Автор: Малиновская Оксана Аркадьевна
Страна: Донецкая Народная Республика
Город: Донецк
Организация: МБОУ "Школа №83 имени Г.И. Баланова г. Донецк"
Проект: Всероссийский фестиваль-конкурс к 110-летию со дня рождения С.В. Михалкова «Дом книг»

Внеклассное чтение в 5 классе к 110-летию со дня рождения С.В. Михалкова

 

 

Тема урока: Человек – талант С.В. Михалков

Цель урока: продолжить знакомство с творчеством С.В.Михалкова; расширять читательский кругозор учащихся.

Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, обобщать. Прививать интерес к книге, к слову.

Воспитывать доброе, внимательное, отношение к окружающим. Формировать умение взаимодействовать с одноклассниками.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, карандаши, бумага для рисования, медальки «Позитивчики»

Ход урока

  1. Организационный момент (Психологический настрой)
  1. Основная часть

II. Актуализация знаний

-Здравствуйте, ребята. Я прочитаю вам строки из произведений, а вы попробуйте вспомнить, кто автор

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел, Борис молчал,

Николай ногой качал.

Дело было вечером,

Делать было нечего. (слайд 1)

Мы дружны с печатным словом,

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего! (Слайд 2)

Правильно, ребята. Автор этих стихотворений – Сергей Владимирович Михалков. (слайд 3)

Сегодня на уроке внеклассного чтения мы отправимся в поэтический мир С.В. Михалкова. В своих стихах поэт интересно и весело рассказывает о важных и серьезных вещах, говорит, как равный с детьми. Хочу вас предупредить, что для самых активных ребят есть сюрприз в конце урока.

Беседа:

- Ребята, напомните мне, пожалуйста, какое вам было домашнее задание?

(Познакомиться с биографией С. В. Михалкова; прочитать стихи этого автора)

- Кто подготовил информацию о жизни и творчестве С. В. Михалкове?

(Подготовленные заранее ученики рассказывают о жизни и творчестве С. В. Михалкове)

                           13 марта 2023 году исполняется 110 лет со дня рождения замечательного детского поэта С.В. Михалкова. Писатель родился в Москве. Назвали его так в честь прадеда. Отец, Михалков Владимир Алексеевич, был родом из дворян. Много работал над изучением жизни и выращиванием птицы. Мать, Ольга Михайловна, была доброй, мягкой. Она была сестрой милосердия, затем учительствовала. Семья Михалковых жила скромно. У Сергея были два брата - Алексей и Михаил. Жила семья круглый год на даче. Михалков вспоминает: “Детство моё прошло в подмосковном посёлке Жаворонки» Рядом с перочинным ножиком, рогаткой и другими драгоценными предметами мальчишечьего обихода хранил в заветной шкатулке домашний журнал с аккуратно переписанными стихами Пушкина, Некрасова. Коротая вечера, Сергей Владимирович выпускал домашний журнал. В 1927г. семья переезжает в Пятигорск. Стихи Михалков начал писать рано, в 10 лет. Впервые они были опубликованы, когда автору исполнилось 15 лет. Когда Михалкову исполняется 17 лет, он отправился в Москву прокладывать литературную свою дорогу. Работает разнорабочим на Москворецкой ткацко-отделочной фабрике, младшим наблюдателем геологоразведочной экспедиции Ленинградского Геодезического института на Алтае, внештатным сотрудником отдела писем газеты "Известия".
1935 г. - опубликована поэма "Дядя Степа", ставшая любимым произведением для многих поколений детей. С тех пор он написал много стихов для детей, пьес, басен, сказок, занимался переводом. В своих стихах поэт интересно и весело рассказывает о важных и серьёзных вещах, говорит, как равный с детьми, понимая все обиды и радости. 

(2 – й ученик )

В 1941 году 27 июня он выехал на фронт и стал писателем- корреспондентом. В это время Михалков не пишет для детей. Его стихотворения о Родине, о подвигах советских солдат, о войне.

В Москве у Кремлевской стены есть могила Неизвестного солдата. На могиле плита, на ней надпись. Всего две строчки. «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен.». Эти строки написал Михалков.

В 1944 году прозвучал Гимн Советского Союза на слова С.В. Михалкова. В 1977 году Михалков опять участвует в написании слов гимна страны

В 2001 году его стихи участвовали в конкурсе на новый Гимн, и снова победил Михалков. Никогда ни в одной стране мира не случалось так, чтобы слова трех державных гимнов написал один и тот же человек, получивший это право на конкурсной основе. Это явление феноменальное, достойное занять место в книге рекордов Гиннеса.

С. В. Михалков имеет множество наград. Одну из них – Орден за Заслуги перед Отечеством, ему вручил президент В. В. Путин в 2003 году.

-Благодарю. Вы ответственно отнеслись к заданию. (Слайд4)

- Физминутка про лягушку

На болоте две лягушки,

Две зеленые квакушки

Утром рана умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровье в чем секрет!

Всем друзьям – физкульт - привет!

     III. Работа над темой

1. Выразительное чтение стихотворений учащимися

- Предлагаю вам прочитать выразительно наизусть стихотворения С. В. Михалкова, которые вы подготовили

Ученик 1 (рассказывает отрывок ДЯДЯ СТЁПА )

 ДЯДЯ СТЁПА

 В доме восемь дробь один

У заставы Ильича

Жил высокий гражданин,

 По прозванью Каланча,

По фамилии Степанов

И по имени Степан,

Из районных великанов

Самый главный великан.

Уважали дядю Степу

За такую высоту.

Шел с работы дядя Степа —

Видно было за версту.

Лихо мерили шаги

 Две огромные ноги:

Сорок пятого размера

Покупал он сапоги.

 Он разыскивал на рынке

Величайшие ботинки,

Он разыскивал штаны

Небывалой ширины.

- Вы внимательно слушали чтение стихотворения «Дядя Стёпа» , а теперь выполните задание
2.Задание практическое № 1

Нарисуйте цветными карандашами иллюстрацию к стихотворению «Дяди Стёпа» С. Михалкова. Словесно опишите свой рисунок.

Молодцы. Интересные были ваши портреты главного героя стихотворения

Ученик №2 (рассказывает отрывок)

В КАЖДОМ ДОМЕ, В КАЖДОЙ ХАТЕ

В каждом доме, в каждой хате —

В городах и на селе —

Начинающий читатель

Держит книгу на столе.

Мы дружны с печатным словом.

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего!

Даже маленький ребёнок,

Не умеющий читать,

Только выйдет из пелёнок

Просит книжку показать.

В день рождения подарок

Хочешь другу подарить —

Принеси ему Гайдара,

 Будет век благодарить!

 Книги дружат с детворой,

Книгу ценит пионер,

И любимые герои

Для него всегда пример! Книг заветные страницы

Помогают людям жить,

И работать, и учиться,

 И Отчизной дорожить.

3.Беседа:

- Соответствует ли заголовок содержанию произведения? Почему?

- Какая главная мысль?

- Чему учит нас это стихотворение? 

4.Задание практическое №2

Ребята, у вас на партах лежат листики. На них написаны части пословиц.  Вам нужно собрать и прочитать пословицы.

Одна книга тысячи ……………….(людей учит)

Книга твой друг, без нее,   ………..(как без рук)

С книгой жить —…………………..( век не тужить)

С книгами знаться —……………… ( ума набраться).

С книгой поведешься – ……………..(ума наберешься).

- Объясните устно смысл пословиц

А теперь, пришло время познакомиться с баснями, которые вы прочли дома.

Басня славится моралью

Не ленись, запоминай,

Всё чему она научит

Ты себе на ус мотай.

5. Работа в группах (слайд№5)

Ребята, объединитесь в три группы. (Напомнить правила работы в группе) Прочитайте выразительно басни по ролям.

- Какая группа готова?

Мы вас слушаем внимательно.  

Басня№1

Пристал однажды маленький Цыпленок к большому Петуху: 
      - Почему у аиста длинный клюв и предлинные ноги, а у меня совсем маленькие? 
      - Отстань! 
      - Почему у зайца длинные уши, а у меня  даже маленьких нету? 
      - Не приставай! 
      - Почему у котенка красивая шерстка, а у меня какой-то противный желтый пух? 
      - Отвяжись! 
      - Почему щенок умеет вертеть хвостиком, а у меня совсем нет никакого хвостика? 
      - Замолчи! 
      - Почему у козленка есть рожки, а у меня даже плохоньких рожек и то нету? 
      - Прекрати! Отстань! - не на шутку рассердился Петух. 
      - Все отстань... отстань! Почему всем маленьким большие отвечают на вопросы, а ты нет? - пропищал Цыпленок. 
      - Потому, что ты не спрашиваешь, а просто всем завидуешь! - серьезно ответил Петух. 
      И это была чистая правда. 

– Чему научила вас эта басня?

- Прочтите выразительно по ролям в парах.

Басня №2

«Не стоит благодарности»

      Тащил на себе старый Медведь здоровенное бревно. Замучился, присел на пенек.

      - Тяжелое небось бревно-то? - спросил молодой Кабан, что неподалеку грелся на солнцепеке.

      - Ух, и тяжелое! - ответил Медведь, отдуваясь.

      - И далеко еще тащить?

      - До самого леса.

      - В такую жару! Поди, умаялся?

      - И не спрашивай!

      - Такое-то бревно вдвоем бы тащить!

      - Ясное дело - вдвоем бы сподручнее было!

      - Ну, я пошел! - сказал Кабан, поднимаясь. - Желаю удачи! Да смотри не надорвись!

      - Спасибо, - вздохнул Медведь.

      - Не за что! - ответил Кабан.

Басня №3  «Ответ»
      Пристал однажды маленький Цыпленок к большому Петуху: 
      - Почему у аиста длинный клюв и предлинные ноги, а у меня совсем маленькие? 
      - Отстань! 
      - Почему у зайца длинные уши, а у меня даже маленьких нету? 
      - Не приставай! 
      - Почему у котенка красивая шерстка, а у меня какой-то противный желтый пух? 
      - Отвяжись! 
      - Почему щенок умеет вертеть хвостиком, а у меня совсем нет никакого хвостика? 
      - Замолчи! 
      - Почему у козленка есть рожки, а у меня даже плохоньких рожек и то нету? 
      - Прекрати! Отстань! - не на шутку рассердился Петух. 
      - Все отстань... отстань! Почему всем маленьким большие отвечают на вопросы, а ты нет? - пропищал Цыпленок. 

6. Беседа

-  Как бы вы отнеслись к каждому из героев этой басни?

Кто из героев басни вам понравился, а кто нет? Почему?

- Какая мораль этих басен?

Талант Сергея Михалкова состоит в удивительной способности перевоплощаться в ребёнка. Поэт всегда вместе со своими маленькими героями. Он погружается в ребячью жизнь, участвует во всех детских затеях.

III. Закрепление материала ( слайд№6)

Сейчас, предлагаю вам попробовать себя актерами.  

  1. Инсценировка стихотворения «А у вас?»

(Желающие выходят к доске для выполнения задания)

А ЧТО У ВАС?

 

Кто на лавочке сидел, 
Кто на улицу глядел, 
Толя пел, 
Борис молчал, 
Николай ногой качал.

Дело было вечером, 
Делать было нечего.

Галка села на заборе, 
Кот забрался на чердак. 
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:

- А у меня в кармане гвоздь. 
А у вас? 
- А у нас сегодня гость. 
А у вас? 
- А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят. 
Котята выросли немножко, 
А есть из блюдца не хотят.

- А у нас на кухне газ. 
А у вас? 
- А у нас водопровод. 
Вот.

- А из нашего окна
Площадь Красная видна. 
А из вашего окошка
Только улица немножко.

- Мы гуляли по Неглинной, 
Заходили на бульвар, 
Нам купили синий-синий, 
Презеленый красный шар.

- А у нас огонь погас -
Это раз. 
Грузовик привез дрова -
Это два. 
А в-четвертых, наша мама
Отправляется в полет, 
Потому что наша мама
Называется пилот, -
С лесенки ответил Вова: 
- Мама - летчик? 
Что ж такого!

Вот у Коли, например, 
Мама - милиционер.

А у Толи и у Веры
Обе мамы - инженеры.

А у Левы мама - повар. 
Мама - летчик? 
Что ж такого!

- Всех важней, - сказала Ната, -
Мама вагоновожатый, 
Потому что до Зацепы
Водит мама два прицепа.

И спросила Нина тихо: 
- Разве плохо быть портнихой? 
Кто трусы ребятам шьет? 
Ну конечно, не пилот.

Летчик водит самолеты -
Это очень хорошо.

Повар делает компоты -
Это тоже хорошо.

Доктор лечит нас от кори, 
Есть учительница в школе.

Мамы разные нужны, 
Мамы всякие важны.

Дело было вечером, 
Спорить было нечего.

 

- Молодцы. Как здорово у вас получилось! Словно это вы вели беседу в знакомом для нас дворе. В этом и заключается успех автора. Автор пишет о простых вещах с интересом. И для нас это становится интересным и увлекательным.

- К какому выводу пришли дети в споре?

“Мамы разные нужны,

Мамы всякие важны”.

Беседа:

- С произведениями какого автора мы сегодня работали на уроке?

- Что нового о его творчестве сегодня узнали? Что он писал?

(стихи, рассказы, сказки, считалки, басни, пьесы)

- С какими баснями-сказками познакомились?

- Чему они вас научили?

ВЫВОД (слайд 7)

С. В. Михалков в своих произведениях учит различать добро и зло.

Наш урок завершается, но не заканчивается дружба с Сергеем Владимировичем Михалковым и с его книгами, которые согреты его добром, юмором. Надеюсь, теперь вам будет интересно прочитать и другие произведения С. Михалкова, поразмышлять над ними самостоятельно. Что вы и сделаете дома. По желанию можно выполнить рисунок к прочитанному.

           Рефлексия

          Домашнее задание. (слайд 8)

                    Надеюсь, теперь вам будет интересно прочитать и другие произведения С. Михалкова, поразмышлять над ними самостоятельно. Что вы и сделаете дома. По желанию можно выполнить рисунок к прочитанному.

 

- Подошёл к концу наш урок. Благодаря вашей активности, он прошёл плодотворно. Я на память вам дарю медальки «Позитивчики». До новых встреч. 

 

14 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий