"Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире"
Зигфрид Ленц
Актуальность темы.
Эта тема имела, имеет и будет иметь свою актуальность всегда. Став умнее, человечество, вместе с тем, стало и более жестоким, изощренным, гордым и самолюбивым. Власть и деньги для многих стали «святая святых», а что такое вера, любовь, совесть и милосердие постепенно забывается. Но правильно ли это? Когда мы говорим о милосердии в православии, то сразу приходят в наши души ключевые слова: милосердие, сострадание, ближний, милостыня.
Так, например, в толковом словаре В.И.Даля говорится, что милосердие – это сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость».
А вот сострадание - это сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека. Мы видим, что эти оба понятия удивительно дополняют друг друга. В подтверждение значений названных понятий, хочу привести интересный пример одной поучительной Притчи ( рассказ с нравоучением.)
Для многих из нас Притча о милосердном самарянине известна с детства. Принято считать, что мы её хорошо знаем. Но знаем ли? Внешне, вроде бы знаем. Но по-настоящему, духовно познать какую-либо притчу, какое-либо учение Христа можно только тогда, когда Его слова стали для нас правилом жизни, так как важно и весьма поучительно для всех православных святоотеческое толкование самой Притчи.
Так, например, Притча Христа о добром самарянине это одна из известных притч Иисуса Христа, упоминаемая в Евангелии от Луки. Она рассказывает о милосердии и бескорыстной помощи попавшему в беду человеку со стороны прохожего самарянина - представителя этнической группы, которую евреи не признают единоверцами
Эта Притча как и всё Евангелие, стирает границы между понятиями «ближнего» и «дальнего». Важно сделать вывод каждому для себя , что для Бога нет дальних. Для Бога все люди близки, все Его драгоценное создание.
Таким образом, мы видим как поучительное сказание о милосердном самарянине учит нас тому, что любая человеческая личность, любой человек – больной, нищий, вор, враг – выше по своей ценности, чем отвлеченная идея добра, отвлеченная идея общего, государственного блага, отвлеченная идея церковности, общепринятых традиций, уставов и канонов.
А еще по мнению некоторых богословов, данная притча показывает, что «примеры человеческой доброты встречаются у всех народов и во всех верах, что Закон и заповеди Божии исполняют люди самых разных национальностей и разных вероисповеданий». Притча Христа означает: Ближний тот, кто не оставит тебя в беде. Ближний тот, кто нуждается в твоей помощи.
В Церкви же любое доброе дело считается лишь тогда по-настоящему добрым, если сделано оно без всякого умысла о последующей благодарности. В храмах, в монастырях на любое ваше «Спасибо!» в ответ вы непременно услышите не привычное «Пожалуйста!», а «Во славу Божию!»
Каждый истинно православный человек знает, уверен: возможность сделать кому-то добро – милость Божия, дающий благодарит Господа горячее, чем получающий. И сугубая милость Божия – возможность сделать что-то доброе так, чтобы ни одна душа об этом твоем поступке не узнала!
Однако, огорчает , что мы в большинстве своем привыкли считать: за каждое доброе дело в ответ должны получать благодарность. Ну, согласитесь, нередко мы восклицаем о ком-то: «Я столько для него сделал, а он, неблагодарный!"
А вот как об этом сказано в Евангелии от Матфея (гл. 6, ст. 2–4):
«Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
И еще приведу такой пример. Святой Дорофей пояснял: когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее.
Да! В православии милосердие принято разделять на внешнее и сердечное. Как это ни грустно, но милосердие сегодня – одно из самых редко употребляемых слов нашего языка. Уже в конце прошлого века слово «милосердие» сменилось словом «благотворительность», а человека, который кому-либо брался помогать, все от мала до велика начали величать «спонсором».
Лично для меня, ближе и душевнее понятие "милосердие", которое требует от человека Новый Завет: «Милости хочу, – говорит Господь нам, людям, – а не жертвы».
Но в чем же разница между милосердием и благотворительностью?
Как бы, милосердствующий дает средства нуждающемуся, и спонсор, меценат тоже дает, вкладывает свои средства в благое дело.
А разница состоит в том, что милосердствующий дает бескорыстно, от боли сердечной, от сострадания, дает, ничего не желая и не надеясь получить взамен. Это – милосердие внутреннее, сердечное.
Спонсоры же и меценаты наши и не дают даже, а скорее, вкладывают деньги в выгодные по разным причинам для них проекты. Выгода не обязательно должна быть при этом материальной, достаточно и тщеславия, гордыни – вот я какой! – чтобы доброе дело обесценилось. Это – милосердие внешнее, пустое.
Возникает проблемный вопрос:"Как же стать милосердным человеком"? Для того, чтобы научиться христианскому милосердию, можно предложить несколько правил:
1. Подавайте, хотя и немного, но с любовью. Не требуется отдавать всё, что у вас есть. Подайте хотя бы чуть-чуть, ущемите себя в малом, но только без раздражения к человеку: не отмахиваясь от бедного, как от назойливой мухи, а желая ему добра.
2. Обязательно помогайте тем людям, скудость жизни которых вам достоверно известна, – родственникам, сотрудникам, знакомым.
3. Не осуждайте нищих, которые просят на пропитание, но, как вам кажется, способны были бы сами работать или якобы употребят вашу милостыню не на добро. Каждый сам за себя ответит.
4. Наконец, не подавайте милостыню из желания похвалы, ради видимого престижа, рейтинга или даже просто отчета. Такие люди «уже получают награду свою» на земле, оставаясь без награды Отца Небесного.
Итак, много средств к милосердию предложено нам, и, хотя конкретный выбор остается за нами, несомненно одно: каждый шаг навстречу другому, каждое доброе дело, милостыня, бескорыстная помощь и молитва о ближних найдут свое оправдание, украсят душу милостивого человека и сделают его жизнь более радостной и полезной.
Отрадно понимать, что милосердным помазанием Господь наполняет наши сердца, в них возбуждена сострадательная любовь вопреки нехристианским и нечеловеческим расположениям, которые пытается посеять сатана.
И в заключении хочу завершить наш разговор словами Святителя Иоанна Златоуста:
«Человек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Будьте милосердны, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд. И не будем почитать жизнью время, проведенное без милосердия».
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.С HYPERLINK "https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/"святитель Игнатий (Брянчанинов) Практическая энциклопедия
Основы правильной духовной жизни
https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/prakticheskaja-ehntsiklopedija/11_3
2. “Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры”/ А.В.Кураев. – М.: Просвещение, 2010, статьи из толковых словарей, пословицы.
3.Швачкина Л. А. Идея гуманности в христианстве: истоки и сущность. 2011.
4.Попова Л.О. Милосердие и терпение как выражение красоты и духа.2012.
5.Байдавлетова Л.Р.Концепт" Милосердие в русской языковой картине мира." 2012.