Цель:
Оформление и оборудование: стол, накрытый чёрной скатертью, на столе – будут стоять портреты молодогвардейцев, предметы, связанные с детством краснодонцев: матроска, листок со стихотворением О. Кошевого, книги Лермонтова, Дж. Лондона, М. Горького, «Кобзарь», томик стихов Пушкина, деревянная сабля, самолётик, рогатка, комсомольский билет, веточки рябины, свеча; музыкальные фрагменты, видео фрагмент «Клятвы молодогвардейцев», виды Краснодона, памятники молодогвардейцам, иллюстрации из книг, копии писем молодогвардейцев.
«Земли Донецкой преданные дети,
Бессмертными вы стали на планете.
Навстречу солнцу чистыми руками
Победы нашей подняли вы знамя.
Нет, молодогвардейцев не забудут,
Вовек им люди благодарны будут!» (М.Фархат)
Учитель: Сегодня наш урок посвящён 75 годовщине подпольной молодежной организации «Молодая гвардия». Мы вспомним те страшные годы и людей, которые сражались за Родину, за мир, за ваше счастливое детство.
О «Молодой гвардии» сказано и написано немало, благодаря бессмертному роману Александра Фадеева, о героях-молодогвардейцах знают практически во всем мире. Их подвиг не дает покоя и нашим врагам, потому что и сегодня, когда льется кровь на Донбассе, в результате нечеловеческой атаки украинского национализма и воскресшего фашизма на мирные города Луганска и Донецка, современные патриоты Донбасса на свой щит взяли имена Олега Кошевого, Виктора Третьякевича, Сергея Тюленина, Любы Шевцовой, Ивана Земнухова, Ульяны Громовой и десятков других краснодонцев. Они и сегодня в строю, а это значит - Донбасс непобедим!
(на фоне музыки)
Чтец 1 Рассвет росой обрызгал травы,
Разлил прохладу по лугам.
На взгорье тополь величавый.
Навстречу поклонился нам.
Чтец 2. На площадях пустынных, гулких
Замкнулся круг ночных огней.
Здесь каждый камень в переулке
Хранит преданья славных дней.
Чтец 3. Вон там, за садом на поляне,
Что так душиста и светла,
Когда-то Громова Ульяна
Впервые «Демона» прочла.
Чтец 4. Здесь на пригорке у криницы
Олег ночами наблюдал,
Как мимолётные зарницы
Июль за лесом зажигал.
Чтец 5. Ни в чем, не зная половины,
Они любили всей душой:
И этот шлях, прямой и длинный,
И этот мир, родной, большой.
Учитель: Для молодогвардейцев этот мир большой начинался в небольшом шахтёрском городке Краснодоне, что на Луганщине. Это город, в который ведут тысячи дорог. Он устремлён в будущее, но никогда не забывает о героическом прошлом. Именно прошлое определило его неповторимую судьбу – стать городом-памятником. В чём его слава? Кто его герои? Какой подвиг был совершён?
Ответы детей
Об этом говорят музеи и памятники, созданные народом, написаны книги, песни о героическом подвиге юных защитников Родины, о подвиге девчонок и мальчишек, которым исполнилось всего 15, 16, 17 лет. Они стали героями, бессмертными в веках.
Как вы думаете, в каком возрасте человек способен совершить подвиг, стать настоящим героем? (ответы детей)
Чтец 1: Чтоб ненависть
Дала врагам ответ,
Чтоб ты сумел
Найти себя
В борьбе,
Достаточно,
Когда 16 лет,
16 лет исполнилось тебе.
Учитель: 16 лет. Это много или мало, как вы думаете?
16 лет – это рассвет жизни, её начало. Впереди ещё всё: и любовь, и работа, и семья, и новые открытия.
У молодогвардейцев всего этого не было. 21 июня 1941 года в школах города Краснодона состоялись выпускные вечера. Юношам и девушкам торжественно вручили аттестаты зрелости. Были цветы, музыка, песни. И никто ещё не знал в городке, что через несколько часов начнётся война.
(муз. «Вставай, страна огромная…»)
Чтец 2: Родина позвала своих сыновей и дочерей на защиту. Они пошли в бой, защищать своё Отечество, совсем юные, ещё безусые, но полные отваги, смелости и безграничной любви к своей Родине.
Чтец 3: В Краснодон немцы ворвались 20 июня 1942 года. А осенью в Краснодоне была создана подпольная молодёжная организация «Молодая гвардия».
Учитель: 75 лет назад над землей, охваченной пламенем священной войны, прозвучали слова клятвы краснодонских юношей и девушек. Они давали ее осенью 1942 года, стоя друг против друга в маленькой горенке, когда пронзительный осенний ветер завывал над порабощенной и опустошенной землей Донбасса
( звучит запись «Клятвы Молодогвардейцев»)
В декабре 1942 года организация насчитывала 92 подпольщика: это Олег Кошевой – комиссар «Молодой гвардии», Иван Земнухов, Ульяна Громова, Сергей Тюленин, Любовь Шевцова, Иван Туркевич, Василий Левашов, Тася Елисеенко и многие другие. Благодаря им маленький шахтёрский городок не покорился врагу.
Дети, а как они боролись с врагом? Как они помогали своей Родине?
Чтец 1: Как и где научились быть смелыми, стойкими, решительными? Может, у них было особое детство? Как учились и росли? С кем дружили? Чем жили?
Чтец 2: Сегодня мы отправимся в прошлое, в довоенные будни этих ребят. Мы познакомимся с ними и создадим музей – МУЗЕЙ ДЕТСТВА МОЛОДОГВАРДЕЙЦЕВ.
(на фоне музыки)
Чтец 3. Пусть здесь всё дышит ими,
Ими всё живёт,
Ведь детьми своими
Славится народ.
Чтец 4 Сердцем греет каждый
Свой цветок любимый…
Здесь, как жизни жажда,
Кошевого имя.
Чтец 5. Здесь Сергей Тюленин
В каждом доме – дома,
Как призыв сирены,
Утро Краснодона.
Чтец 1. Здесь горды Иваном,
Знают Земнухова!
Он гроза тиранов
Рудника родного.
Чтец 2. Две зари багряных,
Два нетленных слова:
Громова Ульяна
И Любовь Шевцова.
Чтец 3. Так пусть же всё здесь дышит ими,
Ими всё живёт,
Пусть вовек детьми своими
Славится народ.
Экскурсовод 1: Олег Кошевой. Родился 8 июня 1926 года, когда началась война, ему было 15 лет.
(ставит на стол портрет О. Кошевого)
Экскурсовод 2: В семье Кошевых много читали, много знали и любили украинскую народную песню. Вечером собиралась вся семья и пела старинные песни. Четырёхлетнего Олега дядя усаживал на колени и пел свою любимую песню о детях-сиротах, которых злая тётка в лютый мороз не пустила к себе в дом. Олег слушал внимательно и сразу становился грустным. А потом теребил мать:
-Мне очень жаль тех детей. Ты бы так никогда не сделала, правда, матуся?
Мать прижимала сына к груди и объясняла, что люди бывают добрыми и злыми, но больше хороших. Ей очень хотелось, чтобы мальчик вырос сердечным, великодушным и добрым.
Экскурсовод 1: А однажды мама сшила ему костюмчик с матросским воротником. Олегу понравилась матроска, а перед праздником он подошёл к маме с очень серьёзным лицом и произнёс:
— У меня к празднику есть новый костюм, а у Грини нет. Можно я отдам ему свою матроску?
Гриша был самым старшим в многодетной семье соседей, и мама поддержала Олежку в его добром порыве. Этот огонёк доброты и бескорыстия озарял короткую и прекрасную жизнь Олега.
(ученик положил на стол возле фотографии матроску)
Экскурсовод 2: А ещё Олег, когда учился в школе, был одним из самых активных членов литературного кружка, и сам писал стихи. Вот строки, написанные Олегом Кошевым в 1942 году:
Мы клянёмся, патриоты,
Своею юною душой:
Не пощадим мы жизни нашей,
Чтоб уничтожить всех врагов.
Все, как один, возьмём винтовки,
В бою не дрогнем никогда,
За нашу кровь, за наши слёзы
Мы отомстим врагу всегда!
(ученик положил на стол листок со стихотворением)
Экскурсовод 3: Ульяна Громова. Родилась 24 января 1924 года. Когда началась война, ей было 17 лет.
( на стол ставит портрет У. Громовой)
Экскурсовод 4: Уля была пятым ребёнком в семье, её все любили, но она не выросла избалованным ребёнком, а наоборот была очень скромной, сдержанной и умной девочкой. Училась она только на пятёрки. Её портрет, как самой лучшей ученицы, был напечатан в районной газете. Ульяна очень любила читать, самым любимым поэтом был Т. Г. Шевченко, многие стихотворения из «Кобзаря» она знала на память. А ещё любила М. Лермонтова, Дж. Лондона. М. Горького.
(ученик положил на стол книги писателей)
Экскурсовод 3: У Ульяны Громовой была записная книжка, в которую она записывала на протяжении многих лет понравившиеся ей выражения. Вот одно из них:
«Конечный вывод мудрости земной:
лишь тот достоин жизни и свободы,
кто каждый день идёт за них на бой.»
Это была последняя запись, сделанная в декабре 1942 года.
Экскурсовод 5: Иван Земнухов. Родился 8 сентября 1923 года. Когда началась война, ему было 17 лет.
(ставит на стол портрет И. Земнухова)
Экскурсовод 6: Ваня был крепким и здоровым мальчиком. В пять лет он уже научился читать и очень хотел учиться в школе. Он упрашивал родителей, чтобы его отправили в школу, но родители только посмеялись. И вот однажды в семье случился переполох, пропал пятилетний сын. Искали везде, но не нашли. Мать кинулась по направлению к школе, и, когда увидела спускавшегося с пригорка зарёванного сына, сразу всё поняла
— Учительница отослала домой.… Сказала, через два года приходи,- всхлипывал Ваня.
А через год мальчик настоял на своём, уговорил родителей пустить его в школу.
Экскурсовод 5: А в школе его дразнили «профессором», и за внешний вид: он носил очки, а в руках всегда была книжка – любимый томик стихов Пушкина; и за то, что он много читал и знал. Ваня и сам писал стихи, подражая великим русским поэтам.
(ученик положил на стол томик стихов Пушкина)
Экскурсовод 1: Сергей Тюленин. Родился 12 августа 1925 года. Когда началась война, ему не исполнилось и 16.
(на стол – фотография С. Тюленина)
Экскурсовод 2: В семье Тюлениных было 10 детей. Сережа был самым младшим. Рос открытым, справедливым, смекалистым. У него было много друзей, с которыми любил играть в войну. На полях сражений изображал Чапаева, своего любимого легендарного героя. Часто под окнами до позднего вечера татакал «пулемёт», скрещивались вырезанные из дерева сабли, и звучало торжествующее «Ура!»
(на стол – деревянную саблю)
Экскурсовод 1: Однажды ранней весной, когда припекло солнышко, Серёжа попросил маму, чтобы отпустила с ребятами посмотреть, как на речке вода поднялась. Через время прибежал соседский мальчик и взволнованно закричал: «Тётя Шура, пошли посмотрите, где ваш Серёжка». Сергей залез на высоченное дерево и сидел там как кукушка, а внизу вокруг вода плещет. Стал слезать, ветки трещат, обламываются, вот-вот свалится. Когда шли домой, он успокаивал мать: «Не ругай меня, мама, я ведь только хотел проверить, не боюсь ли я высоты – ведь в лётчики только смелых берут». Он мечтал поступить в Ворошиловградскую лётную школу. Вот его мечта.
(показывает и ставит на стол игрушечный самолётик)
Экскурсовод 3: Любовь Шевцова. Родилась в один день с Иваном Земнуховым, но годом позже, 8 сентября 1924 года. Ей было 16, когда началась война.
(на стол – портрет Л. Шевцовой)
Экскурсовод 4: А Люба с детства мечтала стать артисткой, её так и называли «Любка-артистка». Ни один концерт не проходил без её участия. Была весёлой, энергичной, пела, танцевала. Мечтала поступить в Ростовский театральный техникум. 18 июня 1941 года ей из техникума пришёл ответ: предлагали высылать документы. … За три дня до войны.
Экскурсовод 3: Люба была доброй, щедрой, отзывчивой. Однажды Любе купили красивые новенькие туфельки. Пошла она в них в школу. А возвратилась в рваных тапках. «А где же туфли?» — спросила мама. «Я подарила их Нине. Она сиротка, у неё нет никого, а я уж лучше в старых похожу». Её не ругали, потому что была понятна доброта этой девочки.
Экскурсовод 4: Любовь Шевцова и озорницей была, её называли «Тюленин в юбке». Однажды вздумалось ей на уроке стрельнуть из рогатки в своего соседа по парте Серёжу Тюленина. Учительница вынуждена была рассадить неразлучных друзей.
( на стол – рогатку)
Экскурсовод 5: Вот видите, эти ребята были обыкновенными девчонками и мальчишками, учились, шалили, писали стихи, дрались, с гордостью носили у груди комсомольские билеты.
(ведущий кладёт на стол комсомольский билет)
Экскурсовод 6: Посмотрите на эти вещи. Это детский мир будущих героев, такой обычный и простой. У каждого из этих ребят были мечты, вполне реальные, но им не суждено было осуществиться. Война разрушила всё: мечты, счастье, любовь, жизнь.
Учитель : В январе 1943 года начались аресты, потому что нашлись предатели, подлые, жестокие. У молодогвардейцев и мысли не было, чтобы спасать свою жизнь, прятаться, удирать. Погибали подпольщики так же мужественно, как и боролись. Фашисты подвергали краснодонцев нечеловеческим пыткам: раскалённым железом на телах выжигали звёзды, вырывали волосы, загоняли под ногти иголки, морили холодом, голодом, ломали кости. Но никто не сдался, не сказал фашистам ни слова. Они шли на смерть с гордо поднятой головой. Холодными ночами 15, 16 и 31 января 1943 года гитлеровцы вывезли к шурфу краснодонской шахты № 549 непокорённых молодогвардейцев и живых сбросили в 53-метровую бездну, а ствол шахты завалили вагонетками, засыпали землёй, Живых
Эпизод из фильма «Смерть молодогвардейцев».
Экскурсовод 5: А 9 февраля в Ровеньках в Гремучем лесу фашисты расстреляли ещё пятерых молодогвардейцев, среди которых была Л. Шевцова.
Экскурсовод 6:17 февраля Ровеньки были освобождены нашими войсками. Родина и правительство высоко оценили подвиг подпольщиков Краснодона. Большинство из них награждены орденами и медалями, а членам штаба, Олегу Кошевому, Ивану Земнухову, Ульяне Громовой, Любови Шевцовой и Сергею Тюленину, присвоено звание Героев Советского Союза. Посмертно.
Экскурсовод 5: Каждая пядь краснодонской земли священна, люди бережно хранят память о героях «Молодой гвардии». Короткая, но прекрасная жизнь юных Героев всегда останется в памяти благодарного человечества. Из поколения в поколение будут передаваться светлые имена: Олега Кошевого, Сергея Тюленина, Ульяны Громовой, Ивана Земнухова, Любови Шевцовой, Ивана Туркенича…
( муз. «Аве Мария»)
Учитель: Зажгу свечу за них, погибших,
За их горячие сердца,
За молодых, в войну поникших,
Себя отдавших до конца.
(зажигает свечу и ставит у портретов молодогвардейцев)
Горит Огонь вечной славы на братской могиле. Днём и ночью. В жару и стужу. Вечно.
Чтец 1: Давно на площадях в районе
Воздвигли памятники им,
И есть роман о Краснодоне –
Но матери не верят ничему.
Они не сходят с косогора,
Стоят часами, ждут и ждут,
И всё им кажется, что скоро
Из школы дети их придут.
Учитель: Ах, эта материнская боль… Что может быть страшнее для матери, чем пережить своих детей, хоронить их, юных, красивых, но истерзанных и посидевших от боли и мучений. Для матери страшнее горя нет.
Краснодонская мать – эти два слова стали символом великой любви и великого мужества.
Часто у памятника «Клятва» люди видели женщину, которая пристально всматривалась в лицо дочери, запечатлённое в бронзе. Последний раз эта мать, краснодонская мать, принесла и положила у памятника ветку огненно-красной рябины. Как капли крови заалели на тёмном граните гроздья ягод.
(учитель и дети кладут веточки рябины у портретов)
Чтец 4 :Встаньте, друзья,
Чтоб выразить почтенье
Изваянным из горя матерям,
Их детям, вечно юным и прекрасным,
Что до сих пор живут у нас в сердцах.
Почтим же память юных патриотов
И матерей, иссушенных бедой.
Вечная слава погибшим, ушедшим.
Память героев минутой молчанья почтим.
( минута молчания – стук метронома)
Чтец 5: О юность краснодонская!
Тебе б цвести безоблачно сегодня
И наслаждаться красотою дня.
Тебе б любить
Красиво и свободно
И песню в небо звёздное поднять.
Чтец 2: Ты, Ваня Земнухов,
Дарил бы людям песни.
Чтец 3:Ты, Кошевой,
Дерзанье, труд любил —
С какой бы нынче доблестью и честью
Рубил бы уголь
С горняками вместе
Или дома
Под солнцем возводил!
Чтец 4: А ты, Сергей,
Уже взлетел, как птица,
Касаясь звёзд сверкающим крылом.
Чтец 5:Ты, Уля,
Красотою светлолицой
Теперь светила б в школе ученицам,
Пленяла б души пушкинским стихом.
Чтец 1: А ты, Любовь,
Отчаянная мудрость!
Где б нынче песню слышали твою,
Где б озорные развивались кудри?
Ты озарила нынешнее утро,
Что увенчало молодость мою.
Учитель: Мы гордимся героями, которые не жалея себя освобождали наши земли от врагов. Помнить их имена, чтить их подвиг – долг и нынешнего, и будущего поколений. Мы должны равняться на героев, по ним сверять все наши дела и поступки.
Давайте, друзья, дела краснодонцев
Не забудем теперь никогда.
Пусть память о них, как вечное солнце,
В наших сердцах будет всегда.