Автор: Киселева Анна Леонидовна
Страна: Донецкая Народная Республика
Город: Донецк
Организация: МБОУ"Школа № 72 г. Донецка", г. Донецк
Проект: Вне проекта

«Там на неведомых дорожках …»

 

Пояснительная записка

Проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека сегодня особенно актуальна.  Сказки играют немалую роль в воспитании детей.

Благодаря чему сказка воспитывает? Сказка, прежде всего, действует на чувства, или, как принято говорить, на сердце, и лишь затем на ум. Слушая сказку, ребенок неосознанно,  сливается с героями сказки, если они ему симпатичны. И тогда вместе с ними он проживает все приключения героев : грустит, становится находчивым и смелым, совершает подвиги и побеждает злых  чудовищ: Кощея Бессмертного,  Бабу Ягу и Змея Горыныча. Сказки учат и воспитывают у ребенка способность волноваться чужими несчастьями, радоваться радостям другого, переживать чужую свадьбу как свою.

Детей надо приучать и размышлять над сказками. Это несложно  потому, что дети могут вновь и вновь слышать полюбившиеся сказки,  проигрывать их в своем воображении.

Вместе с детьми надо искать ответы на вопросы: почему в сказках Иванушка-дурачок оказывается удачливее старших братьев? Что помогает Золушке выстоять в ее нелегкой судьбе? Почему, в конце концов, пострадал Колобок? Дети склонны одушевлять предметы, явления, наделять человеческими свойствами животных и растения. Поэтому они легко понимают и принимают язык сказок. С помощью сказки они получают возможность усвоения нравственных общечеловеческих ценностей, учатся различать добро и зло, ценить доброту, трудолюбие, верность и настойчивость, получают первые представления о справедливости, упорстве, мужестве. Детям полезны не только фольклорные сказки, но и сказки, написанные поэтами и писателями.

Сказки не только учат добру, неприятию зла, жадности, жестокости, но и прививают нравственные и эстетические пристрастия. На примере сказок можно развивать и мышление детей.

Внеклассное мероприятие на тему: « Там на неведомых дорожках …» – это одно из форм  воспитательной работы, которое может  помочь  решить задачи интеллектуального, эмоционального, творческого, литературного  развития, проблемы нравственно-этического воспитания ребёнка, так как сказка для ребёнка – это и творчество, и труд, и удовольствие ,и новые открытия. Сказка учит отличать добро и зло, помогает сделать выбор, принять  решение в соответствии с ситуацией. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость, зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда было так. В этом, прежде всего и стоит большая педагогическая ценность сказки Можно даже сказать, что всякая сказка, в своей сущности, не что иное, как игра. Игра это есть воплощенная - драматизированная, инсценированная сказка, а сказка – это игра – до своей инсценировки.

Поскольку игровая деятельность у детей младшего школьного возраста имеет большое значение для общего развития ребенка, а также для формирования мышления, памяти, развития речи и коммуникативных навыков данное мероприятия проходит в виде конкурсов или игры. Интерактивная игра – это одна из педагогических технологий, которая создаёт оптимальные условия для развития, способствует самореализации обучающихся как личности.

Взаимодействие обучающихся во время игры развивает процесс социализации и развития, а также даёт возможность проверить развитие и использование уже имеющихся навыков и умений.

Сценарий данного внеклассного мероприятия можно использовать для учеников 1-2  классов.

Цели воспитательно-образовательного мероприятия:

  • пробуждение познавательного интереса к чтению, формирование умений общаться и работать в команде
  • развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению знаниями,
  •  дальнейшее формирование у детей представление о хороших, добрых поступках, о доброте; умение их увидеть, оценить и отвечать на их проявления.
  • воспитание культуры восприятия и эмоциональной отзывчивости к  произведениям искусства;
  • воспитание нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традиции, героическому прошлому, уважение к многонациональной культуре.

Задачи:

• Способствовать развитию познавательной активности и устойчивого интереса у школьников к чтению.

  • Вызвать интерес к чтению народных сказок, находить главную мысль сказки, умение соотносить иллюстрацию со сказкой.
  • Пробуждать в детях интерес к сказке, книге, культуре родного края.
  • Вводить детей через сказочную литературу в мир человеческих отношений и нравственных ценностей.
  • Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на изученные сказки.
  • Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, доброту, отзывчивость, трудолюбие, чувство радости от творческой деятельности.
  • Развивать образное и ассоциативное мышление, фантазию, зрительно-образную память ребенка.
  • С потребность в совершении добрых дел;
  • Выявить правильное и ошибочное представление о добре и зле;
  • Развивать у детей память, воображение, внимание, мыслительную активность;
  • Воспитывать доброжелательность, умение дорожить близкими;
  • Формировать у детей навыки ведения позитивного диалога и обмена мнениями как со взрослым, так и с детьми.

Оборудование:

1. Детские рисунки к сказкам.

2. Портреты писателей.

3. Выставка  книг со сказками.

4. Раздаточный материал для конкурсов, цветные фишки.

На доске запись «Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце…»

Ожидаемые результаты

Приобщение обучающихся к художественному творчеству. Именно через эстетическое воздействие, получаемое в процессе «общения с прекрасным» формируется у детей и духовность, нравственность и художественный вкус.

Форма проведения: интерактивная конкурсная программа.

Участники: учащиеся 1- 2 классов.

Ход мероприятия:

1. Организационный момент.

Страна сказок — самая чудесная и удивительная из всех стран на свете. Где еще можно гуляя встретить Серого Волка, говорящего человеческим языком или увидеть добрых гномов, заблудившихся в лесу.

В сказках с давних времен идет  борьба между правдой и кривдой, добром и злом: Иван-царевич храбро сражается с Кощеем и побеждает его, Балда ловко проводит  жадного попа и чертей, а Василиса Прекрасная оказывается мудрее  жестокой Бабы Яги. Что же помогает героям сказок одерживать победы над  хитростью, коварством, а может быть, обман? Не Иван-царевич побеждает благодаря своей человечности и доброте, ведь он всегда сражается за маленьких, слабых, Балде помогает его смекалка  и житейская мудрость и, а  Василисе Прекрасной — доброта, ласка, трудолюбие, умение делать все быстро да споро. Я приглашаю вас на увлекательное мероприятие под названием «Там на неведомых дорожках …»

Конечно все без исключения и взрослые, и дети любят сказки. Ведь сказки помогают нам мечтать фантазировать, познавать добро и зло, а так же сказки дают нам знания об обычаях и традициях разных стран и народов. Каждый из нас имеет свою самую любимую, самую дорогую сказку. Сегодня у нас необычное занятие. Я приветствую Вас на турнире «Там на неведомых дорожках …»

2. Мотивация и самоопределение к деятельности

1. Вступительная беседа.

- Что такое сказка?

- Какие бывают сказки по содержанию? (о животных, бытовые, волшебные)

- Чем отличаются сказки от других произведений? (В сказках могут говорить и звери, и растения, с ними происходят необычайные приключения.)

- Каких писателей – сказочников вы знаете?

А все ли сказки были написаны писателями?

В сказках главные герои – люди и животные. С ними происходят чудеса и волшебства. В каждой сказке свои герои и сегодня мы с вами ещё раз встретимся с ними. А чтобы попасть в Страну Сказок нам надо  показать свои знания.

3.Организация взаимодействия педагога с учащимися в ходе турнира.

Предлагаю Вам разделиться на 2 команды и выполнить задания сказочного турнира, который состоит из шести конкурсов:

1. Конкурс "Узнай сказки".

2. Конкурс « Найди героя» (анаграммы).

3. Конкурс «Собери пазлы и назови сказку».

4. Конкурс « Составить четверостишье из сказки и назвать её».

(работа с деформированным текстом )

5.Конкурс пантомимы. «БА, ЗНАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА!».

6.Конкурс «Угадай мелодию»

У каждой игры есть правила и у нашей тоже. Прежде чем мы начнём нашу игру хочу Вам разъяснить условия и  правила поведения во время нашего мероприятия.

Условия турнира:

1. В каждом конкурсе  команде будут даны одно или несколько заданий.

2. Общее задание даётся для двух команд.

3. Если обе команды правильно выполнили задание, то обе команды получают по одному жетону.

4. Команда, не справившаяся с заданием, жетона не получает.

5. На выполнение  задания будет отведено одинаковое время для каждой команды.

6. Та команда, которая наберёт больше жетонов - выигрывает.

Во время игры запрещается:

1. Выкрикивать ответы с места.

2. Нарушать дисциплину.

3. За нарушение правил игры одним игроком вся команда лишается жетона.

4. Если команда раньше времени закончила выполнять задание, то представитель той команды поднимает руку и отвечает.

Если у вас нет вопросов по условиям и правилам игры, то позвольте мне объявить первый тур.

 

1. Конкурс "Узнай сказки".

Цель конкурса: способствует развитию  чувства юмора, фантазию , понимание иронии. Условия такого подхода к известным сказкам ставят ребенка в активную позицию, заставляют его сосредоточиваться.

Подготовлены сказки-перепутки. Член команды вытягивает наугад листок с текстом и с выражением читает. Каждая команда старается понять, какие же сказки задействованы (за каждую угаданную сказку выдается жетончик).

1. Жили-были Красавица Спящая и три медведя. И была у них избушка ледяная, а еще была лубяная. Вот бежали мимо Лягушка-квакушка и Мышка-норушка, увидали избушки и говорят: "Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом!". Не двигается избушка. Решили они войти, подошли к двери, потянули за дверь. Тянут-потянут, а вытянуть не могут. Видно, лежит там Баба Яга и ждет, когда Балда её поцелует. (7 сказок: "Три медведя", "Заюшкина избушка", "Теремок", "Баба Яга", "Репка", "Спящая красавица", "Сказка о попе и работнике его Балде")

2. В некотором царстве, в некотором государстве жила-была Царевна Лягушка. Вот как-то села она на серого волка и поехала искать перышко Финиста Ясна Сокола. Устал Черномор, хочет передохнуть, а Золушка ему и говорит: "Не садись не пенек, не ешь пирожок!". А Черномор рассердился и говорит: "Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам"! Испугалась Лягушка, ударилась оземь и в полночь превратилась в тыкву. Увидал ее волк и утащил к себе в замок. (7 сказок: "Царевна-Лягушка", "Финист Ясный Сокол", "Иван царевич и Серый волк", "Маша и медведь", "Заюшина избушка", "Золушка", "Руслан и Людмила")

2. Конкурс « Найди героя» (анаграммы).

Цель конкурса: развитие  интереса к чтению, навыков языковой зоркости, быстрое представление  порядка звуков в словах.

Задание: необходимо переставить буквы и вы получите героя сказки (заранее написано на доске).

НОЧМОРЕР

(ЧЕРНОМОР)

САЛТАН

(ЛТАНСА)

ЦЕКОТУХА

(ТУЦОХЕКА)

ФЕДОРА

(ОРФДЕА)

3 .Конкурс «Собери пазлы и назови сказку».

Цель конкурса: развитие навыка работы в коллективе, контроль своих эмоций, умение выполнять условия конкурса.

Условие: во время складывания пазлов игроки команды не должны разговаривать, можно общаться при помощи жестов. Команда не выполняющая условия лишается жетона даже при выполнении задания.

https://bipbap.ru/wp-content/uploads/2017/07/images-2-11.jpg


https://bipbap.ru/wp-content/uploads/2017/07/maxresdefault-2.jpg

4. Конкурс. «Сказочный переполох».

Цель конкурса: развитие навыков работы с деформированным текстом

Условия конкурса: необходимо составить четверостишье из сказки и назвать её.

1.И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

Ветер по морю гуляет

На раздутых парусах.

2.И котята, и утята,

Рано утром на рассвете

И жучки, и паучки.

Умываются мышата,

3. Толоконный лоб.

Жил-был поп,

Посмотреть кой-какого товару.

Пошел поп по базару

4. Пришел невод с травой морскою.

Пришел невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод,

Раз он в море закинул невод, —

5.Конкурс «БА, ЗНАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА!» (пантомима).

Цель конкурса: развитие воображения обучающихся, умения перевоплощаться и сопереживать.

Каждый участник команд из волшебного сундучка достаёт из коробки имя сказочного героя, которого необходимо изобразить. Команда соперников должна отгадать, кого из героев  и назвать сказку.

Условие тура:

1.Участвовать должны все члены команды.

2. Время на подготовку, показ и отгадывание ограничено .

6. Конкурс «Угадай мелодию».

Цель: развитие образного мышления, соотношение музыкального с художественным произведением.

Условия: вашему вниманию будут предложены композиции из различных мультфильмов и сказок, а вы должны угадать название сказки или кто поет песенку.

1.Мелодия из мультфильма «Леопольд » - песенка Леопольда.

2.Мелодия из мультфильма «Чебурашка» - Песенка крокодила Гены.

3. Мелодия из мультфильма «Мамонтенок» - Песенка Умки

4. Мелодия из мультфильма «Красная шапочка» - Песенка Красной шапочки»

5. Мелодия из мультфильма Простоквашино - «Кабы не было зимы».

6. Мелодия из мультфильма «Фиксики» - Часики.

7. Мелодия из мультфильма «Маша и медведь» - День варенья.

Итог образовательно-воспитательного мероприятия

Наше путешествие подходит к концу. Ребята, вы все сегодня отлично потрудились и справились со всеми заданиями. Сегодня мы вспомнили любимые сказки, любимых сказочных героев. Вы отлично знаете сказки и можете безошибочно их угадывать. Но сказка на этом не заканчивается. Любите сказки, читайте сказки, будьте добрыми, смелыми, справедливыми. Сказка – это не только произведение, которое интересно читать – это ещё и хороший учитель. Сказка — это чудо! Прекрасный мир, знакомый с детства, где добро всегда побеждает зло. На страницах сказочных книг живут говорящие звери и драконы, смелые богатыри и прекрасные принцессы, добрые феи и злые колдуны. Сказки призывают нас не только верить в чудеса, но и учат добру, отзывчивости, не пасовать перед трудностями, слушать родителей и не судить других по внешности.

 

22 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий