Автор: Растеряева Любовь Владимировна
Страна: Российская Федерация
Город: х.Большетерновой
Организация: МКОУ " Большетерновская СШ"
Проект: Вне проекта

С.Я. Маршак. Литературный час

 

Цели мероприятия:
1.    Расширять знания детей о жизни и творчестве С.Я. Маршака.
2.    Развивать логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, память и речь детей.
3.    Развивать навыки сознательного чтения.
4.    Воспитывать интерес к творчеству С.Я. Маршака, к его произведениям.
Оборудование:
Мультимедиа, презентация, портрет С.Я. Маршака (1887 - 1964), выставка - сборники произведений С.Я. Маршака, рисунки детей к произведениям, маски для инсценирования произведений.

Ход мероприятия
1.Отгадываем загадки 
Учитель: Отгадываем загадки , в отгадках берем первую букву и угадаем о каком писателе мы сегодня будем  говорить на нашем мероприятии.

Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?           Медведь
Людей почти он не боится,
 На крыше дома вьёт гнездо, 
И где решит он поселиться —
 Навеки в дом войдёт добро… (Аист)

Там, где нет от солнца света,
Мчится в космосе …Ракета

Я за ниточку держу
Радужный фонарик
И боюсь, что улетит
Мой воздушный…  Шарик
Я зелёный, полосатый,
 Круглый, чуть продолговатый
. А внутри зернистый, красный
, Сочный, сладкий и прекрасный.
 И приятен я на вкус,
 А зовут меня… (Арбуз)

У него четыре лапы,
Рыжий хвостик полосатый.
Мышь у норки стережет,
Быстрый, сильный, ловкий...     Кот
На доске открываются буквы , появляется слово  ( МАРШАК) из букв
С.Я. Маршак ( портрет) 
Учитель. В этом году 3 ноября года исполняется 135 лет со дня рождения великого русского детского писателя С.Я.Маршака. Мы совершим с вами удивительное путешествие в страну его произведений.


2. Рассказ о жизни С.Я. Маршака сопровождается презентацией.


- Родился Самуил Маршак 22 октября 3 ноября  1887 года в Воронеже . Фамилия рода «Маршак» в кратком переводе означает – «наш учитель».
- Семья Самуила Яковлевича была небогатой, но очень дружной. Отец, Яков Миронович, был простым рабочим на заводе, очень любил книги, литературу, знал несколько иностранных языков. Он всегда рассказывал детям что-то интересное, познавательное. Будущий писатель всегда вспоминал его с огромной любовью. Мама, Евгения Борисовна, занималась воспитанием детей, а их в семье было шестеро: 3 мальчика и 3 девочки. Большая семья Маршака подарила нам трёх писателей: самого Самуила Яковлевича, его брата Михаила Ильина и сестру Лию Яковлевну.
- Послушным мальчиком маленький Маршак никогда не был. Скорее - наоборот. Он очень часто ввязывался в драку во дворе, соседские мальчишки уходили домой со слезами и ссадинами. Дома мог с легкостью разбить банку с вареньем или вазу. Он был сплошной ураган. Стихотворение «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной» он пишет практически о себе.
-Послушаем это стихотворение. Чтение с инсценировкой. 
- Когда Самуилу исполнилось 10 лет, семья переезжает в Острогожск. Здесь Маршак поступил в гимназию. Учитель словесности выделял его талант среди других детей в классе, считал самым одаренным. Здесь же Маршак начал писать свои первые произведения.
- «Сочинять стихи я начал ещё до того, как научился писать, с четырёх лет», - вспоминал поэт. А уже в 11 лет он написал настоящие большие произведения.
- Маршак жил в Острогожске 4 года, а затем приезжал в этот город уже взрослым со своей семьёй. В честь поэта в городе названа улица его именем. А на доме, где он жил есть мемориальная доска.
- Когда отец будущего поэта, Яков Маршак, нашел работу в Петербурге, вся семья переехала в столицу. В Острогожске остались лишь Самуил Маршак и его младший брат, потому что еврейское происхождение мешало поступлению в столичную гимназию. Маршак приезжал к родителям на каникулы. Во время одного из приездов он случайно познакомился с Владимиром Стасовым — известным критиком и искусствоведом. Стасов помог будущему поэту перевестись в петербургскую гимназию.
- В 1902 году Маршак переезжает в Петербург, а через несколько лет (в 1912г.) он учится в Англии в Лондонском университете на факультете искусств.
- С 1938 года жил в Москве, женился. В семье родилось трое детей.
- Самуил Маршак ушел из жизни в 4 июля 1964 году от рака лёгких в Москве. На похороны из Шотландии был прислан венок из вереска, потому что Маршак был почётным гражданином этого государства за лучший перевод баллад и песен шотландского поэта Роберта Бёрнса.
- Маршак очень любил детей, был их добрым другом. Во время первой мировой войны он помогает осиротевшим детям. Участвует в организации детских домов и создаёт «Детский городок» - комплекс детских учреждений с библиотекой, школой, мастерской и театром. Для театра сам пишет смешные истории.
- Во время Великой Отечественной войны в 1943 году организовывает Неделю детской книги, которая отмечается и сейчас.
3.Чтение произведений С.Я. Маршака.
- Послушаем произведения этого прекрасного человека.
Посмотрим видео известного стихотворения « Где обедал воробей?»
Учитель. Где же обедал воробей? (ответы детей) Сейчас мы тоже отправимся с вами на экскурсию в зоопарк по стихотворениям Маршака из книги «Детки в клетке».


Ребята читают стихи, в руках предметные картинки с животными.
Слон
Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: - Нужны пошире,
И не две, а все четыре!
Жираф
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!
Совята
Взгляни на маленьких совят -
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят,
Они едят.
Когда едят,
Они не спят.
Верблюд
Бедный маленький верблюд:
Есть ребёнку не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра!
Страусёнок
Я - страусёнок молодой,
Заносчивый и гордый.
Когда сержусь, я бью ногой
Мозолистой и твердой.
Когда пугаюсь, я бегу,
Вытягиваю шею.
А вот летать я не могу,
И петь я не умею. 

- Учитель : Стихи Маршака учат быть внимательными, нести ответственность за животных, вот что произошло в стихотворении « Багаж» . Инсценировка стихотворения.
 Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Выдали даме на станции
Четыре зеленых квитанции
О том, что получен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.
Вещи везут на перрон.
Кидают в открытый вагон.
Готово. Уложен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.
Но только раздался звонок,
Удрал из вагона щенок.
Хватились на станции Дно:
Потеряно место одно.
В испуге считают багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка…
— Товарищи! Где собачонка?
Вдруг видят: стоит у колес
Огромный взъерошенный пес.
Поймали его — и в багаж,
Туда, где лежал саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка,
Где прежде была собачонка.
Приехали в город Житомир.
Носильщик пятнадцатый номер
Везет на тележке багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку,
А сзади ведут собачонку.
Собака-то как зарычит,
А барыня как закричит:
— Разбойники! Воры! Уроды!
Собака — не той породы!
Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван,
Картину,
Корзину,
Картонку…
— Отдайте мою собачонку!
— Позвольте, мамаша! На станции,
Согласно багажной квитанции,
От вас получили багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Однако
За время пути
Собака
Могла подрасти!


Раздаётся мяуканье.

Учитель.  Что это за звук ? А это мяукают котятки из английского стихотворения «Перчатки».

Дети инсценируют стихотворение «Перчатки».
Перчатки
Потеряли котятки
На дороге перчатки
Ив слезах прибежали домой:          
– Мама, мама, прости,
Мы не можем найти,
Мы не можем найти
Перчатки!
– Потеряли перчатки?
Вот дурные котятки!
Я вам нынче не дам пирога.
Мяу-мяу, не дам,
Мяу-мяу, не дам,
Я вам нынче не дам пирога!

Побежали котятки,
Отыскали перчатки
И, смеясь, прибежали домой;
– Мама, мама, не злись,
Потому что нашлись,
Потому что нашлись
Перчатки!
– Отыскали перчатки?
Вот спасибо, котятки!
Я за это вам дам пирога.
Мур-мур-мур, пирога,
Мур-мур-мур, пирога,
Я за это вам дам пирога!

Учитель. Животные – излюбленные герои стихотворений Самуила Яковлевича. А знаете почему? Потому что они нравятся детям. Послушайте стихотворение «Серый волк в густом лесу».
Дети инсценируют стихотворение «Серый волк в густом лесу».

Серый волк в густом лесу...
Серый волк в густом лесу
встретил рыжую лису.
- Лисавета, здравствуй!
- Как дела, зубастый?
- Ничего идут дела. Голова еще цела.
- Где ты был? - На рынке.
- Что купил? - Свининки.
- Сколько взяли? - Шерсти клок,
Ободрали правый бок,
Хвост отгрызли в драке!
- Кто отгрыз? - Собаки!
- Сыт ли, милый куманек?
- Еле ноги уволок!

Учитель. С.Я.Маршак не только развлекал детей своими стихотворениями, но и учил их быть воспитанными и грамотными. Поэтому часто высмеивал лентяев, лодырей, хвастунов. Послушайте стихотворение «Кот и лодыри».
Дети инсценируют стихотворение «Кот и лодыри».
Кот и лодыри
Собирались лодыри 
На урок,
А попали лодыри 
На каток.
Толстый ранец с книжками 
На спине,
А коньки под мышками 
На ремне.
Видят, видят лодыри: 
Из ворот
Хмурый и ободранный 
Кот идёт.
Спрашивают лодыри 
У него:
- Ты чего нахмурился, 
Отчего?
Замяукал жалобно 
Серый кот:
- Мне, коту усатому, 
Скоро год.
И красив я, лодыри, 
И умён,
А письму и грамоте 
Не учён.
Школа не построена 
Для котят. 
Научить нас грамоте 
Не хотят.
А теперь без грамоты 
Пропадёшь, 
Далеко без грамоты 
Не уйдёшь.
Ни попить без грамоты, 
Ни поесть, 
На воротах номера 
Не прочесть!
Отвечают лодыри:
- Милый кот,
Нам пойдёт двенадцатый
Скоро год.
Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.
Нам учиться, лодырям, 
Что-то лень. 
На коньках катаемся 
Целый день.
Мы не пишем грифелем 
На доске,
А коньками пишем мы 
На катке!
Отвечает лодырям 
Серый кот:
- Мне, коту усатому, 
Скоро год.
Много знал я лодырей 
Вроде вас,
А с такими встретился 
В первый раз!


Учитель. Маршак писал не только стихи, но и сказки. Посмотрим сказку о глупом мышонке   ( инсценировка сказки).  История создания  сказки уникальна тем, что автор создал её за один день и спас тем самым жизнь своему сыну, который болел. Маршак рассказывал сыну сказку,  тем самым успокаивал его, боль утихала. Сын засыпал. За внешней простотой сказки скрывается глубокий поучительный смысл: непослушание приводит к беде (для детей) и скоропостижные необдуманные решения могут довести ситуацию до трагического исхода. 
 Пела ночью мышка в норке:
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Отвечает ей мышонок:
— Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
Побежала мышка-мать,
Стала утку в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя утка,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку утка:
— Га-га-га, усни, малютка!
После дождика в саду
Червяка тебе найду.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Нет, твой голос нехорош.
Слишком громко ты поешь!
Побежала мышка-мать,
Стала жабу в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя жаба,
Нашу детку покачать.
Стала жаба важно квакать:
— Ква-ква-ква, не надо плакать!
Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я комара.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Нет, твой голос нехорош.
Очень скучно ты поешь!
Побежала мышка-мать,
Тетю лошадь в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя лошадь,
Нашу детку покачать.
— И-го-го! — поет лошадка.-
Спи, мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок!
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Нет, твой голос нехорош.
Очень страшно ты поешь!
Побежала мышка-мать,
Стала свинку в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя свинка,
Нашу детку покачать.
Стала свинка хрипло хрюкать,
Непослушного баюкать:
— Баю-баюшки, хрю-хрю.
Успокойся, говорю.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Нет, твой голос нехорош.
Очень грубо ты поешь!
Стала думать мышка-мать:
Надо курицу позвать.
— Приходи к нам, тетя клуша,
Нашу детку покачать.
Закудахтала наседка:
— Куд-куда! Не бойся, детка!
Забирайся под крыло:
Там и тихо, и тепло.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Нет, твой голос не хорош.
Этак вовсе не уснешь!
Побежала мышка-мать,
Стала щуку в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя щука,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку щука —
Не услышал он ни звука:
Разевает щука рот,
А не слышно, что поет…
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Нет, твой голос нехорош.
Слишком тихо ты поешь!
Побежала мышка-мать,
Стала кошку в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя кошка,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку кошка:
— Мяу-мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу, на кровать.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Голосок твой так хорош —
Очень сладко ты поешь!
Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать…
Учитель. Маршак очень любил учиться и имел прекрасные знания, поэтому он хотел, чтобы дети понимали ценность той информации, которую они получают в школе. А чтобы им легче запоминался материал, он создавал шуточные стихотворения. Одно из них – «Знаки препинания».
Дети инсценируют стихотворение «Знаки препинания».
Знаки препинания
У последней
Точки
На последней
Строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Прибежал Чудак -
Восклицательный знак.3
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
- Ура! Долой! Караул! Разбой!
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы:
- Кто? Кого? Откуда? Как?
Явились запятые,
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие.
И прочие, и прочие, и прочие...
Заявили запятые:
- Мы - особы занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
- Если нет над нами точки,
Запятая - знак пустой!
-Отозвалась с той же строчки
Тётя точка с запятой.
Двоеточие, мигая,
Закричало:
-Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
-Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу.
За порядком я слежу.
- Нет...- сказало многоточие,
Еле глазками ворочая,
-Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие...
Вопросительный знак
Удивился:
- То есть как?
Восклицательный знак
Возмутился:
-То есть как!
- Так,- сказала точка,
Точка-одиночка.
-Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас.

Учитель. Единица - вот та птица, что испортила дневник, а когда их целых шесть – это просто «жесть». Посмеёмся над лентяем в стихотворении Маршака «Про ученика и шесть единиц».
Дети инсценируют стихотворение «Про ученика и шесть единиц».
«Про ученика и шесть единиц»
Пришел из школы ученик
И запер в ящик свой дневник.
- Где твой дневник? -спросила мать.
Пришлось дневник ей показать.
Не удержалась мать от вздоха,
Увидев надпись: "Очень плохо".
Узнав, что сын такой лентяй,
Отец воскликнул: - Шалопай!
Чем заслужил ты единицу?
- Я получил ее за птицу.
В естествознании я слаб:
Назвал я птицей баобаб.
- За это, - мать сказала строго, -
И единицы слишком много!
- У нас отметки меньше нет! -
Промолвил мальчик ей в ответ.
- За что вторая единица? -
Спросила старшая сестрица.
- Вторую, если не совру,
Я получил за кенгуру.
Я написал в своей тетрадке,
Что кенгуру растут на грядке.
Отец воскликнул: - Крокодил,
За что ты третью получил?!
- Я думал, что гипотенуза -
Река Советского Союза.
- Ну, а четвертая за что? -
Ответил юноша: - За то,
Что мы с Егоровым Пахомом
Назвали зебру насекомым.
- А пятая? - спросила мать,
Раскрыв измятую тетрадь.
- Задачу задали у нас.
Ее решал я целый час,
И вышло у меня в ответе:
Два землекопа и две трети.
- Ну, а шестая, наконец? -
Спросил рассерженный отец.
- Учитель задал мне вопрос:
Где расположен Канин Нос?
А я не знал, который Канин,
И указал на свой и Ванин...
- Ты очень скверный ученик, -
Вздохнув, сказала мать. -
Возьми ужасный свой дневник
И отправляйся спать! 


-Учитель : С.Я. Маршак   хотел, чтобы дети выросли добрыми, честными и грамотными людьми, чтобы они полюбили книгу, которая поможет им жить.
Можно жить легко и бездумно. Можно плыть по течению, «куда вывезет». Но это не имеет ничего общего с настоящей жизнью. Маршак любил говорить:
— Лень, тупость, незрячесть — всё это не жизнь, голубчик! Человека иногда заносит туда течение. Что ж! Надо грести. Всю жизнь надо грести...Только тогда «каждый день и каждый час вам новое добудет».
Поэт не желает нам лёгкой жизни. Наоборот, он прямо так и говорит: «Всё хорошее даётся людям очень дорогой ценой. И всё-таки я желаю вам только хорошего!»  
4. Просмотр мультфильма   « Кошкин дом».
5. Заключение. Выступление библиотекаря школы.
- Посмотрите выставку книг – произведения С.Я.Маршака , возьмите книги для чтения дома.
 

10 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий