Тема: «С.В. Михалков «Мой щенок»».
Цель и задачи: знакомство учащихся с жизнью и творчеством С .Михалкова и его стихотворением «Мой щенок», выработка навыка выразительного чтения, развитие мышления, память, внимание, умения слушать и слышать других, обогащать словарный запас, воспитание интереса к поэзии и культуре общения, любви к животным, интерес к чтению.
Планируемые результаты:
предметные: знать кратко биографию С.Михалкова, знакомы со стихотворением «Мой щенок»; умеют анализировать стихотворение, выразительно читать стихотворение.
метапредметные: регулятивные: определять тему и цель деятельности на уроке, высказывают своё предположение на основе работы с иллюстрацией или текстом.
познавательные: уметь ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт; осмысленное чтение; умение доказывать свою точку зрения словами из текста.
коммуникативные: слушать и понимать речь других; вступать в беседу на уроке; сотрудничать с учителем и одноклассниками.
личностные: проявление любознательности, интереса к литературному чтению; развитие умения высказывать свое отношение к прочитанному, уметь оценить свою работу на уроке.
Тип. Открытие новых знаний
Оборудование: выставка книг С.В. Михалкова, презентация, репродукции картин, пластилин, карточки, песня «Это знает всякий» (Евгений Крылатов и Юрий Энтин)
Ход урока.
1Организационный момент
Доброе утро! — птицы запели.—
Добрые люди, вставайте с постели!
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по делам.
- Мы тоже отправляемся по делам. Улыбнитесь друг другу, протяните руки, лучики солнца , друг другу, передайте своё тепло. Молодцы!
-Проверьте, у вас на парте лежит учебник, тетрадь, пластилин, дощечка для лепки
2 Самоопределение.
Вставьте пропущенные буквы и объясните, почему вставили эту букву.
|
м |
е |
д |
в |
е |
д |
ь |
|
||||||||
|
т |
и |
ш |
и |
н |
а |
|
|||||||||
с |
т |
и |
х |
о |
т |
в |
о |
р |
е |
н |
и |
е |
||||
|
п |
р |
а |
з |
д |
н |
и |
к |
|
|
||||||
|
м |
и |
л |
и |
ц |
и |
о |
н |
е |
р |
|
|||||
|
к |
о |
т |
ё |
н |
о |
к |
|
||||||||
|
к |
о |
т |
я |
т |
а |
|
|
||||||||
|
т |
о |
в |
а |
р |
и |
щ |
и |
|
|||||||
- Найдите , кто связывает все эти слова? ( С. Михалков)
- С чьим произведением познакомимся ?
- Кем был Сергей Михалков?
-Кто будет главный герой произведения, узнаете, отгадав загадку
Зубки как гвоздики,
Ротик розовый,
Короткие лапки,
Грызёт мои тапки! (Щенок)
-Подберите близкие по значению слова : щенок, ……..
ЩЕНОК
- У кого есть друг – щенок? Опишите его.
- Как должны прочитать стихотворение о друге ?
- Как можно выразить ваши чувства во время чтения?
- Во время чтения сможем ….
- В конце урока сделаем вывод о ….
3 Работа по теме
Итак, начнём.
Девизом у нас на уроке будут слова французского писателя Антуана де Сент Экзюпери : «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Карточки . Интересное о собаках.
Перед вами карточки.
- Отметьте знаком «+» , если эти сведения вам были известны;
«?» - вы не знали
«!» - вас удивило
«v» - расскажите дома
|
- Что узнали новое о собаках?
-Что заинтересовало?
Биография С.Михалкова – презентация
Мой читатель! Мой мечтатель!
Я тебя не позабыл!
Ты считай, что твой писатель
Далеко в отъезде был.
Был как будто за границей -
В мире басен.
А теперь
С новой былью сам стучится
К вам, ребята! В вашу дверь.
Это Сергей Владимирович Михалков.
Родился Сергей Владимирович Михалков 106 лет назад,13 марта в городе Москве. Когда Михалкову исполнилось 14 лет, его семья переехала жить в Ставропольский край. В город Пятигорск
Когда будущий поэт был еще совсем маленьким, его отец часто и подолгу читал для него книги, поэтому интерес к поэзии появился у Михалкова очень рано в 9 лет. А уже шесть лет спустя в журнале напечатали его стихотворение «Дорога». Но известность пришла к нему позже.
После школы Михалков вернулся в Москву. Найти работу по душе ему удалось не сразу. Он трудился на ткацкой фабрике, потом ездил в экспедиции. И только после этого получил работу в газете. Все это время он продолжал писать стихи. Несколько лет спустя издали его первый сборник для детей.
А еще через два года он стал знаменит благодаря поэме «Дядя Степа». Тогда же Сергей Михалков подружился с другими детскими писателями: Корнеем Чуковским и Самуилом Маршаком.
Во время Второй мировой войны поэт служил в армии, работал военным корреспондентом. Он готовил статьи о фронте для нескольких газет. Михалков получил несколько медалей и орденов за заслуги перед Родиной, был ранен в одном из боев. И даже во время войны продолжал писать детские стихи и басни. Одной из самых известных его поэм стала «Быль для детей», в которой он просто и понятно рассказывал о военном подвиге нашего народа.
В конце войны Сергей Михалков выиграл большой конкурс и стал одним из авторов стихов для нового гимна Советского Союза. А много лет спустя он переписал слова гимна еще раз. Когда Великая Отечественная Война закончилась, Михалков продолжил заниматься творчеством. Он активно писал стихотворения и пьесы для детей, готовил сценарии для фильмов и мультфильмов. Много лет Сергей Михалков был редактором журнала для малышей «Веселые картинки».!
Всю свою жизнь Михалков продолжал активно трудиться. Даже в 90 лет он работал вместе с другими детскими авторами над «Самой большой в мире книгой для малышей». Сергей Михалков прожил 96 лет, и за это время его книги были напечатаны огромным тиражом в 300 миллионов копий. Его стихотворения «А что у вас?» и «Дядя Степа» с интересом читают школьники по всей России, а его книги найдутся в каждой детской библиотеке.
Выставка книг С.Михалкова.
-Чему посвящены книги?
- Кто главные герои?
- Какие произведения вы читали?
- Что запомнилось?
Знакомство со стихотворением «Мой щенок»
Словарная работа.
В стихотворении встретились незнакомые слова:
Чтение трудных слов. Составление словосочетаний с этими словами.
Чтение стихотворения хорошо читающими учениками
- От чьего имени ведётся повествование?
- Что делал щенок утром, какие проказы совершал?
- Почему девочка опечалилась?
- Что представляла себе девочка во время ожидания?
- Сколько времени девочка ждала питомца?
Чтение учениками вслух.
- Виновата ли девочка в том, что щенок убежал? Почему?
- Что случилось со щенком на самом деле?
- Почему девочка решила лечить питомца самостоятельно?
- Что нам следует помнить, если мы решились завести питомца?
- Как нужно ухаживать за домашним питомцем?
Самостоятельное чтение учащимися
– Прочитайте самостоятельно, читайте стихотворение внимательно, потому что после чтения должны будете ответить на вопросы.
Вопросы:
1. Как называется сосуд, который перевернул щенок? (Жбан)
2. Что делал щенок, чтобы разбудить семью? (Лаял)
3. Что порвал щенок у папы? (Стихи)
4. Как лежал щенок после укусов пчел? (Пластом)
5. Покрываться чем не стало? (Одеялом)
|
ж |
б |
а |
н |
|
||||
|
л |
а |
я |
л |
|
||||
|
|
с
|
т |
и |
х |
и |
|||
п |
л |
а |
с |
т |
о |
м |
|
|
|
|
о |
д |
е |
я |
л |
о |
м |
|
|
– Какое получилось ключевое слово? (Настя)
- Кто это?
- А какую кличку вы предложите для щенка?
Выборочное чтение
- Как вёл себя щенок утром? Зачитайте.
- Что подумала девочка, когда не смогла найти щенка. Зачитайте
- Что увидела Настя, когда появился щенок. Докажите.
-Чем закончилось приключение щенка? Зачитайте.
-Что чувствовала Надя, когда искала щенка?
- Выши чувства, когда отыскался щенок?
- В жизни такое бывает?
-Что ощущает в таких ситуациях хозяин?
- Как вы можете помочь во время поиска домашних животных?
- На ваших столах лежат карточки. Поработайте самостоятельно в парах
-Выбери и подчеркни слова, характеризующие девочку:
заботливая |
|
ленивая |
добрая |
-Выбери и подчеркни слова, характеризующие щенка:
ленивый |
|
непоседливый |
трусливый |
- Докажите словами текста.
4 Физминутка
Бегал по двору щеночек, (медленный бег на месте)
Видит пирога кусочек. (наклон вперед, руки в стороны)
Под крыльцо залез и съел, (присесть, руки ко рту)
Развалился, засопел. (руки в стороны, голову на бок)
5 Продолжение работы
Сейчас мы разделимся на 3 группы
Каждой группе будут такие задания:
1 вылепить щенка
2. записать каким был щенок
3 разыграть сценку, когда Надя наша щенка
4. придумать историю о том, как щенок встретил ос.
Выступление каждой группы.
Если вы подберёте на улице дворовую собаку и накормите её, она никогда вас не укусит. Единственным, совершенно бескорыстным другом человека в этом корыстном мире, другом, который никогда не покинет его, который никогда не бывает неблагодарным и не предаст его, является — СОБАКА.
СОБАКА останется рядом с человеком в богатстве и бедности, во здравии и болезни.
СОБАКА будет спать на холодной земле, где дуют холодные ветры и яростно метет снег, только бы быть рядом с хозяином.
СОБАКА будет целовать ему руку, даже если эта рука не может дать ей воды; она будет зализывать раны и царапины – результат столкновений с жестокостью окружающего мира.
- Как благодарит ваша собака?
У многих художников на картинах изображены собаки
Симонова Ольга Симонова Ольга
- Животные — очаровательные создания.
- Кто главный в картинах? Что главное?
-Что автор хотела сказать этими картинами?
- В чём сила картин?
- Как автор это показала?
- Докажите, что животные любят своих хозяев.
-Какие краски использованы? Почему?
Песня «Это знает всякий» (Евгений Крылатов и Юрий Энтин)
- Подпевайте.
Песня «Это знает всякий» («Преданней собаки нету существа») начинается с утверждения, что во время печали и грусти ласковое и веселое животное способно развлечь хозяина. К тому же, собака всегда готова защищать своего владельца и покусать нахала. Пушистому зверенышу в ответ ничего не нужно, он рад быть частью семьи без похвал и наград, выполняя с полуслова все приказы. Прослушивание композиции для малышей оставляет нотку веры в светлое и учит относиться к собакам с уважением.
Придумайте своё стихотворение, где главные герои будут щенки, используя слова.
ЩЕНОЕ, УХО, ЛАПА, ШЛЯПА.
- Хорошо, что у щенка была хозяйка. А что делать животным, если нет хозяев?
В нашем городе находится центр помощи бездомным животным «Ковчег». Каждый из нас может и должен помочь животным . Это могут быть и корма, и забота или если есть возможность, взять к себе одно животное. Помогайте бездомным животным, оберегайте животных, любите животных.
6 Заключение
- У вас на парте лежит лепесток, напишите на нем «доброе слово», подходящее к стихотворению С. Михалкова, озвучьте его. Мы объединить лепестки и получим цветы, из цветов – поляну.
- Какая прекрасная поляна получилась. А слова, которые вы записали – это кладезь мудрости.
7 Рефлексия
Поработаем в группах.
Соедините части слов.
Милое
|
душа |
Человек
|
любовь |
Добрая
|
сердце |
(милосердие, человеколюбие, добродушие)
- Кому присуще милосердие, добродушие, человеколюбие?
- Как человек с такими качествами будет относиться к животным? К людям?
- Приятно общаться с таким человеком? Докажите.
Сейчас вы будете работать в группе. У каждой группы по корзиночке. Вам нужно положить в корзину
1 группа: - слова, характеризующие главную героиню;
2 группа - слова, характеризующие щенка;
3 группа – слова, ваши чувства во время прочтения стихотворения
Проверка работы.
Вернёмся к девизу урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили» .
-Объясните эти слова.
- Как эти слова относятся к Наде? Ко всем, у кого есть домашние животные?
1. Сегодня на уроке я научился…
2. Было интересно …
3. Было трудно…
4. Я понял (а), что…
5.Мне захотелось…
8. Домашнее задание.
Прочитать выразительно стихотворение, нарисовать иллюстрацию.