Автор: Ролич Александра Аркадьевна
Страна: Республика Беларусь
Город: Минск
Организация: Белорусский государственный университет, факультет философии и социальных наук
Проект: Вне проекта

Социальный проект «Школа доул» как метод сопровождения беременных женщин

 

Белорусский государственный университет, г. Минск; aleksandrarolich@gmail.com

 

Научный руководитель – Климушко Екатерина Ивановна, старший преподаватель кафедры общей и клинической психологии

 

Актуальность проекта

В ряде стран доулы включены в программы и проекты сопровождения беременных женщин в перинатальном и постнатальном периоде, работают как штатные специалисты в медицинских учреждениях, объединяются в профессиональные сообщества, имеют возможность непрерывно повышать свою квалификацию и профессиональные навыки.

В Беларуси профессиональное сообщество доул отсутствует. Немногие частнопрактикующие доулы обучаются, в основном в Институте перинатальной поддержки Doula Link на онлайн-курсах, что предполагает недостаток супервизии практических навыков. Возможность присутствия доул на родах в медицинских учреждениях с обсуждалась на организационном уровне еще в 2019 г., однако принятие решения заморожено, очевидно, в связи с эпидемиологической обстановкой. Тем не менее, существует настоятельная необходимость в подготовке профессиональных доул, обладающих необходимой теоретической подготовкой, практическими навыками и готовых к сотрудничеству с клиническими учреждениями.

Основные этапы реализации проекта

Процессы управления проектом обеспечивают результативное исполнение проекта в течение его жизненного цикла. Согласно классической модели разделения процессов по областям знаний международного стандарта РМВОК 5, жизненный цикл проекта включает четыре основные фазы: инициации, планирования, реализации и завершения. Управление проектом осуществляется посредством прохождения соответствующих групп процессов: инициация, планирование, исполнение, закрытие, а также включает группу процессов мониторинга и контроля результатов.

Описание жизненного цикла проекта реализовано с использованием программного обеспечения для управления проектами ProjectLibre [3]. С целью сокращения сроков проекта и оптимального использования ресурсов большинство групп процессов реализуются параллельно.

Инициация проекта

На этапе инициации проекта осуществляются следующие действия:

  • разработка концепции проекта – анализ проблемы и потребности в проекте; изучение литературных данных; анализ отечественного и зарубежного опыта создания аналогичных проектов;
  • реализация эмпирического и фокус-группового исследования – для определения характеристик целевой аудитории;
  • привлечение и обеспечение финансовой поддержки;
  • утверждение концепции проекта;
  • открытие проекта – принятие решения о начале проекта; определение и назначение менеджера проекта; принятие решения об обеспечении ресурсами.

Обоснование потребности в реализации проекта

Для определения ожиданий целевой аудитории было реализовано исследование. Выборку исследования составили 60 женщин. В том числе – 30 женщин с нормальным течением беременности, состоявших на учете в период беременности в женской консультации и 30 женщин с угрозой прерывания беременности, находившихся на лечении. Была разработана анкета для проведения полустандартизированного интервью. Ответы женщин распределились следующим образом.

В период беременности женщины с нормальным течением беременности более всего нуждались в эмоциональной поддержке родственников (рисунок 1).

Рисунок 1 – Распределение результатов анкетирования (женщины с нормальным течением беременности, в период беременности)

 

Во время родов женщины с нормальным течением беременности нуждались в информационной, эмоциональной и физической поддержке медицинских специалистов и женщин, имеющих аналогичный опыт (рисунок 2).

Рисунок 2 – Распределение результатов анкетирования (женщины с нормальным течением беременности, во время родов)

 

Женщины с угрозой прерывания беременности в период беременности более всего нуждались в информационной поддержке медицинских специалистов и женщин, имеющих аналогичный опыт (рисунок 3).

Рисунок 3 – Распределение результатов анкетирования (женщины с угрозой прерывания беременности, в период беременности)

 

Во время родов женщины с угрозой прерывания беременности нуждались во время родов – в эмоциональной и физической поддержке медицинских специалистов и женщин, имеющих аналогичный опыт (рисунок 4).

Рисунок 4 – Распределение результатов анкетирования (женщины с угрозой прерывания беременности, во время родов)

 

На основе полученных данных можно сделать вывод, что услуги доул могут быть востребованы как у женщин нормальным течением беременности, так и с угрозой прерывания беременности, как в период беременности, так и во время родов.

Необходимым условием эффективного управления проектом является тщательное документирование всех действий, так или иначе связанных с исполнением проекта. Поэтому результатом стадии инициации является Устав проекта, в котором описана концепция проекта, обоснование необходимости и реалистичности проекта и формальная авторизация проекта.

Планирование

Группа процессов планирования состоит из процессов, выполняемых для определения общего содержания работ, постановки и уточнения целей и разработки последовательности действий, требуемых для достижения данных целей. Процессы планирования разрабатывают план управления проектом и документы проекта, которые будут использованы для выполнения проекта [2, с. 55].

Этап планирования связан с реализацией следующих задач:

  • разработка плана и стратегии реализации проекта;
  • постановка целей и задач проекта: определение взаимосвязи, очередности и сроков исполнения задач и реализации проекта в целом;
  • планирование ресурсного обеспечения: формирование команды проекта; калькуляция бюджета проекта;
  • анализ стейкхолдеров – внутренних и внешних заинтересованных сторон проекта;
  • планирование управления коммуникациями – определение потоков информации и способов взаимодействия заинтересованных сторон проекта;
  • идентификация и оценка основных рисков проекта, их анализ и назначение антирисковых мероприятий;
  • планирование качества: определение того, какие стандарты качества использовать в проекте, и того, как отслеживать соблюдение этих стандартов.

Итогом этапа планирования является пакет документов, включающий матрицу ответственности участников проекта, реестр заинтересованных сторон, календарный план проекта и итоговый документ – иерархическую структуру работ (ИСР) проекта.

Реализация проекта

Группа процессов реализации состоит из процессов, выполняемых для исполнения работ, указанных в плане управления проектом, с целью соответствия спецификациям проекта. Эта группа процессов включает в себя координацию людей и ресурсов, управление ожиданиями заинтересованных сторон, а также интеграцию и выполнение операций проекта в соответствии с планом управления проектом [1, с. 106].

Организационный этап. На данном этапе разрабатывается программа обучения доул и представляется на утверждение руководителю базы реализации проекта – заведующему сектором обучающих программ Центра дополнительного образования «Альтернатива» Института повышения квалификации и переподготовки БГПУ им. М. Танка. Проводится информационная подготовка проекта, заключаются договора и предварительные соглашения с исполнителями и другими заинтересованными сторонами.

Мероприятия на этапе реализации представлены на рисунке 5.

 

Рисунок 5 – Задачи на этапе реализации проекта

 

Апробация проекта реализуется в форме двухшаговой программы. Первая ступень – проведение занятий школы доул, включающих получение теоретических знаний, проведение семинаров. Вторая ступень – получение практических навыков, присутствие на родах и наблюдение за работой сертифицированной доулы: сопровождение родов под наблюдением супервизора, получение отзывов от клиентов, медицинских работников, супервизора. По окончании программы обучающимся выдается справка государственного образца о прохождении курса обучения и свидетельство государственного образца о повышении квалификации.

Закрытие проекта

Группа процессов завершения состоит из процессов, выполняемых для завершения всех операций в рамках всех групп процессов управления проектом в целях формального завершения проекта, фазы или договорных обязательств. Данная группа процессов, будучи завершенной, подтверждает, что процессы, определенные в рамках всех групп процессов, выполнены необходимым образом для закрытия проекта или фазы проекта, и формально устанавливает, что проект или фаза проекта завершена [4].

На этапе завершения проекта реализуется подведение итогов, оформление отчетности и анализ полученных результатов, оценка и анализ качества выполнения проекта с привлечением экспертов, консультантов, высококвалифицированных специалистов; обобщение и описание накопленного опыта в виде заключения. Также на этом этапе предусмотрено вознаграждение команды проекта, ее роспуск и, собственно, закрытие проекта.

Таким образом, на основе анализа теоретических источников и проектного подхода разработан проект «Школа доул», цель которого – предложить эффективную модель обучения доул для обеспечения психологической, информационной и физической поддержки женщин в родовом и послеродовом периоде. Описание жизненного цикла проекта реализовано с использованием программного обеспечения для управления проектами Project Libre. Разработка проекта «Школа доул» проводилась в соответствии с классической моделью разделения процессов по областям знаний международного стандарта РМВОК 5 – руководство к своду знаний по управлению проектами, созданного Институтом управления Проектами (PMI). Для реализации проекта использовалась четырехфазная модель жизненного цикла проекта, состоящая из инициации проекта, планирования, реализации и завершения.

 

Библиографические ссылки

  1. Боронина, Л.Н. Основы управления проектами: учеб. пособие / Л.Н. Боронина, З.В. Сенук. – Екатеринбург: УрГУ, 2015. – 112 с.
  2. Масловский, В.П. Управление проектами / В.П. Масловский. – Красноярск: ИПК СФУ, 2008. – 179 с.
  3. Мороз, О.А. Управление проектами в ProjectLibre / О.А. Мороз. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 253 с. 
  4. Фунтов, В.Н. Основы управления проектами в компании. / В. Н. Фунтов. – СПб.: Питер, 2011. – 393 с.

 

13 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий