Автор: Рыбалко Юлия Денисовна
Страна: Донецкая Народная Республика
Город: Донецк
Организация: МБОУ„Школа № 51 г.Донецка”
Проект: II Международный фестиваль православной истории, культуры и традиции "Вознесение"

История Пасхального яйца

 

„ДОРОГО ЯИЧКО К ХРИСТОВУ ДНЮ” - так гласит великая русская пословица.  
Актуальность темы. Тема Пасхального яйца остаётся всегда актуальной во все времена православной России-матушки, так как его история уходит в далекое прошлое Древнерусского государства. Его изготовление и освящение является одной из православных традиций моего народа в торжестве Светлого Христова Воскресения-Святой Пасхи. 
      Пасха является одним из самых важных праздников в христианском календаре , который приурочен к воскресению из мертвых Иисуса Христа.  Этот святой праздник является одним из любимых праздников всех православных, который  я тоже с нетерпением жду каждый год. Как здорово отведать творожного кулича, съесть красивое пасхальное яйцо, воскликнуть друг другу:" Христос Воскресе!, а в ответ услышать:" Во истину Воскресе!"- это поистине счастливое состояние души. И,самое важное, что оно происходит с нами  каждый год, привнося в наши сердца и души какое-то спокойствие и благодать.
      Но, конечно, главное место в пасхальных обрядах занимает яйцо. С давних времен хранится в Православной церкви благочестивый обычай, дарить на праздник Пасхи раскрашеные яйца.
     Таким образом, можно сделать вывод, что пасхальное яйцо- это важнейший атрибут в благодатном  празднике  Пасхи.
     А вот еще интересный факт хочу привести. Оказывается, вопрос:"Когда в 2023 году отмечают Пасху"?  входит в топ  популярных запросов в поисковиках накануне Нового года. Я уверена, что это неслучайно. Ведь от дня Православной Пасхи, Праздника Воскресения Христова, зависят и даты Великого поста, дни родительских суббот и многие православные праздники, которые безмерно нам дороги. Вот и в 2023 году Православная Пасха будет ранней, так как она выпадает по Православному календарю на середину апреля, а именно на 1 число.
     У любого праздника - своя красота, свои обычаи, обряды. Немало их и в Пасху. К сожалению, многие традиции мы утеряли, но традиция празднования Пасхи жива, потому что основана на самых светлых, чистых порывах души.  Я знаю, что уже сейчас весь православный мир активно готовиться к главному христианскому празднику. 
     На Руси, по словам исследователя и собирателя русских народных традиций Ю. П. Миролюбова,  Пасха всегда имела  универсальный,  всеобъемлющий характер. В этот день радовались всему: теплу, свету, небу, земле, родным, чужим... Праздник Воскресения Христа – это и воскресение природы, обновление жизни.       Русская весна отличается необыкновенной нежностью, теплом и постоянством, а Пасха – сама Благодать жизни. Ибо смерти нет! Ее попрал тот, кто воскрес из гроба на Третий День. 
      Пасхальные яйца уже давно являются атрибутом главного христианского праздника. По древнему церковному преданию, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Вскоре по вознесении Христа Спасителя на небо Мария Магдалина явилась для Евангельской проповеди в Рим. В то время было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, бедные люди то, что смогли найти. Поэтому Мария Магдалина, которая была не богата, протянула императору куриное яйцо с возгласом:„Христос Воскресе!”. Император, усомнился в написанном на яйце, как в том, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, как яйцо начало превращаться в ярко-красное. А результатом  этого события стало то, как предание способствовало тому, что этот обычай  у народа  прижился.    
С древности Пасхальное яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза и снега, - иными словами, перехода из небытия в бытие. 
Когда-то было принято подносить яйцо как простой малый дар языческим богам, дарить яйца друзьям и благодетелям в первый день Нового года и в день рождения. Богатые, состоятельные люди вместо окрашенных куриных яиц зачастую подносили золотые или позолоченные яйца, символизировавшие солнце. 
А вот у  древних  римлян был обычай в начале праздничной трапезы съедать печеное яйцо, что символически связывалось с успешным зачином нового дела. 
Интересно, что яйцом всмятку начинали день и русские     помещики XVIII века – считалось, что жидкий желток на завтрак способствует хорошему усваиванию остальной пищи в течение дня, «смазывает» желудок.
Для наших же предков яйцо служило символом жизни. В нем хранится зародыш солнечной птицы – Петуха, будившего утро.  Ну, а первое письменное свидетельство о крашеных яйцах на Святую Пасху мы можем увидеть в рукописи, которая была выполнена на пергаменте и относящейся к X веку.        
       В конце церковного устава, приведенного в рукописи, после молитв на Пасху надлежало также читать молитву на благословение яиц. 
       Вот и традиция обмена крашеными яйцами имеет давние корни в России. Известно, что во времена правления царя Алексея Михайловича для раздачи на праздник было изготовлено до 37 тысяч  яиц. Наряду с натуральными(куриными, лебедиными, гусиными и другими крашеными яйцами, были деревянные и костяные. Но естественно, своеобразным эталоном для размера яиц из дерева и других материалов был размер натуральных куриных яиц. 
      Однако , время быстро летит.  И уже в XVIII-XIX веках художественно оформленные  пасхальные яйца,  получают такое широкое распространение среди различных слоев российского населения, что с этого времени о пасхальных яйцах можно говорить как о своеобразном виде декоративно-прикладного и народного искусства. 
       Следует отметить,что к этому времени достаточно традиционными стали и ювелирные драгоценные яйца, и простые крестьянские «писанки» и «крашенки».  Несомненно облик ювелирных пасхальных яиц  был подвижен и изменялся с течением времени.  
       Для меня  стало интересным, что пасхальные яйца, например,  из папье-маше в конце XIX века делали на подмосковной фабрике Лукутина, ныне знаменитой Федоскинской  фабрике лаковой миниатюрной живописи. Представьте себе! Целая фабрика занималась практически ювелирной работой!  
           Мы  также видим, как наряду с религиозными сюжетами мастера фабрики Лукутина, часто изображали на пасхальных яйцах православные соборы и храмы. И вот,как пример, одним из излюбленных сюжетов лукутинских мастеров был храм Василия Блаженного на Красной площади.
           Приведу еще один интересный  исторический пример. Одним из первых тогда, соединить пасхальное яйцо с ювелирным украшением, попытался российский ювелир Карл Фаберже, глава семейной фирмы и династии мастеров ювелирного искусства. Именно он, является создателем яиц Фаберже, которые высоко ценятся у коллекционеров всего мира. . Великий мастер и ювелиры его фирмы создали первое ювелирное яйцо в 1885 году..  Оно было заказано Российским императором Александром III  как пасхальный сюрприз для его жены Марии Федоровны. Так называемое «Куриное» яйцо снаружи было  покрыто белой, имитирующей скорлупу, эмалью, а внутри, в «желтке» из матового золота, — изготовленная из цветного золота курочка. Внутри курочки, в свою очередь, спрятана небольшая рубиновая корона. Вот поэтому имя Карла Фаберже чаще всего ассоциируется с блестящим искусством декоративного пасхального яйца, так называемого «пасхального сюрприза» – подарочного изделия со скрытым секретом.       
Вот и я теперь тоже имею свою голубую  мечту, чтобы реально увидеть настоящее яйцо Фаберже, потрогать его руками, прижать к сердцу  и почувствовать его волшебное излучение, наполненное, радостью и теплотой, любовью и светом.
       Мне также довелось изучить  историю знаменитых "писанок"которые, на мой взгляд, ничем не уступают технологиям Фаберже. У них тоже есть своя прекрасная  история.  «Писанки», как правило, создавались в сельских местностях. В каждом селе  тогда имелись  две-три  опытные  расписчицы, которые  умело и профессионально расписывали их натуральными красками, передавая свой опыт из поколения в поколение. Люди тогда свято чтили и соблюдали православные традиции, что так свойственно русскому человеку.       
        Думаю, что и сегодня все православные мастера - расписчики яиц
готовятся к этому событию весь год. Это не крашеные крутые яйца, как принято в православной традиции, а пустые оболочки.
        Вот и моя бабушка мне тоже как-то рассказала  такую историю из своего детства. "Мы в детстве сами любили делать такие пустые оболочки, но по -своему. Это- протыкаешь сырое яйцо иголочкой с двух торцов, аккуратно выдуваешь содержимое, из которого потом делаешь омлет, а оболочку превращаешь в ёлочную игрушку: лебедя, свинку, клоуна - кому на что хватает фантазии и таланта. Но до таких высот - с воском,с прорезями ,расписным орнаментом - мы не поднимались!" Мне сразу самой  захотелось испробовать такую технологию. И вот , чудо! У меня получилось! Ближе к празднику буду сама его расписывать, но только , наверное, гуашью, а может и натуральными красками. Это будет мой первый такой опыт, о котором я тоже когда-нибудь  расскажу, но уже своим детям и внукам. 
    Заключение:  Ну, и в заключении  хочется  радостно сказать, что искусство изготовления пасхальных яиц возвращается в наши дни, что без сомнения доказывает  сохранение нашей с вами православной традиции по изготовлению  Пасхального яйца к Светлому Христову Воскресению. И пусть в 21 веке Пасха  не только укрепит православные традиции в каждой семье , но и станет одним из любимых праздников детства, как говорят мои любимые бабушки, которым я полностью во всем доверяю и вместе с ними  буду с радостью  расписывать яйца в пасхальную корзину для освящения в Православном храме, который находиться совсем рядом с моим домом. Обмениваясь Пасхальными яйцами и, даря их другим людям,  мы тем самым желаем им здоровья и долгих лет жизни, давая надежду на спасение их души…
Давайте всегда будем жить с Богом в сердце!


Литература
1.Агапкина Т. Пасхальные праздники // Родина. 1996.
 2. Энциклопедия православной святости. Том 1. / Рогов А.И., Парменов А.Г. М.: Лик пресс, 1997
3.Энциклопедия российских праздников / сост.: Воскобойников В., Голь Н. СПб.: Респекс, 1997
4. Сайт праздника Пасха светлое Христово Воскресение (электронный ресурс). Режим доступа: http://www.paskhaday.ru, свободный.
5. 9. Я познаю мир /Д.э. Праздники народов мира.-М.,1999

3 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий