Автор: Макеенок Наталия Александровна
Страна: Российская Федерация
Город: Ялта
Организация: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Ялтинская средняя школа №4"
Проект: Всероссийский фестиваль-конкурс к 110-летию со дня рождения С.В. Михалкова «Дом книг»

Конспект урока . Литературное чтение, 2 класс

 

 Тема: «С.В. Михалков  «Мой щенок»».

Цель и задачи:   знакомство учащихся с жизнью и  творчеством С .Михалкова  и его стихотворением «Мой щенок»,  выработка навыка выразительного чтения, развитие мышления, память, внимание,  умения слушать и слышать других,  обогащать словарный запас,  воспитание интереса к поэзии и культуре общения,  любви к животным, интерес к чтению.

Планируемые результаты:

предметные: знать  кратко биографию С.Михалкова, знакомы со  стихотворением «Мой щенок»; умеют  анализировать стихотворение, выразительно читать стихотворение.

метапредметные:   регулятивные: определять тему и цель деятельности на уроке, высказывают своё предположение на основе работы с иллюстрацией или текстом.

   познавательные: уметь ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт; осмысленное чтение; умение доказывать свою точку зрения словами  из текста.

     коммуникативные:  слушать и понимать речь других; вступать в беседу на уроке; сотрудничать с учителем и одноклассниками.

     личностные: проявление любознательности, интереса к литературному чтению;  развитие умения высказывать свое отношение к прочитанному, уметь оценить свою работу на уроке.

Тип. Открытие новых знаний

Оборудование:   выставка книг С.В. Михалкова, презентация,  репродукции картин, пластилин, карточки, песня «Это знает всякий»  (Евгений Крылатов и Юрий Энтин)

Ход урока.

1Организационный момент

Доброе утро!  — птицы запели.—
Добрые люди, вставайте с постели!
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по делам.

- Мы тоже отправляемся по делам.  Улыбнитесь друг другу, протяните руки, лучики солнца , друг другу, передайте своё тепло. Молодцы!

-Проверьте,  у вас на парте лежит учебник, тетрадь, пластилин, дощечка для  лепки

2 Самоопределение.

Вставьте пропущенные буквы и объясните, почему вставили эту букву.

  

 

м

е

д

в

е

д

ь

 

 

т

и

ш

и

н

а

 

с

т

и

х

о

т

в

о

р

е

н

и

е

 

п

р

а

з

д

н

и

к

 

 

 

м

и

л

и

ц

и

о

н

е

р

 

 

к

о

т

ё

н

о

к

 

 

к

о

т

я

т

а

 

 

 

т

о

в

а

р

и

щ

и

 

                                 

 

- Найдите , кто связывает все эти слова?  ( С. Михалков)

- С чьим произведением познакомимся ?

- Кем был Сергей  Михалков?

-Кто будет главный герой произведения, узнаете, отгадав загадку

Зубки как гвоздики,

Ротик розовый,

 Короткие лапки,

Грызёт мои тапки! (Щенок)

-Подберите близкие по значению слова : щенок, ……..

                        ЩЕНОК

 

 

 

- У кого есть друг – щенок? Опишите его.

- Как должны прочитать стихотворение о друге ?

- Как  можно выразить ваши чувства во время чтения?

- Во время чтения сможем ….

- В конце урока сделаем вывод о ….

3 Работа по теме

 

Итак,  начнём.

Девизом у нас на уроке будут слова французского писателя Антуана де Сент Экзюпери : «Мы в ответе за тех, кого приручили» 

Карточки . Интересное  о собаках.

Перед вами карточки.

- Отметьте  знаком                               «+» , если эти сведения вам были известны;

«?» -  вы не знали

«!» - вас удивило

«v» - расскажите дома

  • Собаки отлично различают и слышат ультразвуковой свист.
  • Мокрый нос у собак нужен для того, чтобы отлично различать запахи, он является своеобразным радаром.
  • Самое интересное, что собаки пьют, сворачивая язык в трубочку.
  • Сердцебиение взрослой особи составляет 60-100 ударов в минуту, как у взрослого человека.
  • В Древнем Китае собачки являлись защитниками императора. Собачка сидела у него в рукаве, при необходимости могла выскакивать и кусать обидчика своего владельца.
  • Отпечатки носа у собак индивидуальные, как отпечатки пальцев у людей.

 

 

- Что узнали новое о собаках?

-Что заинтересовало?

Биография С.Михалкова – презентация

Мой читатель! Мой мечтатель!

Я тебя не позабыл!

Ты считай, что твой писатель

Далеко в отъезде был.

Был как будто за границей -

В мире басен.

А теперь

С новой былью сам стучится

К вам, ребята! В вашу дверь.

Это Сергей Владимирович Михалков

Родился Сергей Владимирович Михалков 106 лет назад,13 марта в городе Москве. Когда Михалкову исполнилось 14 лет, его семья переехала жить в Ставропольский край. В город Пятигорск

Когда будущий поэт был еще совсем маленьким, его отец часто и подолгу читал для него книги, поэтому интерес к поэзии появился у Михалкова очень рано в 9 лет.  А уже шесть лет спустя в журнале напечатали его стихотворение «Дорога». Но известность пришла к нему позже.

После школы Михалков вернулся в Москву. Найти работу по душе ему удалось не сразу. Он трудился на ткацкой фабрике, потом ездил в экспедиции. И только после этого получил работу в газете. Все это время он продолжал писать стихи. Несколько лет спустя издали его первый сборник для детей.   

А еще через два года он стал знаменит благодаря поэме «Дядя Степа». Тогда же Сергей Михалков подружился с другими детскими писателями: Корнеем Чуковским и Самуилом Маршаком.

Во время Второй мировой войны поэт служил в армии, работал военным корреспондентом. Он готовил статьи о фронте для нескольких газет. Михалков получил несколько медалей и орденов за заслуги перед Родиной, был ранен в одном из боев. И даже во время войны продолжал писать детские стихи и басни. Одной из самых известных его поэм стала «Быль для детей», в которой он просто и понятно рассказывал о военном подвиге нашего народа.

В конце войны Сергей Михалков выиграл большой конкурс и стал одним из авторов стихов для нового гимна Советского Союза. А много лет спустя он переписал слова гимна еще раз. Когда Великая Отечественная Война закончилась, Михалков продолжил заниматься творчеством. Он активно писал стихотворения и пьесы для детей, готовил сценарии для фильмов и мультфильмов. Много лет Сергей Михалков был редактором журнала для малышей «Веселые картинки».!

        Всю свою жизнь Михалков продолжал активно трудиться. Даже в 90 лет он работал вместе с другими детскими авторами над «Самой большой в мире книгой для малышей». Сергей Михалков прожил 96 лет, и за это время его книги были напечатаны огромным тиражом в 300 миллионов копий. Его стихотворения «А что у вас?» и «Дядя Степа» с интересом читают школьники по всей России, а его книги найдутся в каждой детской библиотеке.

Выставка книг С.Михалкова.

-Чему посвящены книги?

- Кто главные герои?

- Какие произведения вы читали?

- Что запомнилось?

Знакомство со стихотворением «Мой щенок»

Словарная работа.

В стихотворении встретились незнакомые слова:

  • КЛАДОВКА – пристройка к дому, где хранятся вещи, продукты.
  • ЖБАН — кувшин с крышкой.
  • ПЧЕЛИНЫЙ РОЙ
  • ЛЕЖИТ ПЛАСТОМ
  • ГОРЕВАЛА - грустила

Чтение трудных слов. Составление словосочетаний с этими словами.

Чтение стихотворения хорошо читающими учениками

-  От чьего имени ведётся повествование?

  -  Что делал щенок утром, какие проказы совершал?

 -  Почему девочка опечалилась?

-  Что представляла себе девочка во время ожидания?

-  Сколько времени девочка ждала питомца?

Чтение учениками вслух.

-  Виновата ли девочка в том, что щенок убежал? Почему?

- Что случилось со щенком на самом деле?

 -  Почему девочка решила лечить питомца самостоятельно?

 - Что нам следует помнить, если мы решились завести питомца?

 -  Как нужно ухаживать за домашним питомцем?

Самостоятельное чтение учащимися
  – Прочитайте самостоятельно, читайте стихотворение внимательно, потому что после чтения должны будете ответить на вопросы.
Вопросы:
1. Как называется сосуд, который перевернул щенок? (Жбан)
2. Что делал щенок, чтобы разбудить семью? (Лаял)
3. Что порвал щенок у папы? (Стихи)
4. Как лежал щенок после укусов пчел? (Пластом)
5. Покрываться чем не стало? (Одеялом)

                                                                    

 

 

ж

 

б

 

а

 

н

 

 

л

а

я

л

 

 

 

с

 

т

и

х

и

п

л

    а

с

т

о

м

 

 

 

о

д

е

я

л

о

м

 

                   

               

 Какое получилось ключевое слово? (Настя)
- Кто это?

- А какую кличку вы предложите для щенка?

 Выборочное чтение

- Как вёл себя щенок утром? Зачитайте.

- Что подумала девочка, когда не смогла найти щенка. Зачитайте

- Что увидела Настя, когда появился щенок. Докажите.

-Чем закончилось приключение щенка? Зачитайте.

-Что чувствовала Надя, когда  искала щенка?

- Выши чувства, когда отыскался щенок?

- В жизни такое бывает?  

-Что ощущает в таких ситуациях  хозяин?

- Как вы можете помочь во время поиска  домашних животных?

- На ваших столах лежат карточки. Поработайте самостоятельно в парах

-Выбери и подчеркни слова, характеризующие девочку:

ответственная

заботливая

ленивая

добрая

-Выбери и подчеркни слова, характеризующие щенка:

шаловливый

ленивый

непоседливый

трусливый

 

- Докажите словами текста.

4 Физминутка

Бегал по двору щеночек, (медленный бег на месте)

Видит пирога кусочек. (наклон вперед, руки в стороны)

Под крыльцо залез и съел, (присесть, руки ко рту)

Развалился, засопел. (руки в стороны, голову на бок)

5 Продолжение работы

Сейчас мы разделимся на 3 группы

Каждой группе будут такие задания:

1 вылепить щенка

2. записать каким был щенок

3 разыграть  сценку, когда Надя наша  щенка

4. придумать  историю о том, как щенок встретил  ос.

Выступление каждой группы.

                    Если вы подберёте на улице дворовую собаку и накормите её, она никогда вас не укусит. Единственным, совершенно бескорыстным другом человека в этом корыстном мире, другом, который никогда не покинет его, который никогда не бывает неблагодарным и не предаст его, является — СОБАКА.
                  СОБАКА останется рядом с человеком в богатстве и бедности, во здравии и болезни.
СОБАКА будет спать на холодной земле, где дуют холодные ветры и яростно метет снег, только бы быть рядом с хозяином.
СОБАКА будет целовать ему руку, даже если эта рука не может дать ей воды; она будет зализывать раны и царапины – результат столкновений с жестокостью окружающего мира.

- Как благодарит ваша собака?

У многих художников  на картинах изображены собаки

 

Симонова Ольга                                                         Симонова Ольга

- Животные — очаровательные создания.

- Кто главный в картинах? Что главное?

-Что автор  хотела сказать  этими картинами?

- В чём сила картин?

- Как автор это показала?

- Докажите, что животные любят своих хозяев.

-Какие краски использованы? Почему?

Песня  «Это знает всякий»  (Евгений Крылатов и Юрий Энтин)

- Подпевайте.

   Песня  «Это знает всякий» («Преданней собаки нету существа») начинается с утверждения, что во время печали и грусти ласковое и веселое животное способно развлечь хозяина. К тому же, собака всегда готова защищать своего владельца и покусать нахала. Пушистому зверенышу в ответ ничего не нужно, он рад быть частью семьи без похвал и наград, выполняя с полуслова все приказы. Прослушивание композиции для малышей оставляет нотку веры в светлое и учит относиться к собакам с уважением.

Придумайте своё стихотворение, где главные герои будут щенки, используя слова.

ЩЕНОЕ,  УХО, ЛАПА, ШЛЯПА.     

- Хорошо, что у  щенка  была хозяйка. А что делать животным, если нет хозяев?

     В нашем городе находится  центр  помощи бездомным  животным «Ковчег». Каждый из нас может и должен помочь животным . Это могут быть и корма, и забота или если  есть возможность, взять к себе одно животное.  Помогайте бездомным животным, оберегайте животных, любите животных.

6 Заключение

- У вас на парте лежит   лепесток, напишите на нем  «доброе слово», подходящее к стихотворению  С. Михалкова,  озвучьте его. Мы объединить лепестки и получим цветы, из цветов – поляну.

-  Какая прекрасная поляна  получилась. А слова, которые вы записали – это кладезь мудрости.

7 Рефлексия

Поработаем   в  группах.

Соедините части слов.

 

 

Милое

 

душа

 Человек

 

 любовь

Добрая

 

сердце

 (милосердие, человеколюбие, добродушие)

 

- Кому присуще милосердие, добродушие, человеколюбие?

- Как человек с такими качествами будет относиться к животным? К людям?

 - Приятно общаться с таким человеком? Докажите.

Сейчас  вы будете работать в группе. У каждой группы по корзиночке. Вам нужно положить в корзину

1 группа: -  слова, характеризующие главную героиню;

2 группа  - слова, характеризующие щенка;

3 группа – слова, ваши чувства во время прочтения стихотворения

 

Проверка работы.

 

Вернёмся к девизу урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили» .

-Объясните эти слова.

- Как эти слова относятся к Наде? Ко всем, у кого есть домашние животные?

 

 

1. Сегодня на уроке  я научился…
2.   Было  интересно …
3.    Было    трудно…
4.   Я  понял (а), что…  

5.Мне захотелось…

 8. Домашнее задание.

Прочитать выразительно стихотворение, нарисовать иллюстрацию.

 

7 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий