Цель: Создание условий для развития у детей творческих способностей через декоративно-прикладное искусство.
Задачи.
Образовательные:
расширение представления о разнообразии народных художественных промыслов закреплять представления о народном промысле «Хохлома».
Развивающие:
закреплять знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи (ягоды, легкая изогнутая травка, завиток, капельки, кустики.Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности хохломской росписи и передавать их средствами рисунка; развивать умения составлять композицию; воспитывать в детях любовь к русскому народному творчеству.Формировать эстетический и художественный вкус, желание творить,сформировать навыки выполнения рисунка в нетрадиционной манере.
Воспитательные:
воспитывать интерес к народно - прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.
Предварительная работа:
Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством Хохломы; рассматривание альбома «Русское народное творчество»; чтение стихов, прослушивание песен о Хохломе; дидактическая игра «Составь красивый узор и расскажи о нем», просмотр презентации «Золотая хохлома».
Материалы: различные предметы расписанные хохломской росписью, трафарет горшочка,гуашь, кисточки,салфетки, ватные палочки,стаканы непроливайки.
Вступительная часть.
В.-Здравствуйте ребята. Сегодня у нас гости, поздороваемся с ними. Ребята сегодня у нас необычное занятие. Сейчас мы отправимся в чудесный мир красоты.
Мы с вами познакомимся с одним из видов декоративно-прикладного искусства – хохломой.
Вы садитесь на стульчики ,а я вам расскажу предисторию,а вы послушайте.
Основная часть.
В.Посмотрите, что у меня в руке? (камень). Катя. возми его в руки, подержи его. Какой он?
Самая первая посуда была сделана из камня.Она были тяжелая и неудобная.
Затем люди стали делать глиняные посуду. Но,она крошились и рассыпались. Затем люди попробывали применить дерево в качестве заготовки. С тех пор человек научился изделия вырезать из дерева .
Деревянные посуда была некрасивая ,но удобная в быту. Пища из такой посуды была намного вкуснее и ароматнее. Особенно если кушать еду из деревянной посуды деревянными ложками. Кстати,вы никогда не обожжетесь горячей пищей если кушать деревянной ложкой.
Но каждому человеку хотелось, чтобы его посуда была по-своему интересна, хороша и красива, чтобы она не была похожа на другие. И решил человек посуду раскрашивать. К примеру хохломские умельцы ,чтобы раскрасить свои изделия заимствовали красоту у природы.
В.А теперь ребята мы с вами приближаемся к самому интересному. Послушайте стихотворение.
Стоит студеная зима,
Снежинки кружит буйный ветер,
А золотая хохлома напоминает нам о лете.
В. Ребята скажите, о какой росписи это стихотворение? (о хохломской)
В.А почему ее называют хохломская роспись?
Ответы детей.
В. Правильно, ребята, потому что основоположники этого вида росписи, жили в деревне Хохлома, и в эту деревню, каждые выходные съезжались на базар, мастера со всей округи, чтобы сбывать свою продукцию.
В – Ребята, а что расписывали хохломской росписью? (посуду)
В. – А из чего её делали? (из дерева).
В.-Ребята,вы хотите посмотреть на эту чудо-посуду!?(да)
(Проходим к столику где представлена посуда из хохломы)
В. Посмотрите, ребята, какое разнообразию посуды стоит у нас на столе, и вся она нарядная, красивая, расписная.
- Давайте рассмотрим эти изделия. Сколько тепла излучают они гладкие на ощупь, радующие глаз. А как вкусно есть из такой сказочной посуды , да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.
-Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. И главное — мерцающий золотой фон. Чтобы мы любовались и пользовались такой посудой,посуда и мастера проходили большой тяжелый, но интересный путь прежде чтобы мы увидели такую красоту.
Сегодня мы будем учиться рисовать такие узоры.
Физминутка
Что за чудо хохлома, яркая диковинка.
Ягодки клубнички, щечки землянички.
Листики с узорами,зелень манит взорами.
Полюбуюсь расписной, хохломою золотой.
Краски в руки я возьму и гостей всех удивлю.
В. -А теперь попробуем стать мастерами, чтобы украшать посуду основными элементами хохломской росписи.
(дети садятся за столы)
В. – Ребята,давайте теперь с вами вспомним, каким узорами мастера расписывали свою волшебную посуду? (стебелек.завиток, кустик, ягодка, листик, веточка, травинка)
В. – А какие цвета использовали мастера? (золотой, черный, красный, зеленый, коричневый).
В. -Ребята у нас есть заготовки горшочков,сейчас вы их раскрасите как настоящие мастера.
В.- Ребята, чтобы ваши ручки красиво рисовали. Предлагаю поиграть с нашими пальчиками
Пальчиковая гимнастика
Вот все пальчики мои,
их как хочешь, поверни:
И вот этак, и вот так,
не обидятся никак.
Раз, два, три, четыре, пять
Не сидится им опять
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.
В .(показ у доски): Мои дорогие хочу вам напомнить, как правильно составлять композицию на изделии.
Посередине чаши растет красивый, длинный, тонкий стебелек с завитком,на стебельке маленькие, тоненькие веточки ,завиточки (рисуем концом кисти).
В.-Нету кисточки-пропала
Только я грустить нестала,
Обмокну я пальчик в краску
Нарисую пальцем сказку.
На красивой веточке обязательно вырастут ягодки клубники .Мы можем применить наши пальчики.
но не только клубника, но и листочки трехлистники (кисточку прикладываем полностью щетинкой)
и обязательно нарисуем цветочки способом тычка, с помощью ватной палочки.
(Самостоятельная деятельность детей. Во время самостоятельной работы детей, включить народную музыку).
Заключительная часть.
В.-Молодцы, ребята! Какие красивые изделия у вас получились, как у настоящих мастеров. Я обязательно свяжусь с мастерами Хохломы, чтобы передать им наши работы.
- Какие цвета мы использовали?
- Какие узоры вы рисовали на своей посуде? (листики, ягодки, завитки, точечки)
- Умельцы сами выдумывают их или где – то заимствуют? (у природы)
- Вам понравилось сегодняшнее занятие?
- Что было особенно интересно?
- Что было трудным?
Молодцы. Сегодня особенно старался …..
Всем спасибо!