Автор: Кравчук Надежда
Страна: Донецкая Народная Республика
Город: Донецк
Организация: МБОУ "Школа №51 города Донецка"
Проект: II Международный фестиваль православной истории, культуры и традиции "Вознесение"

Православие в исторической судьбе России

 

               О, сколько испытаний выпало на нашу русскую землю! Наши славные предки остановили татаро-монгольскую орду, освободили Европу от власти Наполеона, разбили фашистские армии и спасли от порабощения народы. Это уже история. А в чем же кроется источник подвигов народа? В чем сила русского характера?
Актуальность темы. Мы все сейчас  живем  далеко в не простое военное  время, когда агрессивными Западом и США  осуществляется атака на территориальную целостность России, когда на Донбассе идет настоящая Отечественная война, а в мире осуществляется  охота на русских людей, когда идет циничное гонение на православную церковь  и ее прихожан. 
      Часто можно  в разговорах между собой слышать  такой горький вопрос:" За что нам все это"? Но Церковь отвечает , что нужно спрашивать Бога :" Для чего нам все это"? Начиная рассуждать, приходишь к выводу, значит, мы должны быть сильнее , чтобы уметь  стойко выдерживать испытания , посланные человеку. 
       Обращаясь  к Православной истории и культуре  русского народа, мы  духовно обогащаемся, становимся гуманнее и нравственнее. Ведь "Православная Церковь объединяет народ в будни и в праздники, в годы испытаний, лишений, скорби и в годы великих созиданий и духовного возрождения.
       Видимо, Православная Церковь и русский народ несут в себе идеалы, несравнимо более высокие и значимые, нежели сиюминутная выгода, материальные ценности и земное бытиё. Но понять это можно, лишь в достаточной мере изучив историю христианства и основы Православия.
.   Эти великие христианские идеалы проносит русский народ через все испытания, стараясь проявлять милосердие и терпение к каждому человеку, поступаясь материальными благами ради блага высшего, всеобщего во имя Христа. Вместе с тем для русских людей защита Православия и Отечества всегда считались священным долгом христианина, потому что в этом случае защищались святыни.
       С 988 г. Православие стало официально государственной религией на Руси. Во главе государства мог стоять только православный монарх, венчанный на княжение или царствование по православной традиции.  Таковым стал Владимир Великий.  Вот с этого периода и начался отчет христианской истории.
      В 1054 году, во времена  смерти Ярослава Мудрого, христианство разделяется на две самостоятельные ветви: православие и католичество.   Понятия «русский» и «православный» на Руси до XX века становятся   неразделимы и означали одно и то же, а именно: принадлежащий к русской православной культуре.
      В настоящее время Православие официально не является государственной религией, но остаётся культурообразующей и традиционной для России.
       Какова же её роль? Роль Русской Православной Церкви – объединить людей на основе тех культурных, нравственных, общечеловеческих идеалов, которые дало нам православие. Русская церковь пережила много горьких, трагических страниц, но всегда была свято предана интересам нашего государства, всегда вставала на защиту Россию в трудные минуты.

        Православным, а значит принадлежащим к русской православной культуре, может стать человек любой национальности, готовый принять через Святое Крещение и веру во Христа православное мировоззрение и образ жизни. И так случалось часто: представители других национальностей и вероисповеданий принимали Православие как веру, мировоззрение и, соответственно, христианское бытие и становились истинными сынами нового для них православного Отечества. Нередко эти люди оставляли яркий след в истории нашей культуры, стремясь верой и Правдой служить новой Родине во славу Божию, как говорили на Руси, что означало честное служение не ради личной корысти и собственных интересов, а ради прославления Господа.
       Духовное единство нашего народа немыслимо без православия. Никакая государственная идеология и тем более – массовая культура не способны решить эту задачу. И роль церкви в этом процессе мне представляется определяющей.
        В годы Великой Отечественной Русская Православная Церковь, несмотря на многолетние довоенные репрессии и подозрительное отношение к себе со стороны государства, словом и делом помогала своему народу, внеся весомый вклад в общее дело победы над грозным врагом. 
        Свою позицию Русская Православная Церковь четко обозначила с первого дня войны.  Именно 22 июня 1941 года ее глава, митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) обратился ко всем православным верующим страны с письменным посланием «К пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором заявил, что Церковь всегда разделяла судьбу своего народа.
       Так было и во времена Александра Невского, громившего псов-рыцарей, и во времена Дмитрия Донского, получившего благословение от игумена земли Русской Сергия Радонежского перед Куликовской битвой. 
        Не оставит Церковь своего народа и теперь, когда перед русским народом встал вопрос :" Быть Матушке-России великой страной  или преклонить голову и колени  перед современным неонацизмом , предав свою историю и память предков"?
        26 июня 1941 года Сергий отслужил в Богоявленском соборе Москвы молебен «О даровании победы», и с этого дня во всех храмах страны почти до самого конца войны начали совершаться подобные молебствие. Характерно, что послание митрополита Сергия от 22 июня власть разрешила огласить в храмах только 6 июля 1941 года. Спустя три дня после того, как молчавший почти две недели фактический глава государства Иосиф Сталин ,обратился по радио к согражданам со знаменитым обращением «Братья и сестры!», в котором признал, что Красная Армия понесла тяжелые потери и отступает.
       Одна из заключительных фраз сталинского выступления «Все наши силы — на поддержку нашей героической Красной Армии, нашего славного Красного Флота! Все силы народа — на разгром врага!» стала охранительной грамотой для Русской Православной Церкви, которая ранее рассматривалась органами НКВД чуть ли не как пятая колонна.
       Осенью 1941-го вермахт начал продвижение к столице СССР. Шла речь о самом существовании страны, и в этих тяжелейших условиях водораздел пролег между теми, кто поднялся на борьбу с грозным врагом, и теми, кто трусливо уклонялся от этого.
        Русская Православная Церковь оказалась в рядах первых. Достаточно сказать, что за годы войны митрополит Сергий обращался к православному народу с патриотическими посланиями 24 раза. Не остались в стороне и другие иерархи Русской Церкви.
       Любовь к Родине и ее защита от врагов всегда была заветом всех православных христиан. Поэтому верующие особенно горячо отнеслись к призыву о помощи на нужды фронта, и на поддержку раненых бойцов. Они несли не только деньги и облигации, но и драгоценные металлы, обувь, полотенца, полотно, заготавливалось и сдавалось немало валяной и кожаной обуви, шинелей, носков, перчаток, белья.
       Всего же за годы войны в фонд обороны страны верующими было направлено 300 миллионов рублей. На эти деньги были построены и переданы в действующую армию 40 единиц  Т-34 танковой колонны "Дмитрий Донской», а также истребительная эскадрилья «Александр Невский». Если учесть, что к началу Великой Отечественной Православная Церковь в СССР была почти разгромлена, это можно назвать поистине чудом.
     Очень важно отметить ,что в 1943 году происходит перелом в отношении государства к Церкви. Меняется  отношение  именно к Русской Православной Церкви.  4 сентября 1943 года сам И.В. Сталин встретился с руководством Московской патриархии. Важнейшим итогом  2-х часовой встречи стало появление у Русской Православной Церкви Патриарха — впервые с 1925 года.
      Надо всегда помнить и знать, что Церковь – это не только архиереи и священники. Для нас , православных, Церковь – это и простые люди, которые пошли защищать Родину. 
      Православным есть с кого брать пример: Сергий Радонежский благословил воевать монахов Ослябя и Пересвета на Куликовском сражении; благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской также защищали Отечество от врагов. Многие ветераны после войны стали монахами, священниками и даже архиереями.
«Нет большей той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13.)
      Вы спросите:" А священники воевали"?  Изучив  определенную литературу, могу с гордостью сказать:"Да"!.  Конечно же, это  было исключение, связанное с обстоятельством времени.
      Например, настоятель храма село Мало-Плотницкое Логишинского района Пинской области протоиерей Александр Федорович Романушко (1894-1955) помогал партизанам, ходил в разведку и участвовал в боевых операциях. Награжден медалями «Партизану Отечественной войны» I степени и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».  С благодарностью и величием  можно сказать, что сотни священнослужителей воевали в рядах Красной Армии.
       Кроме богослужений, проповедей и обращений к фронтовикам, священники тоже  становились героями Родины – да так, что это признавало даже атеистическое правительство. 
       Так, например,  священник Федор Пузанов помогал партизанскому движению, собрал полмиллиона рублей для Красной Армии и спас 300 односельчан от плена – увел их в лес. За это ветеран двух Мировых войн
получил государственную награду 2-й степени «Партизан Отечественной войны».  8 священников  стали героями Великой Отечественной  войны. И  таких ярких  примеров православная история  приводит  множество.

  Заключение. Важно отметить, что в  современный период Россия, как  государство нуждается в помощи и поддержке со стороны церкви, стремиться решить ряд социальных задач, привлекая церковь к посильной помощи. Люди нуждаются в нравственных ориентирах, они подчас беспомощны и слепы в поисках своего счастья, жизненного пути.
       Общество дает нам «идеалы» накопительства, вседозволенности, выдаваемой за геройство, показывает в качестве образцов людей, которые убоги как в нравственном, так и в интеллектуальном развитии и т.д. И люди, приняв это за «чистую монету», со временем начинают осознавать ложность таких идеалов, впадают в уныние, считают себя потерявшимися, заблудшими.
       Без Бога сложно жить. Рано или поздно человек чувствует в своей душе страшное одиночество и заброшенность, вне зависимости от уровня его благополучия, социального статуса и пр. К сожалению, осознание это часть приходит лишь в старости, когда жизнь прожита не так как следовало, когда сделано больше худых дел, чем добрых, когда за тобой тянется вереница обиженных и забытых тобой людей.
       Вот именно поэтому, всем людям планеты  нужно быть ближе к Богу в мыслях и помыслах, в благодатных делах и поступках, в духовных свершениях  и проявлении гуманизма.  Ну, а мы, подрастающее поколение 21 века  будем  уверенно идти по этому правильному пути.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Церковь в годы Великой Отечественной войны.
https://foma.ru/tserkov-v-godyi-velikoy-otechestvennoy-voynyi.htm
2.Священники и монахи — ветераны Великой Отечественной войны
Читайте на Правмире: https://www.pravmir.ru/veterany-svyashhenniki-i-monaxini/https://www.pravmir.ru/veterany-svyashhenniki-i-monaxini/
3.Библия. -- М.: Российское библейское общество, 2004. 1376 с.
4. 4. Гордун С. (священник) Русская Православная Церковь в период с 1943 по 1979 год // Журнал Московской Патриархии. 2003. - №1. - С. 42-45.
5. 14. Карташев A.B. Очерки по истории русской Церкви. В 2 тт. Репринт, из-е. - М.: Наука, 2001. - Т. 1. - 2001. - 685 е.; Т.2. - 2001. - 569 с.
6. Русское православие: вехи истории. М.: Политиздат, 2009. -- 719 с.
7. Введение в историю Церкви. Ч.4: Обзор историографии истории Церкви в России. Т.1. Кн.2: "Истории Русской Церкви" отечественных церковных историков (XIX — нач. XXI в.) / Под ред. В.В.Симонова. – СПб.: БАН, 2022. 

5 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий