К. А. Тратинко, Н.Н. Красовская
Белорусский государственный университет, г. Минск
Аннотация. Крайней степенью неблагополучия семьи является ее социально опасное положение. В семьях, находящихся в социально опасном положении утрачивается значительное число семейно-нравственных традиций, меняется отношение родителей к детям и, в конечном итоге, разрушается микросоциум семьи. Постепенно данная семья обретает статус асоциальной семьи. В настоящее время возникла необходимость реализации системного подхода в социальной профилактике семейного неблагополучия. Осознается необходимость создания организационно-управленческих, социально-правовых, социально-экономических и психолого-педагогических условий в работе с семьями «группы риска».
Ключевые слова: семейное неблагополучие; социально опасное положение; информированное согласие; психологическое консультирование; конфликты; системный подход.
Семейное неблагополучие является одной из наиболее распространенных социальных проблем современного общества. Затрагивая все сферы качества жизни семьи, оно снижает уровень ее социального и личностного функционирования, создает предпосылки для дезадаптации и формирования депривации у членов семьи. В этой связи особую актуальность приобретает разработка и реализация эффективной системы профилактики семейного неблагополучия в условиях социальных учреждений.
В социальной теории и практике изучением проблемы семейного неблагополучия занимаются Н.Н. Красовская, Т.В. Тратинко, Д.В. Шахотько и др. Исследователи отмечают, что семейное неблагополучие характеризуются проблемами во внутрисемейных отношениях, отсутствием у членов семьи общих интересов, которые усугубляются деформацией ценностной сферы, нарушением общественных ценностей и норм. Как следствие, повышается риск социального сиротства несовершеннолетнего [1, с. 70].
В работах исследователей прослеживается определённая взаимосвязь семейного благополучия/неблагополучия со степенью удовлетворенности основных жизненных потребностей.
Поэтому целью проведенного нами исследования являлось изучение и анализ психологических и социальных характеристик в семьях, находящихся в социально опасном положении (СОП), состоящих на учете в Территориальном центре социального обслуживания населения Минского района.
Так, количество семей в СОП, состоящих на учете, – 72. В них воспитываются 138 детей. Среди данных семей 17 имеют статус многодетных. В одной семье воспитывается ребенок-инвалид.
В рамках межведомственного взаимодействия ТЦСОН Минского района с учреждениями образования за 2021 год было выявлено 265 семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Данным семьям были оказаны различные социальные услуги, в т.ч. 18 семей получили услуги социального патроната. В последующем 255 семей были сняты с учета в ТЦСОН по причине преодоления трудной жизненной ситуации.
К сожалению, необходимо отметить, что даже при межведомственном взаимодействии (учреждений образования и ТЦСОН) не всегда удаётся найти пути преодоления выхода из трудной жизненной ситуации, в связи с чем 10 семей были признаны находящимися в социально опасном положении (в них 20 детей).
Одним из направлений профилактики семейного неблагополучия является постоянная работа с информированными согласиями при сотрудничестве с милицией, которая оперативно реагирует на семейно-бытовые конфликты, свидетелями которых, а порой и непосредственными участниками, являются несовершеннолетние. В результате такой работы осуществляется оперативное извещение Территориального центра социального обслуживания населения о факте семейно-бытового конфликта как факторе семейного неблагополучия.
Так, за период 2021 года в Минском районе было зафиксировано 716 семейно-бытовых конфликтов. Из них 65 конфликтов было в семьях, в которых проживают 114 несовершеннолетних. Этим семьям были оказаны необходимые юридические услуги. Было проведено 55 информационных и психологических консультаций, вследствие чего 7 семей решили конфликтную ситуацию, 4 семьи стали проживать отдельно от агрессора, двум агрессорам было выписано защитное предписание, а в одной семье было достигнуто примирение.
Опыт показывает, что одной из востребованных форм работы с подобными семьями является психологическое консультирование. Ведь далеко не каждый семейно-бытовой конфликт свидетельствует о социально опасном положении семьи. Во многих случаях обучение позитивным моделям поведения при возникновении межличностных конфликтов и обучение конструктивным формам проявления эмоций помогает улучшить атмосферу и психологический микроклимат в семье.
Обобщая имеющийся практический опыт, хотелось бы отметить, что профилактику семейного неблагополучия целесообразно реализовывать, основываясь на системном подходе, что означает направленное изучение способов и стратегий выхода семей из трудной жизненной ситуации при совокупном взаимодействии всех субъектов профилактики.
Социальная профилактика семейного неблагополучия при таком подходе должна представлять собой помощь семьям в поиске и мобилизации внутренних ресурсов всех членов семьи; обучение семей постановке краткосрочных и долгосрочных целей; содействие в повышении социального статуса семьи. Всячески необходимо развивать психолого-педагогическую поддержку таким семьям.
Эффективность системного подхода при профилактике семейного неблагополучия может быть достигнута путем создания соответствующих организационно-управленческих, социально-правовых, социально-экономических и психолого-педагогических условий.
Организационно-управленческие условия должны предусматривать совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных действий, которые обеспечат реализацию поставленных целей и задач.
Социально-правовые условия включают правовое консультирование семей; помощь в оформлении необходимой документации; оказание юридической помощи и содействие в получении льгот, социальных выплат, пенсионного обеспечения; представительство в судах для защиты прав и законных интересов детей; содействие органам опеки и попечительства в устройстве воспитанников на усыновление, под опеку, в приемные семьи, государственные учреждения.
Социально-экономические условия включают систему государственной адресной социальной помощи (в виде материальных пособий и возмещений при приобретении необходимых технических средств), гуманитарной помощи со стороны благотворительных и общественных организаций.
Психолого-педагогические условия направлены на реализацию целостной системы мер, необходимых для успешного развития и обучения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
На наш взгляд эффективность функционирования данной системы должна обеспечиваться согласованностью единых подходов к проблеме профилактики семейного неблагополучия в деятельности различных учреждений и ведомств. Межведомственный подход, подчиненный единой логике, должен стать фундаментальной основой целостной системы профилактики семейного неблагополучия.
Библиографические ссылки
1. Тратинко, Т. В. Технологии работы с несовершеннолетними группы социального риска [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие / Т.В. Тратинко, Н.Н. Красовская. – Минск: БГУ, 2020. – 307 с.