Цель: Приобщать детей к прошлому и настоящему родной культуры; быту и традициям кубанских казаков; приобщать к истокам родной культуры.
Создать творческое пространство для игрового взаимодействия родителей и детей; дать родителям возможность ощутить ценность эмоционального, духовного и познавательного общения ребенка с близким взрослым.
Задачи:
Предварительная работа:
Музыкальный зал разделен на зоны. Спокойная зона – для слушания музыки, просмотра видеоматериала; рабочая зона - расположены мобильные небольшие столы для продуктивной деятельности; активная зона – для игрового музыкально-двигательного творчества детей.
Звучит песня «Казачий край» Муз. А. Заволокиной.
Дети рассаживаются на стульчики.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые родители! В каком замечательном крае мы живем!!! Ребята, как же он называется? Правильно! Краснодарский край, Кубань! В Краснодарском крае, живут замечательные люди: хлеборобы и животноводы, садоводы и виноградари, рабочие заводов и фабрик, врачи и учителя, ученые и спортсмены, художники и поэты. Все они стремятся сделать нашу Кубань еще лучше, богаче, красивее.
Воспитатель: Земля отцов! Кубань родная! Воистину волшебный уголок.
Цвети в веках от края и до края, как истинного счастья островок!
Ребенок 1: Ты, Кубань, ты наша Родина! Нет тебя прекрасней!
Нет земли богаче и щедрей,
Ты – жемчужина страны моей!
Ребенок 2: Ты красив и весел! Щедр ты по – кубански.
Край хлебов и песен! Край наш Краснодарский!
Ребенок 3: Весной сады цветущие, стоят как будто в инее,
Глядишь, не налюбуешься! Такая здесь земля!
Музыкальный руководитель: Когда-то, царица Екатерина ІІ подарила земли кубанские казакам за верную службу и переселила их для охраны южных границ своего царства. Увидев кубанскую землю, казаки обрадовались: она была покрыта богатыми степями, полями. В лесах обитали дикие кабаны, зайцы, лисы, волки. В реках и морях было много рыбы. Казаки верно и преданно выполняли свой долг.
Воспитатель: Ребята, казак рождался воином. В семье его называли не мальчиком, а казачьим сыном. Когда в семье казака рождался сын, родные и знакомые приносили ему в дар стрелу, лук, пулю, ружье, подстригали волосы кружком, а потом возвращали его матери, поздравляя ее с казаком. С детства казак приучался думать по-военному. О сражениях пела ему мать в колыбельной песне, рассказывала в сказках бабушка.
Музыкальный руководитель: Большим событием для казака были проводы в армию, куда он должен был явиться на собственном коне и с оружием. Когда не было никаких военных действий, казаки отправлялись домой. Но и там им было не до отдыха. Работы было много – они занимались всевозможным ремонтом и починкой построек, орудий труда, транспортных средств, их обязанностью был уход за лошадьми и скотом. Занимались казаки и кузнечным делом. В нашей станице Старощербиновской изготавливали плуги, веялки и бороны, которые пользовались большим спросом по всей Кубани.
Воспитатель: В каждой кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда: макитры /посуда для квашения капусты, помидор/, миски, плошки, глэчики. Казаки очень уважительно относились к старшим, к семье, к женщинам, к труду. Ведь чтобы хорошо жить, надо трудиться. Про труд у казаков и пословиц много было. Какие вы знаете пословицы про труд?
Пословицы про труд. /называют дети/.
Музыкальный руководитель: Казак – это и защитник, и хозяин, прекрасный мастер, любящий муж и отец. И пели казаки всегда, когда собирались на войну, когда работали по хозяйству, когда отдыхали и веселились. Песня-отрада для души казака! Старый казак говорил молодому: «Злой казак песен не поёт! Злоба у человека голос душит, а значит, будь внучок, настороже с тем, кто петь не любит!».
Презентация «Казаки».
/презентация с изображением казаков в строю, в битве, в работе; изделия кубанских мастеров хат, предметов быта и труда казаков/.
Музыкальный руководитель: Да, нет у казака соперников в хорошей песне. Но прославился казак не только чарующей песней да лихой казачьей джигитовкой, но и танцем быстрым, огненным, горячим, смелым. Посмотрите танец в исполнении хореографической группы Кубанского хора «Ковал кузнец казачью шашку».
Видеономер. Танец «Ковал кузнец казачью шашку».
/используется мультимедийная установка/.
Музыкальный руководитель: Ребята, что вы можете сказать об этом танце, или о том, какой характер он передает?
Дети: Музыка смелая, быстрая, боевая, отважная, решительная.
Музыкальный руководитель: Конечно же, казаки – это сила, выносливость, мужество, смелость. В народе говорят: «Что есть в сыне лучшее – от родителей». Как говорили казаки: «Добрый сын – отцу радость! Каков казак – отец, таков и сын – молодец!». Наши деды и прадеды всегда могли народ повеселить песнями, плясками, шутками да прибаутками. А вы, ребята, готовы гостей веселить? А казачки им помогут? /да!/. Что это, ребята? /показываю папаху/.
Дети: Это казачья папаха.
Казачка: Кто хочет поиграть с папахой – выходите!
/дети и родители становятся в круг/.
Казачья игра «Папаха» и
свободная танцевальная импровизация под казачью музыку.
Ты ляти, ляти, папаха! Ты ляти, ляти, вперед!
У кого папаха встанить! Тот на круг нехай идёть!
/дети и родители передают папаху, проговаривая слова. У кого с окончанием музыки останется папаха – тот танцует в центре круга, все ему помогают;
после игры дети садятся на стульчики/.
Музыкальный руководитель: Немного повеселили нас казачата, а у меня есть еще что-то интересное. Когда в семье рождалась девочка-казачка, она приносила в дом душевное тепло, доброту, ласку. Поэтому, от самого рождения ее воспитывали иначе, чем мальчика, старались развить в ней женственность, трудолюбие, терпение, отзывчивость. И вырастала она настоящей хозяюшкой. «Детишек воспитывать – не курочек пересчитывать!», говаривали казачки.
Воспитатель: Уже с 7 – 9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. Кубанские казачки очень любили заниматься вышивкой, плетением кружев.
Музыкальный руководитель: Работа обязательно сопровождалась песнями. Послушайте одну из самых красивых песен, которые пели казачки, занимаясь работой.
Презентация «Труд и песня на Кубани». «Казачки».
/презентация с изображением казачек в работе, в быту, воспитании детей/.
Музыкальный руководитель: Ребята, не могу подобрать слов, чтобы рассказать об этой музыке. Может быть, кто-то поможет?
Дети: Грустная, плавная, спокойная, напевная, протяжная, задумчивая.
Музыкальный руководитель: Спасибо вам. Сколько замечательных слов вы нашли. А я знаю веселую шуточную казачью песню. Называется она «Варэнички». Но, может быть, вам неинтересно? Хотите увидеть? Пожалуйста!
Видеономер . Песня «Варэнички».
Музыкальный руководитель: Ребята, чем вам понравилась эта песня? Дети: Музыка веселая, радостная, танцевальная, шутливая, озорная, плясовая, забавная, звонкая.
Музыкальный руководитель: Да, казаков всегда выручал юмор и умение вывернуться из любой ситуации.
Казачья мудрость гласит: «Хорошая песня дух бодрит! Без корней нет дерева, без песни нет народа!». Вы ведь тоже у нас казаки и казачки, и такие же замечательные, прекрасные артисты. И у нас тоже есть казачья песня. Как же она называется? Точно! «Мы с тобою казаки».
Песня «Мы с тобою казаки» Муз. В Захарченко.
/дети стоят/.
Музыкальный руководитель: Здорово! А ведь песни были и в казачьих играх. Например…(варианты детей). (если не могут назвать – загадка).
Отгадайте – ка ребята, вот такую вот загадку.
Любит он морковку, травку – шустрый, быстроногий… Зайка!
Музыкальный руководитель: Конечно, Зайка. Вот он. А в какой казачьей игре живет Зайчик?
Дети: В игре «Ой, на гори гречка расцетае».
Музыкальный руководитель: Правильно. А вот и наши Зайчики.
/выбираются 3-4 Зайчика. Родители и остальные дети организуют круг/.
Казачья игра с песней «Ой, на гори гречка расцветае».
Ой, га гори гречка расцветае. А з пид нею Зайка выглядае.
Як бы мени таки ножки, я бы тоже був як Зайка.
/дети поют песню, идут по кругу; «Зайчики» внутри круга – заглядывают в «окошки», песня заканчивается – дети и взрослые открывают «ворота» и Зайчики пробегают в «окошки»/. /далее выбираются другие Зайчики/.
/после игры дети и родители садятся/.
Игра «Ручейки-озера».
/создается несколько небольших звеньев - ручейков, в которых участники и дети, и родители крепко держатся за руки. С началом звучания музыки ведущий вместе со своим звеном мелким шагом двигается по залу в свободном направлении. С окончанием музыки – звенья должны быстро собраться в небольшие круги – «озера»./ /после игры все остаются стоять/.
Воспитатель или педагог дополнительного образования: Ребята, отдохнули вы немного – пора и за работу приниматься. Я предлагаю девочкам изготовить рушники /показывает различные образцы/. Рушник - это полотенце, которым украшался «красный угол». Еще на рушник ставили свадебный каравай, перевязывались различные свадебные чины /сваты, дружок, дружка/. Почти все полотенца были богато украшены. А мальчики попробуют себя в роли гончаров и изготовят глэчики. Глэчик – это глиняная посуда, в которой хранили молоко, сметану. /показывает образец/. А помочь вам могут ваши родители.
Совместная творческая продуктивная деятельность детей и родителей.
/девочки – «расписывают» рушник из бумаги, или аппликацией при украшении рушника; мальчики – лепят из пластилина или глины глэчики.
Детям помогают их родители/.
/Музыкальное сопровождение – песни Кубанского Казачьего хора/.
/в конце занятия все дети рассматривают поделки друг друга/.
Музыкальный руководитель: Ребята, вы настоящие народные умельцы и сейчас, и в будущем я думаю, что вы будете делать все, чтобы наш любимый Краснодарский край был самым красивым, самым богатым и самым благополучным! И вы с гордостью говорили о том месте, где вы живете!