Среди литераторов XX в., которые посвятили свои произведения вопросам воспитания детей и молодежи, особая роль принадлежит Сергею Владимировичу Михалкову (1913-2009). Писатель, поэт, председатель Союза писателей РСФСР, академик Российской Академии образования, автор текста гимна Советского Союза и гимна Российской Федерации, Михалков внес значительный вклад в педагогическую науку, развивая в своих работах лучшие традиции российских педагогов. Как поэт, баснописец и драматург, Сергей Владимирович знаком читателям всех возрастов. Анализ произведений С.В. Михалкова свидетельствует о его стремлении показать разнообразные аспекты жизни советских людей, раскрыть актуальные проблемы воспитания молодежи.
Педагогические труды С.В. Михалкова тесно связаны с его писательской деятельностью. Огромное воспитательное значение имеют произведения писателя для детей. С.В. Михалков был уверен, что каждый ребенок хочет казаться взрослым, быть наравне со всеми по делам, статусу и уму. Но чтобы быть взрослым, необходима определенная база знаний, жизненного опыта, для этого необходимо обращаться к литературе.
Воспитательная функция литературных произведений формируется на эмоциональной основе. Для того, чтобы воздействовать на читателя, произведение должно заинтересовать его. В этом случае автор имеет возможность влиять на поведение, склад мыслей, мировоззрение и чувства читающего. Говоря о нравственной роли литературных произведений, мы подразумеваем силу положительного примера поступков некоторых героев. Таких совершенных, нравственно идеальных героев мы можем встретить в творческих работах С. Михалкова.
Сказки и басни писателя, имеющие педагогическую направленность, формируют высшие моральные ценности у читателей: добро, сострадание, ответственность, совесть, честь и долг. Например, в сказке «Мошка» большой Медведь обидел Зайца без причины. Вначале это вызовет смех, но одновременно у ребенка проявится сочувствие к беззащитному персонажу: юный читатель узнает себя в Зайце. Литературный критик Вера Смирнова обоснованно утверждала, что ребенок «если и не сумеет еще «узнать» во всех этих зайцах, щенках, козлятах самого себя, все равно почувствует в них товарища и будет следить за ними с живейшим интересом и сочувствием» [1: 74]. Сопереживая персонажу сказки, ребенок чувствует душевую и физическую боль героя. У читателя формируются чувство милосердия и стремление к позитивному решению конфликтов и проблемных ситуаций на основе сострадания и любви к окружающим.
Из другой сказки «Два толстяка и заяц» растущий человек усвоит для себя урок о том, что нельзя брать чужие вещи и о необходимости сотрудничества, коллективизма для того, чтобы решить какие-либо общие дела. Несоблюдение этих правил поведения может плачевно отразиться на них, как, например, на зайце. Он взял чужую машину без спросу, которую отремонтировали Бегемот и Слон, и врезался в дерево. «Жалко толстяков, что зря потрудились. Машину жаль, что разбилась. А Зайца не жаль! Почему не жаль? Сами догадайтесь!» [2]. Ставя вопрос таким образом, С.В. Михалков подталкивает читателей самостоятельно задуматься над основной мыслью сказки.
Писатель-педагог во многих произведениях рассказывает о непослушных детях, выставляя в юмористической форме их поведение. За непослушанием скрываются серьезные опасности, которым могут подвергнуться дети. В пьесе «Зайка-зазнайка» основной персонаж не послушался предостережения мудрого Старого Зайца и попал в беду. Раскрывая ведущую идею произведения, поэт убеждает, что необходимо прислушиваться к взрослым, уважать их мнение, так как они могут предостеречь от ошибок в силу своего жизненного опыта и знания моральных ценностей. Некоторые сказки затрагивают и более взрослые темы, но читателям, особенно юным, по мнению писателя, никогда не поздно набираться жизненного опыта. В сказке «Медведь и трубка» рассказывается о вреде курения. На примере медведя, автор показал, что эта пагубная привычка может привести к печальным последствиям: к ухудшению здоровья, развитию лени. Педагог считал, что с ранних лет необходимо воспитывать детей на доступных примерах. Лекции о вреде курения трудно воспринимаются детьми младшего школьного возраста, а несложный для понимания пример в форме сказки помогает усвоению нравственных установок и знаний об окружающем мире. Сказка воздействует на интеллектуальном и подсознательном уровнях. Воспитание с помощью сказки является одной из психолого-педагогических технологий.
В своем творчестве С.В. Михалков часто пользовался таким видом лирико-эпического жанра как басня. Действующими лицами в данных произведениях поэта выступают не только животные и люди, но и растения, предметы. В баснях сформулирована мораль, нравоучение, вывод, чтобы юный читатель мог понять, чему писатель хотел научить его. Писатель понимал, что знакомство с баснями имеет воспитательное значение, поучительный характер, особенно для младших школьников, когда ученики только начинают самостоятельно постигать моральные ценности. Басни воздействуют на эмоциональную сторону ребенка и воспитывают силой художественного слова. Возможно, аллегорический смысл басен не всегда понятен детям, но под руководством квалифицированного наставника школьники учатся социально-одобряемым нормам. В басенных произведениях писатель-педагог беспощаден к врагам, но наполнен любовью к нравственно положительным персонажам. Одним из лучших приемов его творчества являются «крутые повороты», которые помогают обычному бытовому сюжету зазвучать неожиданными нотами обличения. В басне «Когда везет» описана жизненная ситуация, когда по дороге мчался автомобиль, но водитель ехал в нем с чувством превосходства над отстающими машинами, над пешеходами. Когда же автомобиль сломался, водитель почувствовал разочарованность, в том, что он встал на один уровень со всеми. С.В. Михалков показал, что гордость и тщеславие могут вызвать досаду, разочарование и унижение.
Михалков-баснописец был беспощаден ко всем проявлениям человеческой глупости. Но как детского писателя, его беспокоят некомпетентные родители, которые, не зная основ воспитания, могут навредить ребенку. В басне «Чувство меры» писатель описывает ситуацию, в которой отец встревоженно воспринял рисунок своего трехлетнего ребенка, как абстракцию, и сжег листок. Невежественные родители, не умеющие видеть в ребенке личность, не могут развить его индивидуальность.
В другой сказке-повести «Праздник непослушания» С. Михалков убедительно показал, что взрослым необходимо ограждать детей от любых опасностей и нежелательных поступков, которые кажутся невинной слабостью. Рассказывается, как в одном городе исчезли все взрослые, магазины были закрыты, кроме кондитерской «СЛАДКОЕЖКА» и табачного киоска «АРОМАТ». Дети, не принимая во внимания указания о вреде курения и об употреблении большого количества кондитерских изделий, заболели. Писатель хотел объяснить, что послушание – это основа дисциплинированности, которая ведет к пониманию требований окружающей действительности, вырабатывая привычки нравственного поведения
С. Михалков обращал особое внимание на воспитание патриотизма у молодого поколения. Он отразил это в своих стихотворениях «Разговор с сыном», «Быль для детей», «Три товарища», «Меч и щит», в поэме «Миша Корольков». В этих произведениях писатель раскрывает такие нравственные ценности как коллективизм, гуманизм, мужество, честь и почтительность.
Воспитанием патриотизма необходимо заниматься с раннего возраста. Это одно из приоритетных направлений в системе образования и педагогической деятельности. Патриотизм, как важнейшая ценность, является составной частью духовных, социальных, нравственных и культурных компонентов. В творчестве С.В. Михалкова понятие «патриотизм» означает бесстрашие, мужество, уважение к труду и подвигам, совершенным во благо Родины и своего народа. В педагогическом очерке «Все начинается с детства…» писатель-педагог привел пример настоящего патриотизма в лице мальчишек, которые снабжали немецкими патронами советских сол-дат и были расстреляны фашистами. Читая это произведение, растущий человек приходит к выводу о том, что во многом, именно благодаря любви к своему Отечеству таких мальчишек и девчонок, Советская страна выстояла под натиском фашистских захватчиков в тяжелых испытаниях и победила.
Сергей Владимирович подчеркивает в своих трудах, что патриотизм – это не только защита Родины, но и ее сохранение, а именно любовь к природным богатствам, их защита. Педагог подчеркивал важность экологического воспитания детей. Знания и навыки, полученные в детстве, формируются в чёткие убеждения. Дети, с выработанными представлениями о важности сохранения природы, никогда не нанесут ей вред. В будущем это повлияет на позитивное преобразование экологической обстановки. Писатель подчеркивает, что, делая упор на экологическое воспитание, мы раскрываем подрастающему поколению сущность мира природы, как среды обитания человека, заинтересовываем его в сохранении чистоты и целостности мира. У младших школьников экологическое воспитание формирует первые представления об окружающем мире, отношении к природе. С. Михалков советует с помощью произведений таких писателей как Н. Сладков, Ю. Дмитриев, развивать чувство патриотизма через эстетическую красоту природы страны.
С.В. Михалков прославлял родную страну искренне, потому что верил в нее, верил в народ. Именно в военные годы написаны его лучшие патриотические стихотворения. Чувство патриотизма он пронес через всю свою жизнь и передал его каждому гражданину, написав гимны Советского Союза и Российской Федерации.
С.В. Михалков пришел в детскую литературу, передавая чувства, которые понятны и близки каждому ребенку: мечты, переживания, раздумья. В поэме «Дядя Степа» он представил новый, светлый мир, близкий детской душе. Этот мир оказался увлекательной сказкой, но такой понятной и родной. Пользуясь одним из своих излюбленных приемов, комическим преувеличением, сказочной гиперболой, он создал «Дядю Степу» , как один из первых образцов веселой советской сказки. Читатели увлечены своим веселым и благородным другом-героем «дяди Степиного роста» и уверены, что все подвиги совершены им и детские стихи написаны тоже Дядей Степой. Описание поступков этого героя окрашено юмором, но это не снижает их значимость, а подчеркивает, запечатлеваясь в памяти детей. Бесценно воспитательное значение это-го произведения. Через поведение Дяди Степы писатель воспитывает в читателях ответственность, гуманизм, гражданственность, любовь к Отечеству. Дети хотят быть похожими на своего кумира.
Воспитательная система С.В. Михалкова основана на человеколюбии, на уважительном отношении к ребенку. Дети – это будущие взрослые и то, что они получают, находясь в юном возрасте, они пронесут через свою жизнь, передадут другим поколениям. Произведения Сергея Владимировича заставляют думать читателей, переживать, развивают их способности. Многие дети начинают рисовать, напевать стихи на собственный мотив, пишут письма героям и продолжения историй известных произведений писателя.
В произведениях С.В. Михалкова заложены идеи воспитания доброго и мудрого поколения. Они содержат в себе педагогические функции: образовательную, воспитательную и развивающую. Изучая творчество писателя-педагога, дети не только усваивают новый для них материал, но и обогащаются культурно, у них вырабатывается уважение к старшему поколению, к своей стране, к своим соотечественникам, развивается чувство юмора, самокритики. Также дети начинают творчески относиться к порученным делам. Работая с дошкольниками и учащимися образовательных учреждений над произведениями Сергея Владимировича, педагогу важно опираться на рекомендации писателя, которые помогают лучше донести до юных читателей смысл его произведений.
Библиографический список
1. Галанов Б. С. Михалков. М.: Детская литература, 1966. 96 с.
2. Михалков С.В. Два толстяка и заяц. URL: https: //vsebasni.ru/mihalkov/dva-tolstyaka-i-zayac.html/ (дата обращения: 02.01.2017).
3. Михалков С.В. Все начинается с детства… М.: Детская литература, 1983. 125 с.
4. Михалков С.В. Праздник Непослушания. Повесть-сказка. URL: http: //www. kulichki.com/moshkow/ TALES/MIHALKOW/prazdnik.txt/ (дата обращения: 10.01.2017).