Автор: Минакова Елена Николаевна
Страна: Луганская Народная Республика
Город: пгт. Городище
Организация: ГОУ ЛНР "Городищенская средняя школа №23"
Проект: II Международный фестиваль православной истории, культуры и традиции "Вознесение"

Храм Успения Пресвятыя Богородицы Русской Православной старообрядческой Церкви в посёлке Городище.

 

В Перевальском районе насчитывается только 3 поселка под названием Городище.  В России, Беларуси и Молдове их тоже немало. В Луганской Народной Республике Городищ четыре, но одно из них, то, что в Перевальском районе, уникальное: с XVII века и поныне здесь живут настоящие старообрядцы, а сам поселок городского типа вполне можно назвать культурным феноменом. Те, кто едет сюда первый раз, ожидают увидеть иллюстрацию к знаменитым очеркам Василия Пескова о сибирских староверах — «Таежный тупик» — и Лыковых, живущих без связи с цивилизацией. А попадают в довольно современный поселок. И все же что-то отличает это Городище от других. Что именно — на первый взгляд даже непонятно.

То, что староверы поселились на этой территории, не удивляет. Дикое поле никому не принадлежало, поэтому стало домом для всех, кто вынужден был скрываться от кого бы то ни было. Так что сразу же после реформы Патриарха Никона здесь начали строить новую жизнь приверженцы старообрядчества. Это знают все жители Городища, но настоящими знатоками истории поселка можно назвать сразу двух человек — заведующую местной библиотекой Любовь Минакову и шахтера по профессии, а по призванию — краеведа Сергея Мерсалова.

По их рассказам, в 1670 году сюда приехали первые староверы из Подмосковья. Изначально они хотели бежать на Дон, но пришлось московитам поселиться у верховьев речки Белая. Много лет здесь жило 150—200 семей, сохранявших древний уклад и свою веру. Они построили монастырь без единого гвоздя и огородили поселок частоколом по типу скита. Огороженный частоколом скит они называли городищем, а свой хутор — Беленький. Поселенцы вели натуральное хозяйство и не контактировали с соседями, что заметно для лингвистов: у жителей Городища особенный говор, больше всего напоминающий подмосковный. Второй этап заселения Беленького пришелся на эпоху Петра Первого. Беженцы поселились у стен скита, оставив в память о себе название одной из улиц, — Пристенцы. В середине XVIII века нахлынула третья волна староверов — из Черниговской губернии, из-за чего сейчас поселок делится на две части: русскую и украинскую. Любовь Минакова говорит, что все это время хутор был ничейный, а его обитатели не платили дань никаким помещикам. В те же петровские времена Беленький не стал колыбелью промышленности Донбасса, однако, когда в Лисьей Балке нашли уголь, здесь уже давно им топили печи.

Как же староверы смогли прожить столько лет не найденными? Ответ лежит на поверхности… Перевальского района: холмистая местность и густые леса надежно спрятали хутор в низине реки. Свобода закончилась во времена Екатерины II. По легенде, именно она дала Беленькому новое имя, сказав, что это настоящее городище, — уже тогда поселок занимал большую территорию. А согласно официальной истории, Екатерина здесь никогда не была. Только это неважно: она к староверам относилась лояльно, лишь бы дань платили исправно. После нее были другие цари, кто-то из них чинил гонения, кто-то был либерален, а кто-то — жесток. По словам Сергея Мерсалова, в начале ХХ века две трети капитала России находилось у предпринимателей и купцов-староверов, поэтому с ними считались. Тогда же в поселке была построена Успенская церковь, где с 1910 года служил уроженец Городища, впоследствии — легендарный Архиепископ Московский и всея Руси Флавиан. Деревянная церковь на территории бывшего скита сгорела уже после войны… А поселок дожил до нашего времени, сумев сохранить свою уникальность.

Жители с. Городище Перевальского района очень гордятся необычным прошлым своего селения. Говорят, о нем знал даже Петр I. Как рассказал клиросник городищенской церкви Александр Голубятников, с. Городище в начале 19-го в. было крупнейшим в Екатеринославской губернии и насчитывало свыше 400 дворов и около 3 тыс. жителей. Городище – одно из первых поселений в «краю незнаемом» сер. 17в., ставшим центром старообрядчества на востоке Украины. Сегодня документально подтверждается, что Петровская Россия выбрала именно этот скит, обитатели которого использовали «горючий камень» для своих нужд и снабжали им бахмутские солеварни. Поэтому именно в Городище пришли первые экспедиции из Москвы и Петербурга, чтобы ознакомиться с местным опытом добычи и использования угля и взять его образцы для Берг-коллегии, занимавшейся исследованием полезных ископаемых. Александр Голубятников демонстрировал "Часослов" - одну из главных реликвий городищенского храма.

"Наша церковь была срублена в 1746г. в тайге и привезена на волах», - гордо рассказала местная пожилая прихожанка.
Мраморная мемориальная доска, установленная на стене храма, оповещает о том, что до 1948г. в Городищенской церкви руководил Московский архиепископ. Он же здесь проводил службу.

Краткое описание объекта. 

Храм Успения Пресвятыя Богородицы построен на средства и при участии старообрядческой общины поселка Городище в начале ХХ века. Церковь построена в старорусском стиле, с двумя куполами и колокольней из дерева. Впоследствии после Великой Октябрьской Революции была закрыта, а после Великой Отечественной войны в результате пожара деревянное здание церкви было сильно повреждено огнём. Было принято решение восстановить церковь, сделав её каменной. Кроме того, данная церковь знаменита тем, что с 1910 года в ней справлял службы будущий легендарный Архиепископ Московский и всея Руси Флавиан (Слесарев). Уроженец поселка Городище, он прошел Великую Отечественную войну, награжден медалями «За оборону Сталинграда» и «За победу над Германией», впоследствии принял высокий сан Архиепископа. Храм Успения Пресвятыя Богородицы и по сей день принимает прихожан. Дата постройки памятника: 1910 год.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ ИЛИ ВХОД ВОСПРЕЩЕН?

Возможно, не стоило так углубляться в историю этого края, но вне ее контекста было бы непонятно, как в промышленном регионе выросло и выжило столь уникальное явление, которое культурологи сравнили бы с феноменом основной культуры: люди живут в изоляции и сохраняют древний уклад. О некоторых архаичных традициях рассказала Любовь Минакова:

— В XVII веке вольным поселком управлял совет старейшин. Они решали все проблемы общины на сходах, и эта традиция дожила до середины ХХ века. Даже после революции здесь было земство, решавшее, кому помочь, а кого наказать, и сохранилось оно до самой войны. По крайней мере, так мне рассказывали старожилы, которые эти времена помнили… А семьи здесь даже сейчас создаются по старинке: невест ищут на русской стороне Городища, женихов — на украинской. Сегодня это может показаться странным, но такова традиция.
Некоторые отголоски традиций здесь видны невооруженным глазом: например, молодые женщины часто носят белые или темные «бабушкины» платки — так принято. Cохранились здесь и элементы традиционного убранства домов, а древние рецепты праздничных и повседневных блюд знает каждая хозяйка: в борщ кладут толченую картошку, фрукты для компота варят по отдельности, а кутья и вовсе неповторима. Так что старину здесь можно и увидеть, и потрогать, и попробовать… А еще — услышать в старинных напевах. В чем уникальность Городищенского этнографического хора, рассказывает руководитель Татьяна Манина:
— Коллектив искал свой стиль долго. Однажды мы поняли, что за самобытным репертуаром далеко ходить не надо: здесь в первозданном виде сохранились очень старые песни, которые передавались из поколения в поколение. Вот и стали их вспоминать и восстанавливать первые участницы ансамбля. А в 60-х был найден наряд одной из долгожительниц, в котором она в конце ХІХ века выходила замуж, по его образу и подобию сшили костюмы для участниц хора… Сейчас в нашем репертуаре есть семейно-бытовые песни, свадебные и обрядовые. Наш коллектив, как говорится, в возрасте, многих первых участников уже нет в живых. Поэтому, чтобы уникальный репертуар сохранился, был создан молодежный ансамбль «Гульба». Жаль, конечно, что сейчас мы никуда не можем выехать, — раньше совхоз предоставлял нам автобус, а сейчас совхоза нет…

И все же это лишь внешняя сторона жизни поселка, а если пристально приглядеться к Городищу и его жителям, то становится понятно, что их культура и образ жизни держится на вере. К ней относятся очень трепетно, оберегая от любопытных глаз: без разрешения священника в храм приезжих не пускают, об истории старообрядчества рассказывают неохотно. При всей открытости сельских жителей и их гостеприимстве, в этот храм души села Городище посторонним вход воспрещен. Но и этому удивляться не стоит: века гонений на староверов наложили свой отпечаток на их менталитет, и опасение за свою веру у них в крови. Нет, если вы искренне и с добрыми намерениями желаете приобщиться к древней культуре, вам покажут небольшой музей, в котором любовно собраны самые настоящие раритеты, и с благословения священника откроют двери церкви, но только войти туда можно, лишь строго соблюдая обычаи и традиции.
 Храм Успения Пресвятыя Богородицы. Городище.
 
Сейчас Городище переживает не лучшие времена: шахты находятся в депрессии, работы мало. Поэтому молодежь и покидает родное село в поисках лучшей доли, растворяясь в больших городах. Сможет ли сохраниться поселок-феномен, есть ли у него будущее? Руководитель Городищенского этнографического хора Татьяна Манина уверена, что есть:
— Дети покидают родное гнездо, и это нормально. Но с возрастом все мы начинаем вспоминать, чему нас учили родители, какие нам пели песни, какие прививали навыки и формировали привычки. Поэтому, если, живя здесь, дети все это запомнят, традиции никуда не уйдут.

                               Список используемой литературы
1.    Каныгин Ю.М., Батюшин Ю.Т. Открытие Городища (2007)
2.     http://www.ostrovok.lg.ua/sites/default/files/gorodishe1.pdf
3.    https://ruvera.ru/articles/staroobryadcy_luganskoiy_respubliki
4.    https://ukrssr.com/lugan/perevalskiy/gorodishhe-perevalskiy-rayon-voroshilovgradskaya-luganskaya-oblast

Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий