Актуальность темы.
Как никогда, сегодня данная тема имеет свою актуальность. В мире царят жестокость и цинизм , возрождается нацизм, слышаться призывы к уничтожению нашей православной России.
Так, например, американский конгрессмен Джейми Раскин в своей очередной речи, довольно показательно выступил, заявив:" Россия - православная страна, исповедующая традиционные ценности. Именно она должна быть уничтожена, независимо от того, какую цену за это заплатят США"! Конечно же, России это больно слышать , но она гордо приняла угрожающий вызов, при этом в ответ не пропагандируя злость и жестокость, злобу и бездушие, руководствуясь в своей внешней политике многовековыми традиционными православными заповедями.
Наши же российские дети продолжают воспитываться на лучших общечеловеческих ценностях. В школах не призывают убивать украинцев, наоборот, говорят о них, как о братском народе, о том, что у нас одна история, одна культура, одни православные корни, обычаи и традиции. Может это будут громкие слова, но, я думаю, что это уже наша первая победа православных, которая не противоречит Святому Писанию. Мы исторически вместе всегда достойно давали отпор всем внешним врагам.
В Украине же происходит все с точностью до наоборот. Ненависть, оголтелая русофобия, массовое уничтожение мирных граждан на Донбассе в течение 9 лет, снос памятников истории и культуры, запрет на деятельность Украинской Православной церкви и многое другое.
Так, что же произошло с нашим, некогда братским украинским народом? Ответ на поверхности - это , конечно же, политика недружественных России государств, которые умело смогли создать образ врага в лице Православной России, начав уничтожение Православия в самой Украине ее же руками.
Так как же православным душам победить любовью и великодушием? Как не перестать быть человеком с человеческой душой? Вот как на этот вопрос отвечает великий нидерландский философ Бенедикт Спиноза.
Однажды он сказал такую фразу: «Души побеждают не оружием, а любовью и великодушием». Он имел в виду, что даже самый отчаянный и бедовый человек под воздействием заботы и внимания отрекается от зла и возвращается на стезю добродетели. При этом насилие лишь ожесточает его сердце и не дает результата.
А сама, прожитая жизнь философа может показаться трагичной и унылой, но это не так. Да, он жил в темные времена. Он был проклят, изгнан, обобран, предан, но сохранил себя и свою личность. Его ненавидели, но не смогли погубить и заставить лечь на порог, чтобы топтать. . Он жил так, как хотел и как было угодно Богу – веру в которого философ не терял ни на миг. Он писал свои книги и шлифовал стекла, чтобы люди могли лучше видеть. Такова была его миссия ,а когда у человека есть миссия, погубить его проклятием невозможно.
Конечно, это не означает того, что не надо себя защищать оружием. Так Святитель Филарет Московский произнес замечательные слова, о которых стоило бы всегда помнить: «Гнушайтесь врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите врагов ваших». Есть три категории врагов, и к каждой из них стоит по-особому относиться:
– личных врагов христианин призван прощать, предоставляя суд над ними сердцеведцу Богу;
– врагам Отечества следует давать достойный отпор, потому что, защищая Отечество, мы избавляем ближних от многих бед;
– врагами же Божиими, то есть теми, кто осознанно идет против Бога, необходимо гнушаться, то есть отвращаться, сторониться их заблуждения.
Сложно не согласиться! А теперь давайте по рассуждаем. Допустимо ли христианину быть жестоким?.С одной стороны — конечно, нет. Бытовое насилие, войны, братоубийственные конфликты, грабежи, убийства, насилие — недопустимы. Это понятно не только христианам, но всем адекватным людям.
С другой стороны — традиционный пример: война. Если речь идёт о защите близких и родных, и ты идёшь положить жизнь за други своя, то проявляешь высшую степень любви в христианском понимании этого слова.
А вот если христианин начинает мстить, это путь в никуда. Я считаю, что месть — это страшная вещь, как раковая опухоль души, сродни зависти и гордыни.
Важен ещё такой нюанс: не надо путать жестокость и жёсткость, а многие так и думают. Жестокость — это расстройство психики, а жёсткость — это либо свойство характера, либо мера, обусловленная необходимостью. Жёсткий человек может быть верным, отзывчивым, порядочным, то есть его жёсткость — однозначно не грех. Что же касается жёсткости как необходимой меры в отношении других людей, то считаю, что её даже не хватает в нашем толерантном обществе. Побольше бы жёсткости в некоторых вопросах — и порядка было бы больше.
Как-то в разговоре с одноклассниками я услышала , что можно победить самого человека и его душу. У меня же по этому поводу свое мнение. Я считаю, что победить душу человека – это изменить его мировоззрение и взгляды на жизнь, его отношение к другим людям. Оружие может убить человека, но не его душу. Ведь душа – это не часть тела, а часть человека, лишённая материальной формы и представления, и именно она является мерилом морали и этики внутри самого человека. Все действия и поступки, которые совершают люди, идут именно из души. И любую душу можно изменить, если возлюбить других как самого себя.
Как православные отвечают на вопрос:" Почему Иисус учит молиться и благословлять своих врагов?" Потому что, если мы молимся за людей, причинивших нам зло, в нас самих происходят изменения! Примиряются наши чувства, эмоции, исчезают негативные мысли, мы находим мир и покой в Боге, меняется наше отношение к человеку. Когда же мы благословляем, мы даем Богу возможность действовать в этом человеке и изменять его. Христос говорит нам: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44).
Также ,мы все должны понять, что зло, творимое нашим врагом, никогда не отражают всей его сущности. Любовью, доверием, великодушием, всепрощением можно добиться в разы больше. Именно так, искренне, честно и, главное, милосердно, можно победить в любой ситуации. Но победить не человека, а выиграть битву ЗА человека. И здесь оружие "отдыхает", ведь каждый из нас так устроен, что любовь, великодушие и искренность мы понимаем и принимаем всем сердцем, тогда как насилие человек отторгает на подсознательном уровне.
К сожалению в наше время предостаточно и оружия, и войн, но души людей хотят мира, спокойствия и чистого неба над головой. Человека нельзя победить оружием, каким бы страшным и грозным оно ни было. Ведь всё равно он вернётся на круги своя и будет ценить то, что силой оружия у него хотели вырвать из памяти и даже из жизни его и близких ему людей.
Завершить наш разговор мне хотелось бы словами апостола Павла: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром».
Это сложно, но жизнь к этому обязывает.
Использованная литература:
1. "Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918гг". Первоисточник
2. Православный портал «Азбука веры» | Православный сайт - https://azbyka.ru/
3. «Евангелист» #02 (79) 2021 (христианский журнал) - https://ochve.ru/sluzhenija/smi/evangelist/evangelist-02-79-2021-hristianskij-zhurnal.html
4. «Благовестник Евангелия» (христианская газета) - https://ochve.ru/sluzhenija/smi/blagovestnik-evangelija
5. «Христианский диалог» (журнал) - https://ochve.ru/sluzhenija/smi/hristianskij-dialog
6. СПИНОЗА • Большая российская энциклопедия - электронная версия - https://old.bigenc.ru/philosophy/text/4247497