Автор: Руднева Дарья Анатольевна
Страна: Российская Федерация
Город: Пермь
Организация: МАУ ДО "Детская школа искусств имени Д.Б.Кабалевского"
Проект: II Международный фестиваль православной истории, культуры и традиции "Вознесение"

Великая княгиня Елизавета Федоровна: штрихи к портрету

 


Первое ноября - день рождения гессенской принцессы Эллы Дармшадтской, в замужестве - великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой, сейчас причисленной православной церковью к лику святых.

Смотрю на эту светскую красавицу и наслаждаюсь. В Елизавете Федоровне всё, как в стихах: "В ней всё гармония, всё диво", ...а судьба ей выпала и совершенно удивительная.

Брак с великим князем Сергеем Александровичем, родным младшим братом Александра III, сделал внучку британской королевы Виктории элитой русского дворянства. "Балы, красавицы, лакеи, юнкера / И вальсы Шуберта, и хруст французской булки", - это всё про нее, Елизавету, блиставшую в свете так ярко, что можно было ослепнуть от сияния ее красоты и влюбиться без памяти, как это случалось со многими. Но как бы ни был противоречив и сложен первоначально брак с Сергеем, поводов для пересудов Элла не давала никогда - понимание морали и положения в обществе, вложенное в голову матерью Эллы, Алисой Великобританской, заставляло держать голову высоко, спину ровно, талию тонко, а улыбку на лице - постоянно.

Пост генерал - губернатора Москвы, пожалованный Сергею Александровичу, в сущности, его и убил - террорист бросил бомбу в лёгкую двуколку великого князя. Мощность бомбы была такова, что части тела Сергея Александровича находили аж на куполах кремлёвских храмов - а то, что уцелело на земле, супруга князя собрала в носилки своими руками, стоя на коленях, на снегу, в лёгком платье без ничего... Так закончился светский период жизни Елизаветы Фёдоровны.

Начался другой - не мирской, духовный. Государственные драгоценности Романовых она вернула в казну. Личные - продала, а на вырученные деньги купила целый квартал земли с постройками на Большой Ордынке. Господь не дал Елизавете Федоровне и ее супругу детей, но детищем великой княгини стала основанная ею после смерти мужа Марфо-Мариинская обитель милосердия.
 

В отличие от устава других православных общин в монастырях, здесь уклад допускал возвращение в мир для участницы общины, и многие девушки, и дворянки, и лица недворянского звания, после пребывания в обители выходили замуж, заводили семью, рожали детей.
Это, конечно, не касается основательницы обители Елизаветы Федоровны, которая после гибели супруга полностью и сознательно отказалась от светской, мирской жизни и посвятила себя исключительно делам милосердия.

Средств у великой княгини было достаточно, комплекс зданий для обители, выкупленный на Ордынке, постоянно расширялся, а для строительства главного храма монастыря был приглашен один из лучших архитекторов своего времени - Щусев. Эту фамилию обычно называют в другом контексте - этот же самый человек проектировал мавзолей Ленина, но ДО этого он построил главный храм обители милосердия. Храм великолепный - удивительная и очень органичная получилась у Щусева комбинация псковского и новгородского средневекового зодчества с изысканными линиями модерна.


Росписи храма были поручены Михаилу Нестерову, и это чудо в бело - лазоревых тонах с тонкими вкраплениями яркого розового, красного, зелёного, жёлтого, не передать словами. Совершенно изумительный контраст со стенными росписями, выполненными на меди (кирпич быстро отсыревает и красочный слой разрушается), составляет роспись колонн внутри храма, покрытых полностью растительными орнаментами.

Тихое, очень спокойное, но полное невыразимого достоинства место на территории обители - дом настоятельницы, великой княгини. Елизавета Федоровна в обители жила очень скромно. Комнаты ее дома на территории обители сейчас восстановлены, там расположен музей ее имени. Некоторые вещи подлинные, некоторые - реконструкция в духе эпохи. Поднимаясь по лестнице на жилой этаж этого небольшого особняка на территории монастыря, как-то трудно себе представить, что этим же путем сто с лишним лет назад, вот по этой же самой лестнице поднимался русский император Николай Второй, который посетил свояченицу во время визита в Москву.
После ареста великой княгини и ее гибели в шахте под Алапаевском чего здесь только не было, даже кинотеатр. Но в наши дни здесь всё опять так, как будто первая настоятельница на месте, а жизнь течет своим чередом. Розы и гортензии в монастырском саду пахнут одуряюще прекрасно, и, прогуливаясь по дорожкам сада, так и ждёшь, что из глубины аллеи появится знакомая фигура Елизаветы Федоровны.

В лихие послереволюционные годы кто только не убеждал бывшую представительницу правящей династии Романовых, что в новом мире ей может не найтись места. Что надо покидать Россию, пока выпускают из страны, и есть, куда бежать. Елизавета Федоровна стояла как кремень, отказывалась от всех предложений и искренне называла Россию своей Родиной. С тем и умерла, сброшенная в шахту под Алапаевском вместе с другими представителями дома Романовых в ночь на 19 июля 1918 года, следующую после расстрела царской семьи. Тело Елизаветы Фёдоровны после долгих и мучительных перипетий упокоилось в Иерусалиме. А в России осталась ее душа и главное, что она сама считала важнейшим делом жизни - обитель милосердия, которая в том же самом комплексе зданий на Большой Ордынке в Москве лечит, спасает, помогает, благотворительствует.

Прошлым летом мне случилось оказаться в Марфо-Мариинской обители. И я до сих пор считаю это сильнейшим впечатлением от посещения столицы и мечтаю туда снова вернуться - погулять по дорожкам обительского сада, зайти в Покровский собор и навестить скромную квартиру Елизаветы Фёдоровны, выстроенную здесь же, в одном из обительских корпусов.

Удивительная женщина, удивительная судьба! Она из тех людей, что светят ярко и после смерти, главное - тянуться вверх за их сиянием и соответствовать.

28 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий