Система формирования и развития коммуникативной компетенции учащихся
Плохая речь создаёт одно недоразумение за другим.
Они нагромождаются ,
затуманиваются или совсем заслоняют смысл, суть...
К.С.Станиславский.
1.Актуальность.
Повышение качества образования является одной из актуальных проблем. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетентностей. Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность. Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе.
Школа должна сформировать личность, способную адаптироваться в изменяющихся условиях жизни.
2.Проблема.
Анализ состояния преподавания русского языка и литературы показывает, что в школе недостаточно формируются навыки и умения устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке, литературе, риторике не используются в полной мере для формирования практической речевой деятельности. Это означает, что проблема соотношения знаний о языке и практического владения языком еще не решена.
Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку и литературе - один из путей решения данной проблемы.
Проблема становится ещё более актуальной, так как итоговым показателем по русскому языку являются результаты ЕГЭ, на котором выполнение заданий требует от выпускника школы следующих умений: анализировать,
классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности; оценивать языковые явления с точки зрения нормативности; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; использовать основные приёмы переработки текста, оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; осуществлять речевой самоконтроль.
3.Цели и задачи.
Цель: формирование и развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.
Задачи:
- научить формулировать собственное мнение и аргументировать свою позицию,
- достаточно точно, последовательно и полно передавать необходимую информацию;
-пробудить интерес к слову, научить правильно говорить
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка
- научить общаться со своими сверстниками.
4.Прогнозируемые результаты.
- повышение уровня сформированности коммуникативной компетенции;
-интереса к русскому языку и литературе;
- повышение результативности обучения;
- умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;
-освоение богатств словаря и грамматического строя русского языка, а также его литературные нормы.
- умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров;
- активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.
5.Система работы.
Практика показывает, что уроки русского языка и литературы не относятся к числу любимых, у учащихся очень часто отсутствует коммуникативная мотивация, что мешает осуществить обучение языку как средству общения. «Развитие речи учащихся» - это тема самообразования, над которой я работаю на протяжении многих лет своей профессиональной деятельности. Выбрала эту тему, так как столкнулась с проблемами у большинства учащихся (работаю в 5-11-х классах) в выражении своих мыслей как в устной, так и в письменной форме. Стало ясно, что без усиленной систематической работы по развитию речи учащихся (на специальных уроках развития речи, при изучении других тем, во внеурочное время), ни о каком прочном усвоении знаний и приобретении устойчивых навыков не может идти и речи.
Работая в среднем звене ( в 7 классе) , я обратила внимание на то, что у детей слабо сформированы навыки развития речи. Учащиеся не всегда могли свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они старались заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения. Ребята затруднялись в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний. Ученики допускали большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок. 27% учащихся имели первый уровень коммуникативной компетенции, 36% - второй, 27% - третий, четвертым уровнем владело 10% (характеристика уровней компетенции в приложении).
Как развивать речь и мышление учащихся? Как сформировать интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными навыками?
Наиболее эффективной формой в данном направлении я считаю работу с текстом на уроках русского языка как одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.
Для реализации поставленной цели-формирования коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом- я поставила перед собой следующие задачи:
1) внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся;
2) подбор тематического текстового материала, разработка способов
практической работы с текстом, направленной на развитие навыков
анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых
единиц;
3) вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их
творческих способностей, выявление одаренных в лингвистическом
отношении детей;
Решение этих задач осуществляется в процессе формирования интеллектуальной и речевой культуры.
Методические приемы и формы решения проблемы
Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом:
• комплексная работа с текстом;
• лингвостилистический анализ текста;
• сочинение-рассуждение;
• редактирование текста;
• различные виды диктантов;
• интеллектуально-лингвистические упражнения;
• работа с текстами-миниатюрами;
• составление синквейнов, кластеров к тексту;
• коммуникативные и игровые ситуации.
В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы как комплексная работа с текстом . Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова, о восприятии художественного произведения как творческой деятельности. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии и т. п. При этом самого пристального внимания учителя требует эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передает автор.
Примерный план анализа текста любого типа речи:
1. Выразительное чтение текста.
2. Словарная работа.
3. Тема текста.
4. Идея текста.
5. Тип текста.
6. Стиль текста.
7. Выразительные средства речи и их роль.
Уроки по лингвостилистическому анализу текста помогают осмыслить идею и сюжет произведения, показать художественные средства, использованные автором для достижения своей цели, обратить внимание на особенности языка конкретного писателя. При подведении итогов урока ребята говорят, что они отрабатывали навык лингвостилистического анализа текста, определяли его тему и идею. Такая работа с текстом потребовала изменения структуры урока. В практике работы такой урок (урок-исследование, урок словесности, деловая игра и т. п.) состоит из следующих этапов:
• целеполагание, когда ученики обсуждают тексты и задания с учителем, получают дополнительные инструкции по выбору и выполнению задания;
• планирование ( школьники вникают в содержание и идею текста; размышляют над способом выполнения заданий; определяют потребность в справочной литературе и словарях; вырабатывают план действий);
• исследование (исследование текста, решение промежуточных задач);
• дискуссия (учащиеся обсуждают ход урока, анализируют, добавляют, корректируют свои наблюдения);
• итоговая творческая работа.
Здесь происходит обобщение материалов в устной или письменной форме: учащиеся размышляют о средствах выражения собственных мыслей и чувств и пишут сочинения-миниатюры, оформляют свои размышления над текстом, готовятся к выразительному чтению и т. п. Учитель оценит не только результат, но и процесс работы.
Языковой материал предъявляется учащимся в виде карточек с текстами, заданиями, справочным и инструктивным сопровождением.
Приемы работы с текстами-миниатюрами, а также сравнение двух текстов – это путь от восприятия текста, понятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития памяти, внимания, мышления учащихся.
Интеллектуально-речевое развитие обеспечивается такими методическими средствами как выполнение интеллектуально-лингвистических упражнений.
Ценность упражнений такого рода выражается в том, что с их помощью одновременно стимулируется и интеллектуальное, и лингвистическое развитие учащихся. Что касается интеллекта школьника, то предлагаемые упражнения интенсифицируют процесс развития целого ряда его качеств (речь, внимание, память, мышление). В свою очередь лингвистические знания приобретаются учащимися в процессе активной речемыслительной деятельности. При этом во время выполнения каждого учебного задания школьник совершает несколько умственных операций, например, сравнение, группировку, обобщение и включает различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую.
Успешность работы с такими упражнениями подкрепляется за счет широкого использования исследовательских методов.
Особенно эффективны при развитии творческих способностей учащихся инновационные педагогические технологии например, технология развития критического мышления. Создание синквейнов, кластеров, инсерта к тексту позволяет учащимся осмыслить всю полученную информацию, присвоить новое знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.
Средством создания речевых возможностей на уроке признается система ситуативных упражнений. Учитель моделирует ситуативные задания самостоятельно, а также использует и те задания, которые предполагаются в стабильных учебниках по русскому языку. Приведу пример: « Вы экскурсоводы, ведете экскурсию для младших классов. Стараетесь описать картину ярко, образно и доступно. Объясните, что и почему вам особенно нравится, вы хотите вызвать заинтересованный отклик у зрителей. Кто лучше справится с этой задачей?» Конкурс на лучший рассказ экскурсовода. Запишите получившийся текст.
Подобные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить свое высказывание с адресатом, готовит к эффективному речевому общению.
Помогают в этом и коммуникативно-речевые упражнения.
Например, задание: прочитайте пословицы русского народа о языке и речи. Какие из них, на ваш взгляд, характеризуют язык и речь с эстетической стороны?
1. Язык не стрела, но пуще стрелы разит.
2. Красную речь хорошо и слушать.
3. Коротко и ясно, оттого и прекрасно.
4. Красное дерево редко, красное слово метко.
Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке. Например:
1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.
2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.
3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.
4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.
Развитие речи предусматривает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения, письма) и существует в трех направлениях, составляющих единое целое:
1. овладение нормами литературного языка;
2. обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
3. обучение различным видам речевой деятельности.
1. Овладение нормами литературного языка
По программе наши ученики должны владеть некоторыми произносительными, лексическими и грамматическими нормами. Важно, как будет организован процесс усвоения этих норм на уроке.
Достижению поставленной цели способствуют:
- письменное изложение или устный пересказ текста, содержащего необходимые для усвоения языковые средства;
-свободный или творческий диктант;
- письменный пересказ с дополнительным заданием: употребить в тексте данные слова или конструкции;
-конструирование словосочетаний, предложений, небольшого текста с языковыми средствами, норму употребления которых следует не только осмыслить, но и запомнить;
- замена ошибочных вариантов нормативными (исправление ошибок в произношении слов, в словоупотреблении, в построении предложений и т.д.);
- заучивание стихотворных строк, включающих в себя слова для запоминания (правильный вариант произношения, словоупотребления поддерживается ритмом и рифмой, поэтому легко запоминается);
2. Словарная работа на уроках русского языка и литературы является одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися русского языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще. В своей работе я использую следующие приемы и методы:
- работа со словами, фразеологизмами, данными в учебнике: условно разбиваем все слова, данные в рамках, на смысловые группы (улица и движение, наука, спорт, нравственные качества и т.п.), поясняем их лексическое значение, составляем с ними предложения и тексты-миниатюры;
- различные виды диктантов: словарный диктант (1 раз в неделю); диктант по памяти (проверка домашнего задания); диктант «Угадай словечко» (читаю толкование слова, а дети записывают само слово); зрительный диктант;
- сочинение-миниатюра по опорным словам;
- карточки с разнообразными заданиями;
- «Объясни разницу» — работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению;
- работа со словарями: оформление карточек и знакомство класса с новым словом; работа с толковым словарем учебника (анализ словарной статьи, поиск слов, имеющих определенные пометы, объяснение назначения той или иной пометы);
- «Справочное бюро» - работа со словарями: поиск «адреса» слова в словаре, объяснение его толкования, правописания и произношения;
- традиционная словарная подготовка к изложению или сочинению.
Эффективность этих приемов увеличивается при использовании иллюстративного материала, игровых форм работы, при демонстрации презентации, выполненной самими учащимися и составлении лингвистических сказок, басен.
3. Обучение различным видам речевой деятельности
Обучение слушанию:
- повторить услышанный текст (пересказ подробный, сжатый, выборочный, с творческим заданием);
-записать во время слушания опорные слова;
- конспектировать, составлять тезисы (9-, 10-, 11-е классы).
Обучение чтению (обучающее, ознакомительное, просмотровое и т.д.).
От правильного обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, его отношения к учению, школе, самому себе.
Программа для основной школы ставит задачу научить учеников 5-, 6-, 7-го классов «осмысленно и бегло» читать учебник и научные тексты, выразительно читать тексты художественного и публицистического стилей. Цель совершенствования техники чтения в средней школе — научить «зрелому» чтению: высокой скорости чтения и гибкости, т.е. умению читать с разной скоростью в зависимости от речевой ситуации.
Это методика оптимального чтения Г.С. Швайко, система И.Т. Федоренко — И.Г. Пальченко, методика В.Н. Зайцева и др. В.Н. Зайцев рекомендует обучать учащихся оптимальному чтению - в темпе разговорной речи, обеспечивающем осмысление. Это темп 120— 150 слов в минуту.
Чтение – это не только средство общекультурного развития, но и средство, гарантирующее учебные успехи по всем предметам. Ведь чтение в школе связано не только с литературой. Оно является основой для изучения всех дисциплин, даже математики. Неправильно понятая задача ведет к неправильному решению.
Поэтому необходимо ежедневно использовать тренировочные упражнения, рекомендуемые для повышения скорости чтения: поиск непонятного слова, "жужжащее чтение", многократное чтение, ежеурочные пятиминутки чтения. Например, в начале урока выделяю 5 минут на чтение любимой книги вслух (особенно хорошо действует этот приём в 5-7 классах). На уроке литературы также использую упражнения: чтение по цепочке (по 1-2 предложению), беседа по прочитанному в парах, оценивание друг друга. А чтобы не падала осмысленность чтения, использую пересказ (самостоятельный, в парах) художественных текстов.
Еще К.Д. Ушинский рекомендовал проводить непринужденную беседу в связи с прочитанным, поэтому я стараюсь как можно чаще вовлекать ребят в обсуждение, подбираю тексты на актуальные проблемы современности. Использую следующие вопросы и задания:
- прочитать выразительно, ответить на вопросы или вспомнить, что из текста было известно ранее, а что оказалось новым;
- прочитать и определить, что и почему вызывает смех (радость, печаль...);
- разбить текст на абзацы, озаглавить, подобрать эпиграф;
- придумать альтернативное продолжение произведения;
-проанализировать происходящие в произведении события, охарактеризовать героев в ракурсе современности.
Стремясь оживить процесс работы, для отработки орфограмм и пунктограмм использую поэтические и прозаические тексты, по которым учащиеся предварительно готовятся к выразительному чтению и обсуждению в классе. Такой вариант был принят ребятами с удовольствием.
Обучение устной и письменной речи
Все предыдущие виды работ (словарная, создание словосочетаний и предложений, мини-сочинений) также служат обучению устной и письменной речи.
Не буду подробно останавливаться на традиционных сочинениях и изложениях. Приведу примеры других форм, используемых в работе:
- сочинение-репортаж на актуальную тему современности;
- составление лингвистической сказки, басни (использую на уроках русского языка для объяснения нового материала);
-интервью с литературным героем, героем фильма, актером, известным политическим или общественным деятелем;
- составление фантастических рассказов, утопий: «Прошлое и будущее русского языка», «Речевой портрет человека в 2050 году», «Язык будущего»;
- отзыв о просмотренном фильме, составление аннотаций и рецензий на литературные новинки;
- доклады и рефераты (подготовка и защита): «Русские лингвисты», на одну из тем курса русского языка, о родном крае, о писателе или поэте;
-портретный и психологический очерк (о себе, своих друзьях, классе);
-составление сценариев внеклассных мероприятий: «Язык СМИ и рекламы», «Сохранить язык».
Обычно я не ставлю детей в тесные рамки — предлагаю несколько (3—8) тем на выбор. Для анализа творческих работ и работ над ошибками стараюсь выделить отдельный урок или рассредоточить эту работу на ближайших уроках.
Великому русскому педагогу К.Д.Ушинскому принадлежат слова: “Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета”.
На всех видах вышеназванных уроков учителем создается особая образовательная ситуация, когда через общение ученик-учитель, ученик - ученики происходит осмысление и усвоение теоретических знаний и практических навыков, то есть закладываются базовые знания, необходимые для организации дальнейшей результативной учебной деятельности. Общение становится обязательным условием учебной деятельности. При этом урок сохраняется как форма организации обучения, но обновляются приемы и средства обучения через создание на разных этапах урока речевых ситуаций, расширяется применение современных педагогических технологий (технологий проблемного обучения, интегрированного обучения и разноуровневого обучения, групповых, игровых и информационных технологий), неурочных форм организации деятельности.
Одно из важных условий применения данного опыта- переход от традиционного обучения к личностно-ориентированному. Такой подход требует становления педагога как профессионала, легко ориентирующегося в инновациях.
Степень новизны и содержание необходимых изменений
Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, использовании педагогических инноваций в процессе обучения русскому языку, творческом переосмыслении традиционных
методов обучения с учетом педагогической дидактики (например, изменение традиционной структуры урока) , возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся.
Внесенные изменения в содержание образования и в организацию педагогического процесса – одно из условий успешности данного педагогического опыта. Развитие речи учащихся - это практическая сторона обучения языку, формирование тех умений и навыков, которые способствуют обогащению активного словарного запаса, свободному пользованию всеми грамматическими средствами - словообразовательными моделями, формами частей речи, словосочетаниями, предложениями различных типов, а также формирование образно-эмоциональной стороны речи для выражения своих мыслей, знаний, чувств, намерений .
6.Анализ результативности работы.
Использование педагогических инноваций в процессе обучения русскому языку позволила мне достичь следующих результатов:
• у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация изучения русского языка и литературы;
• более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие,
. ведётся подготовка к успешной сдаче ЕГЭ
• повышается культурный уровень, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах;
• повысился уровень коммуникативной компетенции:
Четвертым уровнем овладели 18% учащихся (было 10%), третьим- 36% (раннее-27%), вторым-28 %, снизилось количество учащихся с первым (низким) уровнем компетенции (18% вместо 27%).
7.Заключение.
Формирование и развитие коммуникативной компетенции возможно, с моей точки зрения, за счет реализации в процессе преподавания русского языка межпредметных связей, умения ориентироваться в различных речевых ситуациях, умения строить диалогическое высказывание через тексты, используемые на других учебных предметах.
В заключение хочется отметить, что формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы способствует разностороннему развитию языковой личности ученика, а также предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, творческого мышления, способности самостоятельно решать нестандартные коммуникативные задачи. От уровня коммуникативной компетентности личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и самореализация в обществе.
Использование новых технологий на уроке русского языка, уроке развития речи позволяет активизировать познавательные интересы учащихся, контролировать деятельность каждого, значительно увеличить темп работы, решить сразу несколько задач: изучить новый материал, закрепить, выполняя практическую работу, включающую разные виды упражнений, углубить знания, провести контроль. Очень важно, что учащиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету в целом.
Список использованной литературы.
1. Ладыженская Т.А. Методика преподавания русского языка. – М., 1990.
2.Пахнова Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре// РЯШ. – 2004, №4. – С.8-16.
3. Проекты ФГОС второго поколения 2010-2011г.