Автор: Ролич Александра Аркадьевна
Страна: Республика Беларусь
Город: Минск
Организация: Белорусский государственный университет, факультет философии и социальных наук
Проект: Вне проекта

Разработка проекта "Школа доул"

 

Белорусский государственный университет, г. Минск; aleksandrarolich@gmail.com

Научный руководитель – Климушко Екатерина Ивановна, старший преподаватель

Психологический стресс в течение беременности и родов приводит к комплексу проблем, требующих внимания к психоэмоциональной сфере женщины во избежание акушерских и перинатальных осложнений. В настоящее время научно обоснованы основные направления психопрофилактической подготовки к родам, среди которых выделяют:
–          активное, сознательное участие женщины в родовом акте;
–          создание в сознании женщины позитивной эмоциональной доминанты, необходимой для успешного и безболезненного течения родов.
Особенно уязвимой становится женщина накануне рождения ребенка, и эта уязвимость достигает пика во время родов, которые можно рассматривать как кризисное событие и на физиологическом, и на психологическом уровне. В этот период женщина нуждается в заботе и поддержке. Определенную степень поддержки могут оказывать члены семьи, особенно партнер (в случае партнерских родов), медицинский персонал. В настоящее время общепризнано, что наиболее квалифицированную физическую, эмоциональную, информационную поддержку способна обеспечить профессиональная помощница – доула.
Цель работы: разработать программу социального проекта «Школа доул» для психологического сопровождения и поддержки женщин в родовой и постродовой период.

1. Описание содержания и сроков проекта

Для своевременного выполнения задач проекта были обозначены сроки проекта, последовательность и длительность исполнения мероприятий. Выполнение задач проекта осуществляется в пятидневную рабочую неделю и восьмичасовой рабочий день, кроме выходных и праздников.
На рисунке 1 отображено начало, продолжительность и окончание этапов проекта.

Рисунок 1 – Запланированные сроки исполнения этапов проекта

Задачи на этапе инициации планируется выполнить за 50 рабочих дней, не позднее 15 апреля 2022 года. Начало, продолжительность и окончание операций на этапе инициации отражены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Запланированные сроки исполнения задач на этапе инициации проекта

Задачи на этапе планирования должны быть выполнены за 35 рабочих дней, не позднее 3 июня 2022 года. Начало, продолжительность и окончание операций на этапе планирования отражены на рисунке 3.

Рисунок 3 – Запланированные сроки исполнения задач на этапе планирования проекта

Задачи на этапе реализации планируется выполнить за 121 рабочий день, не позднее 26 сентября 2022 года. Начало, продолжительность и окончание операций на этапе реализации отражены на рисунке 4. На протяжении всего этапа реализации осуществляется непрерывный мониторинг исполнения задач проекта.

Рисунок 4 – Запланированные сроки исполнения задач на этапе реализации проекта

Завершить проект планируется не позднее 30 сентября 2022 г. Начало, продолжительность и окончание операций на этапе реализации отражены на рисунке 5.

Рисунок 5 – Запланированные сроки исполнения задач на этапе закрытия проекта

2. Оценка ресурсов

Ресурсная база – совокупность финансовых, трудовых, энергетических, природных, материальных, информационно-творческих ресурсов.
Для реализации проекта, в первую очередь, необходимы человеческие и материальные ресурсы.
Основная цель управления ресурсами – это обеспечение их оптимального использования в процессе выполнения задач проекта. Для реализации проекта, в первую очередь, необходимы человеческие и материальные ресурсы (рисунок 6).

Рисунок 6 – Ресурсная база проекта

Материальные ресурсы – это оборудование и расходные материалы, которые потребуются для реализации поставленных задач и выполнения проекта.
Для организации работы и нормального функционирования команды проекта по разработке программы «Школа доул» необходимы следующие материальные ресурсы:

  • помещение для занятий;
  • методические материалы Института перинатальной поддержки Doula Link;
  • принтер – для распечатки бланков тестирования и раздаточного материала по программе;
  • бумага для принтера формата А4;
  • расходные материалы для проведения занятий – шариковые ручки, блокноты;
  • ноутбук;
  • мультимедиапроектор;
  • подключение к Интернет;
  • аппаратура для воспроизведения аудио- и видеозаписей;
  • средства индивидуальной защиты – маски, халаты, перчатки, бахилы.

Материально-технические ресурсы приобретаются до начала этапа реализации проекта, и используются, начиная с этапа планирования и до завершения проекта. Ответственность за выполнение основных процессов управления ресурсами несут все члены команды проекта.
Человеческие ресурсы проекта – это менеджер проекта и члены проектной команды – преподаватели «Школы доул» (специалисты Центра дополнительного образования «Альтернатива» Института повышения квалификации и переподготовки БГПУ им. М. Танка, специалисты ГУ «Республиканский научно-практический центр «Мать и дитя», приглашенные специалисты – перинатальный психолог, частнопрактикующие доулы). Общее количество участников проекта: 9 человек.
Финансовый ресурс проекта – внебюджетные источники финансирования, использование которых не противоречит действующему в РБ законодательству (Комитет по здравоохранению Мингорисполкома).
Информационно-методический ресурс проекта – информационно-телекоммуникационная сеть Интернет, учебно-методическая литература.

3. Оценка качества

Основной принцип управления качеством – это удовлетворение требований всех групп заказчиков и заинтересованных сторон (по возможности). Критическим аспектом качества в контексте управления проектами является необходимость отражения подразумеваемых требований в содержании проекта.

Для достижения этой цели реализуются следующие процессы управления качеством:

  • планирование качества – определение стандартов качества, применимых к проекту, и мер для их достижения;
  • обеспечение качества – проведение всех спланированных систематических действий в рамках системы качества. Обеспечение качества достигается регулярными проверками, исходя из заранее утвержденного плана качества.
  • контроль качества – отслеживание результатов проекта для определения их соответствия принятым стандартам качества и определение путей устранения причин неудовлетворительного выполнения.

В представленном проекте планирование качества представлено задачей «Планирование управления качеством» и ее подзадачами: «Определение стандартов качества проекта», «Формулировка ожидаемых результатов проекта»; «Разработка целевых показателей результативности проекта», «Разработка системы мониторинга и контроля исполнения задач проекта».
Стандарты качества определяются на основании нормативно-правовой базы проекта. Деятельность команды проекта и осуществление запланированных мероприятий регламентируется следующими нормативными актами и стандартами:

  • Кодекс Республики Беларусь об образовании [22];
  • Инструкция о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования [20];
  • Положение об обучающих курсах дополнительного образования взрослых (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954);
  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 21.07.2011 № 99 «Об утверждении типовых форм договоров в сфере образования»;
  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь 27.07.2011 № 194 «Инструкция о порядке заполнения документов об образовании, приложений к ним, документов об обучении, учета и выдачи документов об образовании, приложений к ним, золотой, серебряной медалей, документов об обучении»;
  • Трудовой кодекс Республики Беларусь: правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности;
  • Руководство к своду знаний по управлению проектами РМВОК [38]: организационные документы проекта.

Реализация проекта позволит включить в сферу акушерства и гинекологии специалистов, оказывающих психологическую, информационную, эмоциональную, физическую поддержку женщинам с угрозой прерывания беременности, с угрозой осложнений в родовом и послеродовом периоде.
Показатели результативности проекта – инструмент, позволяющий точнее определить и разъяснить цель проекта и измерить его эффект. Показатель – это характеристика отдельной стороны объекта или процесса, имеющая количественно-качественное выражение.

Основные целевые показатели эффективности реализации проекта

Количественные показатели
1. Набор в группу – не менее 15-20 женщин.
2. Сертификация по результатам обучения – не менее 75% обучающихся.
3. Сертификация по стандартам EDN – не менее 25% обучающихся.

Качественные показатели
1. Удовлетворенность обучающихся результатами прохождения программы, желание повышать профессиональный уровень.
2. Применение полученных знаний и навыков на практике – работа в качестве доулы.
3. Позитивные отзывы клиентов доул, прошедших обучение по программе (по результатам завершающего этапа обучения – сопровождение родов с супервизией).

Мониторинг и контроль качества нацелены на обеспечение исполнения проекта в соответствии с планом проекта, отслеживание определенных параметров проекта, которые должны сохраняться в заданных пределах, а также на своевременное обнаружение возможных проблем и отклонений, принятие решений в ответ на изменения, возникающие в проекте, контроль качества. Группа процессов мониторинга и контроля включает в себя:
– контроль изменений, анализ и разработку рекомендаций по использованию корректирующих воздействий или предупреждающих действий для предотвращения возможных проблем;
– мониторинг соответствия текущих операций проекта плану управления проектом и базовому плану исполнения проекта.
Контроль качества реализуется на протяжении всего проекта и включает еженедельные отчеты о проделанной работе, и внесение корректировок в задачи проекта по результатам отчетов, а также предполагает итоговый отчет в конце проекта.

4. Заинтересованные стороны проекта

Заинтересованные стороны проекта – люди, группы и организации, которые могут оказывать или на которых может оказывать воздействие проект.
Целевая аудитория – потребители проекта. Целевая аудитория – женщины, с акушерским, медицинским, психологическим, педагогическим образованием, с опытом работы в сфере помогающих профессий. При наборе в группу обучения приоритет имеют женщины, имеющие собственных детей, пережившие опыт угрозы прерывания беременности. В то же время высоко значимыми являются личные качества – высокий уровень эмпатии, коммуникабельность, отзывчивость, терпимость, способность к безусловному принятию другого. Необходима уверенность в себе, умение завоевать авторитет и сохранять доброжелательность в любой ситуации.  

Исполнители. Члены проектной команды – врачи-акушеры ГУ «Республиканский научно-практический центр «Мать и дитя», перинатальные психологи, частнопрактикующие доулы. Реализуют апробацию программы в качестве преподавателей.

Партнеры и поставщики проекта. Комитет по здравоохранению Мингорисполкома. Выступает заказчиком проекта. Обеспечивает организацию взаимодействия с партнерами проекта, принимает участие в финансировании проекта.
ГУ «16-я городская клиническая поликлиника». Предоставляет базу для проведения эмпирического и фокус-группового исследования.
ГУ «Республиканский научно-практический центр «Мать и дитя». Предоставляет базу для проведения эмпирического и фокус-группового исследования. Обеспечивает возможность проведения мероприятий второго этапа обучения. На волонтерской основе оказывает помощь в разработке и реализации проекта. Предоставляет специалистов для проведения обучения.
Центр дополнительного образования «Альтернатива» Института повышения квалификации и переподготовки БГПУ им. М. Танка. Оказывает методическую и информационную поддержку в разработке нормативно-правового обеспечения проекта. Предоставляет помещение для проведения занятий этапов обучения.
Институт перинатальной поддержки Doula Link. На платной основе предоставляет методические материалы.

Конкуренты. Частнопрактикующие специалисты в бизнес-сегменте психологического сопровождения и поддержки женщин в период подготовки и ведения родов, в послеродовом периоде. 
Степень заинтересованности и влияния стейкхолдеров отражены в Реестре заинтересованных сторон проекта (таблица 1).

Таблица 1 – Реестр заинтересованных сторон проекта

Наименование

Интересы/мотивы

Заинтересованность

Уровень влияния

Заказчик

Повышение квалификации сотрудников путем приобретения дополнительных компетенций

высокая

высокий

Менеджер

Исполнение проекта

Достижение целевых показателей проекта

высокая

высокий

Исполнители

Удовлетворенность работой, профессиональный рост

высокая

низкий

Потребители проекта

Профессиональный рост

высокая

низкий

Партнеры (поставщики)

Оказание услуг

низкая

высокий

Конкуренты

Повышение конкуренции

низкая

низкий

Менеджер и заказчик проекта, как лица с высоким уровнем интереса и влияния, максимально вовлечены в проект, поэтому активно коммуницируют, обсуждая и согласовывая пути реализации проекта. 
Стейкхолдеры с низким уровнем влияния, но высоким уровнем заинтересованности (исполнители и потребители проекта) должны быть ознакомлены со всеми ключевыми решениями по проекту, а в случае необходимости могут быть привлечены к их обсуждению. Это сторонники проекта. Их мнение и поддержка являются значимым фактором успеха проекта.
Партнеры проекта относительно пассивны по отношению к проекту, однако при возникновении проблем они могут стать противниками проекта. К их мнению необходимо прислушиваться, и достигать компромисса в удовлетворении их требований.
По отношению к конкурентам, для которых характерен низкий уровень как влияния, так и интереса, оптимальной стратегией является максимально низкий уровень информирования.

5. Планирование человеческих ресурсов

Задача планирования человеческих ресурсов решается на стадии формирования команды проекта, определения профессиональных компетенций, функциональных обязанностей и зоны ответственности каждого участника проекта (рисунок 7).

Рисунок 7 – Человеческие ресурсы проекта

Распределение ролей в проекте осуществлено в программном обеспечении ProjectLibre и представлено в виде иерархической структуры ресурсов на рисунке 8.

1

Рисунок 8 – Иерархическая структура ресурсов (RBS)

Функциональные обязанности руководителя проекта:

  • определить круг лиц, которые должны стать ключевыми членами команды проекта, и обозначить их обязанности;
  • составить план проекта и запустить проект на исполнение;
  • сформулировать общие цели, разработку стратегии, определить необходимые ресурсы, бюджет и реалистичный график исполнения проекта;
  • своевременно выявлять недостатки плана и отклонения от него;
  • контролировать исполнение соответствующих действий для исправления выявленных недостатков и отклонений;
  • рассматривать и разрешать конфликты и разногласия между членами команды;
  • поддерживать контакт с заказчиком проекта целях выявления проблемных областей и информирования о состоянии проекта.

Профессиональные компетенции основных членов команды – преподавателей школы – определяются их способностью к педагогической деятельности. Далеко не каждый специалист способен передать свои знания обучающимся. Для реализации задач проекта наиболее значимыми являются следующие профессионально-педагогические компетенции:

  • социально-психологическая компетенция – готовность решать профессиональные задачи.
  • профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
  • общепедагогическая компетенция: знания основ педагогики.
  • предметная компетенция: знания в области преподаваемого предмета.
  • рефлексивная компетенция: умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности.
  • информационно-коммуникативная компетенция: умение работать в сфере ИК-технологий.

Функциональные обязанности членов команды проекта:

  • проводить обучение обучающихся в соответствии с требованиями стандартов качества проекта;
  • формировать у обучающихся профессиональные умения и навыки, подготавливать их к применению полученных знаний в практической деятельности;
  • участвовать в разработке образовательной программы проекта, внесении в нее необходимых изменений и дополнений;
  • поддерживать учебную дисциплину;
  • обеспечивать выполнение учебного плана программы, соблюдение требований безопасности труда в учебном процессе;
  • соблюдать трудовую и исполнительскую дисциплину

6. Планирование коммуникаций

Управление коммуникациями проекта обеспечивает своевременный сбор, распределение и сохранение необходимой проектной информации.
Планирование системы коммуникаций определяет информационные и коммуникационные нужды заинтересованных лиц. Исходным документом является Реестр заинтересованных сторон проекта.
Ключевой элемент планирования коммуникаций – это определение того, кто с кем будет взаимодействовать и кому какая будет передаваться информация. Итоговым документов является план управления коммуникациями, включающий требования участников проекта (своевременная информация об изменениях в проекте); технологии, используемые для передачи информации (мобильная связь, Интернет); частоту коммуникаций (еженедельно, в отсутствие форс-мажорных обстоятельств), который реализуется на протяжении всего проекта, в рамках мониторинга и контроля проекта.
На рисунке 9 представлена диаграмма информационных потоков между заинтересованными сторонами проекта, где наглядно видны основные процессы коммуникации, а именно: информирование, контроль и отчетность.
Процесс планирования управления коммуникациями требует обсуждения и диалога с командой проекта для определения наиболее подходящего способа обновления и сообщения информации по проекту, а также реагирования на запросы заинтересованных сторон.

 

Условные обозначения

отчетность   контроль   информирование

Рисунок 9 – Диаграмма информационных потоков между заинтересованными сторонами проекта

Цели, средства, способы, частота и предполагаемые результаты коммуникаций в ходе проекта конкретизированы в матрице коммуникаций (таблица 2).

Таблица 2 – Матрица коммуникаций проекта

Отправитель

Получатель

Цель

Способ

Частота

Ожидаемый результат

Исполнители

Потребители (участники программы)

Реализация программы

Личная встреча

В течение апробации проекта

Выполнение целевых показателей проекта

Исполнители

Менеджер проекта

Актуальная информация по исполнению задач проекта

Мессенджер

Еженедельно

Мониторинг исполнения проекта

Исполнители

Менеджер проекта

Итоговый отчет по проекту

Совещание

Фаза закрытия проекта

Оценка достигнутых результатов

Менеджер проекта

Заказчик

Отчет об исполнении задач проекта

Личная встреча

Закрытие этапов программы

Утверждение отчета

Процесс коммуникации с исполнителями проекта осуществляет менеджер проекта. Он же поддерживает коммуникацию с заказчиком проекта. Если коммуникация с исполнителями возможна посредством мессенджеров, то для коммуникации с заказчиком предпочтительна личная встреча. Исполнители получают указания по выполнению задач проекта, и отчитываются менеджеру об их исполнении. Заказчику предоставляется обоснование проекта, текущая информация по проекту, и итоговый отчет – по завершении проекта.

7. Управление стоимостью

Финансирование проекта осуществляется заказчиком проекта (Комитет по здравоохранению Мингорисполкома) за счет внебюджетных средств. Основная часть затрат – оплата труда высококвалифицированных специалистов на этапе апробации программы «Школа доул» (таблица 3).
Общая продолжительность программы занятий – 120 часов. Из них 60 часов теоретических занятий – 30 часов проводят специалисты ГУ «Республиканский научно-практический центр «Мать и дитя», 30 часов – перинатальные психологи. Практическая часть программы составляет 60 часов, 30 часов проводят специалисты ГУ «Республиканский научно-практический центр «Мать и дитя», 30 часов – частнопрактикующие доулы.
Менеджер проекта работает на волонтерских началах. Специалисты Центра дополнительного образования «Альтернатива» Института повышения квалификации и переподготовки БГПУ им. М. Танка и ГУ «Республиканский научно-практический центр «Мать и дитя» осуществляют исполнение задач апробации программы проекта в рамках своих должностных обязанностей.

Таблица 3 – Бюджет проекта «Школа доул»

Структура расходов по статьям

Статья расхода

Обоснование

Стоимость

Человеческие ресурсы

Прямые расходы

Оплата труда

Перинатальный психолог

6,4 BYN/ч

6,4 х 30ч = 192 BYN

Частнопрактикующая доула

10,0 BYN/ч

10,0 х 30ч. = 300,0 BYN

Итого

492,0 BYN

Материально-технические ресурсы

Прямые расходы

Оплата Интернет Пакет Ясно-100, Белтелеком

40,9 BYN/мес.

40,9 х 5 = 204,5 BYN

Методические материалы Doula Link

1 700 BYN

1 700 BYN

Канцелярские товары

Бумага офисная «Снегурочка»

18,99 BYN/пач.

18,99 х 2 = 37,98 BYN

Ручки шариковые (набор 8 шт.)

2,99 BYN/шт.

2,99 х 5 = 14,95 BYN

Блокноты

2,5 BYN/шт.

2,5 х 60 = 150,0

Итого

2107,5 BYN

Всего

3007,0 BYN

Специалисты по перинатальной психологии и частнопрактикующие доулы нанимаются по договору подряда с почасовой оплатой. Почасовая ставка преподавателя без степени для слушателей составляет 6,4 BYN/ч. Почасовая ставка работы доулы составляет 10,0 BYN. Как индивидуальные предприниматели, эти преподаватели уплачивают страховые взносы самостоятельно.
Средства индивидуальной защиты – маски, халаты, перчатки, бахилы – приобретаются обучающимися самостоятельно. Необходимые для реализации проекта материальные ресурсы: помещение для занятий, принтер, мультимедиапроектор, аппаратура для воспроизведения аудио- и видеозаписей будут предоставлены команде проекта Центром дополнительного образования «Альтернатива» Института повышения квалификации и переподготовки БГПУ им. М. Танка во временное пользование на безвозмездной основе. Для разработки программы обучения, оформления документации и отчетности, и т.п. команда проекта будет использовать личные компьютеры и ноутбуки, с оплаченным за счет бюджета проекта подключением к сети Интернет.

8. Управление рисками

При реализации и разработке проекта важно заранее предусмотреть все возможные риски, их возможные последствия, а также возможность эффективно реагировать на них. Идентификация рисков проекта была реализована с помощью SWOT-анализа (Приложение И). Для снижения вероятности возникновения рисков были предложены антирисковые мероприятия.
Максимальный значимы для проекта риски на этапе планирования. Ошибки при формировании команды проекта (низкая профессиональная квалификация преподавателей программы) может привести к несоблюдению стандартов качества обучения и срыву проекта в целом. Для снижения данного риска установлены четкие требования к педагогическому персоналу, включающие все необходимые профессиональные компетенции.
На этапе апробации проекта наиболее значим риск недобора обучающихся в группу, их отсев по мере обучения. Риск может быть снижен путем проведения активной информационной компании и промо-акций проекта, с выделением конкретных аспектов, личностно значимых для потенциальных доул.

9. Закрытие проекта

Цель заключительного этапа проекта – подведение итогов, оформление отчетности и анализ полученных результатов на основе конкретных целевых показателей.

Для закрытия проекта менеджеру проекта необходимо проанализировать всю информацию, полученную во время закрытия предыдущих этапов проекта. Это позволит удостовериться в том, что все работы по проекту завершены, задачи выполнены и цели достигнуты. Так как содержание проекта определяется планом управления проектом, менеджер проекта производит анализ базового плана по содержанию, чтобы удостовериться, что он выполнен, перед тем как констатировать закрытие.

Основные процессы фазы закрытия проекта – анализ информации, полученной во время закрытия предыдущих фаз проекта; анализ итогов проекта. Менеджер проекта осуществляет оценку результатов проекта и их соответствия ожидаемым результатам, оценку эффективности проекта.

Полученные результаты фиксируются в итоговом отчете, который обсуждается на заключительном совещании с участием всех заинтересованных сторон. Вся документация по проекту проверяется, закрывается и архивируется.
После того, как подтверждено выполнение всех операций всех групп процессов, менеджер проекта распускает проектную команду и констатирует формальное закрытие проекта.

Выводы

На основе анализа теоретических источников и проектного подхода в дипломной работе разработан проект «Школа доул», цель которого – предложить эффективную модель обучения доул для обеспечения психологической, информационной и физической поддержки женщин в родовом и послеродовом периоде. Описание жизненного цикла проекта реализовано с использованием программного обеспечения для управления проектами Project Libre.

Разработка проекта «Школа доул» проводилась в соответствии с классической моделью разделения процессов по областям знаний международного стандарта РМВОК 5 – руководство к своду знаний по управлению проектами, созданного Институтом управления Проектами (PMI). Для реализации проекта использовалась четырехфазная модель жизненного цикла проекта, состоящая из инициации проекта, планирования, реализации и завершения.

Описаны основные задачи, необходимые для реализации проекта и достижения желаемых результатов. Для обеспечения достижения цели проекта определено содержание проекта, т.е. определены операции, требующие исполнения на каждой фазе. Для своевременного выполнения задач проекта обозначены сроки проекта, последовательность и длительность исполнения мероприятий, которые представлены в виде структурной декомпозиции работ и диаграммы Ганта проекта. Реализовать проект планируется в течение 213 рабочих дней; начало проекта – 07 февраля 2022 года; закрытие проекта – не позднее 30 сентября 2022 года.

Описаны принципы формирования проектной команды, представлена матрица ответственности участников проекта. Определены заинтересованные стороны – целевая аудитория (потребители), партнеры (поставщики) и конкуренты проекта. Установлены показатели, определяющие эффективность проекта, стандарты качества, и нормативно-правовая база, регламентирующая работы по проекту. Реализована оценка стоимости ресурсов и сформирован бюджет проекта. Определены направления информационных потоков между заинтересованными сторонами проекта, способы и правила коммуникации. Идентифицированы наиболее вероятные риски и возможности их преодоления (антирисковые мероприятия).

6 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий