есть ли заданный звук в слове («есть ли звук «ш» в слове «кошка», где он находится (в начале, в середине, в конце слова, выделять первый и последний звук слова, придумывать слова на заданный звук (слова, начинающиеся с заданного звука, и те, в которых он есть) : можно предложить ребенку отобрать картинки на определенный звук из ряда других. 

Полезно потренировать ребенка в различии на слух слогов с парными фонемами (подбираются ряды из двух-трех слогов: па-ба, па-па-ба, ба-па-ба, па-ба-па и т. д., в различении слов, близких по звучанию: кошка — окошко — лукошко, речка — печка — овечка — гречка, Оля — Коля, Мишка — миска — мышка — книжка, почка — бочка — дочка — точка — кочка и другие. При подобных упражнениях необходимо опираться на смысл проговариваемых и различаемых слов. С большим интересом и удовольствием дети играют в слова и слоги (докончить начатое слово, переделать одно слово в другое и т. д.).

До школы ребенок должен научиться различать все звуки, причем сначала берутся для упражнения звуки далекие, например, «а»-«и», «м»-«с», и лишь позднее, по мере тренировки, переходят к близким звукам: шипящие - свистящие, глухие - звонкие, «р»-«л» и т. д. Важно, чтобы ребенок мог отличить на слух правильно произносимые звуки и слова от искаженных.

Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма. 

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения

 

Самое главное, верьте в своего ребенка и помогите ему постичь мир звуков!

 

4 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий