Автор: Воронович Ольга Евгеньевна, Тихомирова Анна Владимировна
Страна: Российская Федерация
Город: Мурманск, Мурманская область, Россия
Организация: Государственное автономное нетиповое образовательное учреждение Мурманской области "Центр образования "Лапландия"
Проект: II Международный фестиваль православной истории, культуры и традиции "Вознесение"

Сохранение национальных традиций посредством репертуарного планирования в вокальном ансамбле

 

Паспорт методической разработки

Наименование разработки

Сохранение национальных традиций посредством репертуарного планирования в вокальном ансамбле

Руководители

Воронович О.Е., Тихомирова А.В.

Актуальность/Основания для инициации

Сохранение культурных традиций, популяризации народного искусства, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации

Цель разработки

Формирование устойчивого интереса к народным традициям и вокальному искусству народов России

Задачи

  • приобщение к национальной культуре народов России;
  • эстетическое и нравственное воспитание личности;
  • расширение кругозора учащихся;
  • воспитание толерантного отношения;
  • развитие творческой активности и мотивации учащихся средствами вокального искусства;
  • ознакомление с музыкальным колоритом и приемами исполнения песен разных народов России;
  • воспитание патриотизма и любви к родному краю;

Технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов

Информационно-коммуникативные технологии, метод проблемного обучения, эмпирический метод, фонетический метод, дифференцированный подход,

Ресурсы

Педагоги по вокалу, интернет, студия звукозаписи, музыкальные инструменты, сценические костюмы

Результат (результаты)

Формирование интереса к вокальной деятельности народов России, раскрытие творческого потенциала, расширение репертуарного диапазона, музыкально-исполнительская деятельность разных национальных культур, популяризация и просвещение национальных традиций

Критерии оценки

Уровень образовательных результатов, уровень творческой активности, уровень развития мотивационной, эмоциональной и коммуникативной сфер

Период реализации

1 год

План мероприятий

Открытый урок, презентация, беседа, видеоурок, концертное/конкурсное выступление, мастер-класс, выставка

Перспективы использования результатов

Расширение репертуарного плана, возможность выступления на фестивалях народного искусства, сохранение национальных традиций, творческое и дружеское взаимодействие с исполнителями разных культур 

 

Знакомство ребенка с народной музыкой начинается с самых первых нот колыбельной от мамы, попевок от бабушки, колядок, прибауток, пословиц, былин, сказок. Осваивая родной язык, повторяя и напевая простые мелодии, ребенок запоминает ритмы своей культуры, узнает ее особенности, историю, традиционные обряды и праздники. Сохранение культурных традиций является важным этапом воспитания подрастающего поколения. Эстетическое, нравственно-патриотическое и духовное развитие ребенка, популяризация народного искусства формируют толерантное отношение к разным народам России, расширяет кругозор и обогащает представление о многообразии национальных колоритов.

Репертуар – это визитная карточка вокального ансамбля. Репертуарное планирование ансамбля «Фантазия» осуществляется с целью патриотического и духовно-эстетического развития гармоничной личности. В репертуарный план необходимо включать произведения разнообразные по форме, жанру, содержанию. При выборе музыкального материала важно учитывать тесситурные, интонационные, ритмические, динамические возможности детей, особенности их темперамента, дикции, артистизма и характера.

Для работы над репертуаром педагогами ансамбля «Фантазия» разработан и реализуется цикл патриотических бесед, тематических открытых уроков, мастер-классов, музыкально-практических блоков с прослушиванием и просмотром видеоматериалов различных исполнителей отечественной и народной культуры.

Специфика творческой и концертной деятельности образцового вокального коллектива «Фантазия» областного центра образования «Лапландия» определяет подбор и тематику репертуарного плана к массовым мероприятиям, торжественным церемониям открытия и награждения: областного научного форума «Шаг в будущее», регионального фестиваля робототехники «Юные инженеры Арктики», Всероссийского фестиваля энергосбережения «Вместе ярче», областного форума РДШ и Юнармии, региональных этапов Всероссийских конкурсов педагогического мастерства «Учитель года» и «Сердце отдаю детям». Дети ансамбля участвуют в вокальных и вокально-хореографических композициях, сюжет, оформление и постановка которых регулярно обсуждается и принимается экспертной коллегией художественного совета учреждения. Исполняя песни о любви к родине, родному краю, стилизованные вокальные постановки, дети погружаются в народное творчество и знакомятся с богатством его культуры.  

Репертуарная карта ансамбля состоит из авторских песен, написанных детьми и руководителями ансамбля – «Город Северный», «Заполярный край», «Мурманск мой», «Гимн молодежи Мурманской области». Песни о северном крае, малой родине воспитывают любовь к родине и патриотизм, приобщают к творческому процессу создания всех участников ансамбля. Дети знакомятся с историей и музыкальными традициями народов Севера, изучают культуру Кольского края, узнают свои истоки, чувствуют себя наследниками региональной культуры. С авторскими текстами этих композиций ансамбль участвует в специальных номинациях авторской песни региональных и Всероссийских конкурсов и занимает призовые места: «Звонкие голоса России», «Ритмы России», конкурс на знание Государственной символики Мурманской области и РФ, Всероссийской акции «Голубь мира».

Участие в конкурсах и фестивалях авторской песни повышает мотивацию к творческому взаимодействию коллектива, сплочению командного духа, самореализации как автора-исполнителя: областной конкурс композиторов Мурманской области «Мелодии Заполярья», посвященный 85-летию со дня образования Мурманской области, региональный конкурс на создание гимна молодежи Мурманской области, Всероссийский фестиваль «Гринландия» им. И. Кобзона, Всероссийский фестиваль авторской песни «Грушинский», Всероссийский проект Музея Победы «Главные детские песни 3.0»

   

Взаимодействие с современными отечественными композиторами Д. Воскресенским, Т. Ананьиной, А. Петряшевой позволяет расширить творческое сотрудничество, обмениваться музыкальным опытом других регионов, авторскими песнями, музыкой, текстами, аранжировкой. Исполнение композиций «Любимый город», «Мечта» (Д. Воскресенский), «Победная весна», «Гроздья рябины» (Т. Ананьина), «Свободная птица», «Просто жить» (А. Петряшева), «Мы вместе» (К. Ситник) позволяет расширить представления о музыкальной стилистике других регионов нашей страны, изучать и использовать новые вокальные приемы, получать положительные комментарии и отзывы авторов песен об исполнительском мастерстве ансамбля.

Исполнение скороговорок, потешек, текстов народных сказок, народных песен, колядок а капелла с разным ритмическом рисунком, сопровождением, аккомпанементом, с использованием музыкальных инструментов, сценических атрибутов, дидактического материала, аудиовизуальных технологий, интересных тренировочных упражнений для развития голоса, артикуляции, чувства ритма, артистизма, сценического образа, пластичности, кантиленных распевок, повышают мотивацию, развивают творческую активность, личностный рост вокалиста, его стремление к исполнительскому мастерству.

Стилизованная вокальная игра-композиция «Дорога» (песня Максим «Дорога»). Разделить ансамбль на 4 группы с разным ритмическим рисунком и смысловым ударением.

 В 1 варианте проговаривается текст песни, под ритм, который обозначают хлопками, четвертными длительностями (размер - C):

1 вариант

Солнышко-о лучисто, небеса-а так чисты
Освеща-ают нам доро-огу с высока-а
Ждет ли на-ас удача, велика-а задача
Мы с тобо-ой все сможем, по-мо-ги нам Боже

Во 2-м варианте говорится слово «солнышко», с акцентом на ударный звук.

2 вариант

Со́-олнышко солнышко, со́-олнышко солнышко (8 раз)
3 вариант

В 3-ем варианте повторяются каноном выделенные красным цветом фразы, со смещением на две доли:

 Солнышко - солнышко лучи́сто    

Небеса - небеса так чи́сты
Освещают нам дорогу с высока
Ждет ли нас - ждет ли нас уда́ча
Велика - велика зада́ча

Мы с тобой все сможем,
Помо - помоги́ нам Боже
 

4 вариант

В 4-м варианте – слово «солнышко» тянется на 8 долей.

Солнышко́----о-—о--—о--—о-—о---о
Солнышко лучисто, небеса так чисты
Солнышко́----о-—о--о--о-о---о
Освещают нам дорогу с высока
Солнышко́----о-о-—о--—о-—о---о
Ждет ли нас удача, велика задача
Солнышко́----о-—о--—о--—о-—о---о
Мы с тобой все сможем, помоги нам Боже

Приглашение к участию в областном фольклорном детском празднике «Рождественские посиделки» вдохновило нас на создание театрализованной костюмированной постановки «Рождественские колядки». Дети познакомились с обычаями и обрядами празднования Рождества, каждый участник рассказал про свои семейные традиции. Используя музыкальные игровые приемы, элементы русских хороводов получилось полное творческое погружение в атмосферу праздника.

Использование современных, информационных технологий, интернет ресурсов, дистанционного обучения, привлечение детей к проектной деятельности, созданию медиа и различных творческих проектов, видеоклипов повышает творческую активность и мотивацию, расширяет возможности поиска и подбора репертуара, слушания и создания различных вокальных попурри, аранжировок, интерпретаций, участию в дистанционных вокальных творческих проектах и конкурсах: заочный отборочный тур вокалистов конкурса авторов детских песен «Главные песни» и конкурса патриотической песни «Журавли Победы» (Музей Победы), «Поем на кухне всей страной» (Первый канал), Всероссийский телемарафон «С чего начинается Родина» (телеканал Россия-1), «Битва хоров».

Участие в проекте вокального телевизионного шоу «Поем на кухне всей страной» обратило нас к традициям семейного пения. Исполнения попурри из народных песен «Во поле береза», «Катюша», «Во кузнице», «Тонкая рябина» объединило и сплотило вокальный коллектив, все вспомнили как раньше собирались за большим семейным столом и пели душевные русские народные песни, которые передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Сохраняя традиции музыкальной народной культуры и преемственность поколений, мы оказываем воздействие на развитие нравственных ценностей и духовно-эстетическое воспитание.

Каждый ребенок из ансамбля имеет возможность для самореализации своих творческих потребностей. Дифференцированный подход позволяет учесть индивидуальные особенности, использовать креативный подход для создания нового сольного эстрадного номера, воплотить режиссерские задумки и показать вокальные навыки. Сольное выступление на сцене ставит для вокалиста новые задачи для воплощения художественного образа, ориентации на сценической площадке, раскрепощению, справиться с волнением артиста, воспитывает самоорганизацию и самоконтроль. Очень важно помочь ребёнку поверить в свои силы и возможности, чтобы он чувствовал поддержку и не боялся проявлять инициативу. У каждого ребёнка свой успех и педагог находится в постоянном поиске пути к нему.

Исполнение песен на родном языке, популяризация народного творчества воспитывает любовь к своей стране, дети учатся чтить традиции своего народа и с уважением относиться к национальным ценностям, любить песни и культуру родного языка, оберегать семейное наследие.

Диагностика показывает нам положительную динамику.

 

Входящая диагностика

Итоговая диагностика

Уровень образовательных результатов

Средний – 50%
Высокий – 50%

Средний – 40%
Высокий – 60%

Уровень творческой активности

Средний – 30%
Высокий – 70%

Средний – 10%
Высокий – 90%

Уровень развития мотивационной, эмоциональной и коммуникативной сфер

Средний – 40%
Высокий – 60%

Средний – 15%
Высокий – 85%

 

Форма контроля усвоения образовательной практики.

Билеты, музыкальные ребусы, музыкальные викторины с элементами рисования развивают ассоциативное мышление, творческое воображение, расширяют границы памяти, воспитывают эстетические качества, способствуют становлению мировоззрения ребёнка.

 

Билеты. 

 

№1

1. Проговорить с хлопками скороговорку в определенном темпе и ритме.
2. Исполнить скороговорку с ритмической декламацией.
3. Исполнение песни о родине из репертуара ансамбля.

 

№2

1. Прохлопать заданный ритмический рисунок.

2. Исполнить кантиленную распевку из репертуара ансамбля.

3. Исполнение песни из репертуара ансамбля на патриотическую тематику.

 

№3

1. Исполнить распевку с разными динамическими оттенками. 

2. Исполнить рэп из репертуара ансамбля под музыкальный бит.

3. Исполнение авторской песни из репертуара ансамбля.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белов Н. В. Русский народный календарь. Обычаи, поверья, приметы на каждый день. / Н. В Белов. – М.: Харвест, 2010.-384 с.
  2. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – Музыка, 2015.-366с.
  3. Каргин А. С. Музыкально-певческий фольклор: программы обучения, сценарии, опыт: сборник материалов. / сост. А.С Каргин. – М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2012. – 384 с.

Электронные ресурсы

  1. Тараканов Б. Нотный архив – URL:   http://notes.tarakanov.net/vokjazz.htm  (дата обращения: 09.09.2022)
  2.  Хайтович Л.М. Сборники эстрадно-джазовых распевок и песенок для детей – URL:   :https://www.realrocks.ru/haitovich/(дата обращения: 11.09.2022)
  3.  «Сказочная страна «Лапландия» (https://vk.com/video-102426513_456239537).
  4. "Распевки на скороговорки. Расскажите про покупки!"  – URL:   https://youtu.be/KhSVpYClXm8 (дата обращения: 13.10.2022)

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Презентация к беседе «Музыкальный образ Родины»

 

 

 

 

 

 

Исполнение патриотических песен в рамках цикла патриотических бесед «Бессмертный полк», посвященный победе в Великой Отечественной войне. Воспитывает чувство патриотизма, любви к Родине, знакомит с военной историей страны, героями войны. С использованием информационно-компьютерных технологий мы можем создать видеоролик с историческими кадрами, медиапроект об участии об участниках ВОВ каждой семьи.  https://cloud.mail.ru/public/C1xG/urSMf4VhW 
Марочкина Дарья «Я не была в то утро у Рейхстага»
Пясецкая Яна «Родина» (из репертуара Дарьи Волосевич)
Требуховская Лилия «Обелиск»
Чалова Ева «Тучи в голубом»
Русакова Полина «Белый снег войны»
Щебеленкова Майя «Кукушка»
Корешова Екатерина «Прадедушка»
Бурда Алиса «Ты же выжил солдат»
Бурда Алеся «Не забывайте»
Ковалева Мария «Верните память»
Ткаченко Эмилия «Русь» (авторская песня Воронович О.Е., Тихомирова А.В.)
Финальная песня в исполнении сводного состава ансамбля «Победная весна».

 

 

 

Приложение №  2

Критерии оценки проекта.

  • Уровень образовательных результатов
  • Уровень творческой активности
  • Уровень развития мотивационной, эмоциональной и коммуникативной сфер

Средний

Уровень образовательных результатов:

  • быстро запоминает учебно-тренировочные упражнения на развитие дикции, артикуляции;
  • затрудняется охарактеризовать музыкальный образ словами;
  • хорошо знает репертуар ансамбля;
  • выполняет правила певческой установки;
  • ритмично декламирует музыкальные фразы;
  • умеет слушать себя в ансамбле, не выделяется из общего звучания;

Уровень творческой активности:

  • развито творческое воображение и фантазия;
  • ярко выражена   способность передавать художественный           образ               исполняемого произведения;
  • на занятиях проявляет активность, любознательность;
  • способен анализировать собственную деятельность, самостоятельно делать выводы и устранять недочеты;
  • демонстрирует стремление к лидерству в творческом процессе.

Уровень развития мотивационной, эмоциональной и коммуникативной сфер:

  • устойчивый интерес к творческой деятельности;
  • способность к анализу ярко выражена;
  • способен к самоконтролю;
  • на занятиях эмоционально раскрепощен, стремится к максимально грамотному исполнению учебного или творческого задания;
  • адекватно реагирует на замечания педагога, на доброжелательную критику со стороны сверстников, доброжелателен по отношению к окружающим, способен к сопереживанию сверстникам, проявляет живой интерес к окружающим.

Высокий

Уровень образовательных результатов:

  • владеет вокальной терминологией, знает и успешно применяет на практике правила исполнения программных упражнений;
  • знает песни из предложенного репертуара ансамбля наизусть;
  • держит вокальный строй в ансамбле;
  • на сцене, во время концертного исполнения, выполняет все требования педагога в создании сценического и художественного образа исполняемого произведения;
  • владеет навыками пения в микрофон под фонограмму;
  • демонстрирует положительный результат при участии в вокальных конкурсах.

Уровень творческой активности:

  • обладает богатым воображением, способен воспринимать большой объем информации;
  • генерирует оригинальные идеи, способен увлечь ими других участников учебного и творческого процесса и воплотить задуманное в реальность;
  • обладает ярко выраженными лидерскими качествами;
  • на занятиях проявляет активность, любознательность и творческую инициативу.

Уровень развития мотивационной, эмоциональной и коммуникативной сфер:

  • проявляет ярко выраженный интерес к творческой деятельности;
  • умеет оценивать, как результат, так и сам процесс работы;
  • эмоционально раскрепощен, постоянно стремится выйти на первый план во время занятий. Проявляет творческую инициативу;
  • способен анализировать ситуацию, умеет предвидеть последствия своих и чужих действий;
  • адекватно реагирует на замечания педагога, на доброжелательную критику со стороны сверстников, общителен и доброжелателен по отношению к окружающим, способен к сопереживанию сверстникам;
  • склонен к самоанализу.

 

 

Приложение 3

«Фантазия» в социальной сети Вконтакте

https://vk.com/fantaziya_murmansk

 

Непрерывное дистанционное обучение невозможно без использования современных, инновационных образовательных технологий - в каникулярный период для поддержки творческой активности и мотивации учащихся, в период эпидемиологических ограничений.

Сообщество «Фантазия» позволяет родителям следить за актуальной информацией по организации учебного и творческого процесса ансамбля. В группе на данный момент более 300 участников, это ученики, их родители и родственники, друзья, выпускники, педагоги, организаторы вокальных конкурсов, члены жюри вокальных конкурсов различного уровня.

Педагоги систематически размещают наглядные дидактические материалы, песни из репертуара, тексты, творческие задания, вокальные рубрики «Пой с Фантазией», «На Севере петь», положения о конкурсах, акциях, фестивалях, мастер-классы, тематические занятия и открытые уроки, демонстрируют достижения учеников и их результативность, видео распевок, репетиций на сцене, концертных номеров, конкурсных вокальных композиций ансамблевых и сольных, созданные совместно с учениками тематические видеоролики, медиапроекты и поздравления к праздникам. В разделе аудиозаписей загружаются песни из репертуара в исполнении ансамбля, современных исполнителей, упражнения на дикцию, артикуляцию, интонацию. В разделе видеозаписей и фотоальбомах – фото, фотоколлажи, видео с занятий, концертов, конкурсов. 

Через социальные сети мы имеем возможность обмениваться педагогическим опытом, находить интересные онлайн мероприятия для повышения квалификации и компетенций, для трансляции своего профессионального мастерства.

 

 

 

 

Приложение 4

Мастер-класс на тему «Основы постановки эстрадного вокального номера»

 

https://cloud.mail.ru/public/QW9P/WpBXwV6Ro

 

 

Приложение 5

Тексты авторских песен о родном крае

«Гимн Молодежи Мурманской области»
 


1 куплет
Вместе – сила.
Наше пламя раскачает небеса.
Путь талантов всей России
Нас привел на Кольский край.

В ритмах сердца пульс планеты,
Как в морском порту прибой.
Нами движет сила ветра
Музыкальную волной.

 

Припев:

Мы вместе с Россией
За кругом Полярным.
Суровый край знает,
Что мы крепче стали.
Проекты и гранты,
Ты лидер, ты молод!
Здесь сила открытий,
Арктический холод
Наш дух закаляет.
И волю к победе,
Стремление к цели
Молодежь выбирает!
 

2 куплет
Волонтеры, добровольцы,

Мы – наследие страны.
Дружно за руки возьмемся,
Воплотим свои мечты.

 

Мы идем по зову сердца,
Память прошлого храня.
Я на Севере родился,
Арктика – моя земля!

 

 

«Север молод»



Стимул, вдохновение, успех нас окрыляет
Цифра 51 друзей объединяет
Заполярье - это сила
Наша молодежь - опора всей России

Вслед за Полярной звездой к мечте навстречу

Север молод душой
Мир построим другой
Вся Кольская земля
Приветствует тебя

Создаем проекты и пространства открываем
Арктики суровый климат душу согревает
Заполярье - это сила
Наша молодежь - опора всей России

Вслед за Полярной звездой к мечте навстречу

Север молод душой
Мир построим другой
Вся Кольская земля
Приветствует тебя

На севере жить, учиться, творить
Изобретать и зажигать

Север молод

 

 

«Заполярный край»

Муз. и сл. О.Е.Воронович, А.В. Тихомирова

1.Заполярный край
гостей встречает всей России .                                                                                                      Удивят величием вас                                                                                               Горные массивы.                                                                                                             Лесотундра и озера                                                                                                   Манит всех туристов на свои просторы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Припев: Вслед за Полярной звездой я мчусь навстречу

2. Это Север, хэй, оу .                                                                                           Край суровый, хэй, оу                                                                                                                                                       Вся Кольская Земля
Приветствует тебя

 

2.  Над заливом дымка
День Полярный провожает.
Арктики суровый климат душу согревает. 
Заполярье – это сила!
Наша молодежь – опора всей России!

                  

Припев:

 Вслед за Полярной звездой я мчусь навстречу       

 

 

«Город Северный»

Автор музыки и слов О.Е.Воронович, А.В. Тихомирова

1 куплет

Город северный и тихий
Над заливом спит прозрачный.
Фонарей усталых блики
Провожают день вчерашний

Прощай

Припев:
Нам среди седых морей и океанов
Плыть Полярною звездой
На краю земли среди густых туманов
Милый Мурманск, плыть всегда с тобой

Значит так надо, значит так надо, значит так надо город мой
Значит так надо, значит так надо, значит так надо быть с тобой

2 куплет

 

День полярный провожая,

Корабли вздыхают в море.

И с волною у причала

С непогодой вечно спорят
 

Прощай

 

Куплет 3

 

В летний вечер скорый поезд

Нас умчит на берег солнца

И далекий край не спросит

От чего так сердце бьется


 

                                                         

 

 

 

 

5 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий