Тема: «Мы читаем творчество С. Михалкова»
Задачи:
коррекционно-образовательные
- продолжать знакомить с произведениями С.В. Михалкова, формировать умения узнавать его по иллюстрации;
- совершенствование навыков слогового анализа, навыка анализа предложений;
- совершенствование навыков образования существительных родительного падежа единственного числа;
- совершенствовать навыки договаривания предложений, составления предложений со словами потому что.
коррекционно-развивающие
- развивать слуховое внимание, слуховую память;
- развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движениями с музыкой;
- развивать зрительное восприятие;
- развивать мышление, путем исключения лишнего;
коррекционно-воспитатлеьные
- воспитывать интерес к художественной литературе;
- воспитывать активность, инициативность.
Оборудование:
- иллюстрации к произведениям: «Мы едем, едем в далекие края», «Дядя Степа», «Котята», «Щенок», «Прививка», «Фома», «Как старик корову продавал;
- портрет С.В. Михалкова;
- трёхъярусная книжная полка, картинки: соседи, Степа, котята, щенок, Фома, Буренка, старик, флот, Вася, шприц;
- жетоны;
- аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем»;
- наборы для анализа предложений;
- аудиозапись гимна России;
- листы бумаги, разделенные на 4 части, цветные карандаши.
Словарная работа: Сергей Владимирович Михалков – писатель, гимн.
Предварительная работа: чтение с воспитателями произведений С. Михалкова: «Мы едем, едем в далекие края», «Дядя Степа», «Котята», «Щенок», «Прививка», «Фома», «Как старик корову продавал»; рассматривание иллюстрации по данным стихотворениям.
Ход занятия:
«Угадай стихотворение»
- Рассмотрите иллюстрации и подумайте, о каком стихотворении идет речь? Почему так решили?
«Мы едем, едем в далекие края», «Дядя Степа», «Котята», «Щенок», «Прививка»,
«Фома», «Как старик корову продавал»
- Эти стихотворения написал Сергей Владимирович Михалков - писатель. В семь лет он написал свое первое произведение - сказку о медведе и сам отнес ее в издательство детской литературы, чтобы напечатали. Когда будущему поэту было девять лет, его первое стихотворение под названием "Дорога" было напечатано в одном из журналов.
Демонстрация портрета писателя
- Его произведения веселые, но в то же время поучительные.
Упражнение «Раздели на слоги»
- Ребята, предлагаю героев из произведений Михалкова расставить на книжные полки. Если в слове 1 часть (слог), то ставим на первую полку, если два слога, то на вторую полку и если три слога, то на третью полку.
- Разделите названия героев на слоги и поместите картинки на соответствующую полку.
Речевой материал: соседи, Степа, котята, щенок, Фома, Буренка, старик, флот, Вася, шприц.
Игра «Чего не стало»
- А сейчас вы закроете глаза, затем по моей команде откроете, и скажите, чего не стало?
Логопед убирает, какой либо предмет с любой полки,
после ответов детей ставит его на место.
Игра «Собери жетоны»
- А сейчас мы узнаем, кто самый внимательный, кто лучше всех знает произведения С. Михалкова. За каждый правильный ответ вы будете получать фишки.
1. Кто спас Васю Бородина (старик, дядя Степа, Борис)?
2. Кто продавал корову (моряк, старик, покупатель)?
3. Кем дядя Степа стал (десантником, пожарником, моряком)?
4. «Я сегодня сбилась с ног - У меня пропал щенок». Сколько времени девочка его искала (сутки, три часа, два часа)?
5. Сколько котят родилось (четыре, шесть, пять)?
6. Куда отправились хорошие соседи, счастливые друзья (в магазин, в отпуск, в далекие края)?
7. Что приснилось Фоме (страшный поступок, страшное животное, страшный сон)?
8. Кого боялся первоклассник (собаки, врача, прививки)?
Физминутка
Подвижная игра под музыкальное сопровождение «Мы едем, едем, едем»
Мы едем, едем, едем |
Выполняют «пружинку», руки на поясе. |
В далекие края |
|
Хорошие соседи, |
Выполняют повороты налево-направо, |
Счастливые друзья. |
улыбаются друзьям. |
Нам весло живется, |
Выставляют вперед на пятку поочередно |
Мы песенку поем, |
левую и правую ногу. |
И в песенке поется |
Хлопают в ладоши. |
О том, как мы живем. |
|
Красота! Красота! |
Покачивают руками над головой. |
Мы везем с собой кота, |
Показывают «ушки» кота. |
Чижика, собаку, |
Показывают «хвост» собаки. |
Петьку-забияку, |
Показывают длинный «нос». |
Обезьяну, попугая – |
Ставят ладони рук перпендикулярно сбоку к голове и покачивают ею. |
Вот компания какая! |
Слегка наклоняются вперед, руки вперед – в стороны. |
Игра «Доскажи фразу»
Ноги клал на … табурет. Родились у нас … котята.
У меня пропал … щенок. Такая скотина нужна … самому!
Я сама его … лечу. У меня дрожат … коленки.
- Повторите предложение.
- Определите сколько слов в предложении?
- Выложите схему последнего предложения.
- Сколько слов в предложении? Какое первое слово? Назовите третье слово? Назовите последнее слово? Что поставили в конце предложения?
Прослушивание гимна России
- Вспомните и скажите, из какого произведения эти строки?
Россия – священная наша держава.
Россия – любимая наша страна.
- Что такое гимн? Гимн - это главная песня нашей страны, которая исполняется в торжественных случаях, на всех торжественных мероприятиях, например, когда наши земляки соревнуются в спортивных мероприятиях. Сергей Михалков является автором гимна России. Гимн России исполняют и слушают стоя. Давайте послушаем его.
3. Итог занятия
Детям раздаются листы бумаги, разделенные на 4 части
- С каким писателем мы сегодня знакомились?
-Какие произведения он написал? Найдите и раскрасьте героев из произведений Сергея Михалкова.
- Какой персонаж лишний? Почему?
Использованная литература