Пояснительная записка
1.1. Цели интеллектуальной игры:
Обучающая: конкретизирует и способствует закреплению знаний по истории Великой Отечественной войны и роли Урала в ратных подвигах страны.
Развивающая: способствует накоплению знаний обучающихся о роли Урала в трудовых и ратных подвигах страны, развивает познавательный интерес, мыслительные процессы.
Воспитательная: формирует чувство патриотизма и любви к Родине через изучение истории Великой Отечественной войны и участия Урала в ратных подвигах.
1.2.Актуальность выбранной темы.
Меняются поколения, меняются политические, социальные и экономические основы государства, но неизменной остаётся задача формирования патриотизма населения как важнейшего источника процветания Отечества и его народов.
В 2020 году отмечается юбилейные дата - 75-лет Победы в Великой Отечественной войне с фашистской Германией.
Беспримерный героизм, мужество и стойкость проявил народ России в противостоянии врагу во имя достижения Великой Победы.
1.3. Форма мероприятия – интеллектуальная игра.
В интеллектуальной игре школьниками осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой.
Первая цель – удовольствие от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость. Цель второго уровня – функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей. Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры – разгадать, добиться результатов.
Интеллектуальная игра «Урал в годы Великой Отечественной войны» помогает формированию универсальных учебных действий, на которые направлен образовательно-воспитательный процесс игрового взаимодействия:
Творчество школьники проявляют в подготовке приветствия команд. Им предстоит придумать название, девиз, эмблему команды.
1.4. На какой возраст рассчитано мероприятие.
Школьники 14-17 лет (8-11 класс)
1.5. Этапы мероприятия. Распределение времени по этапам.
Этап |
Содержание |
Время (мин.) |
1 |
Организационный. За день до начала игры члены команды подают заявки на участие руководителю школьного музея. Перед началом организаторы игры на доске рисуют табло, в кабинете готовят игровые места для команд и болельщиков, оборудуют место для жюри, устанавливают проектор и экран, включают музыку. |
5 |
2 |
Начало и ход игры Создание благоприятного эмоционального настроя и постановка цели игры. Приветствие команд и болельщиков. Ознакомление игроков и болельщиков с правилами проведения игры. До участников доводится информация о составе жюри. |
30 |
3 |
Подведение итогов игры Награждение победителей. Поощрение организаторов и их помощников в проведении игры. Объявление благодарности всем школьникам за помощь в организации игры. |
5 |
4. |
Уборка кабинета. |
10 |
1.6. Использование ТСО и наглядности.
Мультмедийная презентация содержания вопросов.
1.7. Индивидуальная и коллективная работа обучающихся.
В интеллектуальной игре предполагается коллективное обдумывание ответа игроков на вопрос и требуется применение продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Индивидуальные поручения в подготовительный период способствуют воспитанию у школьников ответственности за порученное дело.
1.8. Практическая значимость работы.
Достоинство интеллектуальной командной игры заключается в том, что она опирается на мотивы общения:
Познавательная командная игра способствует использованию не только моральных мотивов, но и познавательных:
Содержание игры «Урал в годы Великой Отечественной войны» оказывает эмоциональное воздействие на воспитанников, вызывает интерес и имеет несомненный воспитательный эффект.
На основе знакомства с историей Великой отечественной войны происходит непосредственное прикосновение детей к отечественной истории и истории родного края.
План-содержание
Подготовительный этап
Перед игрой целесообразно провести классные часы на тему «Великая Отечественная война», «День народного подвига Урала», «Уральский добровольческий танковый корпус», изучить соответствующую литературу, подобрать наглядные пособия.
Участники игры и их роли:
Четыре команды по 4 человека каждая.
Организаторы – 3 человека (обязанности – поиск и формулировка 20 вопросов, подсчёт баллов, наблюдение за временем, подведение итогов, награждение).
Болельщики – все желающие.
Ведущий – ученик 11 класса.
Организаторы игры и их помощники:
2 человека – оформляют кабинет.
1 человек – рисует на доске таблицы предстоящей игры и контролирует выставление баллов после ответа команд во время игры.
Табло итогов
Команда |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
|
|
Русичи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Твёрдый орешек |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Эврика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Умники |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ход игры
«Урал в годы Великой Отечественной войны»
Ведущий: Добрый день, здравствуйте, дорогие гости! Я, на правах хозяики, рада вас приветствовать. Мы собрались здесь, чтобы провести игру, посвященную юбилейным датам Великой Отечественной войны.
Правила игры.
Интеллектуальная игра «Урал в годы Великой Отечественной войны» будет проходить по правилам всем известной игры «Брейн – ринг».
На сцене вы видите два игровых стола, за которые впоследствии сядут две команды, чтобы сразиться в первом интеллектуальном бою. Бой закончится, когда одна из команд наберет 5 очков, т.е. в сумме даст 5 правильных ответов на мои вопросы, посвященные Великой Отечественной войне и роли Урала в трудовых и ратных подвигах страны.
Выигравшая команда остается за игровым столом и участвует в следующем интеллектуальном бою, а ее соперник определяется с помощью жеребьевки. Команды победители сойдутся в решающем бою за звание победительницы интеллектуально-познавательной игры.
Ведущий: Уважаемые игроки, внимание! Я хочу напомнить вам правила игры «Брейн – ринг». После того, как я произнесу вопрос, у вас есть время на его обдумывание и обсуждение – одна минута. Нужно как можно быстрее обсудить вопрос, или, зная правильный ответ, нажать на кнопку звонка.
Если команда, нажавшая на кнопку, дает правильный ответ, разыгрывается второе очко, если нет, - у их соперников есть еще 20 секунд на обсуждение вопроса, но перед тем, как ответить, они также должны нажать на кнопку. Я советую командам посадить рядом с кнопкой игрока, имеющего хорошую реакцию, т.к. от быстрого нажатия на кнопку может зависеть победа вашей команды.
После того как я задам вопрос и произнесу: «Время!», раздается вот такой звуковой сигнал.
Ведущий: Только после этого команды могут обсуждать вопрос или нажимать на кнопку. Если ни одна из команд не дала правильного ответа, разыгрываются следующие 4 очка. Время будет определять по секундомеру мой помощник. Жюри ведет счет игры. Звуковые сигналы будет подавать….
Я так же хочу представить людей, без которых, по-моему, невозможно проведение этой программы. Они сидят в первом ряду зала. Это – члены жюри, которые будут помогать мне в спорной ситуации признать победу той или другой команды.
Идет представление жюри
Итак, правила игры понятны всем? Я прошу команды за столами приготовиться к игре. А зрителей хочу предупредить, что подсказки из зала
Недопустимы. В случае подсказки вопрос будет снят, а автора подсказки я попрошу покинуть зал. Команды готовы? Начинаем игру. Разыгрываем одно очко.
(звучит гонг)
Внимание вопрос! (зачитывается вопрос). ВРЕМЯ!
ВОПРОСЫ ИГРЫ:
«Урал в годы Великой Отечественной войны»
1
Когда на запад эшелоны,
На край пылающей земли
Ту мощь брони незачехленной
Стволов и гусениц везли,
Тогда, бывало поголовно
Весь фронт огромный повторял
Со вздохом нежности сыновней
Два слова: «батюшка Урал».
Вопрос: Из какого произведения эти строки и кто автор? Время!
Ответ: Поэма «За далью даль» Александра Твардовского.
2
Вопрос: Когда состоялся Парад Победы? Время!
Ответ: 24 июня 1945 года
3
Вопрос: в каких городах по указанию Государственного Комитета Обороны были созданы три танковых завода-гиганта? Время!
Ответ: в Челябинске, Нижнем Тагиле, Свердловске.
4
Вопрос: Г.К. Жуков - один из ярчайших полководцев 20 века. Его называли русским солдатом с маршальскими погонами на плечах. Сколько раз полководцев был удостоен звания Героя Советского Союза? Время!
Ответ: четырежды
5
Вопрос: Как назывался танк, построенный на средства свердловских школьников? Время!
Ответ: «Школьник Свердловска»
6
Вопрос: В каком городе был создан комбинат «Танкоград»? Время!
Ответ: в Челябинске
7
Вопрос: Кто возглавил первую комсомольско - молодежную бригаду на Уралмаше, уменьшившую время обработки танковой башни до 4 часов 10 минут при норме 18 часов? Время!
Ответ: М.Ф. Попов
8
Вопрос: Назовите фамилию жителя Курганской области,
который на собственные сбережения купил танк Т-34 и стал его командиром. На этом танке, который был трижды подбит, он учувствовал в параде Победы. Время!
Ответ: И.С. Андреев
9
Вопрос: Сколько наших земляков - уральцев было удостоено звания «Герой Советского Союза»? Время!
Ответ: 1005
10
Вопрос: Какого женского имени фашисты боялись как огня? Время!
Ответ: Катюша
11
Вопрос: В годы войны населению резко не хватало многих товаров, особенно обуви. Какую обувь, до 10 тыс. пар ежемесячно, выпускал Ижевский машина - строительный завод? Время!
Ответ: лапти
12
Вопрос: Как называли наши солдаты и уралмашевцы мощную самоходку
СУ-122, легко расправлявшуюся с немецкими «тиграми» и «пантерами»? Время!
Ответ: «Зверобой».
13
Вопрос: Какие соединения, части и подразделения входили в состав Уральского добровольческого танкового корпуса? Время!
Ответ: Танковая бригада, мотострелковая бригада, разведывательная рота, медико-санитарный взвод, артиллерийский полк самоходной артиллерии, Гвардейский минометный дивизион, батальон связи, мотоциклетный батальон.
14 Вопрос: В сентябре 1941 года 4 первых советских дивизий стали Гвардейскими. Одна из них - уральского формирования. Как она называлась? Время !
Ответ: 3-я Гвардейская стрелковая дивизия.
15
Зафиксировано, что во время Великой Отечественной войны звание
«Герой Советского Союза» в дивизиях получали человек 10-15. Абсолютный рекорд, зафиксированный в вооруженных силах, это - 106 Героев Советского Союза в дивизии, сформированной на Урале в 1942 г. Что это за дивизия и в каком городе она формировалась? Время!
Ответ: 167 стрелковая дивизия сформирована в г. Сухой Лог.
16
Вопрос: Назовите наших земляков - летчиков, дважды Героев Советского Союза. Время!
Ответ: Одинцов Михаил Петрович, Речкалов Григорий Андреевич.
17
Вопрос: Назовите дату выхода первого танка Т-34 из проходной Уралмаша. Время!
Ответ: 21 сентября 1942 года
18
Вопрос: Автоматическая сварка танковой брони под флюсом была впервые в мире применена в Нижнем Тагиле. Кто автор этого метода? Время!
Ответ: академик Евгений Оскарович Патон.
19
Вопрос: В феврале - апреле 1943 года на Урале было сформировано уникальное соединение. Как оно называлось? Время! Ответ: УДТК (Уральский Добровольческий Танковый Корпус)
20
Вопрос: Кто из уроженцев Свердловской области отличился при взятии Рейхстага? Время!
Ответ: Неустроев Степан Андреевич, уроженец с. Талица Сухоложского района.
21
Вопрос: Кто был первым командиром 30-го танкового корпуса в годы Великой Отечественной войны? Время!
Ответ: Командиром корпуса был назначен генерал-майор танковых войск Г.С. Родин, опытный танкист, командовавший до этого танковыми частями, вернувшийся в строй после тяжелого ранения.
22
Вопрос: Имя кого из маршалов Советского Союза присвоено 10-й гвардейской, Уральско - Львовской, Ордена Октябрьской революции, Краснознаменной, орденов Суворова и Кутузова, добровольческой танковой дивизии. В каком году и за что УДТК было присвоено это имя? Время!
Ответ: 16 июня 1967 года за высокие результаты в боевой учебе ему
присвоено имя маршала Советского Союза Р.Я. Малиновского.
23
Вопрос: Сколько заявлений было подано в марте – мае 1943 года от добровольцев Свердловской, Челябинской и Молотовской (Пермской)
областей и сколько уральцев было отправлено в Уральский добровольческий танковый корпус. Время!
Ответ: от трудящихся Урала поступило 110 тысяч заявлений с просьбой о
зачислении в корпус. Из них только 9660 человек было внесено в списки личного состава, в 12 раз меньше.
24
Вопрос: На какой медали времен Великой Отечественной войны увековечен танк Т-34? Время!
Ответ: на медали «За отвагу»
25
Вопрос: Когда получила первое боевое крещение 4-ая танковая армия,
а вместе с ней и 30-й Уральский Добровольческий танковый корпус? Назови дату, год крещения и боевую операцию. Время!
Ответ: 11 марта 1943 года Народный комиссар обороны присвоил корпусу наименование – 30-й Уральский Добровольческий танковый корпус. В торжественной обстановке добровольцам было вручено оружие и боевая техника.
Первое боевое крещение во время Орловской операции.
26
Вопрос: Сколько боевых орденов и медалей вручено УДТК и его воинам? Время!
Ответ:
На знаменах 15 частей корпуса – 54 ордена, среди них ордена Суворова и Кутузова второй степени.
За период участия в Великой Отечественной войне воинам корпуса вручено 42 368 орденов и медалей, 27 солдат и сержантов стали полными кавалерами орденов Славы, 38 гвардейцам корпуса присвоено звание Героя Советского Союза.
27
5 августа 1943 года в Москве состоялся первый салют в честь доблестных воинов, в их числе были и уральские добровольцы? За освобождение, каких городов были даны залпы салюта? Время!
Ответ: за освобождение Орла и Белгорода. УДТК корпус получил боевое крещение севернее Орла.
28
Какое военное событие января 1944 года, участником которого была Свердловско-Львовская гвардейская танковая бригада рассматривается военными теоретиками как образец высокого тактического искусства и боевого мастерства при форсировании водных преград? Время!
Ответ: Захват минированного моста через Варту. На каждом его опорном столбе были подвешены огромные ящики с взрывчаткой. Взвод Юдина Н.Л., внезапно ворвавшись на мост, перебил его охрану, уничтожил 7 огневых точек противника. Саперы разминировали 60-тонный мост и батальон В.Г. Скринько проехали по нему на другой берег.
Ведущий: Ребята, сегодня в игре мы вспомнили основные этапы военной истории России и нашего Уральского края. Почетная обязанность каждого гражданина страны уважения и любви к своему государству. Наступило время подведения итогов. Обратим внимание на наше Табло. Слово предоставляем нашему жюри.
Жюри комментирует итоги. Поощряет организаторов и их помощников в проведении игры. Вручает призы.
Ведущий: Уважаемые друзья, спасибо за участие в игре. До новых встреч!
Список использованной литературы: