Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для детей старшей группы на тему:
«Традиции и быт кубанских казаков»
Задачи:
-воспитывать нравственные качества, вызвать желание у детей посетить еще раз кубанскую горницу.
образные представления о предметах старинного быта,
-развивать у детей воображение, связную речь, мышление, все виды восприятия.
Предварительная работа: рассматривание изображения быта казаков, их жилья.
Материалы: предметы казачьего быта в мини-музее, мультимидийная презентация «Предметы жизни кубанских казаков»
Ход:
В группу заходит девочка-казачка в национальном костюме.
Казачка: Здравствуйте хлопцы , здравствуйте девчата, шла я шла по дороге и вдруг вижу, стоит красивый курень, а в него маты тай батьки ведут малых детушек, вот и я пришла на вас посмотреть да себя показать.
В: Здравствуй, гостья дорогая, ребята, покажите как нужно гостей встречать.
Д: Нужно поздороваться и пригласить присесть.
В: А в старину как гостей встречали?
Девочка и мальчик берут макет хлеба с солью, рушник и с поклоном здороваются с гостьей, предлагают ей каравай.
Казачка: зовут меня Татьяна, я приехала с батюшкой на бричке, а в какой край и город забыла спросить у батюшке, вы мне расскажете?
В: Отчего ж не рассказать, ты присаживайся с нами на стул, а ребята тебе расскажут всё, что сами знают, правда, ребята?
Д: Среди просторов нашей страны России есть край, где ты живешь, где твой родной дом, твоя земля родная. Это и есть наша Кубань. И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свой родной край . А город наш называется Крымск и получил он это название от Крымского пехотного полка, солдатам которого разрешили селиться в этой местности.
В: А расскажи-ка нам, милая Татьяна, что вас с батюшкой привело в наш город?
Т: Наша семья решила курень новый построить, а инструментов, которые понадобятся, у батюшки нет. Вот мы и решили приехать к вам на ярмарку.
В : это очень хорошо, что ты зашла к нам в гости, именно на этой недели ребята знакомились с разными инструментами, вот они тебе и подскажут какие инструменты вам понадобятся для строительства и в дальнейшем в быту.
Т: курень мы будем строить саманный с соломенной крышей.
В: Ребята, из чего делали саманные дома наши предки – казаки?
Ответы детей.
В: Правильно, ребята, давайте покажем нашей гостье макет куреня, который есть у нас и объясним ей всё, что им нужно будет приобрести.
Д: нужны будут лопаты, чтоб накопать глины, вёдра для воды, пила, молоток и гвозди, чтобы сделать окна, двери, лавки ,стол.
Т: а я знаю что ещё надо будет купить, чтобы в вёдрах воду носить надо купить коромысло.
Воспитатель включает презентацию
Слайд 1 «коромысло»
В: вот ребята , как выглядит коромысло, расскажи Танюша как им пользоваться.
Девочка объясняет.
Слайд 2 «казачка с коромыслом»
Т: а как же мы нарвём сена для крыши, ведь его нужно много и просто руками такое количество не нарвёшь, ребята, а вы знаете, какой нам в этом поможет инструмент?
Д: Нужно купить косу.
Слайд 3 «коса»
В: да, ребята, а ещё можно приобрести серп.
Слайд 4 «серп»
Слайд 5 «казаки косят траву серпами и косами».
В: ребята, давайте ещё раз на макет нашего казачьего куреня, что же ещё пригодиться в хозяйстве? Какие инструменты вы ещё знаете?
Д: Садник.
Т: да, им маменька в печь хлеб садит. Поэтому и «садник»
Слайд 6 « Казачка переносит хлеб в печь на саднике»
Д: Ухват
Т: Да, а этот инструмент для того чтобы в печь ставить чугунок.
Слайд 7 «казачка ставит чугунок с помощью «ухвата»
В: Танюша, в нашем курене есть очень необычный инструмент объясни, пожалуйста ребятам, что это и как нужно с ним работать.
Т: Это « рубель» к нему прилагается скалка. Им казачки гладят бельё, вот как это делается
(демонстрация процесса)
В: А теперь я предлагаю вам, ребята, вместе с Таней поиграть в дидактическую игру :
« Как изменились инструменты»
Воспитатель раздаёт карточки с предметами старины и современные.
Физкультминутка :
Кто шагает дружно в ряд,
Посмотри, посмотри. (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)
Это наш лихой отряд,
Казаки, казаки (ходьба)
Кто за казаком идет,
в поводу, в поводу.
То коня казак ведет
Под узду, под узду. (На носочках)
Скачет резво конь лихой,
С седоком, с седоком,
Охраняя наш покой
С казаком, с казаком. (Скачут)
Будем мы с моим конем
На границе стоять,
Нашу землю от врагов
Охранять, охранять. (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)
В -Ребята, давайте вспомним пословицы про казака:
Казак без коня, что солдат без ружья.
Казак в беде не плачет.
Казак сам голодает, а конь его сыт.
Казаку конь-отец родной и товарищ дорогой.
Терпи казак - атаманом будешь.
Казаку честь-родину беречь.
Казачьему роду - нет переводу.
-Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили пословицы про казаков.
А еще послушайте загадки о них и постарайтесь отгадать:
1. Толстая Федора наедается нескоро
Но зато, когда сыта, от Федоры теплота? (печь)
Правильно, ребята, это печь. А казаки назвали её группкой. Казачка всегда содержала группку в чистоте и подбеливала её после каждого приготовления пищи.
2. Он пыхтит, как паровоз
Важно держит к верху нос
Пригласит чайку напиться? (самовар)
-Молодцы, ребята! Теперь я знаю, что наши предки гордились бы вами.
А теперь, чтобы Татьяна не забыла какие инструменты они должны купить, давайте мы их ей нарисуем?
Дети рисуют инструменты, которые необходимо будет купить.