Автор: Мокринская Ирина Николаевна
Страна: Российская Федерация
Город: Краснодар
Организация: МБДОУ «Детский сад № 57»
Проект: Вне проекта

Рекомендации родителям по закреплению знаний у детей по теме «Зима. Зимние забавы»

 

Уважаемые родители.

Предлагаем Вам закрепить полученные знания детей по лексической теме «Зима. Зимние забавы». Данный материал поможет в игровой форме закрепить знания детей по пройденной теме.

✓ Спросите у ребенка, какое время года сейчас (зима). Припомните характерные признаки зимы. Какие изменения происходят: на небе, на земле, на воде. Понаблюдайте с детьми и предложите им объяснить: что такое вьюга, метель, пурга, поземка, мороз, гололед. Почему в теплую погоду можно лепить из снега, а в холодную нет.

​Обратите внимание, как меняется погода каждый день. С наступлением зимы становится все, холодней, приходят морозы. Почти всегда зимой небо покрывают облака, которые приносят уже не дождь, а снег. Он покрывает землю, ветки деревьев, крыши домов. Мороз сковывает льдом озера, реки, ручьи. Это происходит потому, что солнце в это время года находится низко над землей и не прогревает землю. Холодный воздух приносит тучи, в которых капельки дождя под действием холода превращаются в снежинки. В безветренную погоду снежинки падают на землю спокойно, но стоит подуть ветру, как поднимается снежная метель, оставляя после себя заносы и сугробы. Зимой бывают сильные морозы. В такую погоду снег становится рыхлым и скрипучим. Иногда зимой теплые воздушные течения доходят до заснеженных мест и немного повышают температуру воздуха. Наступает оттепель - теплые солнечные дни, во время которых снег становится мягким, и из него можно лепить снежки и снеговиков. Верхний слой воды в водоемах -речках, озерах, прудах и ручьях - промерзает и покрывается толстым слоем льда. В конце зимы, когда солнце прогревает крыши, снег начинает таять, но мороз успевает превратить воду в сосульки. В оттепель, когда стекла окон покрываются тонким слоем воды, мороз образует на них фантастические узоры. Это тонкий слой льда, который состоит из мельчайших кристалликов, сложенных в причудливые формы.

Что происходит с деревьями зимой. Что делают зимой животные и птицы.

 

✓ Выучите стихотворение.

Зимушка-зима

Снег ложится на дома, 

Речка льдом покрылась. 

Это зимушка-зима 

В гости к нам явилась.

 

Как нам зиму не любить: 

Выйдем на прогулку, 

Бабу снежную лепить 

Будем в переулке.

 

Будем мы играть в снежки 

Там, где снег глубокий. 

Побежим вперегонки, 

Разгорятся щёки.

 

Как на санках да с горы 

Полетим проворно, 

Смех весёлой детворы 

Зазвенит задорно. (Ю. Никонова)

 

✓ Закрепите знания о том, что в период зимы тримесяца, повторите названия (декабрь, январь, февраль)  

 

Назовите-ка ребятки,

Месяц в этой-вот загадке,

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый Год. (Декабрь)

Декабрь еще называют: студень, стужайло, ветрозим, лютовей, зимник.

 

Январь – зимы государь.

По счёту первым он идёт,

С него начнётся новый год.

Открой скорее календарь,

Читай! Написано - ... (Январь)

Другие названия января: снежень, снеговик, огневик, просинец, щипун, трескун, студень, ледовик, сечень (потому что средний месяц зимы сечет ее пополам и отсекает прожитый год от наступившего). 

 

Февраль три часа дня прибавит. 

Последний зимний месяц жаль,

Короткий самый он - ... (Февраль)

Другие названия февраля: бокогрей (потому что февральское солнце греет только повернутый к нему бок, а другой – мерзнет), вьюговей (из-за частых морозов и метелей), межень (условная межа между зимой и весной).

Февраль – самый короткий месяц в году. Февральские дни – солнечные, светлые, но холодные и морозные. В феврале уже заметно прибавляется день.

 

✓ Вспомните и назовите пословицы и поговорки о зиме, зимние приметы.

- Декабрь год заканчивает и зиму начинает.

- Декабрь - стужайло на всю зиму землю студит.

- Январь - начало года и зимы середина. 

- Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегами тешит да ухо морозом рвет.

- Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет.

 

✓ Лексический словарь по теме.

Словарь существительных: зима, декабрь, январь, февраль, погода, холод, ветер, снег, лёд, снежинка, снеговик, мороз, сосулька, льдинка, узор, снегопад, метель, вьюга, заносы, буря, буран, сугроб, прорубь, гололёд, гололедица, заморозки, иней, стужа, позёмка, покров, оттепель, горка, бахрома, лыжи, санки, коньки, снежки, птицы, звери, зимовье, кормушка, следы, одежда, реки, озера, хлопья, забавы;

Словарь прилагательных: холодный, морозный, радостный, снежный, блестящий, быстрый, острые, железные, деревянные, пластмассовые, разноцветный, веселый, трескучий, хрустящий, пушистый, ледяной, грустный, серебристый и т.д.

Глагольный словарь: идет, наступает, кружится, покрывает, веселятся, радуются, кидают, бросают, спускаются, катаются, скрипит, бегают, обгоняют, падать, отряхивать, мерзнуть, липнет, щиплет, колет и т.д.

Словарь наречий: морозно, весело, быстро, остро и т.д.

 

✓ Вспомните и назовите зимние виды спорта.

Фигурное катание, горнолыжный спорт, хоккей, бег на лыжах, конькобежный сопрт, прыжки с трамплина, сноуборд, скелетон, биатлон. 

 

✓ Экспериментальная деятельность со снегом:

Сначала расскажите детям о снеге: «Иногда ветки деревьев, телефонные провода, антенны на крышах домов покрываются изморозью - пушистым снегом. Снег и лед легче воды, поэтому весной льдины и снежные сугробы плывут по реке, пока не растают и не превратятся в воду. В конце зимы в неживой природе происходят новые изменения. Хотя морозы еще не ослабевают, но в солнечные дни снег уже начинает подтаивать. За ночь подтаявший снег снова замерзает, и к утру появляется наст - плотная ледяная корка. Хрупкий, прозрачный лед и рыхлый, сыпучий снег под действием тепла превращаются в воду, а вода под действием холода превращается в лед и снег»

Опыты:

- занесите снег в комнату и отметьте, как быстро он тает. Вопрос - почему это не происходит на улице;

-  со льдом: налейте волу в стеклянную бутылку, банку, закройте и вынесите на мороз. На следующий день вы увидите, что бутылка (банка) лопнула. Вывод: при замерзании вода превращается в лёд и расширяется;

- рассмотрите снежинки через лупу: вы увидите, что они разные по форме, рисунку;

-разведите гуашь в воде и дайте этой воде замерзнуть. Итог: получите цветной лед.

 

✓ Почитайте детям рассказы и сказки о зиме.

- К.Д. Ушинский «Проказы старухи зимы»,

- С.Я Маршак «Двенадцать месяцев» 

- Русская народная сказка "Снегурочка" (в пересказе В. И. Даля)

- Русская народная сказка "Мороз-Иванович" (в пересказе В. Ф. Одоевского)

- Русская народная сказка "Два Мороза" (в пересказе М. М. Ларионовича)

- Павел Бажов "Серебряное копытце"

- Русская народная сказка "По щучьему веленью"  

- Русская народная сказка "Лисичка-сестричка и серый волк"

- Георгий Скребицкий "Художник-Зима" ("Четыре художника")

- Виталий Бианки "Зима" (из сказки-рассказа "Синичкин календарь")

- Л.Н. Толстой "Зайцы"

- Словацкая народная сказка "Двенадцать месяцев" (в пересказе С.Я.Маршака)

- Братья Гримм "Госпожа Метелица"

- Г.Х. Андерсен "История года"

- Г.Х. Андерсен "Снеговик"  

   

✓ Поиграйте с ребенком в игры.

 

«Назови ласково».

Пушистый снег – пушистенький снежок, (снеговик, лед, коньки, санки, ледянка, горка, клюшка, шайба, лопата).

 

«Один – много».

Одна снежинка – много снежинок, (снеговик, лед, каток, коньки, санки, лыжи, палки, ледянка, снегоход, горка, игры, сугроб, снежный ком, клюшка, шайба, лопата).

 

Игра «Подбери признак. Какой? Какая? Какие?».

Снежки (какие?) – холодные, большие, крепкие … 

Сосулька (какая?) – холодная, длинная, прозрачная, скользкая…

Снег (какой?) – пушистый, блестящий…

Мороз (какой?) – трескучий, сильный…

Зима (какая?) – снежная, морозная…

(снеговик, лед, каток, коньки, санки, лыжи, палки, ледянка, горка, клюшка, шайба, лопата).

 

«Что делает?».

Дети (что делают?) – играют, катаются, веселятся … (снежки, снеговик, лед, коньки, санки, снежный ком).

 

«Сосчитай».

Три круглых снежка, пять круглых снежков (снеговик, каток, санки, ледянка, снегоход, горка, игра, сугроб, снежный ком, клюшка, шайба, лопата).

 

«Четвертый лишний».

Клюшка, шайба, коньки, горка.

Горка, санки, снеговик, ледянка.

Снеговик, лыжи, снежки, снежная крепость.

 

«Составь предложения».

Зимой дети катаются на … (санки, ледянка, снегокат и т.д.).

 

«Скажи наоборот».

Лед холодный, а чай …

Лед твердый, а снег …

Снежный ком большой, а снежок …

Летом дни жаркие, а зимой –…...

Летом день длинный, а зимой –… .

Летом солнце светит ярко, а зимой – ….

Весной лед на реке тонкий, а зимой – ….

Снег мягкий, а лед… – …..

Одни сосульки длинные, а другие – …..

 

Игра «Подбери предмет».

Наступает (что?) – …… (зима) 

Надели (что?) – ….

Кружатся (что?) – … 

Бушует (что?) – …

Замерзает (что?) – … 

Свищет (что?) – … 

Лепят (что?) – …

 

Игра «Семейка слов». Подбери родственные слова.

Снег – снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик, снегоход, снегопад…

Лыжи – лыжник, лыжня, лыжный

Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимующие, зимовье, зимородок, озимые…

Мороз – морозный, морозить, замораживать, морозко…

Лед – ледник, ледовый, льдина, ледокол, гололед, ледок

 

«Есть – нет».

Есть лед — нет льда, (снежки, снеговик, лед, каток, коньки, санки, лыжи, палки, ледянка, снегоход, горка, радость, веселье, клюшка, шайба, лопата).

 

Игра «О чем можно сказать…».

Снежный – ком, городок, вихрь…

Снежная – баба, гора, пелена…

Морозный…, морозная…, морозное…, ледяная… .

 

Вопросы на засыпку!

Чего больше – снегопадов или снежинок?

Чего меньше – зим или зимних месяцев?

Оттепели сменились морозами. Что было вначале, что – потом?

 

Пересказ рассказа «Снеговик».

Однажды зимой дети во дворе слепили из снега Снеговика. Когда наступила ночь, Снеговик заскучал – ведь рядом никого не было, все уже спали в своих домах. И он решил отправиться на поиски друзей. Был сильный снегопад, и все дороги замело снегом. Снеговик шёл по снегу и смотрел по сторонам. В соседнем дворе он встретил ещё одного Снеговика – его тоже слепили дети. Они долго беседовали о пушистом снеге, о зиме и о детях, которые утром придут во двор и будут ещё лепить Снеговиков.

Вопросы к тексту:

- Кого слепили дети?

- Из чего слепили Снеговика?

- Чем замело дороги?

- По - чему шёл Снеговик?

- Кого встретил он в соседнем дворе?

- О чём беседовали Снеговики?

-Кого утром будут лепить дети?

 

✓ Пальчиковая игра «Снеговик»

Раз – рука, два – рука, (вытягивают вперёд сначала одну руку, затем другую)

Лепим мы снеговика (имитируют лепку снежков)

Мы скатаем снежный ком – (ладонями делают круговые движения по бёдрам)

Вот такой, (разводят руки в стороны, показывая большую величину кома)

А потом поменьше ком – (растирают ладонями грудь)

Вот такой. (показывают руками величину кома поменьше)

А наверх поставим мы (поглаживают ладонями щёки)

Маленький комок (соединяют пальцы рук вместе, держа ладони на 

  расстоянии)

Вот и вышел снеговик – (ставят руки на пояс)

Снег, ведёрко и морковка,

Да уменье и сноровка –

И готов снеговичок.

Очень милый толстячок! (делают повороты корпуса вправо – влево)

                                              

Уважаемые родители!

Играйте, читайте, смотрите, творите совместно с детьми! 

И вы получите много незабываемых впечатлений от совместно проведенных минут с детьми.  

10 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий