Тема. С. В. Михалков «Новогодняя быль». Особенности данного жанра. Чтение по ролям.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: интегрированный урок русского чтения и христианской этики.
Методы и приемы: метод сопоставления, беседа, работа в группах, самостоятельная работа, технология «Ассоциативный куст», игры «Узнай слова с одного взгляда», «Голова и хвостик».
Ожидаемые результаты:
Повышение эрудиции.
Развитие культуры речи.
Выработка аналитических навыков.
Развитие творческих способностей, активизации мыслительной деятельности.
Выработка коммуникативных навыков.
Приобретение опыта самостоятельности.
Достичь доброжелательности, доверительного сотрудничества при работе в парах и группах.
Способствовать готовности помочь друг другу.
Формировать познавательный интерес, представление об основных христианских ценностях
Способствовать лучшему усвоению учащимися христианских ценностей и формированию жизненных компетенций.
Познание и осмысления христианских ценностей учениками.
Цели урока:
Познавательные: ознакомить детей с произведением С. В.Михалкова; отрабатывать навыки беглого осознанного чтения.
Развивающие: развивать умение детей работать с текстом, вычленять главное, анализировать, делать выводы, развивать внимание, память, речь учащихся; отрабатывать умение работать над иллюстрацией.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе через художественное слово, прививать доброе отношение ко всему живому.
Оборудование:
Портрет С.В. Михалкова, песня Шаинского « Улыбка», рисунок улитки, пословицы, рисунок ёлочки, 9 шаров-карточек с отрывками стихотворений поэтов, карточки для развития навыков быстрого чтения, презентация, конверт с заданиями для работы в группах, шарики для каждого ребенка, карточки для чтения текста из журнала "Шишкин лес", репродукция иконы Рождества, ёлка, снежинка для ассоциативного куста, учебник, компьютер, проектор, музыка из цикла «Времена года.» великого русского композитора П. И. Чайковского о зиме.
Ход урока
I. Организация класса
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Сели ровно детвора
Урок чтения начинать пора.
- Чего вы ожидаете от этого урока?
Эмоциональное вхождение в урок.
Звучит отрывок из песни В.Я. Шаинского «Улыбка», на доске изображение улитки.
- Какое настроение у нашей улитки? (Весёлое, радостное, солнечное)
- Как вы это определили? (Она нам улыбается)
Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить вам настроение. Улыбнитесь друг другу.
-Прикоснитесь друг к другу ладошками, подарите чувство уверенности в том, что у вас всё получится, поддержите друг друга перед работой.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
- В начале урока мы с вами поиграем в игру «Узнай слова с одного взгляда»
Чтение слов на карточках.
Закончи слово Ёлоч… полян… Дож… соро… Солн… макуш… Зай… лес… Пти… лиси… |
Чтение слов в столбиках, по строчкам, хором, по рядам, в парах.
- Слова, состоящие из слога, , .
- Каким методом вы пользовались?
ІІІ.Повторение материала изученного на прошлом уроке.
1. Работа с пословицами (пословицы записаны на шишках).
4 человека у доски читают начало, к ним подходят пары продолжение. (Составленную пословицу отдают учителю)
Топор лучше шубы греет.
Человек от лени болеет.
Мороз не велик, да стоять не велит.
У работающего в руках дело огнём горит.
2.Проверка знания сказки"Два Мороза"
-О ком эти строки?
«-Полушубок на нём старый да рваный, шапка худая, рукавицы дырявые». (Дровосек)
«-На нём шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи». (Купец)
в) Кому принадлежат эти слова?
«-Ему бы вылезти из саней, ногами потопать, руками похлопать, а он лежит себе да кутается». (Мороз Синий нос)
«-А ему всё жарче да жарче от работы становится, будто меня и на свете нет». (Мороз Красный нос)
г) Какова главная мысль произведения?
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
IV. Мотивация учебной деятельности.
- Ребята, у нас сегодня необычный урок.
- Как красиво зимой в лесу! Вот бы было хорошо побывать в зимнем лесу! Да? А давайте отправимся в зимний лес.
- Дети, а для чего люди ходят зимой в лес? (За ёлочкой)
- Ух и снега намело,
все дорожки занесло.
Из-за снега не видать
Где же ёлку нам искать.
(Учитель вывешивает на доску нарисованную ёлку)
- Вот и ёлка-краса – это просто чудеса!
- Я вас приглашаю, не выходя из класса, совершить прогулку в прекрасный волшебный мир природы. И хочу, чтобы девизом нашего урока стали слова великого русского художника Исаака Левитана: «Какая всюду нас окружает красота! Какое величие!»
- Красота природы во все времена года была источником вдохновения для великих поэтов, музыкантов, художников.
И по деревьям серебристая перекинется фата-
Белоснежная, пушистая, кружевная красота!
И себя березка грустная не могла узнать сама-
Так украсила искусная ветки деревца…
- О каком времени года ведется речь?
- Сегодня мы продолжаем работу над разделом «Люблю родную природу. Зима».
- Какие признаки зимы вы знаете?
- Послушайте удивительную музыку из цикла «Времена года.» великого русского композитора П. И. Чайковского о зимней природе.
- Какое настроение вызвала у вас эта музыка?
- Всегда ли зима такая?
- Какие ассоциации возникают у вас, когда произносят слово осень?
снег |
мороз |
сугробы |
каникулы |
снежинки |
холод |
санки, лыжи, коньки |
праздники |
Зима |
- Как много ассоциаций! И все это зимой.
2. Рассказ о празднике Святителя Николая.
19 декабря мы праздновали большой праздник - Праздник Святителя Николая Чудотворца. Это один из самых почитаемых в народе зимних церковных праздников. Давайте расскажем стихотворения, которые готовим к празднику. (Презентация)
Много праздников хороших
Есть у нас, друзья,
Но один из них, пожалуй,
Лучший для меня.
Декабрь на улице стоит.
И холодно, и снежно,
Но от родительской любви
Тепло мне, безмятежно.
Ложусь я вечером в кровать,
Спокойно засыпаю.
А утром под подушку глядь –
С волненьем замираю.
Лежат там ручка, маркер
И книжка записная.
Ведь это все подарки
Святого Николая.
- Около шестнадцати веков прошло с тех пор, как жил и подвизался на земле святитель и Угодник Божий Николай, великий Чудотворец, архиепископ Мирликийский, которого теперь чтит и прославляет весь христианский мир за его ревность по вере, добродетельную жизнь и бесчисленные чудеса, совершаемые им и до сих пор всем, прибегающим к нему с верой в его помощь и милосердие Божие.
Вся Русь любила этого святого
И любит ныне в веке скоростей,
Спасает он людей со дна морского,
Со дна мирского и со дна страстей.
Старушка молит - будет в утешенье,
Ребенок просит - и ему дает,
И узнику пошлет освобожденье,
И путника в дороге поведет.
Не все еще погибло в мире этом,
Не все еще терпенье через край –
Спешит в беде на помощь тихим светом
Святой Угодник Божий - Николай.
Нина Карташева
Будьте милосердными, добрыми, честными, искренними, справедливыми, верными друзьями, любящими детьми. Помните о святом Николае, не забывайте делать людям добро, дарить радость окружающим.
V. Первичное восприятие и осознание нового материала.
1. Постановка цели урока.
Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?
Выразительно читать, думать, делать выводы, анализировать.
-Приближается праздник, который вы все ждёте и любите. Чем он необычен?
Исполняются желания, происходят даже невероятные сказочные события.
-Сегодня на уроке мы прочитаем новогоднюю сказку.
Автор её хорошо знаком. Это С.В. Михалков.
Что вы знаете о этом писателе? (Легендарного Сергея Михалкова по праву считают человеком трех эпох - ведь он родился при царизме. И, следуя традиции предков, Сергей Владимирович главным делом своей жизни считает служение государству Российскому. Михалков - автор трех государственных гимнов, поэт и драматург, крупный общественный деятель, лично знавший всех руководителей страны - от Сталина до Путина, - несмотря на свой почетный возраст, - 96 лет! - по-прежнему в строю.
Он возглавляет крупнейшую писательскую организацию, много ездит по белу свету Басни этого автора интересны и популярны. Его зверей приводят в пример «как не надо». )
- Как вы думаете, можно ли по названию произведения определить, о чем или о ком будет рассказ?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Сергея Михалкова «Новогодняя быль», где главная героиня – наша ёлочка.
-Откройте учебники, прочитайте название.
Подумайте, почему автор назвал свою сказку былью?
Работа в парах. (Работа со словарём)
- Как вы думаете, что обозначает это слово “быль”
2. Изучение нового материала.
1.Первичное чтение учителя.
2.Беседа после чтения.
Почему же автор назвал эту сказку - былью?
Что в этой сказке реально, а что вымышлено?
(Лес, лесничий с семьёй, ёлочка), (ёлочка и сорока разговаривают ёлочка мыслит, переживает)
Понравилась ли вам сказка?
-Какие чувства пробудила у вас эта история?
-Были ли моменты, когда вам было очень жаль Ёлочку?
Опишите этот момент.
3.Физкультминутка.
На ёлочке нашей
Смешные игрушки,
Смешные ежи
И смешные лягушки,
Смешные медведи,
Смешные олени,
Смешные моржи
И смешные тюлени!
Мяч летает полосатый,
В мяч играют медвежата.
«Можно мне?» -
Спросила мышка
«Что ты!
Ты ещё малышка.
4. Закрепление нового материала.
-Подготовительная работа перед чтением.
на-лю-бо-вать-ся
по-зна-ко-ми-лась
рас-ка-чи-вай-ся
бес-по-кой-ство
спря-тать-ся
об-ла-мы-ва-лись
при-бли-жа-ю-ще-го-ся
-Выразительное чтение. Чтение по ролям.
-Анализ произведения.
Где происходят описываемые автором события?
Где жила Ёлочка? (В лесу, недалеко от дома лесничего)
Прочитайте, как автор описывает ёлочку.
(с.203 Она была стройная и красивая)
Были ли у неё друзья? (заяц)
Как жилось ёлочке одной в лесу?
(Она не чувствовала себя одинокой)
Что заставило ёлочку забеспокоиться?
(прилетела сорока и рассказала ей, что её под Новый год срубят)
Какой характер был у ёлочки?
(добрая, скромная, вежливая, воспитанная)
Как стала жить ёлочка после рассказа сороки?
(В страхе и беспокойстве)
Что же произошло с ёлочкой дальше?
Принесла ли ёлочка кому-нибудь радость? Почему?
5.Физкультминутка (на регуляцию психического состояния).
«Успокоение»
Учитель говорит слова, а дети выполняют действия, выражающие смысл слов. Все выбирают удобную позу сидения.
Нам радостно, нам весело!
Смеёмся мы с утра.
Но вот пришло мгновение,
Серьёзным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головки опустили, ротик закрыли.
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого,
А себя лишь одного!
После медленного проговаривания этих слов выдерживается пауза, после которой дети приступают к работе.
6.Работа над иллюстрацией с. 205.
-Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.
-Кто изображён?
-Какой эпизод изобразил художник?
-Найдите и прочитайте в тексте.
-Как вы думаете, какие чувства она испытывает в этот момент.
-Как эти чувства нам помог увидеть художник?
7. Воспитательная беседа
- Не зря елочка боялась людей. Ведь всем известно, что на Новый год люди рубят елки, чтобы украсить свой праздник, свой дом. Все понимают, что если срубить елку, то дерево погибнет. Но многие не хотят отказываться от настоящей, свежей елки. И можно услышать такие слова: «Я люблю, когда в доме на Новый год пахнет свежей елью».
- Дети, поднимите руки те, кто любит, чтобы на Новогоднем празднике была настоящая елка?
- Поднимите руки те, кто думает, что можно обойтись и без живой елочки, заменить её искусственной.
- А кто сомневается, какую елку выбрать на праздник – настоящую или искусственную.
8. Расширение кругозора.
Традиция наряжать ёлку на Рождество уходит в языческое время и связана с культом зелени.
С наступлением нового года дома украшали зелёными ветками, считалось, что они принесут здоровье и счастье в следующем году.
Обычай украшать деревья существовал у наших предков ещё до наступления новой эры. В те времена считалось, что в ветвях нашли приют добрые и злые духи, для того чтобы договориться с ними приносили дары, развешивая их на ветвях.
В России первое новогоднее торжество состоялось в Москве в честь нового1700 года.
9.Чтение учащимися на карточках отрывка из журнала "Шишкин лес"
Каждый год мы отмечаем Рождество Христово: ставим дома елочку, наряжаем ее блестящими шарами, разноцветными игрушками и огоньками, а верхушку украшаем восьмиконечной звездой, в память о той звезде, что указала дорогу к колыбели Иисуса. В этот день мы накрываем богатый стол, дарим друг другу подарки и желаем счастья. А еще стараемся быть добрее и помогать тем, кто нуждается в помощи.
Посмотрите у нас на доске тоже есть ёлочка, но она не украшена игрушками, давайте поможем ей стать красивой.
Но прежде чем её украсить шариками, нужно разгадать кроссворд.
10. Рождественский кроссворд
Следующая игра - кроссворд
1. Путники долго на перепись шли, в городе места они не нашли. Под Вифлеемом – голая степь, стал им приютом убогий … (Вертеп)
2. Пещера, ясли, сена стог,
Сегодня на земле родился ... (Бог)
3. В храмах лик поющих воспевает:
"Дева днесь Пресущественнаго ..."(Рождает)
4. Эта песнь, мы знаем так,
Называется - ... (Кондак)
5. В тёмном небе сияла тогда,
Путь освещая, святая ... (Звезда)
6. Простые люди весть узнали.
В ночи, когда ещё не пели петухи,
Они к яслям Младенца поспешали
И Бога прославляли ... (Пастухи)
7. Из далёких стран восточных мудрецы пришли
Смирну, ... и ладан принесли. (Золото)
8. За звездою, появляясь из дорожной синевы,
На верблюдах едут в Вифлеем ... (Волхвы)
9. Над Вифлеемом ангелы летали.
Их песнопенья сердцу доставляли сладость.
И «Слава в вышних Богу!» воспевали,
А людям возвещали ... (Радость)
- Молодцы!
10.Работа над стихотворениями.
Каждый ряд получает по три цветных шара. На обратной стороне шарика написаны отрывки стихотворений.
Зимним холодом пахнуло На поля и на леса. Ярким пурпуром зажглися Пред закатом … |
Светло-пушистая Снежинка белая, Какая чистая, Какая … |
Чародейкою зимою Околдован, лес стоит- И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он… |
Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой- В нём ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной… |
Ночью буря бушевала, А с рассветом на село, На поля, на сад пустынный Первым снегом … |
Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно … |
Поёт зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далёкую …… |
Он кружится, Лёгкий, новый, У ребят над головой. Он успел Платок пуховый Расстелить…. |
А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, ……….. |
А теперь нарядим елочку шарами, прочитав стихотворения на них.
11. Метод сопоставления
Сравнение сказки и стихотворения
-Знаете ли вы, что эту же историю С. Михалков записал в стихах. А что у него получилось, мы узнаем, когда поработаем в группах и выполним ещё одно задание)
Работа в группах
Каждой группе даётся конверт, в котором разрезная картинка с частью стихотворения, учащиеся складывают картинку, читают по порядку стихотворение.
Послушаем, что у него получилось.
С.В.Михалков «Событие»
В снегу стояла елочка –
Зелененькая челочка,
Смолистая,
Здоровая,
Полутораметровая.
Произошло событие
В один из зимних дней:
Лесник решил срубить её –
Так показалось ей.
Она была замечена,
Была окружена…
И только поздно вечером
Пришла в себя она.
Какое чувство странное!
Исчез куда-то страх…
Фонарики стеклянные
Горят в её ветвях.
Сверкают украшения –
Какой нарядный вид!
При этом, без сомнения,
Она в лесу стоит.
Несрубленная! Целая!
Красива и крепка!..
Кто спас, кто разодел её?
Сынишка лесника!
-Что понравилось вам больше сказка или стихотворение?
VI. Итог.
Как вы думаете, была ли ёлочка довольна тем, что стала новогодней Ёлочкой?
Тест
Дети работают над тестом в парах.
а) С.Маршак;
б) С.Михалков;
в) Н.Сладков.
а) от леса;
б) от города;
в) от дома лесника.
а) с зайцем;
б) с лисой;
в) с волком.
а) ворона;
б) сорока;
в) сова.
а) весну и лето;
б) лето и осень;
в) осень и зиму.
а) 30 декабря;
б) 31 декабря;
в) 1 января.
а) срубили;
б) нарядили;
в) срубили и нарядили.
- Проверим фронтально, сверяя ответы с доски.
VII. Домашнее задание.
Д / з (дифференцированное) На доске:
1. Прочитать сказку.
2. Нарисовать новогоднюю ёлочку.
3. Пересказать от имени ёлочки
VIII. Рефлексия.
Зачем нам нужен был сегодняшний урок?
- Какое произведение читали на уроке?
- Что хотел донести до нас С.Михалков?
- О чём должен помнить каждый человек на планете?
Если у вас радостное настроение, то повесьте на елочку голубую снежинку, а если грустное, то белую.