Автор: Джуха Нина Николаевна
Страна: Украина
Город: c.Раздольное
Организация: МБОУ "Раздольненская школа" администрации Старобешевского района
Проект: Вне проекта

Урок русского языка Существительные общего рода

 

Тема: Имена существительные общего рода.

Тип: урок «открытия» нового знания

Цель: сформировать понятие о существительных общего рода.

Задачи:

Образовательные:

получить знания о существительных общего рода;

научиться различать существительные общего рода в предложении;

формировать умение использовать существительные общего рода в речи;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать орфографические умения.

Развивающие:

развитие познавательных способностей учащихся, аналитического мышления, внимания;

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

Воспитательные:

воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД.

Планируемый результат:

узнают понятие «существительные общего рода», их морфологические особенности и особенности употребления в речи.

научатся выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

научатся использовать общие приёмы решения задач, оценивать процесс и результат действия.

научатся осуществлять анализ информации, аргументировать свою позицию и координировать её с позиций одноклассников.


 Оборудование:

учебник Русский язык. 5 класс под ред.

толковый словарь русского языка;

ПК;

мультимедийный проектор;

мультимедийная презентация к уроку;

фрагмент мультфильма «Крошка Енот»;

карточки;

смайлики;

воздушный шар.


Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

 Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Давайте, подарим улыбку друг другу и тем самым сделаем мир чуточку добрее. Ведь в любом деле главное доброе начало. Спасибо. Садитесь.

Я вижу у вас у всех хорошее настроение и уверена, что сегодняшний урок принесет нам радость и будет плодотворным.

Ребята, обратите внимание на слайд. Давайте прочитаем, что там написано.

« С малой удачи начинается большой успех». (Пословица) Слайд 1.

- Как вы понимаете смысл этих слов?

Ребята, я думаю, что сегодня мы сделаем ещё один шаг к успеху. От души желаю вам испытать радость большого успеха.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Ребята, давайте подпишем листы самооценки.

1.Обезьяна, енот, осока. (Слайд 2,3,4)

- Что общего в этих словах? (Сущ., непроверяемые)

- Давайте ещё раз внимательно посмотрим и запомним правописание этих слов. (Слайд 5)

Мы сегодня продолжаем изучение имени существительного.

Мне приходилось слышать такой ответ: « Имена существительные изменяются по родам, числам и падежам». Верно ли это?

- А что неправильно? ( Существительные относятся к одному из трёх родов: мужскому, женскому или среднему).

- Правильно! Итак, род - один из постоянных признаков имени существительного. Запомните этот признак.

-Увидев эти картины, вы что вспомнили?

Фрагмент мультфильма « Крошка Енот». Прослушивание песни. Задание: запомнить все существительные. (2 мин)

Трава, кузнечик, лес, тишина, облако, дождик, дерево и др.

А теперь, давайте проверим, какие существительные вы запомнили. Мы параллельно будем распределять эти слова в столбики по родам. Мне нужен помощник.

- Как определили род? (мой, моя, моё)

-Кто является главным героем? (крошка Енот)

- А слово «крошка» какого рода?

- А теперь вспомните, с чем приходили обезьяна и енот к пруду первый раз? (Слайд 6)

Как бы вы назвали такого енота?

Выявление места и причины затруднения.

Работа с текстом.

Учитель. А сейчас прочитайте четверостишие, которое, наверно, не раз читали с родителями, когда были совсем маленькими:

Вот подходит к детворе, (Слайд 7)
Затевает драку.
Все боятся во дворе
Так___ забияку

Как вы думаете, какого окончания не хватает у местоимения? Прочитайте.

Ученики. Такого забияку.

Учитель. А разве девочки не дерутся?

Ученики. Бывает.

Учитель. Так какого же рода существительное “забияка”? Такой забияка, такая забияка…

Значит сущ. Забияка ни ж.р. и ни м.р. ни ср.р. А разве у нас есть 4 род?

Как вы думаете, к какому роду относятся данные слова, и как будет звучать тема нашего урока?

Построение проекта выхода из затруднения.

Давайте, откроем учебник на стр. 121 и сформулируем тему урока.

А теперь, запишем в тетрадях число и тему урока.

Исходя из темы, как вы думаете, какова наша цель?

Нам помогут карточки-помощницы: Узнать:

Научиться:

Постарайтесь запомнить, в конце мы к этому вернёмся.

Мы определились с целью и задачами. Давайте вспомним, как мы работаем, когда изучаем новый материал?

Реализация построенного проекта. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Давайте поработаем с учебником. Упр. 175. Читаем диалог по ролям. К какому роду относится выделенное существительное?

Как вы это определили?

Молодцы!

А теперь давайте прочитаем пословицу.

Видно неряху по грязной рубахе. (Слайд 9 )

Кого называют неряхой? Чему нас учит пословица?

Давайте определим род у выделенного слова.

Не получается. Что же делать? Давайте обратимся к учебнику.

Чтение параграфа. Работа в парах.

- Что нового узнали из прочитанного?

Давайте вместе составим алгоритм.

Таким образом, чтобы определить род мы:

Находим существительное, которое оканчивается на –а (-я)

Определяем, к какому полу относится существительное. Нам помогут слова-подсказки:

Собственные имена существительные;

Местоимения;

Прилагательные;

Глагол в прошедшем времени.

Существительное общего рода.


Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.

А теперь, давайте, поработаем самостоятельно. Пользуясь алгоритмом выполнить упр. 176.

Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка № 1.

Спишите, обведите в кружок слово, которое может относится к м.р., ж.р. или общему роду. Укажите сверху род. Расскажите всем, как вы его определили.

Маша, какая же ты молодчина!


 Карточка № 2.

Спишите, обведите в кружок слово, которое может относится к м.р., ж.р. или общему роду. Укажите сверху род. Расскажите всем, как вы его определили.

Она полная невежда: книги за жизнь не прочла.

Узнайте в толковом слове значение слов невежа, невежда.

Невежа- невоспитанный, невежда- необразованный. Слайд 10

Молодцы! А теперь, сделайте комплимент друг другу, используя слово общего рода. (Передаем воздушный шарик)

Рефлексия учебной деятельности.

Молодцы. А теперь запишите домашнее задание (по выбору):

  1. Составить и записать 4-5 предложений с существительными общего рода, которые характеризуют человека с положительной стороны.

Написать сочинение-миниатюру на тему «Характер моего друга», употребляя существительные общего рода) Слайд 11

Какие задачи мы ставили перед собой?

Удалось ли нам справиться с поставленной задачей? Давайте проверим.

Я узнал, что….

Я научился…

Я оцениваю свои знания на…

Вернемся к эпиграфу нашего урока. Вам сегодня улыбнулась удача? Значит, мы на правильном пути!

Рефлексия. Ребята, покажите, пожалуйста, смайлик соответствующий вашему настроению. Светофор. (На партах лежат конверты с разноцветными смайликами, которые помогут вам оценить ваши знания).

Вы сегодня на уроке были умницами, молодчинами, работягами и трудягами! Спасибо за урок!

 

8 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий