Тема. Я познаю мир. Красота окружающего мира. Дети и природа
Цель:
- ввести детей в прекрасный мир Божьего творения;
- познакомить детей с объектами природы;
- прививать детям любовь к родному краю;
- развивать художественный вкус;
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Ход занятия
І. Организация класса
Приветствие
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Так начнём урок, друзья!
ІІ. Объявление темы и целей занятия
Дорогие ребята! В этом учебном году мы с вами совершим увлекательное путешествие по страницам библейской истории и христианской этики. Будем подниматься по лесенке знаний, научимся различать добро и зло, узнаем много интересных и поучительных историй из книги, данной людям Самим Богом - Библии. А еще научимся делать различные поделки. А чтобы каждое наше занятие было интересным, вы должны мне помогать: отвечать на вопросы, отгадывать загадки, участвовать в конкурсах и викторинах. Согласны? Тогда в путь, по неизведанным тропинкам «Библейской истории и христианской этики».
ІІІ. Мотивация учебной деятельности
Божий мир, прекрасен он –
Небо, солнце и цветы,
В праздник колокольный звон.
В мире столько красоты!
Кто рисует прекрасный изгиб,
Кистью в тучи и солнце макая? -
Бог-Художник! Он дивно велик,
Его краски в веках не линяют!
Если видим мы радуги цвет,
Можем духом всегда ободряться:
В силе радужный Бога завет,
Она в облаке будет являться.
-Скажите, о чем говорится в стихотворении? Каков же этот мир?
ІV. Работа по теме
Давайте представим, что на нашей Земле ничего нет, и попробуем изобразить ее такой прекрасной, какой бы мы хотели ее видеть. Мы с вами будем отгадывать загадки и вместе украшать нашу матушку-землю. (Дети раскрашивают рисунок в процессе работы на занятии.)
1.Отгадывание загадок
1. Выше леса, выше гор
Расстилается ковёр.
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он ярко-голубой. (Небо)
2.Встало рано
Бело да румяно,
Умылось росою,
Увилось золотою косою.
Взошло на бугор
Выше леса, выше гор. (Солнышко)
3. Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
2. Работа с рисунком (дети изображают небо, солнце, облака)
Учитель:
Все, что мы видим: небо, солнце, луну, звезды, облака, землю, на которой мы живем, воздух, которым дышим, - и все, что на земле: траву, деревья, горы, реки, моря, рыб, птиц, зверей, животных, и наконец, людей, то есть нас с вами, - все это сотворил Бог. Мир есть творение Божие.
Дорогие мои детки! Чего вы только не увидите в окружающем мире. Вот и небо, зеленая травка. Далее - речушка шумит. А в ней рыбка ныряет, сверкая серебряной чешуей на солнышке. И березовая роща, и зеленая дубрава, и душистые цветы.
3. Имитация детьми звуков
Вот - комарик запищал - с-с-с.
Спел жучок - же-же-же.
Ползет змея в траве - с-с-с.
Шепчет ветерок в лесу - ш-ш-ш.
Ветерок зашептал и листочек завертел.
4. Раскрашивание отдельных предметов после отгадывания загадок
1. Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы. (Гриб)
2. Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят. (Ландыш)
3. Над цветочками порхает,
Кто красавицу не знает?
Ее крылья расписные,
Ее танцы заводные.
Только очень беззащитна,
Совершенно безобидна.
Не спеши ее пугать,
Слабых надо защищать. (Бабочка)
4. Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня…(Синичка)
5. Продолжение беседы (с раскрашиванием рисунка)
Учитель:
Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает - леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Наша жизнь неотделима от нее. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.
Мир есть книга. Она открыта каждому человеку. Она учит добру и красоте.
Ты видишь землю.
На земле и над ней - множество творений: жучков, муравьев, разноцветных бабочек.
Пройдем по лесной поляне с цветущими колокольчиками.
Войдем в тихую, свежую тень березовой рощи.
Мир украшен различными растениями. Посмотри, как они растут!
А вот о чем-то зашумел ветерок.
Мир звучит голосами нежных птиц небесных. Кто их питает?
Звенит веселый дождик, ворчит шумный гром. Откуда они?
Мы живем в мире, где так много красоты. И какое же счастье, бесценный дар, что всю эту красоту мы можем увидеть.
Как же научиться читать эту книгу, понимать наш красивый мир? Надо научиться видеть и рассуждать.
Поэты выражают свое отношение к ней словами, композиторы - музыкой, а художники разговаривают с нами с помощью красок. И надо уметь понимать этот особый язык.
Картины выдающихся художников переносят каждого из нас в прекрасный мир родной природы.
Сердце наше раскрыто для красоты и добра. А потому его надо наполнить красотой, чтобы было мудрым и добрым.
6. Игра
А бывает так:
Щенки замяукают: мяу-мяу-мяу! (Нет)
Котики залаяли: гав-гав-гав! (Нет)
Уточки заквакали: ква- ква-ква! (Нет)
Курочки закрякали: кря-кря-кря! (Нет)
А воробушек прилетел,
Как корова взревел: му-у-у-! (Нет)
Как услышал медведь,
Заорал работай: ку-ку-ре-ку! (Нет)
По К. Чуковскому
7. Физкультминутка
(инсценировка стихотворения С. Михалкова «Прогулка»)
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят!
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там - пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли -
Насорили и ушли!
Учитель:
Как нехорошо, правда, ребята? Разве так нужно относиться к природе?
(Ответы детей)
Запомните
Не стоит топтать зеленую траву, ведь она больше не сможет подняться и быть такой же красивой.
Если ты сорвешь красивый цветок, то уже через день он завянет.
Если ты поймаешь бабочку, она также скоро погибнет, потому что привыкла жить на воле.
Заботься об окружающей среде, чтобы иметь возможность радоваться окружающей красоте и подаркам, которые природа так щедро дарит нам каждый день!
8. Литературная минутка
А теперь послушайте рассказ о маленьком мышонке.
Праздник
Маленький мышонок появился на свет! - звонко распевали птицы, разнося эту новость на весь лес.
- Праздник! Сегодня праздник! День рождения Мышонка!
Все в лесу радостно спешили увидеть малыша. Ежегодно Мышонок ждал этот день. Ему казалось, что праздник бывает только раз в году, а остальные дни серые и унылые, как он сам.
Мышонок мечтал только о своем празднике, не замечая никого и ничего вокруг себя. И вскоре все забыли о нем, и праздник ушел, казалось, навсегда.
- Мне скучно и одиноко... - шептал Мышонок.
- Умей радоваться! - прошептал кто-то. Мышонок оглянулся и увидел цветы, деревья, небо и солнце.
- Как красиво! - удивился малыш. И вдруг услышал, как птицы звонко распевают на весь лес:
- Сегодня праздник! День рождения Зайки!
- Ура! Праздник вернулся, - обрадовался Мышонок и поспешил поздравить новое рождение.
Теперь, когда Мышонку время от времени становилось немножечко грустно, он вспоминал услышанные слова: «Умей радоваться!» - и праздник был всегда с ним.
Л. Горбатенко
Что же прошептали цветы, деревья, небо и солнце маленькому мышонку? (Умей радоваться).
V. Итог урока
Поэтому умейте радоваться, ибо мир, что нас окружает, совершенный и прекрасный, неповторимый и изящный.
-Что нового узнали на занятии?
-Почему мир вокруг нас называется Божьим?
-Как мы должны относиться к Божьему миру?
Творческое задание
Прочитай слова и соедини их в одно предложение: МИР, КРАСОТА.