Опыт работы:
«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения»
Цель представленной работы - систематизировать ряд приёмов и методов, эффективно влияющих на развитие творческих способностей учащихся 1-4 классов на уроках русского языка и литературного чтения.
1. Условия возникновения опыта.
У детей способность к творчеству складывается постепенно, проходя несколько стадий развития.
Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое.
К 8-9 годам наблюдается всплеск исследовательской активности. Она на этапе причинного мышления характеризуется двумя качествами: ростом самостоятельности мыслительной деятельности и ростом критичности мышления. Чтобы стимулировать творческую активность и устранить отрицательное воздействие критичности, используют различные методы и приёмы:
Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. Одним из наиболее перспективных направлений в новообразовании стало развитие творческого потенциала личности, которое обеспечило бы человеку возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным.
2. Актуальность темы.
Актуальность опыта вытекает из потребностей совершенствования системы начального обучения, стимулируемое социальным заказом: современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения.
Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Эта задача находит свое отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников.
Исходя из этого цель моей деятельности -развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.
В соответствии с этим мною поставлены задачи:
1.Выявить уровень творческого мышления, используя различные творческие задания.
2.Разработать творческие задания для развития творческого мышления на различных этапах обучения.
3.Организовать деятельность учащихся на уроках русского языка и литературного чтения по развитию креативного мышления.
4.Формировать устойчивую положительную мотивацию к урокам русского языка и чтения.
3. Теоретическая база опыта.
Л.С. Выготский пишет: «задолго до школы ребенок практически владеет всей грамматикой родного языка, но он не знает, что …владеет. Эти операции неосознанны. Так пусть ученик на уроках русского языка удивится, порадуется, начнет уважать себя за знания и умения, которые, как выясняется, уже есть. Тогда он с большей охотой, более уверенно двинется вперед, за новыми открытиями, постепенно станет «произвольно» оперировать своими собственными умениями. Так они перейдут «из бессознательного, автоматического плана в план произвольный, намеренный, сознательный».
От практики использования языка – к осознанию его особенностей и удивлению: «Оказывается, вот какие бывают слова, вот что я делаю со словами, когда говорю!» А далее, с чувством удовлетворения, снова к использованию языковых средств, но теперь уже более осознанному и совершенному.
Развитие творческих способностей детей зависит от чуткого, тактичного, все понимающего учителя, его творческого потенциала. Поэтому перед учителем любой ступени стоят следующие задачи:
- замечать любые творческие проявления учеников;
- создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе.
Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются лишь задатки способностей. Задача учителя – развивать эти задатки, растить эти нежные ростки. Творческие работы, как показывает опыт, являются эффективным приемом развития речи учащихся.
Первое условие речевого развития ребенка – это потребность общения. Следовательно, в методике развития речи должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию любой речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чем-то.
Но общение возможно только с помощью общепринятых знаков, т.е. слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи или создать речевую среду. Это второе условие развития речи ребенка. Речевая среда – это речь родителей, друзей, фольклор, художественная литература, телевидение, кино и театр, а в школе – речь учителей, язык учебников и т.д.
Задачи учителя в развитии речи учащегося:
- обеспечить создание речевых ситуаций;
- обеспечить правильные условия учащимся достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм.
4. Технология опыта. Жанры творческих работ.
На уроках русского языка и чтения провожу творческие работы различных жанров: записки, письма, поздравления, кулинарные рецепты, шумелки, кричалки, ворчалки,песенки, сказки, изложение с продолжением, творческое списывание, сочинения, поэтические минутки.
-Творческое списывание.
Даю детям текст с пропущенными словами. Это могут быть слова из словаря или слова, требующие проверки. В ходе работы над текстом ученики подбирают подходящие по смыслу слова, решают орфографические задачи, пишут изложение. В написанном тексте обязательно отмечают все орфограммы, проверяют.
-Творческие изложения.
Творческие изложения: с изменением лица рассказчика, от лица одного из персонажей, с творческим дополнением, с продолжением. Подробнее остановимся на последнем. Изложение с продолжением рассчитано на два урока. Пишем такие изложения во втором классе, т.к. опыт работы с изложением уже есть, значит можно поработать над развитием творческих способностей. Итак, на первом уроке дети читают отрывок.
Жил в.лчишко с матерью. Ушла мать на охоту. А в.лчишку поймал человек и прине… в горо…. Положил посреди комнаты. Забарахтался в.лчишко и выле… из ме…ка. Забился в.лчишко под кресло и др.жит там. Кот со спинки гл.дит. Пес вокруг бегает. Ночью выле… в.лчишко.
После анализа текста и орфографической подготовки письменно его пересказывают. Следующий отрывок рассказа предлагается прочитать и ответить на вопрос: Что произошло с предложениями?
Ходил, ходил, сел и завыл. Ночью вылез волчишко. Стал там тихонько жить. Волчишко опять под кресло залез. Человек на кровати замахал руками, закричал.
- Расставь предложения в нужном порядке (обозначь цифрами). Проверь, переходит ли мысль из одного предложения в другое. Отметь все орфограммы. Спиши отрывок, соблюдая правильный порядок предложений.
На следующем уроке дается продолжение рассказа с пропущенными орфограммами. Вначале дети решают орфографические задачи (вставляют буквы), затем перечитывают текст и решают, каким словом можно закончить текст (или каким предложением). И последнее задание: Представь себе картину, вспомни порядок событий и напиши изложение.
-Сочинения.
В современной методике развития речи определяются основные умения учащихся, которые формируются в процессе подготовки и проведения сочинений:
1. Круг умений, связанных с темой и ее раскрытием.
2. Круг умений, связанных с накоплением и подготовкой материала для рассказа и сочинения.
3. Круг умений, связанных с планированием своего сочинения или рассказа, с его композицией, построением.
4. Круг умений, связанных с языковой подготовкой будущего сочинения.
5. Круг умений, связанных с построением самого текста и его написанием.
Каждый учитель начальных классов знает, какая подготовительная работа ведется перед написанием каждого сочинения. Мне же хочется коснуться тематики школьных сочинений.
Свои первые сочинения мои ученики пишут по опорным словам на заданную тему. Постепенно задания усложняются. Пишем сочинения по личным наблюдениям, впечатлениям: Расскажи о звуках и запахах осеннего леса (сада); напиши, какой ты представляешь Страну невыученных уроков; опишите картинки зимнего леса (после экскурсии). Сочинения дают возможность ребенку поделиться своими чувствами, переживаниями: «Что меня радует и что огорчает» Некоторые темы позволяют просто помечтать: «Если бы я был директором школы».
Нравится детям писать сочинения о своей семье. На уроке чтения, после изучения раздела «Мы с папой и мамой», предлагаю написать сочинение о своей семье. Расскажите, о чем хотите: о какой-то интересной поездке, походе, о каком-то важном событии в вашей семье.
Как правило, после прочтения каждого раздела, один урок посвящаю творчеству детей. Темы сочинений самые разнообразные: Мой маленький друг», «Мой любимый мультфильм о животных», «Мои летние приключения», «Мой дворик».
-Поэтические минутки.
Первоклассникам предлагаю поиграть в игру «БУРИМЕ». И дети придумывают стишки или песенки на заданные рифмы. Кошка – гармошка, молочком – язычком, картошка – окошко, огурец – молодец.
Лежит на коврике кошка,
Растянулась, как гармошка.
Посмотрели мы в окошко.
Расцвела уж там картошка.
Песенка.
Мы к кролику в гости идем с Пятачком.
Веселые песни поем.
Любые проблемы нам нипочем
Ведь мы очень дружно живем!
Во втором классе дети с удовольствием сочиняют шумелки, кричалки, ворчалки.
Надоело мне лениться.
Да! Да! Да!
Лучше буду я трудиться:
Делать уроки, много читать,
И иногда пятерки получать.
Да-Да- Да!!!
Надоело мне сидеть
И решил я пошуметь.
Пум-бу-рум! Та-ра-рам!
Голосу я волю дам!
А_А_А_! У-у-у!
Я не так еще могу!
Чик-чи-рик!,
Чики-рик!
Я немножечко охрип!
В 3-4-х классах дети сами рифмуют стихи.
Пушистая мечта.
Если б мама разрешила,
Завела бы я щенка.
Он бы был хороший, милый,
Дом стерег,
Команды знал.
И в толпе среди народа
Меня он сразу узнавал.
Но мама запретила
Щенка мне заводить.
Поэтому мечту мою
Нельзя осуществить.
-Записки.
В первом классе учимся писать записки. После того, как дети открыли, что такое записка (короткое сообщение, которое состоит их обращения, сообщения и подписи), даю различные задания: Напиши записку другу, используя слова подсказки (приходи, заходи, за мной, до встречи, до завтра); напиши какую хочешь записку учительнице (сообщение, просьбу, приглашение); напиши записку маме. И дети пишут.
Дорогая Марина Ахмедовна!
Приходите, пожалуйста, ко мне на день рождения 2 марта в 2 часа.
Руслан.
Мама!
. Я ушел в школу на День Здоровья.
Амир.
5. Игра.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка, литературного чтения и других предметов, изучаемых в начальной школе. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией, которая даётся изначально в готовом, ярком виде, не требующем дополнительной работы или осмысления. Во всём мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объём сведений. Приоритетной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации в соответствии с поставленной задачей. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Игра — это естественная для ребёнка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, я учу детей не так, как мне удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Использование игровой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения в моей практике, позволило:
Присутствие «великой учительницы» — игры в жизни младшего школьника должно быть осмысленно соотнесено с другими видами его деятельности. Целесообразно спланированную, правильно подобранную и умело использованную игру педагогом, по моему мнению, можно считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок. На уроке игра позволяет младшему школьнику испытать радость умственного напряжения и преодоления интеллектуальных трудностей, которые сопряжены с решением учебных задач.
Таким образом, игровая деятельность является хорошим средством для формирования познавательного интереса учащихся к русскому языку и литературе, она способна привлечь их внимание, показать красоту этих предметов. Но пользоваться ей надо умело, использовать игры в системе, не упуская сути предмета и не придавать игре характер обычного упражнения. Ведь игра — это всегда праздник для ребёнка.
6. Практическое применение
В моей практике обучения русскому языку сложились вполне определённые виды творческих работ. Большое внимание в изучении русского языка уделяется правописанию словарных слов. Учащимся трудно даются темы по правописанию непроверяемых или труднопроверяемых написаний слов. Поэтому я в своей работе ввожу творческие задания, которые способствуют не только лучшему запоминанию правописания данных слов, но и проявлению у учащихся креативного мышления. Так, например, работу над словом я стараюсь разнообразить различными приемами.
1.Даю детям задание подобрать как можно больше прилагательных к данным словарным словам: ворона, воробей, корова, молоко
Эта работа проводится в группах. Дети каждой группы заполняют схемы, которые потом вывешиваются на доску для выполнения следующего задания: составить текст, используя данные слова с подобранными именами прилагательными.
2. Предлагаю задание: составить и записать предложение со словами собака и карандаш
(слова лучше брать те, которые не подходят друг другу по смыслу, это дает возможность детям мыслить более нестандартно)
Учащиеся составляют предложения.
Дети выбирают наиболее оригинальные предложения и придумывают продолжение (эта работа может уже быть в парах). После чего каждая пара раскрашивает те моменты на иллюстрации с изображением собаки, которые наиболее напоминают букву «о» (голова, глаза, носик, шерсть колечками, хвостик колечком…).
Задание можно дополнить работой. Я предлагаю детям дорисовать на картинках те предметы, которые будут необходимы собаке и тоже в своем названии содержат букву. Так идет запоминание того, что в слове собака непроверяемая «о».
Подобные виды деятельности я стараюсь дополнить и другими заданиями:
-нарисовать рисунок, объединив данные слова общим сюжетом
-придумать загадки или составить ребусы для данных слов
Данная работа позволяет не только отрабатывать правописание словарных слов, но и помогает расширить собственный словарный запас ученика, его умение составлять предложения более полные, а также раскрывает творческие способности детей.
Фактором номер один, влияющим на успеваемость школьников, является, на мой взгляд, читательская подготовка. Именно отсюда возникают часто школьные проблемы: читая медленно, дети читают мало; больше времени тратится на выполнение домашних заданий, значит, возрастает перегрузка; прочитанное не всегда полно и правильно понимается. Для оптимального развития творческого мышления детей с разными учебными возможностями в своей педагогической практике использую элементы интегрированного урока.
После чего предлагаю ребятам обыграть сюжеты, над которыми они работали, используя выбранные слова: разговор царицы с зеркальцем, обращение богатырей к царевне, общение царицы и царевны около дома богатырей.
Особый творческий интерес у учащихся вызывает работа «дизайнеров и модельеров», когда детям предлагаю сделать зарисовки, аппликации костюмов для персонажей, проекты и эскизы дворцовых комнат.
Благодаря этой работе, у учащихся повышается уровень творческой активности, формируется положительная мотивация к урокам русского языка и чтения.
Задания способствуют более быстрому запоминанию текста, развитию беглости чтения. У учащихся со слабым уровнем техники чтения возрастает интерес к чтению,желание читать больше, так как чтобы участвовать в инсценировке, необходимо знать, о чем текст. Речь детей становится более полной, красочной.
Творчество не может быть без собственных переживаний ребенка. Примером такой работы может работа по составлению своего текста - описания персонажей, используя выбранные имена прилагательные.
Чувства детей и результаты систематического обучения творчеству особенно ярко проявляются при написании сочинений. Тема одна, но насколько по разному ребята раскрывают ее: здесь и художественное описание березы, и береза как символ российской красоты и чистоты, и что береза дает человеку. Но при этом каждое сочинение пронизано переживаниями ребенка, его неравнодушием к окружающему.
В качестве домашнего задания учащимся предлагаю выучить стихотворение, подобрать свои имена прилагательные к данным именам существительным.
Одним из эффективных средств по развитию творческих способностей у младших школьников на уроках русского языка являются сочинения по картине. Этот вид деятельности можно также провести совместно с уроками литературного чтения, что позволяет раскрыть творческие возможности каждого ученика. Знакомство с полотнами известных художников обогащает знания детей об окружающей действительности, помогает развитию у них мышления, воображения, эстетического вкуса.
В написании сочинения учащиеся используют данные материалы, что позволяет учащимся во время написания чувствовать себя более раскрепощенно. Они откровенно делятся своими переживаниями, ярко и красочно рассказывают о переживаемом.
Особый интерес у меня вызывают темы по литературному чтению в разделе «Устное народное творчество». Именно здесь дети открывают и развивают свои самые яркие способности.
Большую ценность в обучении представляет работа с загадками. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками - это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей. Сочиняя (составляя)загадку, они получают возможность сконцентрировать свое внимание на конкретном, реально воспринимаемом или воссозданном в воображении предмете. Важная особенность этого жанра: загадка - это форма поэтического творчества, это всегда короткое произведение, что существенно для младших школьников.
А также учащиеся сочиняют свои сказки и оформляют их в самых различных видах и формах.
4.Результативность.
Для того, чтобы получить положительный результат в работе по развитию творческих способностей, необходимо:
*организовывать выставки творческих работ, конкурсы, что повышает у учащихся интерес к творчеству.
Результаты доказывают, что работа в данном направлении даёт положительный результат, как по русскому языку, так и по литературному чтению.Желание читать больше книг, расширять свой читательский кругозор возрастает. Повышается уровень техники чтения, орфографическая зоркость. Развитие творческих способностей учащихся неразрывно связано с положительной мотивацией учения и формированием познавательных интересов и способностей.
Немаловажное значение в успешности моих уроков имеют здоровьесберегающие технологии, которым я уделяю особое внимание. Необходимое чередование видов работ, разноуровневые творческие задания, соблюдение объемов всех видов письменных творческих работ также способствуют сохранению здоровья учащихся. Во время физминуток ребята могут сами придумать и показать как прыгает, бегает, передвигается, охотится и т.д. какое – либо животное.
На уроках передо мной стоит еще одна очень важная задача - создание особой атмосферы доверия, доброжелательности, теплоты, атмосферы творчества, в которой дети «купаются» и радостно творят. Поощрение со стороны учителя - это признание способностей ребенка, оно стимулирует его к дальнейшему творчеству.
Детское творчество неисчерпаемо. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и ученику и учителю.
Творите сами, проявите в полную силу свои творческие способности, и творить будут ваши ученики.
7. Адресная направленность.
Данный опыт работы может быть использован педагогами школы ,педагогическая деятельность которых направлена на развитие творческого потенциала учащихся.
Литература.