Автор: КУКОЛЕВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА
Страна: Российская Федерация
Город: КРЫМСК
Организация: МБДОУ детский сад №18
Проект: II Международный фестиваль православной истории, культуры и традиции "Вознесение"

Традиции и быт Кубанских казаков.

 

Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для детей старшей группы на тему:

 «Традиции и быт кубанских казаков»

Задачи:

-воспитывать нравственные качества, вызвать желание у детей посетить еще раз кубанскую горницу.

 образные представления о предметах старинного быта,

-развивать у детей воображение, связную речь, мышление, все виды восприятия.

Предварительная работа: рассматривание изображения быта казаков, их жилья.

Материалы: предметы казачьего быта в мини-музее, мультимидийная презентация «Предметы жизни кубанских казаков»

Ход:

В группу заходит девочка-казачка в национальном костюме.

Казачка: Здравствуйте хлопцы , здравствуйте девчата, шла я шла по дороге и вдруг вижу, стоит красивый курень, а в него маты тай батьки ведут малых детушек, вот и я пришла на вас посмотреть да себя показать.

В: Здравствуй, гостья дорогая, ребята, покажите как нужно гостей встречать.

Д: Нужно поздороваться и пригласить присесть.

В: А в старину как гостей встречали?

Девочка и мальчик берут макет хлеба с солью, рушник и с поклоном здороваются с гостьей, предлагают ей каравай.

Казачка:  зовут меня Татьяна, я приехала с батюшкой на бричке, а в какой край и город забыла спросить у батюшке, вы мне расскажете?

В:  Отчего ж не рассказать, ты присаживайся с нами на стул, а ребята тебе расскажут всё, что сами знают, правда, ребята?

 Д: Среди просторов нашей  страны России есть край, где ты живешь, где твой родной дом, твоя земля родная. Это и есть наша Кубань. И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свой родной край .  А город наш называется Крымск и получил он это название от Крымского пехотного полка, солдатам которого разрешили селиться в этой местности.

В:  А расскажи-ка нам, милая Татьяна, что вас с батюшкой привело в наш город?

Т: Наша семья  решила  курень  новый построить, а инструментов, которые понадобятся, у батюшки нет. Вот мы и решили приехать к вам на ярмарку.

В : это очень хорошо, что ты зашла к нам в гости,  именно на этой недели ребята знакомились с разными инструментами, вот они тебе и подскажут  какие инструменты  вам понадобятся для строительства и в дальнейшем в быту.

Т: курень мы будем строить саманный с соломенной крышей.

В: Ребята, из чего делали саманные дома наши предки – казаки?

Ответы детей.

В:  Правильно, ребята, давайте покажем нашей гостье макет куреня, который есть у нас и объясним ей всё, что им нужно будет приобрести.

Д: нужны будут лопаты, чтоб накопать глины, вёдра для воды, пила, молоток и гвозди, чтобы сделать  окна, двери, лавки ,стол.

Т: а я знаю что ещё надо будет купить, чтобы в вёдрах воду носить надо купить коромысло.

Воспитатель включает презентацию

Слайд 1 «коромысло»

В: вот ребята , как выглядит коромысло, расскажи Танюша как им пользоваться.

Девочка объясняет.

Слайд 2 «казачка с коромыслом»

Т: а как же мы нарвём сена для крыши, ведь его нужно много и просто руками такое количество не нарвёшь, ребята, а вы знаете, какой нам в этом поможет инструмент?

Д: Нужно купить косу.

Слайд 3 «коса»

В: да, ребята, а ещё можно приобрести серп.

Слайд 4 «серп»

Слайд 5 «казаки косят траву серпами и косами».

В: ребята, давайте ещё раз на макет нашего казачьего куреня, что же ещё пригодиться в хозяйстве? Какие инструменты вы ещё знаете?

Д: Садник.

Т: да, им маменька в печь хлеб садит. Поэтому и «садник»

Слайд 6 « Казачка переносит хлеб в печь на саднике»

Д: Ухват

Т: Да, а этот инструмент для того чтобы в печь ставить чугунок.

Слайд 7 «казачка ставит чугунок с помощью «ухвата»

В: Танюша, в нашем курене есть очень необычный инструмент объясни, пожалуйста ребятам, что это и как нужно с ним работать.

Т: Это « рубель» к нему прилагается скалка.  Им казачки гладят бельё, вот как это делается

(демонстрация процесса)

В: А теперь я предлагаю вам, ребята, вместе с Таней поиграть в дидактическую игру :

« Как изменились инструменты»

Воспитатель раздаёт карточки с предметами старины и современные.

Физкультминутка :

Кто шагает дружно в ряд,

Посмотри, посмотри.       (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)

Это наш лихой отряд,

Казаки, казаки                      (ходьба)

Кто за казаком идет,

в поводу, в поводу.

То коня казак ведет

Под узду, под узду.                 (На носочках)

Скачет резво конь лихой,

С седоком, с седоком,

Охраняя наш покой

С казаком, с казаком.                  (Скачут)

Будем мы с моим конем

На границе стоять,

Нашу землю от врагов

Охранять, охранять.         (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)

 

В -Ребята, давайте вспомним пословицы про казака:

Казак без коня, что солдат без ружья.

Казак в беде не плачет.

Казак сам голодает, а конь его сыт.

Казаку конь-отец родной и товарищ дорогой.

Терпи казак - атаманом будешь.

Казаку честь-родину беречь.

Казачьему роду - нет переводу.

-Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили пословицы про казаков.

А еще послушайте загадки о них и постарайтесь отгадать:

1. Толстая Федора наедается нескоро

Но зато, когда сыта, от Федоры теплота? (печь)

Правильно, ребята, это печь. А казаки назвали её группкой. Казачка всегда содержала группку в чистоте и подбеливала её после каждого приготовления пищи.

2. Он пыхтит, как паровоз

Важно держит к верху нос

Пригласит чайку напиться? (самовар)

-Молодцы, ребята! Теперь я знаю, что наши предки гордились бы вами.

А теперь, чтобы Татьяна не забыла какие инструменты они должны купить, давайте мы их ей нарисуем?

Дети рисуют инструменты, которые необходимо будет купить.

6 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий