ПРАЗДНИК ПАСХИ. Сценарий нестандартного урока по изучению народного творчества и традиционных праздников для детей младшего школьного возраста
УЧИТЕЛЬ: Дети, какие праздники мы уже отпраздновали в марте? (дети отвечают) Правильно. А какой месяц идет сейчас? (дети отвечают)
Сегодня у нас не простой урок, а праздничный. А в праздники к нам всегда приходят сказки.
Встречайте, к нам пришел сам Апрель.
АПРЕЛЬ: Месяц Март, мой старший брат,
Дал Весне права.
По земле большой шагать
Мне теперь пора.
Будет солнышко теплей.
Расцветут цветы,
И как будто молоком
Умоются сады.
Я несу благую весть
Миру по земле,
Писанка стучится в дом
К людям по весне.
ДЕТИ: Христос Воскрес!
Все радуются,
Смеется солнышко с небес,
Над речкой радуга.
Христос Воскрес!
Христос Воскрес!
В траве фиалочки вздыхают,
Подснежник в ожиданье весь,
Цветами яблонька сияет.
Христос Воскрес!
Христос Воскрес!
УЧИТЕЛЬ: Нет в Христовой Церкви большего праздника, большей радости, чем воскрение Христа. Потому что воскресением Xристос победил смерть, дал новую вечную жизнь.
Завершается Великий пост. А с рассветом в воскресенье придет этот Великий день той Пасхи, праздник радости, добра и всепрощения..
В храме святят кулич, дома со свячеными в руках обходят дом, желают всего хорошего своей семье, потому что это Великий день, день воскресной радости. Все обнимаются целуются со словами:
Христос Воскрес!
Воистину Воскрес!
Ребята, к нам пришел Сказочник, встречайте!
СКАЗОЧНИК (с большой книгой “СКАЗКИ”):
Здравствуйте, хорошие
Деточки курносые,
Торопился нынче я,
В книжке сказочка моя.
Книга открывается,
Сказка начинается...
Сказочка о пасхальном яичке. Слушайте. Как-то из гнезда покатилось яичко. Покатилось яичко, да недалече. А Квочка с цыплятами во дворе гуляла, деток своих играми забавляла...
— Мама, вон яичко по тропинке катится, - запищал самый маленький цыпленок. — А какого оно цвета?
- Белое, как снег,.— сказала Квочка.
— А снег какой? — спросил петушок, потому что цыплята были очень маленькими и еще снега не видали.
- Такой белый, как яичко, что катится, — отвечала Квочка.
Кстати, скоро Святая Пасха. Давайте разрисуем мы это яичко, чтобы оно стало таким красочным, как весна.
Закатили цыплята яичко в свой домик и начали его разрисовывать.
Тут дождичек припустил, а потом радуга в небе встала. Взяли цыплята у радуги веселые краски и на белом яичке стали весну рисовать. Рисовали лапками, рисовали перышком, да покатилось яичко травушкой по дворику. А цыплятки яичко догнали, на крылечко подняли, девочке Наташе, что цыпляток зернышками кормила, водицей поила, на праздник Пасхи и подарили.
И расцвели вишни-черешни,
Стал, как писанка, сад весь...
Тут сказала Наташа:
“Христос Воскрес!”
УЧИТЕЛЬ:
Без пасхального яичка не обходится праздник. Его освящают в храме вместе с куличом ставят на праздничный стол, дарят на счастье родным и друзьям. Скоро наше пасхальное яичко стало известно всему миру. А в Канаде ему даже памятник стоит.
Наши предки пасхальное яичко считали символом солнца, тепла и вечной жизни. Пасхальное яичко в народе называют писанкой. Эти традиции дошли и до наших дней.
ДЕТИ: 1. ПАСХА
Катилась писанка
С горки на поляну,
Прикатилась красная
К Марье да Ивану,
А за писанкою этой
Пасха Красная идет,
Звонит колокол веселый,
Радость светлую несет.
День Великий величаем,
С праздником всех поздравляем!
Христос Воскресе!
2. Разноцветное яичко –
Радость взрослому и детям,
Ты - творение рук чистых,
Символ жизни на планете.
3. В пасхальной писанке и радость, и волненье,
И благовест на солнечных лучах:
“Свершилось! Люди ждали воскресенья,
Христос Воскрес!” — застыло на устах.
УЧИТЕЛЬ: Люди в далеком прошлом считали, что пасхальное яичко дает силу, здоровье и красоту, если умыться водой, в которую опускали его. Крашенку или писанку опускали в купель младенца, закапывали в поле, чтобы лучше родила земля.
А сейчас, дети, мы сами разукрасим пасхальное яичко.
Пока вы подготовитесь к работе, я расскажу вам легенду.
Легенда
Где-то глубоко под землей сидит злой змей. Каждый год перед Пасхой он посылает своих гонцов на землю затем, чтобы узнать - разукрашивают ли дети к Пасхе писанки и крашенки. Когда на земле много пасхальных яичек, то этот змей болеет, чахнет и теряет силу. Его под землей крепко держат цепи. Ждет - не дождется лютый змей, когда же на земле не будет пасхальных писанок с крашенками, чтобы вырваться на волю и принести на землю зло.
Только не дождется змей дня такого, потому что к Святой Пасхе испокон веков и до наших дней люди всегда с любовью красили яички.
И мы научимся этому мастерству.
(Дети разукрашивают яйца. Учитель рассказывает им, какие бывают пасхальные яйца.)
УЧИТЕЛЬ:
Дети, слово “писанка” произошло от слова “писать”.
Писанка имеет много цветов и рисуется воском.
Пасхальные яйца бывяют: писанки, крашенки, драпанки, рисованки.
Крашенки - это яйца одного цвета, которые постоянно готовят ваши мамы и бабушки.
Драпанка — это когда яйца сначала красят одним цветом, а потом острым предметом (иголкой, например) выцарапывают рисунок.
Крапанка - сначала воском наносят на яйцо рисунок, а потом опускают в краситель.
Рисованки - пишут кисточкой, фломастером, карандашом.
Вот такие яйца мы с вами разрисовали. Но яйца не просто рисовали. Каждый рисунок имеет свое смысловое значение. На яйца наносили рисунки растений” животных, орнаменты.
Солнце — это символ света и жизни.
Крест — символ Вселенной, знак четырех сторон света, четырех ветров.
Треугольник — это символ огня, бессмертия и мужской и женской силы.
Ветка - символ вечной жизни.
Что же, нам уже не терпится приступить к работе.
Пусть звучат пасхальные песнопения, а мы приступим к делу.
(Дети работают.)
В старину люди придавали особое значение и цвету, в который разрисовывали яйца.
Красный — радость жизни.
Желтый - это звезды, луна, хлеб.
Голубой - здоровье.
Зеленый — пробуждение природы.
Красный с белым — семейный праздник, мир и счастье.
Коричневый и бронзовый - символ земли-матери, ее щедрый дар человеку.
УЧИТЕЛЬ: В классе мы сможем сейчас поиграть в пасхальные игры.
(Игры описаны в книге выше. В конце урока учитель подводит итог.)