Современный человек, придя к вере и Церкви, оказывается в совершенно незнакомой и непонятной ему обстановке, сталкивается со множеством вопросов и недоумений, на которые зачастую не может найти ни разъяснений, ни ответов. К одним из таких вопросов можно отнести вопрос о Православных Церковных праздниках. К общегосударственным праздникам относятся празднование Православного Рождества Христова, Светлого Христова Воскресения – Пасхи и День Святой Троицы. В народе существует множество традиций, связанными с этими великими праздниками, а также с остальными Двунадесятыми праздниками Православной Церкви. Так, на Преображение Господне, празднуемое летом – 19 августа, называемое еще Яблочный Спас, многие люди идут в храм Божий, чтобы освятить яблоки, виноград, мед. На Крещение Господне нескончаемым потоком идет народ за Великой святыней – Агиасмой – Крещенской водой. А кто не приносил тоненькие веточки с мягкими пушистыми ежиками – вербой, освященной в праздник Вход Господень в Иерусалим – Вербное воскресенье. Данная книга поможет ознакомить читателей с Двунадесятыми праздниками и праздником-праздников – Светлым Христовым Воскресением – Пасхой.
Двенадцать великих праздников, посвященные Христу и Божией Матери, называются двунадесятыми. Некоторые из этих праздники называются неподвижными. Таково Рождество Христово, Благовещение и др. Некоторые же праздники – подвижные, и празднование их каждый год приходится на другой день. Таковы Пасха и все от нее зависящие праздники – Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Сошествие Святого Духа. Церковный год начинается 1 сентября старого стиля. Первым Двунадесятым праздником является Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября (8 сентября ст.ст.).
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ
БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
8 (21) СЕНТЯБРЯ
Пресвятая Мария родилась в небольшом городке Назарете, который находился в Галилейской области на территории древней Палестины. ЕЕ родителями были праведные Иоаким и Анна, именуемые Церковью Богоотцами. Иоаким принадлежал к роду пророка и царя Давида. Анна – к роду первосвященника Аарона.
Однако у Иоакима и Анны была великая беда: прожив в супружестве 50 лет, они не имели детей. Благочестивые супруги глубоко переживали свою бездетность и всю жизнь молили Бога даровать им дитя.
Однажды, во время самого большого праздника Израиля, Иоаким принес в Храм свое подношение Богу. Но первосвященник отказался принять этот дар, сказав, что отсутствие у Иоакима и Анны есть знак их греха и позора.
В глубочайшей скорби вернулся он на равнины, где пастухи пасли стада его овец. И там начал он поститься и молить со слезами Бога, чтобы избавил Он его и его жену от скорби и дал им ребенка.
Внезапно Ангел предстал перед Иоакимом и сказал: «Не печалься, Бог избрал тебя для особого дела. Иди домой к жене своей, и родится у нее дитя, чрез которое весь мир благословится».
Услышав эти слова, поднялся Иоаким с колен и отправился домой, славя Господа Бога.
Тем временем Анна узнала о том, что случилось с ее мужем в Иерусалиме. Горько оплакивала она свое с мужем несчастье. Однако же, вскоре сменила слезы на молитвы и пост. Господь услышал ее. К Анне явился ангел и сказал: «Анна! Не плачь, ибо Бог сделал Свой выбор. У тебя будет ребенок, девочка, наделенная особой милостью от Бога. Через Нее придет в мир спасение».
Обещание Бога скоро исполнилась, и к великой радости Иоакима и Анны и всех их родственников и друзей, у них родилась дочь, и нарекли имя ей – Мария. И была Она избранницей Божией, дабы стать матерью Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
Рождество Богородицы – это первое событие, с которого начинается история нашего спасения, одновременно и воспоминание о радостном событии, совершившемся в благочестивой семье много веков тому назад, и вместе с тем радостный день и великий праздник для всего христианского мира.
ДУХОВНАЯ ПОЭЗИЯ
Рождество Пресвятой Богородицы
Открылась ныне Дверь спасенья,
Ликует город Назарет:
Конец неправде, поношенью,
Вселенной засиял рассвет.
И вот – Пречистыя Рожденье,
Родителей преклонных Плод,
Венец святому им терпенью –
Всемирной радости восход.
Итак, родилась Матерь Света –
Живой, одушевленный Храм:
Соделал обновленье летам
Небесный Царь земным царям.
Светлы Малюткины одежды,
И рады Ева и Адам:
Теперь у них – Ты вся Надежда
И Путь, отверстый к Небесам!
Святая Церковь воспевает
Ту, что родилась, с нами есть:
«И Плод рождати начинает», -
отсель пойдет Благая Весть.
Протоиерей Алексей
(Медведев)
Народные приметы
На праздник Рождества Пресвятые Богородицы, именуемый также и «Малой Пречистою», народ встречал с особыми обычаями и «матушку-осенину». В этот день убирали пчелиные улья, собирали лук, а праздник в целом знаменовал окончание главных летних полевых работ и начало осенних приготовлений. Земледельцы благодарили покровительницу земледелия, Подательницу урожая, Спорительницу хлебов – за собранный урожай и просили Ее помощи на год будущий.
ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО
КРЕСТА ГОСПОДНЯ
14 (27) СЕНТЯБРЯ
Первоначально этот праздник установлен Церковью в воспоминание обретения Креста Господня. В 4 веке царь Константин Великий в благодарность Богу за одержанные победы, возымел желание соорудить храм на Голгофе – месте распятия Господа нашего Иисуса Христа. Для исполнения этого желания благочестивая мать Константина, Елена, отправилась в Иерусалим, горя желанием найти Крест Господен. После долгих поисков было найдено то место, где находились закопанные в землю после распятия кресты – два, принадлежащие разбойникам, и Крест Христов. Господь послал несколько великих знамений. Наиболее удивительным было следующее: мужчины несли умершего, чтобы достойным образом похоронить его, и решили поднести его к крестам. Когда помещали его на одни из них, ничего не происходило, но когда положили тело на Крест Спасителя, Господь вернул ему жизнь, и так был найден истинный Крест.
И вот, тысячи христиан узнали, что найден истинный Крест, и стали сходиться в Иерусалим, чтобы почтить священную реликвию. Патриарх Иерусалимский Макарий, стоя на возвышенном месте, с помощью других людей, поднял Животворящий Крест, так что огромная толпа людей могла увидеть Его, и весь народ, видя Честной Крест в радостном восторге взывал: «Господи, помилуй!».
Обнаружили и воздвигли Крест Господен в 326 году нашей эры. И в это же время началось строительство огромного храма в честь Воскресения Христова.
Во время праздничного богослужения на середину храма выносится из алтаря святой Крест для поклонения верующих. Если служит архиерей, он «воздвигает» крест – три раза медленно и высоко поднимает его, благословляя народ.
ДУХОВНАЯ ПОЭЗИЯ
Крест Христов нам жизнь и сила;
Кровь Господня всечестная
Древо казни обратила
В древо жизни, в ключ от рая
Бажанов
У Креста.
Вокруг креста толпа стояла,
И грубый смех звучал порой…
Слепая чернь не понимала,
Кого насмешливо пятнал
Своей безсильною враждой. Что сделал Он? За что на муку
Он осужден, как раб, как тать,
И кто дерзнул безумно руку
На Бога своего поднять?
Он в мир вошел с святой любовью,
Учил, молился и страдал, -
И мир Его невинной кровью
Себя навеки запятнал…
С.Я. Надсон (1862-1887)
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
Воздвижение – заключительный день бабьего лета. По старинной примете: «Вздвиженье осень зиме навстречу двигает!», а зима, а свой черед, на этот праздник « со бела сымается, к русскому мужику в гости собирается, - сем-ка (говорит) я, зима – зимская, на Святой Руси погощу, серого мужика навещу, хлебальных пирогов поем, пива поотведаю, свадьбы сыграю-отпраздную!» Еще говорят: «На Воздвиженье шуба за кафтаном тянется!», «Воздвиженье – последний воз сдвинулся с поля, а птица – в отлет!».
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ
ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ
И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
21 НОЯБРЯ (4 ДЕКАБРЯ)
Этот двунадесятый праздник установлен в воспоминание события посвящения Богу праведными Иоакимом и Анной своей трехлетней дочери Марии.
В назначенный день родители Девы Марии в сопровождении родственников и девушек, несших зажженные свечи и певших Псалмы, повели Ее к Храму Господню. Радостно шествовала в храм малолетняя Мария. Обет родителей сделался обетом Ее сердца. Она восходила по ступеням Иерусалимского храма, как в райскую обитель. Никем не поддерживаемая, как взрослая, преодолевала трехлетняя Отроковица пятнадцать ступеней лестницы, ведущей к храму, и предстала сонму служителей, вышедшему навстречу этому шествию.
Отроковицу встречал первосвященник Захария. А далее произошло нечто необычное. Ни одной женщине никогда не разрешалось заходить в самое главное место – во «Святая Святых» Храма; даже сам Первосвященник мог входить туда только один раз в году. Но сейчас, ко всеобщему изумлению, Захария, вдохновленный Святым Духом, вдруг провел маленькую Марию в сокровеннейшее святилище Храма.
Отроковице Марии было определено для жительства и занятий рукоделием место в обители девичьей, для молитвы ей не возбранялось входить во Святая святых. С тех пор Божественную Деву, по свидетельству церковного предания, во все время Ее жизни в Иерусалимском храме непрестанно охраняли Ангелы Божии.
ДУХОВНАЯ ПОЭЗИЯ
К КАРТИНЕ « ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ»
Колыбель моя качалась
У Сиона и над ней
Пальма Божия склонялась
Темной купою ветвей;
Белых лилий Идумеи
Снежный венчик цвел кругом,
Белый голубь Иудеи
Реял ласковым крылом.
Отчего ж порой грущу Я?
Что готовит Мне судьба?
Все смиренно, все приму Я,
Как Господняя раба.
А.Майков
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
Народ соотносил этот праздник с понятием начала, ввода, что совпадало с вступление зимы в свои права. «Введение пришло – зиму привело», «После Введения если снег пойдет, то ляжет зима».
На Введение делались пробные выезды на санях. Открывались Введенские ярмарки, торги.
РОЖДЕСТВО ГОСПОДА БОГА
И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
25 ДЕКАБРЯ (7 ЯНВАРЯ)
Для того чтобы сосчитать своих подданных, римский император приказал всем записаться там, откуда они были родом. Пошел и Иосиф из Назарета с обрученной ему женой Марией в город Вифлеем. В городе не нашлось места в гостинице, а Марии наступило время родить. Иосиф и Мария остановились в пещере, куда загоняли скот в непогоду, и там Мария родила Сына, спеленала Его и положила в ясли.
В той стране были на поле пастухи, которые держали ночную стражу у стада своего. Некоторые из них собрались вместе, чтобы поговорить. Вдруг среди ночной тьмы явился им Ангел Божий и сказал: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». Пастухи исполнились страха, но отправились и нашли ясли в пещере со Христом-Младенцем. Они поклонились ему и рассказали Иосифу и Марии о том, что произошло с ними в поле.
Господь послал также откровение трем мудрецам, жившим на востоке. Эти мудрецы-волхвы последовали за звездой, посланной Богом. Эта чудесная звезда и привела их ко Младенцу-Христу. Волхвы поклонились Ему и, открыв свои сокровища, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
Во многих семьях к празднику Рождества Христова устанавливают елки. Этот обычай основывается как на словах пророка Исаии о Спасителе: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, а ветвь произрастет от корня его» (Ис.11:1) Украшение сухих веток елок светильниками и сладостями поучительно показывает, что наша природа, бесплодная и безжизненная ветвь, только во Иисусе Христе – источнике жизни, света и радости – может принести духовные плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5: 22-23).
ДУХОВНАЯ ПОЭЗИЯ
С нами Бог
Во тьму веков та ночь уж отступила,
Когда, устав от злобы и тревог,
Земля в объятьях неба опочила
И в тишине родился с нами Бог.
И многое уж невозможно ныне:
Царя на небо больше не глядят,
И пастыри не слушают в пустыне,
Как Ангелы про Бога говорят.
Но вечное, что в эту ночь открылось,
Несокрушимо временем оно,
И Слово вновь в душе твоей родилось,
Рожденное пред яслями давно.
Да! С нами Бог – не там, в шатре лазурном,
Не за пределами бесчисленных миров,
Не в злом огне и не в дыханьи бурном,
И не в уснувшей памяти веков.
Он здесь, теперь, средь суеты случайной,
В потоке мутном жизненных тревог,
Владеешь ты всерадостною тайной:
Бессильно зло! Мы вечны: с нами – Бог!
В.С.Соловьев (1853-1900)
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
Твердо памятовал простой русский человек притчу, гласящую о том, что не след приходить на пир в печальной одежде. Потому-то спешит он, потому-то и старается всеми силами сбросить со своих плеч черную тяготу потовых забот и, запасшись всем, что Бог даст к празднику, ждет – с благоговейной тишиною в душе – появления на небе первой звезды вечерней, веруя, что это загорается та самая звезда, которая около двух тысячелетий тому назад возвестила волхвам о рождении Сына Божия в Вифлееме Иудейском.
Вечером, в канун Рождества Христова, неизменно придерживаются старых благочестивых обычаев люди русские не нарушают поста: по Уставы церковному разрешается вкушать в это время только «сочива» (взвар рисовый или ячменный – с медом или ягодный и плодовый) с хлебом пшеничным, «оладьи» медовые да пироги постные. Разговенье – утром. С этого дня можно повсеместно было слышать: «Уродилась Коляда накануне Рождества»… - это колядовщики ходят, звезду носят, Христа прославляют. Святки на Руси были одним из самых веселых времяпрепровождений.