Автор: Овсянкина Анна Юрьевна
Страна: Российская Федерация
Город: Санкт - Петербург
Организация: ГБДОУ детский сад 20 Кировского района
Проект: Всероссийский фестиваль-конкурс к 110-летию со дня рождения С.В. Михалкова «Дом книг»

Познавательно-творческий детско -родительский проект «Дядя Степа –милиционер?!»

 

«Сегодня дети, завтра - народ"

С. Михалков

За последнее время в российском обществе произошли резкие перемены, что в свою очередь изменило требования государства к воспитанию и обучению подрастающего поколения. Всем нам известно, что период детства является  уникальным и неповторимым временем формирования личности, закладываются основы  развития человека на  всю его дальнейшую жизнь. ведь от того какими вырастут дети, маленькие жители большой страны, зависит будущее нашей страны и общества. В новых условиях стали необходимы кардинальные изменения в системе общего образования.

Цели, задачи, анализ развития, направления современного образования изложены в документе «Стратегия развития системы образования Санкт – Петербурга «Петербургская школа 2020»».

Главным критерием новой образовательной политики являются:

  • формирование российской идентичности;
  • создание условий для сохранения и приумножения культурных и духовных ценностей народов России;
  • рост качества социальной среды;
  • обеспечение условий для развития каждого человека;
  • понимание зависимости изменения качества человеческого ресурса от изменения качества образования;
  • становление открытой, гибкой и доступной системы образования Санкт-Петербурга.

Как же реализовать положения этих документов в образовательном процессе ДОО? Современный дошкольник – это гражданин, который должен осознавать себя в современном и историческом пространстве города и страны, носитель устойчивой системы ценностей. Ребенок является активным деятелем, внутренние резервы которого могут раскрыться в различных, выбранных им самим видах детской деятельности.

Ребенок – личность, ориентированная на общение со сверстниками и взрослыми. Зачастую общение с последними сводится  к нескольким вопросам за день, и дефицит которого особенно  остро будет  ощущаться уже в подростковом возрасте. Дошкольник по своей сути  исследователь, который стремится познать огромный мир. Именно в дошкольном возрасте интенсивно развиваются все психические процессы и поэтому дошкольники часто успешнее, чем взрослые, осваивают современные информационные средства. Они любят играть, сочинять, фантазировать, рассуждать, давать свое объяснение, делать выводы, желают участвовать во всех событиях окружающей их  жизни.

 Таким образом, от развития личностных качеств дошкольников зависит их  успешность в современном обществе. В связи с этим наибольшую популярность в организации образовательного процесса ДОО получают те методы и приемы, которые формируют умение самостоятельно мыслить и действовать, а не просто механически запоминать полученную информацию.

 Задачей современного педагога является создание наиболее благоприятных условий для развития у детей познавательных и творческих процессов, уже заложенных в них от рождения. Внедрение в педагогическую практику ДОО современных образовательных технологий дает возможность активизировать у ребенка развитие произвольных мыслительных процессов, не нарушая его естественной потребности в игре и движении. Необходима переориентация образовательного процесса ДОО, использование всех видов самостоятельной детской деятельности, с преобладанием  творческой, то есть – познавательно-исследовательской. Поэтому,  большую популярность в организации современного образовательного процесса в дошкольном учреждении получает метод проектной деятельности. По мнению Вераксы Н.Е.  и Вераксы А.Н.: «проектная деятельность осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм и ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в  ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного (педагогом) пути».

 Условия жизни современного общества и его ценности направлены на достижение материального благополучия и создания условий для посещения детьми различных дополнительных образовательных и культурных учреждений, родители стремятся дать ребенку максимум информации и это замечательно! Но  обилие информации не гарантирует  развитие у ребенка личностных качеств, от которых зависит его место в современном обществе.

 Таким образом, метод проектов на данном этапе педагогической деятельности становится наиболее эффективным, так как позволяет ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, позволяя дошкольнику безболезненно пройти адаптацию к новому виду деятельности - учебной, то есть к школе. Метод - это  путь в определенной деятельности, следование которому приводит к получению нужного результата.

Метод проекта позволяет:

-формировать  у ребенка знания об окружающем;

-развивать умения и навыки необходимые для осуществления различных видов детской деятельности (самостоятельная постановка задачи, анализ проблемной ситуации, выбор наиболее оптимального пути решения, поиск необходимой информации);

-формировать универсальные интегративные качества (физически развитый, любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире…);

-развивать личностные качества (умение работать в команде, переговорные навыки, организационные способности, умение доводить дело до конца, проявлять инициативу, презентовать и защищать результаты, стремление быть социально полезным и востребованным, отсутствие страха перед ситуациями).

Применение метода проектов является ключевым способом реализации индивидуального подхода в образовании. И позволяет оттолкнуться от индивидуального детского интереса и оформить его в завершенное настоящее взрослое дело.

Одним из важных аспектов применения метода проектной деятельности, является   решение проблемы дефицита общения между детьми и родителями. Проект помогает объединить в совместной творческой продуктивной деятельности дома и в детском саду, тех, кто окружает ребенка постоянно: взрослых и детей. Ведь главное не то «кем будет  ребенок», а «каким он будет»? Метод проекта позволяет ребенку стать некой связующей нитью между двумя сторонами, между педагогом и родителями, объединяя их  в интересах ребенка.  Традиционные методы сотрудничества с семьей в условиях детского сада часто не эффективны, из – за своего часто назидательного характера. Они не требуют активных действий со стороны взрослого, а самое грустное, не объединяют всех участников образовательного процесса в единый творческий союз, в котором от действия каждого из участников зависит конечный результат. Метод проекта позволяет сформировать у ребенка представление о модели взаимодействия взрослых и детей при решении какой - либо возникшей проблемы, поиска средств в преодолении трудностей, оказанию помощи и поддержки товарища. Внутри этой модели учатся и родители: они вынуждены корректировать свои действия, смотреть на возникшие проблемы с различных точек зрения. Главным девизом проектов может стать следующее высказывание: « Не рядом, а вместе!». Партнерство участников от начала и до конца проекта позволяет полностью решить проблему назидательности и нравоучительности, создает в детском коллективе атмосферу эмоционального и психологического комфорта.   Следует учитывать и то, что активность родителей может носить чисто исполнительский характер, следует поощрять их активность, творческий подход, инициативность. Для этого необходимо избегать привычных, однообразных форм работы с родителями, искать новые нестандартные, креативные подходы: совместные творческие вечера педагогов, родителей и детей; выставки из семейного архива; экскурсии выходного дня, конференции, «путешествия» в жизнь вещей и т.д. Очень важно привлекать в проектную деятельность как можно больше педагогов ДОО, соблюдать принцип преемственности и интеграции со всеми образовательными модулями (учреждения культуры, ОУ СОШ, ДДЮТ, МО, тематические клубы...).

Проект является эффективным средством для развития продуктивной творческой деятельности ребенка:

-дети не боятся совершать ошибки;

-в спорных ситуациях соблюдают известные правила поведения;

-проводят дискуссии, в которых учатся отстаивать свое мнение;

-развивается воображение и фантазия, базовые ступени,    ведущие к формированию творческого мышления;

-развивается чувствительность, широта и насыщенность восприятия окружающей действительности.

Таким образом, методом проекта осуществляется принцип развивающего обучения. В ходе работы над реализацией проекта повышается качество образовательного процесса, что служит толчком к развитию креативности его участников, способствует повышению общей и  профессиональной компетенции педагогов и родителей.

В результате проектной деятельности,  у современного дошкольника развивается потенциал к  становлению творческого начала, изобретательности, способности к критическому мышлению,  умению делать самостоятельный выбор, способность ставить проблемы и находить их решения. Все это является незыблемой основой для формирования у детей интегративных качеств успешного выпускника ДОУ.

Адресность мероприятия:

Методическая разработка направлена на формирование у старших дошкольников устойчивого интереса  к литературным произведениям. Данное мероприятие позволяет включить в творческо -образовательный процесс родителей воспитанников. Возникает возможность организовать союз педагог -ребенок -родитель, что позволит решить разноплановые задачи, поставленные перед педагогами ДОО.

Цель проекта:

  • формирование устойчивого интереса к литературным произведениям;
  • развитие интереса к литературному творчеству, как средству развития речи у детей старшего дошкольного возраста;
  • развитие умения определять нравственную проблему в художественном произведении, ее ценность и пути решения;
  • вовлечение в воспитательно - образовательный процесс родителей.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • формирование умения слушать  произведение, развивать память и   внимательность;
  • обогащение личного опыта дошкольника знаниями, впечатлениями  об окружающем, эмоциями для  правильного  понимания нравственных поступков героев произведений Сергея Михалкова;  

Развивающие:                                                               

  • развитие интереса детей старшего дошкольного возраста к литературным произведениям;

Воспитательные: 

  • формирование определенного взаимоотношения к героям произведений Сергея Михалкова;
  • формирование чувства сопричастности к героям литературных произведений.

Актуальность темы:  Художественная литература помогает ребенку  познать  жизнь общества и мир природы, мир человеческих чувств и сложных психологических взаимоотношений. Она способствует развитию мышления и воображения дошкольника, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Произведения Сергея Михалкова оказывают огромное воспитательное, познавательное и эстетическое влияние на дошкольника. Поэзия автора расширяет кругозор, воздействуют на личность ребенка, развивает способность остро чувствовать форму и ритм родной речи. Реализация данной формы работы поможет  психологически сформировать  читателя в дошкольнике. А увлекательное общение с творчеством С. Михалкова способствует развитию интереса к литературе, что является важной основой начального этапа  образования дошкольников в процессе формирования его личности.

Постановка проблемы

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении дошкольника.

Стимулом для активизации речи ребенка служит чтение литературных произведений, доступное уже с самого раннего возраста. Возникает необходимость слияние  двух наиболее эффективных методов  в  едином педагогическом процессе: чтение литературного произведения и метода проектной деятельности. Увлечѐнность детей слушанием литературного произведения и работой в проекте позволяет обеспечить психологический комфорт, раскованность, лѐгкое не авторитарное общение взрослого и ребѐнка, моментально пропадает внутренняя скованность, закомплексованность, фраза «я не умею»  здесь не работает. В ходе проведения проекта в работу активно включаются не только дети, но и  взрослые, это удивляет и привлекает, создает положительную психологическую атмосферу .

В своей работе мы столкнулись с тем, что дети хотят и желают слушать и рассказывать, но не обладают достаточными речевыми умениями. Данный проект позволит расширить речевой запас дошкольников, снизит психологический барьер, поможет осмыслить прочитанное произведение, а так же активно вовлечет в этот процесс родителей!

Ожидаемые результаты воспитанников:

Личностные:

- формирование ценностного отношения к литературным произведениям

Метопредметные:

- осознание поставленной задачи, выявление нравственной проблемы, формирование умения работать в коллективе

Предметные:

-закрепление нравственных норм поведения, формирование грамотной речи, расширение словарного запаса.

Тип проекта: познавательно-творческий, групповой, долгосрочный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Средства проведения мероприятия:

технические средства: видеокамера, проектор, мультимедийная доска или телевизор

методические средства: занятия, презентация, творческие задания, фотоотчет, видеоматериал

Формы работы:

  1. Чтение художественной литературы по теме проекта:

"Дядя Степа" поэма в 4 частях

  1. Рассматривание иллюстраций к поэме
  2. Продуктивные виды деятельности – рисование, аппликация, лепка, конструирование
  3. Беседа по прочитанным произведениям
  4. Выставка книг "БИБЛИОТЕКА ДЕТСКОГО САДА"
  5. Викторина "Кто такой дядя Степа?!"
  6. Конкурс рисунков "Дядя Степа"
  7.  Литературный челлендж "Почитай мне мама ..."

(видео материал)

  1. Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр: «доскажи словечко», «разрезные картинки», «составь сказку»
  2.  Конкурс чтецов "Мой любимы отрывок из поэмы "Дядя Степа"
  3.  Конкурс "Очень умелые ручки" (образ дяди Степы в игрушке)

Продукт проектной деятельности:

Ø Оформленный проект 

Ø Конспекты занятий

Ø Фотоотчет

Ø Выставка книг

Ø Творческие работы детей, выполненные в процессе занятий

  • Видеоматериал
  • Финал конкурса чтецов
  • Выставка игрушек

Срок реализации проекта: в течении месяца

Этапы проекта

1 этап - подготовительный

-Выявление проблемы

-Определение целей и задач проекта

- Информирование родителей

- Оформление выставки «Библиотека детского сада»  по произведениям С. Михалкова

- Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме проекта

-Подбор картинок и иллюстраций, игр.

2 этап – основной (практическая деятельность по решению проблемы)

- Оформление книжного уголка

-Чтение поэмы С.Михалкова "Дядя Степа"

- Рассматривание книг, иллюстраций по произведению

-Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр

- Художественное творчество по произведению

(рисование, аппликация, лепка)

- Распределение отрывков произведения  для заучивания

- Ознакомление с положением Конкурса "Очень умелые ручки"

3 этап – заключительный

  • Конкурс чтецов (награждение всех участников)
  • Выставка рисунков и игрушек (награждение всех участников)
  • Конкурс видеоматериалов "Почитай мне мама"

(благодарности всем конкурсантам)произве

Разделы работы

Основное содержание

Образовательная деятельность

Познавательное развитие.

-Чтение поэмы С. Михалкова "Дядя Степа"

-Игры «К какому сюжету данная иллюстрация?», «Узнай героя по описанию»

-Викторина "Кто такой дядя Степа?!"

Речевое развитие.

-Игры «Доскажи словечко», «Расскажи, что видишь на картинке»

-игра "Придумай историю" (элементы ТРИЗ)

-Заучивание отрывков из поэмы

Социально-коммуникативное развитие.

-Беседы по содержанию произведения

-Игра «Испорченный телефон»

-Сюжетно-ролевые игры «Пожарные», «Полицейский», «Семья»

-организация занятия "Гость группы": знакомство с профессиями: полицейский, пожарный

-Беседа о безопасности: пожарной, безопасного поведения на улице.

Художественно-эстетическое развитие.

-Рисование «Портрет дядя степы»,   «Дядя Степа в Армии»

-Лепка «Кубок чемпиона», «Наша Армия»

-Аппликация «Корабль», «Матросы»

-Слушание аудиозаписи произведения

-Рассматривание иллюстраций к произведению

Физическое развитие.

-Подвижная игра «Перетягивание каната»

-Пальчиковые игры "Семья", "Игрушки"

-Беседы о нравственных поступках героев призведения

Взаимодействие с семьёй.

-Знакомство с проектом

-Помощь в пополнении книжного уголка

-Чтение произведений С. Михалкова дома (видеоматериал)

-Викторина по произведению

-Изготовление поделки - игрушки

 

 

Предполагаемый результат проекта:

  • познакомились с произведением С.Михалкова
  • научились отображать прочитанное в творческих работах
  • научились давать правильную оценку нравственным поступкам героев произведения
  • активировали взрослых (родителей) к творческой деятельности

ВЫВОД:

Без создания единого творческого сообщества « педагоги - дети - родители» невозможно решение задач, поставленных перед педагогами ДОО. Проект позволит всем участникам окунуться в литературное произведение! Стать его непосредственным участником. Позволит ощутить свободу и познать себя, оценить нравственные поступки как героев, так и свои собственные. Пополнить багаж своего личного жизненного опыта! Проживая проект совместно с  родителями и сверстниками дети прибредут способность сомневаться, критически мыслить, переживать положительные эмоции, такие как удивление, радость, гордость за себя, родителей, друзей. Такие коллективные переживания способствует возникновению более тесных взаимоотношений между участниками проекта.

Таким образом,  соединяя в единое целое проектную деятельность и знакомство с литературным произведением  мы способствуем всестороннему развитию ребенка, сплочение детского коллектива, созданию тесной связи между всеми участниками образовательного процесса : педагогом - ребенком - родителем!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.Атемаскина Ю.В.  Проектная деятельность педагога: сущность и технология // Детский сад от А до Я. – 2008.- №3.- С.6-12.

2.Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. – Екатеринбург: Деловая книга, 1996.-344 с.

3.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения .-М.:Педагогика, 1989.-192 с.

4.Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами: учебное пособие .-М.:Синтег-ГЕО,1997.-188с.

5.Вы любите проекты?/ А. Данюкова//Обруч.2001.№4.-С.16-17.

«Метод проектов» в педагогике Джона Дьюи/Н.П. Флегонтова//Ребенок в детском саду.-2003.№4.-С.44-46.

6.Монахов В.Т. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. – Волгоград: Перемена, 1995.

7.Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. – Ростов-н/Д: Изд-во «Феникс», 2004. – 384с.

8.Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный процесс (методология образовательной деятельности). – М.: Эгвес, 2004.- 120 с. АРКТИ,2003.-112 с.

9.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е.П. Панкова.-М.: Айрис-пресс, 2008.-208 с.

10.Проект как мотивация к познанию/ Е. Евдокимова// Дошкольное воспитание. – 2003.- №3.-С.20-24.

11.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт.-сост. Л.С.Киселева. - М.:АРКТИ, 2006.-96с.

12.Семейные проекты /О.Давыдов, М. Кизил//Обруч, 2004.№2.-С.25-28.

Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб. : «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2012. – 96с.

11 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий