Цель: Знакомство с жизнью и творчеством С.В. Михалкова
Задачи: Познакомить детей с книгами С. В. Михалкова, развивать выразительное чтение, речь обучающихся, воспитывать интерес к читательской деятельности, воспитывать положительные качества: отзывчивость, дружелюбие, товарищество, сотрудничество, сострадание.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, экран, презентация, портрет С.В. Михалкова, выставка книг С.В. Михалкова, выставка рисунков обучающихся, костюмы для постановки басни «Заяц и Черепаха».
Место проведения: школьная библиотека.
Ход мероприятия
Вступительное слово библиотекаря.
Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы собрались в нашей библиотеке, чтобы отправиться в литературное путешествие по произведениям любимого писателя. Кто же он?
Поэт и баснописец,
Сатирик-летописец,
Создатель сказок и гимна,
Что в душах звучал призывно
(Ответы детей).Да. Это Сергей Владимирович Михалков.
Сейчас мы познакомимся с его жизнью и творчеством.
Михалков родился в 1913 году в подмосковном селе Казарьево. 13 марта 2023 года исполняется 110 лет со дня рождения замечательного детского поэта. Отец Владимир Александрович имел юридическое образование, был учёным птицеводом. Мать Ольга Михайловна была сестрой милосердия и учительницей.
Школа от дома была далеко и начальное образование он получил дома. Затем семья переехала в Москву, мальчик пошёл сразу в 4 класс. Стихи стал писать с девяти лет, прятал их в заветную шкатулку. Однажды в дом Михалковых залезли беспризорные воришки и стащили эту шкатулку. Серёжа этим происшествием был очень расстроен.
Дома он издавал домашний литературный журнал для родственников и друзей, сам был художником. Отец втайне от сына послал его стихи известному поэту. Вскоре пришёл ответ: "У мальчика есть способности, однако трудно сказать, будет ли он поэтом..." С 1933 года стихи Михалкова печатают в периодической печати. В 1935 году опубликована поэма «Дядя Стёпа». В 1936 году он перевёл на русский язык английскую сказку «Три поросёнка». В 1939 году С.В.Михалков был призван в армию. В годы Великой Отечественной войны Сергей Владимирович выехал на фронт и стал писателем – корреспондентом.
Сергей Владимирович Михалков стал не просто поэтом, а знаменитым поэтом. Наверное, нет в стране ни одного человека, который не был бы знаком с его творчеством. Стихи Михалкова знают и любят уже несколько поколений читателей. Ведь их читали ещё ваши дедушки и бабушки.
Когда правительство приняло решение вместо Интернационала создать для Советской державы новый Государственный гимн, авторами его стали Сергей Михалков и Г.Эль- Регистан. Рождение такого ответственного текста само по себе событие уникальное и в любое время, в любой стране редко выпадает на долю поэта. Он сумел написать гимн трижды: в 1943 году, когда первая редакция создавалась непосредственно под руководством Сталина, в 1977 году в связи с политическими изменениями, в 2000 году, когда страна изменила название, флаг и социальный строй. При этом он доказал, что возраст не помеха его творчеству.
На граните Вечного огня у Кремлёвской стены мы тоже читаем слова Сергея Михалкова: «ИМЯ ТВОЁ НЕИЗВЕСТНО, ПОДВИГ ТВОЙ БЕССМЕРТЕН».
Сергей Владимирович прожил очень долгую и интересную жизнь. Многие пьесы ставились на сцене театров. По произведениям этого писателя создано много мультипликационных фильмов. Например, «Дядя Стёпа», «Праздник непослушания», «Про Фому» и даже известная всем сказка «Три поросёнка».
У него множество правительственных, литературных, общественных и международных премий, орденов и медалей. Один из последних — орден Андрея Первозванного. Сергей Владимирович награждён польским орденом Улыбки – единственной в мире международной наградой, которую присуждают дети. Долгие годы Сергей Владимирович возглавлял Московскую писательскую организацию, являлся председателем правления Союза писателей. К сожалению, сегодня его уже нет с нами. С.В. Михалков умер 27 августа 2009 года.
Я хочу процитировать его слова. «Каждая умная добрая детская книга становится не только чем-то собственным личным духовная богатством, а объединяет всех людей, потому что вызывает одинаковы светлые чувства..»
Михалков часто наблюдал за поведением детей. И вот свои наблюдения о характерах и привычках разных мальчиков и девочек он отразил в стихах. А что это за стихи, вам придётся отгадать. А может быть кто-то узнает себя или своего друга в этих стихах.
Станция.» А что у вас?»
1. А у нас огонь погас-
Это раз.
Грузовик привёз дрова-
Это два.
А в-четвёртых, наша мама
Отправляется в полёт («А что у вас?»)
2. По улицам шагает
Весёлое звено,
Никто кругом не знает,
Куда идёт оно.
Друзья шагают в ногу,
Никто не отстаёт,
И песни всю дорогу
Тот, кто хочет, тот поёт. («Весёлое звено»)
3. Мы стали взрослыми теперь,
Нам детство не вернуть.
Нам школа в жизнь открыла дверь
И указала путь. («Школа»)
4. Но средь многих воскресений
И особых дней в году
Есть обычный день осенний
В славном праздничном ряду. («Важный день»)
5. Мы дружны
с печатным словом,
Если б не было его.
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего! («Как бы жили мы без книг ?..»)
6. Разорвал на кукле платье,
Зайцу вырвал шерсти клок,
В коридор из-под кровати
Наши туфли уволок.
Под кровать загнал кота –
Кот остался без хвоста. (Щенок из стихотворения «Трезор».
7. И живут в квартире с нами
Два ужа и два ежа,
Целый день поют под нами
Два приятия –чижа
И про наших двух ужей,
Двух ежей и двух чижей
Знают в нашем новом доме
Все двенадцать этажей. (Мальчик из стихотворения «Мы с приятелем»)
Библиотекарь: А вы, ребята, любите стихи Михалкова? И помните их хорошо? Тогда мы вас сейчас и проверим. Вам нужно угадать, из каких стихотворений эти строки и о ком идёт речь?
Станция. «Знакомый с детства образ»».
Привязана была,
Что в маленькой корзинке
Везде с собой брала.
И часто в той корзинке,
Среди пучков петрушки,
Торчал пушистый хвостик
И шевелились ушки. (Собачка Чебурашка из стихотворения» Беглянка»)
У меня пропал щенок.
Два часа его звала,
Два часа его ждала,
За уроки насадилась
и обедать не могла. («Мой щенок»)
Мы везём с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая -
Вот компания! («Песенка друзей»)
Очевидно, их украли!
На сундук старушка села
Вдали зеркало висело.
И старушка увидала,
Что не там очки искала,
Что они на самом деле
У неё на лбу сидели («Где очки»)
Прочь своих подружек гонит:
-Мне сегодня не до вас!
Мама девочку жалеет. Полосканье в чашке греет,
Не спускает с дочки глаз… (Девочка Люба из стихотворения «Как у нашей Любы…»)
Одеялами на вате?
Кто лежит на трёх подушках
Перед столиком с едой?
И, одевшись еле-еле,
Не убрав своей постели.
Осторожно моет щёки
Кипячённою водой? (Мальчик Витя из стихотворения «Про мимозу»)
Если надо-уколюсь!
Ну, подумаешь, укол!
Укололи и – пошёл… (Мальчик из стихотворения «Прививка»)
А слышится: «До зданья!»
Он спросит: «Где калоши?»
А слышно: «Это лошадь?»
Когда он вслух читает,
Поймёшь едва-едва:
И буквы он глотает,
И целые слова...(Мальчик Саша из стихотворения "Сашина каша")
Тридцать шесть и пять! («Тридцать шесть и пять»)
10.Но слышен ребятам знакомый ответ:
-Прошу не учить,
Мне одиннадцать лет! (Фома из стихотворения "Про Фому")
11.В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин.
По прозванью «Каланча» ( «Дядя Стёпа»)
12. И стирает, и стирает,
Поласкает, оттирает,
Отжимает двадцать раз.
Мокрых тряпок полон таз! («Постирушка»)
Станция . Не имя красит человека, а человек – имя.
Восполните имена героев Михалкова.
В огромной ушанке из кроличьей шкурки,
В таких сапожищах, что я испугался,
Стоял человек и мне улыбался.
-Как звать?-я спросил.
- По работе кто знает,-
Ответил малыш,- Кузмичом называют.
Смирновым Кузьмой был покойный папаша.
Данила Кузьмич- будет прозвище наше. (Данила Кузьмич).
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан (Дядя Стёпа)
Слышен громкий разговор:
- Родился у дяди Стёпы
Сын по имени Егор.(«Дядя Стёпа и Егор»).
4. Говорит сосед соседу:
- Как домой к себе приеду,
Сразу в школу загляну
И колхозных ребятишек –
Танек, Манек, Федек, Гришек-
Я опять учить начну! (« Быль для детей»)
Из Ленинграда письма от Володи,
Из Сталинграда письма от Ильи,
Одесские открытки от Андрея
И весточки от Гриши с батареи
Из Севастополя. От всей семьи. («Мать»).
6. Сперва, от магазина,
Несла покупку Зина,
А до угла бульвара
Несла её Тамара.
Вот у Тамары Женя
Берёт её из рук,
Неловкое движение-
и вдруг…(« Хрустальная ваза»).
7. В одном переулке
Стояли дома.
В одном из домов
Жил упрямый Фома («Фома»).
8. Эй, ребята? – крикнул Дима.-
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж! «(Прогулка»)
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал. («А что у вас?»)
Это просто мальчик Витя,
Мамин Витя,
Папин Витя
Из квартиры номер шесть. («Про мимозу»)
11. -Мы сказали:
-Дядя Ваня,
Мы давно знакомы с вами.
Неужели в это раз
Вы не выручите нас? (« Часы»)
12. Как у нашей Любы
Разболелись зубы:
Слабые, непрочные-
детские, молочные… (« Как у нашей Любы…»)
13. Что же ты наделал, Женя?!
Всё сломал? Какой кошмар!..
- У меня разоруженье!-
Громко крикнул юбиляр. («Мир»)
14. Юля плохо кушает,
Никого не слушает.
-Съешь яичко, Юлечка!
-Не хочу, мамулечка!
-Съешь с колбаской бутерброд!-
Прикрывает Юля рот. («Про девочку, которая плохо кушала»).
15. Привезли в подарок Кате
Заграничный сувенир –
Удивительное платье!
Отражён в нём целый мир. («Модное платье»)
16. Подписей собрали сто,
А спросите: «Кто есть КТО?»,
Наши коллекционеры –
Две подружки – Варя с Верой –
Не ответят ни за что! («Автографы»)
17. Если вдруг приходят гости
В дом, на праздничный пирог,
Папа с мамой просят Костю:
- Спой, пожалуйста, сынок! («Бедный Костя»)
18. Таня с Маней – две подружки-
Любят в «классики» играть,
А У Нади постирушки:
Ей бы только постирать! («Постирушка»)
19. Ты, Мишутка, не теряйся!
Ты с других пример бери!
Молча с духом собирайся
И смелее говори! («Хорошие товарищи»)
20. Живёт на свете Саша.
Во рту у Саши каша-(«Сашина каша»)
21. Спи. Тебя не потревожат.
Ты спокойно можешь спать.
Я тебя будить не стану:
Ты до утренней зари
В тёмной комнате,
Светлана,
Сны весёлые смотри. («Светлана»)
Станция. Широка страна моя родная.
(Географические названия в стихотворения С. Михалкова)
О нашей Родине, о нас,
О тех, кто много лет назад,
Поднял Москву и Петроград. («Разговор с сыном»)
В Симбирске,
Что на Волге на реке…(«На родине В.И. Ленина»)
И часто налегке
Ходил тропинкой полевой
И в рощу, и к реке. («В музее В.И. Ленина»)
В этот трудный, грозный час,
«Всё – на фронт!» - Москва сказала,
«Всё дадим!» - сказал Кузбасс. («Быль для детей»)
А потом до Порт-Артура,
Что лежит у тёплых вод,
Побывали на Хингане,
Что всегда стоит в тумане,
И на Тихом океане
Свой закончили поход. («Быль для детей»)
Мама думает о сыне:
«Где он? Что с ним? Отчего
Нету писем от него?» («Миша Корольков»)
7. С каждым часом ближе, ближе
Славный порт Владивосток.
Там прибой волнами лижет
Золотой морской песок («Миша Корольков»).
8. Если вспомнить дни былые:
Зимний…Смольный…Петроград…
И какой была Россия
Много лет тому назад. («Будь готов!»)
Дни и ночи Сталинграда,
Дон и Курская дуга,
И уже назад – ни шагу!-
Всё вперёд, вперёд к рейхстагу,
Чтобы там добить врага…(«День Родины»)
10. По большаку, правее полустанка,
Идти пять вёрст – деревня Хуторянка,
Спервоначалу были хутора,
Да разрослись. И стали год за годом
Дружнее жить, богаче быть народом –
Деревней стали. Сорок два двора… («Мать»).
11. И каждый узнавал свой край родной,
Искал свой дом: Казань, Рязань, Калугу,
Один – Баку, Алма- Ату- другой.
И так, склонившись над своей страной,
Хранить её клялись они друг другу. («Карта»).
Подбит в бою и окружён,
Я был случайно не смертельно
В горящем танке обожжён. («Письмо в редакцию армейской газеты»)
Лондон, Дели, Рим, Париж.
Наш народ Москвой гордится –
Разве что с Москвой сравнишь! («Есть Америка такая»)
На Дону и на Днепре,
И в Баку, и в Ереване,
И в Артеке на «костре». («Свобода слова»).
15. Вокруг кричат: «Москва! Москва!»
И токарь не сдаёт.
Он, засучивши рукава,
Свои рекорды бьёт. («Стальная стружка»).
16. Про войну и про бомбёжку,
Про большой линкор «Марат»,
Как я ранен был немножко.
Защищая Ленинград. («Дядя Стёпа»).
17. Поздравляют дядю Стёпу
И Ташкент, и Севастополь,
Малышу подарок шлёт
Боевой Балтийский флот. («Дядя Стёпа и Егор»)
18. Он ловко удит рыбу
И в море и в реке –
В Балтийском и в Каспийском,
в Амуре и в Оке. («Мой друг»).
19. – Ты помнишь, как учили нас
И как не знал я, где Кавказ,
А ты не знал, где Крым? («Школа»)
20. Скажем облако решило
Посмотреть Владивосток
И – поплыло,
И поплыло…
Дул бы в спину ветерок ! .. («Облака»)
21. Страсть к путешествиям – отрава!
Москва – Париж, Москва – Бомбей,
Москва – Кабул, Москва – Варшава
Теперь летает Воробей. («О чём не знает аэрофлот»).
Библиотекарь: Самое удивительное то, что очень много стихотворений С.В. Михалкова можно не просто читать, но и обыгрывать роль каждого персонажа, как в театре. И сейчас вы в этом убедитесь. Ребята подготовили для вас сценку по стихотворению этого замечательного писателя. А сейчас мы будем вместе рассказывать и показывать его стихотворения.
Станция. Искусство перевоплощения
Инсценировка басни «Заяц и черепаха».
Библиотекарь: А какие занимательные у С. Михалкова загадки. Каждая загадка — это целое познавательное стихотворение. И сейчас мы такие загадки попробуем отгадать.
Станция «Поиграем- отгадаем»
Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи-загадки?
Где отгадка, там конец.
Кто подскажет – молодец!
Важно по двору ходил
С острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
Что- то громко бормотал.
Только это,верно, был
Никакой не крокодил,
А индюшек лучший друг.
Угадайте, кто? (Индюк)
Да! Индюк! Признаться, братцы,
Трудно было догадаться!
С индюком случилось чудо –
Превратился он в верблюда,
Стал он лаять и рычать,
По земле хвостом стучать,
Я запутался однако,
Он верблюд или …(Собака)
Посмотрите- ка, ребята:
Тут – лисички, там- опята,
Ну, а это, на полянке,
Ядовитые…что? (Поганки)
Что? Поганки? Неужели?
Но поганки захотели
Стать полезными грибами
И пришли на кухню сами,
И сказали:» Как хотите,
Хоть зажарьте, хоть сварите,
-Обожаем поваров!
Ненавидим»…кого? (Докторов)
Не зовут собаку Шавкой,
И не спит она под лавкой,
А глядит она в окошко,
и мяукает как ..кто? ( Кошка)
Станция 3 Михалков – сатирик. Михалков- баснописец
Басня славится моралью
Не ленись, запоминай,
Всё чему она научит
Ты себе на ус мотай.
Какой сказки мораль.
Нам помощь скорая подчас нужна в делах,
Но горе, коль она в руках
У черепах! («Заяц и Черепаха»)
Советам следуй, но с умом!
На всех друзей не угодишь,
Себе же только навредишь. («Слон- живописец»)
Стирают только пыль с изданий подписных. («Любитель книг»)
Что думал про себя: «Я нынче на коне!»
Учил других, командовать пытался,
А сам не «на коне» - на льдине оказался! («Кирпич и льдина»)
Кто глух и слеп к соседским бедам.
Но может ведь иной Степан
Сам стать Степановым соседом. («Чужая беда»)
Соразмерь желанье и возможности. («Большая кость»)
За громкие слова и пышные одежды. («Морской индюк»)
Иной, глядишь, и говорит пестро,
Осанка хоть куда. так важно носит пузо,
А ковырни его да загляни в нутро –
Оно как у того Арбуза! («Арбуз»)
Как огласили этот приговор,
А волки нападают до сих пор
Всё на стада, а не на огороды! («Волк-травоед»)
Прославились навеки!
И вывод, стало быть, таков:
Всё дело не в фамилии, а в человеке! («Смешная фамилия»)
Библиотекарь: Молодцы! Книги С.В. Михалкова вы знаете. Я рада, что творчество такого замечательного детского писателя близко и понятно вам. Думаю, вы не забудете дорогу в библиотеку и будете читать книги Михалкова и впредь. Сегодня вы сделали очень важные открытия: поэзия Михалкова - это не только стихи для детей, оказывается, его перу принадлежат и очень серьезные произведения.
Ребята, вы много знаете праздников? (ответ детей). Праздников очень много. Не секрет, что каждый день в мировом календаре празднуется какой-либо праздник – международный, профессиональный, экологический. Есть даже весьма необычные праздники. Например, День научной фантастики, День цветных карандашей, день рождения Деда Мороза. А Сергей Владимирович в своей сказочной повести придумал праздник непослушания. А вот хороший это или плохой праздник – судить вам. Давайте посмотрим мультфильм «Праздник непослушания».
На этом наше литературное путешествие закончилось. Я думаю, что путешествие стало для вас не только увлекательным, но и в чём-то поучительным. Желаю вам идти по жизни только одной дорогой – дорогой добра. Жду вас всех в библиотеке.
Подведение итогов. Вручение призов.