Актуальность
Программа « Педагогический потенциал народной культуры» носит интегративный, надпредметный характер. Это позволяет организовать работу по ознакомлению учащихся с ведущими ценностными ориентациями в единстве и взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности. Так, этнокультурный компонент пронизывает весь учебно-воспитательный процесс, это духовная история России и Адыгеи; языковая культура, искусство.
Приоритетным в программе является чувственно-эмоциональное проживание школьниками красоты родной земли, погружение в мир музыкальной и художественной культуры, знакомство с обрядами и традициями прошлого и настоящего своего народа.
В силу этого реализация деятельностного подхода в образовательном процессе осуществляется через организацию различных видов художественно-творческой деятельности детей, передающих их ощущение и самовосприятие себя как жителя многонационального и трудового города.
Необходимо организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся, которая способствует формированию у детей отношения к познанию как к духовно-нравственной потребности. Это отношение выстраивается как открытие умения чувствовать и размышлять во временной перспективе, утверждаясь в социуме.
Модернизация образования совершенно не предполагает отказ от замечательных достоинств и ценностей, характерных для народной культуры. А поэтому задачу педагогов мы видим в том, чтобы ненавязчиво, увлеченно и потихонечку возвращать детей в русло истинной народной культуры, с ее духовностью, соборностью, красотой и неизбывностью. И в этом смысле национальная школа является замечательным хранителем, воспитателем и распространителем народной культуры, нацеленной на духовно – нравственное развитие личности.
Новизна
Многие программы, нацеленные на возрождение народной культуры, построены на «праздниках народного» календаря. Такой подход может создать у детей представление о народной культуре как сплошном праздничном действе, зрелище, призванном только веселить и развлекать народ. Совершенно упускается при этом из виду, что реальная история народа связана, прежде всего, с многообразными видами трудовой деятельности, с повседневной, зачастую очень тяжелой, работой. Формирование у детей ценностного отношения семье, к честному повседневному труду как основе жизненного благополучия - одна из наиболее актуальных задач современной педагогической деятельности.
Содержание программы
В качестве формы планирования воспитательной работы выбран план-сетка по месяцам по основным направлениям воспитательной работы, что позволяет своевременно корректировать проводимую работу, вписывать возникающие в течение года дела, индивидуальную работу, посещение уроков, беседы с родителями.
Реальность педагогической действительности заставила нас обратиться к проблеме формирования у детей ценностного отношения к отношению в семье, к честному повседневному труду, как основе жизненного благополучия и проблеме формирования здорового образа жизни воспитанников, как основополагающей проблеме воспитания.
Наша программа воспитательной деятельности выстраивается ступенчато, в зависимости от возрастных особенностей учащихся.
С этой целью план воспитательной работы разделен по нескольким направлениям, каждое из которых имеет свои цели и задачи:
( Работа по программе « Школа – территория здоровья»).
Данная программа обращена прежде всего к ребенку, к его уму, душе, практическому действию и историческим традициям.
Для возрождения России как самобытного и самодостаточного государства, уважаемого мировым сообществом, необходимо, чтобы растущие поколения развивались и становились субъектами собственной жизнедеятельности, определяющими смысл своей жизни как саморазвитие и самоактуализацию во имя служения народу и Отечеству.
Утрата духовных и социокультурных корней человечества приводит к разрыву межэтнических связей и отношений. В связи с этим сегодня с особой остротой актуализируется значимость этнокультурного образования, обеспечивающего духовно-нравственное становление личности, формирования этнокультурной самоидентификации как необходимой составляющей ее мировоззренческого потенциала и условия интеграции в мировую культуру.
При разработке программы « Педагогический потенциал народной культуры» был сделан упор следующие позиции:
— Этнокультурное образование — целенаправленно организованный процесс формирования у подрастающего поколения позиции, обеспечивающей ему ориентацию и полноценное функционирование в современном многонациональном социуме на основе общечеловеческих ценностей.
Цель программы:
Задачи:
Разрабатывая данную программу, мы исходили из того, что отстоять и приумножить ценности народной культуры, сохранить свою самобытность, приобрести развитое самосознание возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Только став патриотом своей родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить ее огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.
В процессе отождествления ребенок активно принимает общественно выработанные ценности, способы деятельности, опыт человеческого бытия. С помощью механизма отождествления (идентификации) он входит в мир культуры, осваивает приемы, технологии использования этой культуры как средства саморазвития, а следовательно, и последующего развития общества, деятельным членом которого становится по мере своего взросления и приобретения самостоятельности. Именно эту функцию — самореализации, самоактуализации человека — и обеспечивает механизм обособления. Благодаря ему развивающаяся личность реализует свою насущную потребность — быть индивидуально представленным обществу в деятельности, общении, в собственном образе жизни.
Оба указанных механизма, естественно, действуют в единстве. Они тесно взаимосвязаны. Однако обособление человека может произойти только в том случае, если ему предшествует идентификация. Как известно, каждый человек отождествляет себя с определенным полом, профессией, национальностью, культурой, многообразными социальными ролями. Это происходит, как правило, на трех уровнях:
—культурном (ценностная, духовная идентичность);
Отсутствие идентичности становится основной причиной душевных заболеваний человека и общества. Невозможность отождествить себя в социальном плане рождает внутриличностные конфликты, разрушает образ «Я».
Как известно, обретение идентичности (как на индивидуальном, так и на общественном уровне) предполагает три вектора духовных усилий личности и общества в целом: воссоединение (или идентификация) со своей историей, прошлым; обретение идентичности в настоящем; видение своего будущего.
Идентичность с настоящим — это насыщение актуального социально-культурного пространства образами современников, воплощающих лучшие нравственные качества отечественной культуры.
Идентификация с будущим предполагает его предварительное проектное видение в форме национальной идеи.
Приоритетным в программе является духовно – нравственное воспитание, чувственно-эмоциональное проживание школьниками красоты родной земли, погружение в мир музыкальной и художественной культуры, знакомство с обрядами и традициями прошлого и настоящего своего народа.
В силу этого реализация деятельностного подхода в образовательном процессе осуществляется через организацию различных видов художественно-творческой деятельности детей, передающих их ощущение и самовосприятие себя как жителя многонационального и трудового города.
Народная традиционная культура обладает огромным духовно-нравственным потенциалом. В ней воплощены образы-идеалы, веками служившие основой воспитания и просвещения россиян.
Современная система образования должна стать главным фактором реализации богатейшего духовно-нравственного потенциала народной традиционной культуры в целях восстановления лучших многовековых отечественных устоев общественной и частной жизни, психофизиологического оздоровления детей и подростков, защиты российского культурно-исторического и национально-культурного наследия от агрессивной современной информационной среды.
В наследовании детьми лучших духовно-нравственных ценностей и стереотипов поведения, характерных для народной традиционной культуры, заключается, на мой взгляд, основное предназначение современного культурного образования.
Стереотип поведения человека выделяется в качестве одного из главных признаков любого этноса. Он рассматривается как особый поведенческий язык, который передается по наследству, но не генетически, а через механизм сигнальной наследственности, когда потомство перенимает от родителей поведенческие стереотипы.
В каждой народности существуют определенные нормы, стереотипы взаимоотношений между человеком и коллективом, а также стереотип поведения народа в ландшафтной среде. Таким образом, два типа связей «Человек - человек (коллектив)» и «Человек - природная среда» имеют в этносе устойчивый, определяемый традицией, характер. Соответственно, каждый этнос формирует свои, наиболее целесообразные для его выживания и развития в конкретной природной среде, духовно-нравственные нормы и ценности. И каждый этнос, народ стремится передать эти нормы и ценности следующим поколениям.
В современных моделях образования с этнокультурным компонентом необходимо сделать акцент на тех ценностях русской традиционной культуры( многие из которых очень созвучны с традициями и обычаями адыгского народа), которые наиболее актуальны для решения современных проблем общества и которые особенно важно передать современным российским детям. Среди них необходимо выделить:
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К МАТЕРИ
Анализ материнства в культурно-историческом контексте показывает, что издревле на Руси мать являлась для ребенка первичным и самым главным источником его духовно-нравственного становления и развития. Образ матери, ее колыбельные песни, потешки и пестушки, пословицы и поговорки, выпеченный ее руками хлеб или вышитая скатерть, нормы отношения к мужу, к родителям и другим детям, несли ребенку огромную социальную информацию, в том числе - о нравственных ценностях семьи и семейной жизни, формировали у него образы - идеалы. Материнство играло важнейшую роль в создании и трансляции культурных ценностей, являясь уникальным механизмом объединения природного (биологического, генетического) и социокультурного начал в наследовании традиций. С образом матери в русской культурной традиции ассоциируются такие качества, как материнская любовь к детям, забота о них, доброта, сочувствие, поддержка, защита.
В русской православной традиции преклонение перед матерью и материнством нашло отражение, как известно, в культе Богородицы, которая воспевается в богородичных песнопениях и к иконописному лику которой обращаются с молитвами.
В древнеславянской мифологии в образе богини-матери персонифицируется Земля как производящее начало. Культ славянской Матери-Сырой-Земли сблизился впоследствии с культом Богородицы.
ЦЕННОСТЬ СЕМЬИ
Откуда сегодня, в период кризиса семьи, могут дети и подростки почерпнуть информацию о духовно-нравственных основах семейной жизни? А в старину был «Домострой», в котором содержались указания «како детям отца и матерь любити и беречи и повиноваться и покоити их во всем». В «Домострое» создан образ-идеал семейной жизни того времени. Многое в «Домострое» неприемлемо в наши дни. Значит, надо подумать о других формах воспитания семьянина в лучших традициях отечественной культуры.
ЦЕННОСТЬ РОДНОЙ ЗЕМЛИ, РОДИНЫ
Почитание родной земли - еще одна фундаментальная духовно-нравственная ценность русского народа. В языческой Руси слово «Мать-земля» имело не просто метафорическое значение. Оно обозначало душу природы, богиню, супругу «Хозяина небес». По древним поверьям, богиня-мать правит всеми природными процессами, заставляет прорастать посеянные в почву семена, вселяет любовь во все живое, с ее помощью расцветают цветы и появляются плоды на деревьях. Нашим далеким предкам, обладавшим сильной интуицией, душа природы была гораздо ближе и понятней, чем нам. Жизнь в гармонии с природой, невыделение себя из мира природных явлений, требовало бережного отношения к природе, преклонения перед ней, а не безжалостной эксплуатации и разрушения природных ресурсов. То, что сегодня называют экологическим сознанием, было много веков назад одной из неотъемлемых основ древнеславянской культуры. Ее отзвуки слышны во многих произведениях русского классического искусства – Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка», И. Стравинский «Поцелуй земли» из балета «Весна священная», в стихах Тютчева:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик;
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
В народной традиционной культуре, в народном творчестве и классическом искусстве отношения человека к земле проявлялись в значимости, почетности земледельческого труда (воспевание землепашца) и ратного труда по защите своей родной земли (прославление богатырей).
ЦЕННОСТЬ ТРУДА
Многие программы, образовательные модели, нацеленные на возрождение русской традиционной культуры, построены на праздниках народного» календаря. Дети живут от одного народного праздника до другого, и каждый праздник, по замыслу педагогов, должны «проживать». Такой подход может создать у детей представление о русской культуре как сплошном праздничном действе, зрелище, призванном только веселить и развлекать народ. Совершенно упускается при этом из виду, что реальная история народа связана, прежде всего, с многообразными видами трудовой деятельности, с повседневной, зачастую очень тяжелой, работой. Формирование у детей ценностного отношения к честному повседневному труду как основе жизненного благополучия - одна из наиболее актуальных задач современной педагогической деятельности.
ЦЕННОСТЬ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Как известно, человек есть единство природного (биологического) и духовного начал. Его духовно-нравственное здоровье определенным образом связано с физическим. Издревле известны целительные свойства колокольных звонов, духовной музыки, определенных сакральных видов фольклора. Целительное влияние на детей имеет и игра на народных деревянных духовых инструментах (дудке, свистульках). В традиционной культуре сложились прекрасные образы-идеалы человека, которые могут стать основой воспитания современных мальчиков и девочек. Русская красавица, адыгейский богатырь, добрый молодец - эти образы запечатлены в народных сказках, на прекрасных полотнах художников (вспомним, например, «Богатырей», «Аленушку» В. Васнецова), в операх М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова и других композиторов.
О воспитании патриотизма и интернационализма народной культурой.
Сегодня как никогда остро перед школой встает задача возрождения традиций и утраченных духовных ценностей, задача воспитания, говоря простыми словами, умного, доброго, честного и сильного человека. То есть вечная задача педагогики.
В погоне за сиюминутными требованиями культурные традиции, опыт предшествующих поколений кому-то представляется чем-то необязательным, ненужным. А ведь именно традиции и опыт позволяли человечеству выживать и развиваться в течение тысяч и тысяч лет. Именно традиция сохраняла лучшее из накопленного человечеством культурного багажа, отбраковывая все случайное, не оправдавшее себя, не выдержавшее испытания временем.
Все вышеизложенное относится и к традициям воспитания. Наши мудрые предки понимали: выживет лишь тот человек (и тот народ), который умеет существовать в гармонии с окружающим миром. Жизнеспособен тот, кто нашел на земле свое место и свое дело. Жизнеспособен тот, кто умеет найти общий язык («поладить») с окружающим миром - и в природе, и в социуме. Жизнеспособен тот, кто оставит после себя на земле здоровое, сильное и хорошо обученное потомство.
Благоговейное отношение к родной земле и жившим на ней предкам лежало в основе традиционной культуры любого народа земли. Красота и поэзия родной природы, любовь к матушке-земле отражались в символике жилища, одежды, предметов быта, красной нитью проходили через народное художественное творчество.
В традиционных социумах миф, сказка, пословица являлись мощным воспитательным средством, западая с ранних лет в душу ребенка как мудрое назидание и непреложный закон. Пример старших служил образцом и закреплялся в сознании подрастающего поколения как норма поведения.
Но сокровищница народной культуры и народной педагогики открыта для нас и сегодня. Опыт нравственного воспитания наших предков может быть с успехом использован современной педагогикой.
Программа «Педагогический потенциал народной культуры» носит интегративный, надпредметный характер. Это позволяет организовать работу по ознакомлению учащихся с ведущими ценностными ориентациями в единстве и взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности. Так, этнокультурный компонент пронизывает весь учебно-воспитательный процесс, это духовная история России и Адыгеи; языковая культура, искусство.
Реализация этнокультурного компонента осуществляется через:
• традиционные мероприятия.
Интеграция тем, разделов, модулей в предметы федерального компонента
На уроках чтения учащиеся постигают основы творчества народов России и Адыгеи, изучают произведения писателей. Программа преподавание изобразительного искусства, ориентирована на освоение художественной деятельности через развитие восприятия и чувственного познания детей, воспитание интереса и уважения к национальным культурным традициям. На уроках трудового обучения учащиеся получают не только информацию о развитии народных промыслов, но и сами приобщаются к изготовлению традиционной бытовой утвари. Девочки знакомятся с народной кухней.
Факультативные курсы по выбору учащихся
Учащиеся, желающие расширить свой кругозор, познакомиться с народными праздниками, обрядами, традициями, глубже изучить историю, стилистически особенности русской речи, приобщиться к истокам народного слова, продолжают образование на факультативных занятиях:
Дополнительное образование
Включает в себя познавательную и исследовательскую, творческую деятельность школьных кружках посредством приобщения к национальному искусству, прикладному народному творчеству, изучения обычаев и традиций народов России.
Традиционные мероприятия
Культурная среда школы — основа формирования человека. Содержание воспитательной работы направлено на возрождение национальной культуры, на создание среды, обеспечивающей социально - коммуникативную и духовную атмосферу, в которой учащиеся смогут выстроить адекватный образ своего национально-культурного «Я», чтобы потом ощутить свое призвание и ответственность перед историей, настоящим и будущим своей страны, чтобы органично интегрироваться в «мир» национальной культуры, в современную цивилизацию.
Зарождение таких традиций способствует развитию у детей интереса к истокам российской истории, культуры и народному творчеству; воспитанию чувства патриотизма, гражданственности.
В процессе становления системы этнокультурного образования мы, конечно, было учтено, что школа не изолирована от окружающего ее социокультурного пространства села, влияния семьи и улицы на становление подрастающего поколения из-за чего данный процесс не может быть рассмотрен без взаимодействия с социокультурной средой села, родителями ребенка.
Изучая народную культуру, дети приобщаются как к творчеству ума и души, так и к «рукомеслу».
Младшие школьники с интересом будут знакомиться с жизнью, бытом и традициями прадедов, «играть» народные праздники, погружаться в атмосферу той или иной эпохи, «проживать» на уроках путь развития человечества, активно заниматься «ремеслом». Через сказку, миф, игру дети будут приобщаться к глубинной мудрости и гармоничному мировоззрению наших предков. Интерес ведет к осознанию, осознание формирует личность, раскрывает творческий потенциал ребенка.
Дети будут сочинять сказки, герои которых совершают поступки, направленные на процветание родной земли и ее жителей. А всегда есть возможность того, что сказка превратится в притчу, предупреждающую об опасности вражды.
Детская мудрость поражает. Обсуждая храбрость и мужество героев народного эпоса на уроках литературного чтения, ребята всегда замечают, что, защищая с оружием в руках «вдов, сирот да малых детушек» на своей земле, герои не пытаются, размахивая мечом, наводить порядок на землях чужих.
Конечно, на уроках учитель обращается не только к традициям русской культуры, хотя подавляющее большинство детей – русские, но и достойное место занимают традиции культуры адыгов. Ведь изучая особенности традиционного русского жилища - избы, школьники узнают много нового и об особенностях жилищ других народов. Что общего? А в чем различие? Почему? Дети принимают активное участие в обсуждении проблемы общечеловеческого и национального в этнокультуре, приходя к неизбежному выводу: в традиции любого народа не может быть плохого, а лишь полезное и закономерное.
В условиях МОУ СОШ № 9 уже стало традиционным проведение народных обрядовых праздников (Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Укладывание ребенка в колыбель и т.д.), коллективных творческих дел («Мы живем в Адыгее.», «Люби и знай свой край»).
Уроки народной культуры проходят на классных часах, родительских собраниях, но этого недостаточно!
Используя богатейший опыт народной педагогики, школа одновременно может решать задачи патриотического, интернационального и духовно нравственного воспитания, развивать интеллект и творческий потенциал учащихся, формировать экологическую культуру и способствовать утверждению в сознании ребенка места своего «я» в системе «семья - род - народ - человечество».
Условия для реализации программы:
- кабинет, оснащенный мультимедиа;
- иллюстративный материал: альбомы, книги по искусству, карты;
- учебные пособия, журналы, статьи по вопросам воспитания, по культуре Отечества, народным праздникам и обычаям;
- пособия по архитектурному моделированию, изготовлению поделок;
- встречи со специалистами-учеными, работающими над традиционными формами воспитания;
-тесный контакт с родительским комитетом;
- средства для проведения экскурсий в музеи, по Краснодарскому краю и Республике Адыгея;
- возможность размножения раздаточного материала для организации работы с детьми и родителями;
- нахождение спонсоров для пополнения кабинета экспонатами.
Развитие творческого потенциала личности школьника
через систему воспитательной работы
Задачи:
1 блок – « Я – Я»:
Задачи:
4. Помочь осознать свою индивидуальность в коллективе.
2 блок « Я – другой»:
Задачи:
1. Формировать навыки восприятия и принятия мнений и суждений сверстников.
3. Развивать навыки владения ситуацией с разных позиций
3 блок « Я – общество»:
Задачи:
3. Формировать навыки группового взаимодействия.
4 блок « Я – мир»:
Задачи:
5 блок « Я познаю себя»:
Задачи:
2. Развитие способности, которая позволяет уверенно себя чувствовать, решать проблемы, принимать решения, общаться с людьми, организовывать их, достигать эффективности и продуктивности в деятельности.
Задачи:
1.Воспитание патриотизма, любви к Родине, ответственности и чувства справедливости; 2. Формирование мотивов к изучению истории своей страны, обычаев, традиций села.
Задачи:
Задачи:
Задачи:
Задачи:
Задачи:
1. Всестороннее развитие личности ребенка, выявление и развитие его творческих и интеллектуальных способностей.
Задачи:
Результаты
Что же дает такая работа?
Постепенный и планомерный переход от одного блока к другому, включающий преемственность и взаимосвязь, предполагает формирование ребенка как самостоятельной, развитой личности. Такой ребенок способен успешно адаптироваться в динамичном, быстро меняющемся мире. Хочется надеяться, что эта личность будет обладать чертами лидера, уметь выражать себя, будет способна принимать ответственность за свои поступки, научится организовывать себя и других и принимать решения.