Цель: познакомить учащихся с биографией писателя, расширить и систематизировать знания учащихся о творчестве С.В. Михалкова, вспомнить его произведения и в игровой форме закрепить полученные знания, воспитывать интерес к читательской деятельности.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг, мультимедийная доска, видеоролики.
Ход занятия
Звучит гимн РФ:
На мультимедийной доске появляется портрет С. Михалкова.
Учитель:
Здравствуйте, дорогие ребята!
Каждый понедельник, начиная разговоры о важном, мы слушаем и поём гимн Российской Федерации. И сегодня наш классный час, посвящённый 110-летию со дня рождения С.В. Михалкова, мы начали тоже с гимна РФ. Случайно ли это?
Автором слов гимна России и есть известный советский детский писатель Сергей Владимирович Михалков. Ребята, а вы знаете, что Сергей Владимирович писал слова гимна 3 раза. Сначала 2 раза для Советского Союза, а в 2001году уже для России.
И сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по произведениям Сергея Михалкова!
Ребята, а ведь С. Михалков не только известный детский писатель и поэт, но и автор пьес, сценариев, басен, переводов.
Посмотрите на выставку книг нашего любимого детского писателя. Каких героев вы узнали и можете назвать? (Ответы детей: дядя Стёпа, Фома, весёлый турист…)
Учитель: Сергей Владимирович родился весной – 13 марта 1913 года в Москве. И в эти дни ему исполнилось бы 110 лет!
А что вы знаете о биографии этого известного писателя?
Учитель предлагает детям посмотреть презентацию, комментируя слайды:
1 слайд:
Родился Сергей Михалков 13 марта 1913 года в Москве. Детство мальчика, веселое и счастливое, прошло в Подмосковье. Поскольку ходить в школу было далеко, начальное образование мальчик получил дома. Коротая долгие зимние вечера дома, Серёжа завёл тетрадочку-журнал, в которой и начал пробовать писать первые стихи.
Прошло немного времени, и Михалковы поселились в Москве, где будущий писатель пошёл в настоящую школу. Сергея сразу взяли в 4 класс. Поначалу он стал предметом насмешек своих одноклассников, потому что серьезно заикался.
2 слайд:
3 слайд:
Слайд 4:
Сергей Михалков написал очень много стихов, посвященных школьникам и школьной жизни.
Давайте послушаем одно из них. (Ученик читает стихотворение «Школа»)
То было много лет назад.
Я тоже в первый раз
С толпою сверстников-ребят
Явился в школьный класс.
Мне тоже задали урок
И вызвали к доске,
И я решал его как мог,
Держа мелок в руке.
Умчались школьные года,
И не догонишь их.
Но я встречаю иногда
Товарищей своих.
Один — моряк, другой — танкист,
А третий — инженер,
Четвертый — цирковой артист,
А пятый — землемер,
Шестой — полярный капитан,
Седьмой — искусствовед,
Восьмой — наш диктор, Левитан,
Девятый — я, поэт.
И мы, встречаясь, всякий раз
О школе говорим...
— Ты помнишь, как учили нас
И как не знал я, где Кавказ,
А ты не знал, где Крым?
Как я старался подсказать,
Чтоб выручить дружка,
Что пятью восемь — сорок пять
И что Эльбрус — река?
Мы стали взрослыми теперь,
Нам детства не вернуть.
Нам школа в жизнь открыла дверь
И указала путь.
Но, провожая в школьный класс
Теперь своих детей,
Мы вспоминаем каждый раз
О юности своей,
О нашей школе над рекой,
О классе в два окна.
На свете не было такой
Хорошей, как она!
Учитель: Стихотворение Михалкова «А что у вас?», я уверена, вы помните достаточно хорошо. Может быть, даже наизусть. Многие места — точно. Уж очень хорошо оно рифмуется, его заучивают в школах и в детских садах.
Давайте посмотрим инсценировку этого замечательного стихотворения в исполнении ваших одноклассников. (Пятиклассники исполняют инсценировку стихотворения «А что у вас?»)
Учитель: В 1935 году в редакцию журнала «Пионер» пришел худощавый молодой человек и, волнуясь, сказал: «Я принес стихи». Редактор начал читать:
В доме восемь
Дробь один
Жил высокий гражданин
По фамилии Степанов
И по имени Степан.
Редактор, оторвавшись от листка, посмотрел на автора, а так как перед ним стоял высокий юноша, то редактор решил, что он написал стихи про самого себя. «Ваша фамилия Степанов?» - спросил редактор. Но автор ответил: «Михалков Сережа». Дочитав, редактор сказал: «Отлично, будем печатать в следующем номере, но боюсь, художник не успеет сделать иллюстрации». Подумал и добавил: «Нам не нужен художник, нужен фотограф. Мы сделаем фотоиллюстрации. А снимать будем вас, вы вылитый Дядя Степа». И потом многие думали, что дядя Степа и Михалков – это одно и то же лицо.
Стихотворение сразу же стало популярным, его и сегодня дети читают с удовольствием, несмотря на то что милиция давно переименована в полицию.
Слайд 5:
Учитель: Ребята, мы продолжаем знакомиться с жизнью и творчеством С.В. Михалкова.
Слайд 6:
В 1939 году Сергей Михалков был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освобождении Западной Украины, впервые попробовав свои силы во фронтовой печати, как военный корреспондент, в качестве которого находился в рядах Советской Армии все годы Великой Отечественной войны.
Он писал очерки и заметки, стихи и юмористические рассказы о фронтовой жизни советских солдат.
В первый год войны у Сергея Михалкова родились такие строки:
Но никогда такой народ,
Как русский наш народ,
Не упадет и не умрет
И в рабство не пойдет!
Учитель: С.В. Михалков награжден орденом Октябрьской революции (1971г.), Красного Знамени (1945г.), Отечественной войны I степени (1985г.), Красной Звезды (1943г.), орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени (2003г.), медалями «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя», «За взятие Берлина», «За взятие Вены», «За освобождение Праги», «За победу над Германией».
Продолжая работать в армейской печати, С. Михалков не забывал и своего маленького читателя: написал для детей стихи: «Пионерская посылка», «Быль для детей», «Карта», «Мать».
А сейчас ваш одноклассник прочитает стихотворение С. Михалкова «После Победы». (Пятиклассник читает стихотворение)
Спать легли однажды дети –
Окна все затемнены.
А проснулись на рассвете –
В окнах свет – и нет войны!
Можно больше не прощаться
И на фронт не провожать –
Будут с фронта возвращаться,
Мы героев будем ждать.
Зарастут травой траншеи
На местах былых боёв.
С каждым годом хорошея,
Встанут сотни городов.
И в хорошие минуты
Вспомнишь ты и вспомню я,
Как от вражьих полчищ лютых
Очищали мы края.
Вспомним всё: как мы дружили,
Как пожары мы тушили,
Как у нашего крыльца
Молоком парным поили
Поседевшего от пыли,
Утомлённого бойца.
Не забудем тех героев,
Что лежат в земле сырой,
Жизнь отдав на поле боя
За народ, за нас с тобой…
Слава нашим генералам,
Слава нашим адмиралам
И солдатам рядовым –
Пешим, плавающим, конным,
Утомлённым, закалённым!
Слава павшим и живым –
От души спасибо им!
Учитель: После демобилизации Михалков снова стал работать над созданием стихотворений для детей. В основном он создавал свои стихи для самых младших детишек. Он прислушался к совету, который ему дал Александр Толстой, и попытался написать басню. Нужно отметить, что у него все получилось, и за всю творческую биографию он стал автором 250 стихотворных басен.
Давайте послушаем выразительное чтение басни «Аисты и лягушки». (Пятиклассница читает басню)
Поспорила Лягушка с Аистом:
— Кто красивее?
— Я! — уверенно сказал Аист. — Посмотри, какие у меня красивые ноги!
— Зато у меня их четыре, а у тебя только две! — возразила Лягушка.
— Да, у меня только две ноги, — сказал Аист, — но они у меня длинные!
— А я квакать умею, а ты нет!
— А я летаю, а ты только прыгаешь!
— Летаешь, а нырять не можешь!
— А у меня есть клюв!
— Подумаешь, клюв! На что он нужен?!
— А вот на что! — рассердился Аист и… проглотил Лягушку.
Не зря говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну с ними не спорить.
Учитель: С не меньшим энтузиазмом автор писал сценарии к мультипликационным фильмам. Именно он стал автором сценариев к мультфильмам «Охотничье ружье», «Здесь не кусаются», «Как старик корову продавал», «В Африке Жарко», «Зайка-зазнайка». Сценарии Михалкова легли в основу нескольких десятков анимационных лент, в том числе и о прославленном Дяде Степе.
Предлагаю посмотреть мультфильм «Как старик корову продавал»
(Просмотр мультфильма)
Учитель: Сергей Владимирович Михалков скончался 27 августа 2009 года на 97-м году жизни.
В Москве 13 марта 2013 года отметили 100-летие Сергея Михалкова. На доме, где в течение многих лет жил знаменитый поэт, открыта мемориальная доска. Также был установлен памятника Сергею Михалкову в сквере на Поварской, недалеко от дома писателя.
Слайд 7:
Учитель: Закончилось наше путешествие, но не закончилась дружба с Сергеем Владимировичем Михалковым, с его книгами, которые согреты добрым проникновенным юмором. Я думаю, вы с удовольствием прочтете и другие произведения этого автора. Их много, для разных возрастов. Количество книг Михалкова, изданных на разных языках, насчитывает более 300 млн. Желаю вам больше читать и получать радость от прочитанного.
Также на стихи Михалкова сочинили много детских песен. И закончить наше путешествие мне бы хотелось «Песенкой друзей». (Звучит музыка и все вместе поют эту песню)
Интернет-ресурсы: