Белорусский государственный университет, г. Минск; aleksandrarolich@gmail.com
Научный руководитель – Климушко Екатерина Ивановна, старший преподаватель кафедры общей и клинической психологии
Актуальность проекта
В ряде стран доулы включены в программы и проекты сопровождения беременных женщин в перинатальном и постнатальном периоде, работают как штатные специалисты в медицинских учреждениях, объединяются в профессиональные сообщества, имеют возможность непрерывно повышать свою квалификацию и профессиональные навыки.
В Беларуси профессиональное сообщество доул отсутствует. Немногие частнопрактикующие доулы обучаются, в основном в Институте перинатальной поддержки Doula Link на онлайн-курсах, что предполагает недостаток супервизии практических навыков. Возможность присутствия доул на родах в медицинских учреждениях с обсуждалась на организационном уровне еще в 2019 г., однако принятие решения заморожено, очевидно, в связи с эпидемиологической обстановкой. Тем не менее, существует настоятельная необходимость в подготовке профессиональных доул, обладающих необходимой теоретической подготовкой, практическими навыками и готовых к сотрудничеству с клиническими учреждениями.
Основные этапы реализации проекта
Процессы управления проектом обеспечивают результативное исполнение проекта в течение его жизненного цикла. Согласно классической модели разделения процессов по областям знаний международного стандарта РМВОК 5, жизненный цикл проекта включает четыре основные фазы: инициации, планирования, реализации и завершения. Управление проектом осуществляется посредством прохождения соответствующих групп процессов: инициация, планирование, исполнение, закрытие, а также включает группу процессов мониторинга и контроля результатов.
Описание жизненного цикла проекта реализовано с использованием программного обеспечения для управления проектами ProjectLibre [3]. С целью сокращения сроков проекта и оптимального использования ресурсов большинство групп процессов реализуются параллельно.
Инициация проекта
На этапе инициации проекта осуществляются следующие действия:
Обоснование потребности в реализации проекта
Для определения ожиданий целевой аудитории было реализовано исследование. Выборку исследования составили 60 женщин. В том числе – 30 женщин с нормальным течением беременности, состоявших на учете в период беременности в женской консультации и 30 женщин с угрозой прерывания беременности, находившихся на лечении. Была разработана анкета для проведения полустандартизированного интервью. Ответы женщин распределились следующим образом.
В период беременности женщины с нормальным течением беременности более всего нуждались в эмоциональной поддержке родственников (рисунок 1).
Рисунок 1 – Распределение результатов анкетирования (женщины с нормальным течением беременности, в период беременности)
Во время родов женщины с нормальным течением беременности нуждались в информационной, эмоциональной и физической поддержке медицинских специалистов и женщин, имеющих аналогичный опыт (рисунок 2).
Рисунок 2 – Распределение результатов анкетирования (женщины с нормальным течением беременности, во время родов)
Женщины с угрозой прерывания беременности в период беременности более всего нуждались в информационной поддержке медицинских специалистов и женщин, имеющих аналогичный опыт (рисунок 3).
Рисунок 3 – Распределение результатов анкетирования (женщины с угрозой прерывания беременности, в период беременности)
Во время родов женщины с угрозой прерывания беременности нуждались во время родов – в эмоциональной и физической поддержке медицинских специалистов и женщин, имеющих аналогичный опыт (рисунок 4).
Рисунок 4 – Распределение результатов анкетирования (женщины с угрозой прерывания беременности, во время родов)
На основе полученных данных можно сделать вывод, что услуги доул могут быть востребованы как у женщин нормальным течением беременности, так и с угрозой прерывания беременности, как в период беременности, так и во время родов.
Необходимым условием эффективного управления проектом является тщательное документирование всех действий, так или иначе связанных с исполнением проекта. Поэтому результатом стадии инициации является Устав проекта, в котором описана концепция проекта, обоснование необходимости и реалистичности проекта и формальная авторизация проекта.
Планирование
Группа процессов планирования состоит из процессов, выполняемых для определения общего содержания работ, постановки и уточнения целей и разработки последовательности действий, требуемых для достижения данных целей. Процессы планирования разрабатывают план управления проектом и документы проекта, которые будут использованы для выполнения проекта [2, с. 55].
Этап планирования связан с реализацией следующих задач:
Итогом этапа планирования является пакет документов, включающий матрицу ответственности участников проекта, реестр заинтересованных сторон, календарный план проекта и итоговый документ – иерархическую структуру работ (ИСР) проекта.
Реализация проекта
Группа процессов реализации состоит из процессов, выполняемых для исполнения работ, указанных в плане управления проектом, с целью соответствия спецификациям проекта. Эта группа процессов включает в себя координацию людей и ресурсов, управление ожиданиями заинтересованных сторон, а также интеграцию и выполнение операций проекта в соответствии с планом управления проектом [1, с. 106].
Организационный этап. На данном этапе разрабатывается программа обучения доул и представляется на утверждение руководителю базы реализации проекта – заведующему сектором обучающих программ Центра дополнительного образования «Альтернатива» Института повышения квалификации и переподготовки БГПУ им. М. Танка. Проводится информационная подготовка проекта, заключаются договора и предварительные соглашения с исполнителями и другими заинтересованными сторонами.
Мероприятия на этапе реализации представлены на рисунке 5.
Рисунок 5 – Задачи на этапе реализации проекта
Апробация проекта реализуется в форме двухшаговой программы. Первая ступень – проведение занятий школы доул, включающих получение теоретических знаний, проведение семинаров. Вторая ступень – получение практических навыков, присутствие на родах и наблюдение за работой сертифицированной доулы: сопровождение родов под наблюдением супервизора, получение отзывов от клиентов, медицинских работников, супервизора. По окончании программы обучающимся выдается справка государственного образца о прохождении курса обучения и свидетельство государственного образца о повышении квалификации.
Закрытие проекта
Группа процессов завершения состоит из процессов, выполняемых для завершения всех операций в рамках всех групп процессов управления проектом в целях формального завершения проекта, фазы или договорных обязательств. Данная группа процессов, будучи завершенной, подтверждает, что процессы, определенные в рамках всех групп процессов, выполнены необходимым образом для закрытия проекта или фазы проекта, и формально устанавливает, что проект или фаза проекта завершена [4].
На этапе завершения проекта реализуется подведение итогов, оформление отчетности и анализ полученных результатов, оценка и анализ качества выполнения проекта с привлечением экспертов, консультантов, высококвалифицированных специалистов; обобщение и описание накопленного опыта в виде заключения. Также на этом этапе предусмотрено вознаграждение команды проекта, ее роспуск и, собственно, закрытие проекта.
Таким образом, на основе анализа теоретических источников и проектного подхода разработан проект «Школа доул», цель которого – предложить эффективную модель обучения доул для обеспечения психологической, информационной и физической поддержки женщин в родовом и послеродовом периоде. Описание жизненного цикла проекта реализовано с использованием программного обеспечения для управления проектами Project Libre. Разработка проекта «Школа доул» проводилась в соответствии с классической моделью разделения процессов по областям знаний международного стандарта РМВОК 5 – руководство к своду знаний по управлению проектами, созданного Институтом управления Проектами (PMI). Для реализации проекта использовалась четырехфазная модель жизненного цикла проекта, состоящая из инициации проекта, планирования, реализации и завершения.
Библиографические ссылки