Гендерные особенности агрессивного поведения у подростков
Т.В. Тратинко, М.С. Аврошко
Белорусский государственный университет, г. Минск
В статье осуществлен анализ проблемы агрессивности в подростковом возрасте.
Представлены результаты исследования, направленного на выявления гендерных особенностей агрессивного поведения у подростков. По итогам проведенного исследования делается вывод, что собой представляет ложь в современном мире и в полном объёме описывается отношение молодежи к данному феномену. Полученные результаты могут быть использованы педагогом-психологом при разработке коррекционно-развивающих мероприятий с подростками; в ходе организации социальной профилактики девиантного поведения среди подростков, а также в подготовке к проведению семинаров с педагогами учреждений образования.
Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, гендерные особенности, подростковый возраст.
Проблема агрессивности в подростковом возрасте имеет давнюю историю. В центре внимания исследователей были и биологические, и социальные детерминанты агрессии; механизмы ее развития и условия, определяющие проявления агрессии; индивидуальные и половозрастные особенности проявления агрессивного поведения и способы предотвращения агрессии. Это говорит о том, что данная проблема сложна и многогранна.
Во многих случаях агрессивность выступает как мотивационная тенденция, внутреннее побуждение к совершению агрессивных действий. Закрепленная в привычных способах реагирования в различных жизненных ситуациях, эта тенденция выступает уже как черта личности. Если же агрессивность в повседневной жизни проявляется не в обычных условиях, а только при психотравмирующих, фрустрирующих воздействиях, то её можно рассматривать как реактивную [1].
Подростковый возраст является наиболее сенситивным периодом в плане проявления агрессивности. Это обусловлено рядом причин:
а) к данному возрасту уже сформированы и являются достаточно устойчивыми свойства личности, в числе которых и агрессивность, оказывающие влияние на возникновение соответствующей формы поведения;
б) эмоциональная чувствительность и неуравновешенность, свойственные подростковому возрасту, обуславливают характер импульсивных действий, в числе которых и агрессивные;
в) именно в этом возрасте внешняя детерминация в виде модели агрессивного поведения, как наиболее успешной формы активности среди сверстников имеет высокую значимость.
Отличительными особенностями подростковой агрессивности являются:
- подозрительность в отношении к внешнему миру, когда он воспринимается как явно или имплицитно враждебный, угрожающий, высокий уровень тревожности на фоне низкого уровня социальной адаптации;
- интерпретация любых проявлений окружающих как негативных, опасных, что стимулирует ответное агрессивное поведение;
- неадекватная самооценка и убеждение, что окружающие заведомо ожидают от подростка агрессивных действий и негативно оценивают его личность;
- убеждение, что агрессивные акты являются, если и не единственным, то наиболее эффективным способом самовыражения, отстаивания и защиты своих интересов;
- проекция причин собственного агрессивного поведения на окружение, убеждение, что именно оно несет бремя ответственности за деструктивное поведение;
- ограниченный репертуар реакций на возникающие проблемные ситуации, при этом доминирующее значение имеют: избегание, отрицание, преувеличение или, наоборот, преуменьшение значимости проблемы, подмена «причин и следствий», а также «застревание»; общий низкий уровень эмпатии; слабый самоконтроль за эмоциональными состояниями, обедненная эмоциональная палитра; наличие неврозов; слабо развитая прогностическая способность; высокий уровень конформности по отношению к референтной группе [2, с. 268].
Эмпирическое исследование гендерных особенностей агрессивного поведения в подростковом возрасте проводилось на базе гимназии № 39 г. Минска. В исследовании приняли участие 40 подростков, из них 20 девочек и 20 мальчиков.
Для определения гендерных особенностей агрессивного поведения в подростковом возрасте был использован Опросник Басса-Дарки.
В ходе анализа результатов были обобщены полученные данные.
- у девочек (11 чел. или 55%) наблюдается низкий уровень физической агрессии, у 6 девочек (30%) – средний, повышенный и высокий уровень наблюдается у 2 (10%) и 1 (5%) девочек соответственно. Среди мальчиков низкий и средний уровень присущ 5 чел. (25%) и 6 чел. (30%) соответственно. У 7 мальчиков (35%) наблюдается повышенный уровень физической агрессии, у 1 (5%) – высокий, еще у 1 (5%) – очень высокий;
- у девочек (12 чел. или 60%) уровень косвенной агрессии средний и низкий. У 4 девочек (20%) уровень косвенной агрессии повышенный, еще у 4 (20%) – высокий и очень высокий. В то время как у 6 мальчиков (30%) уровень косвенной агрессии повышенный, у 5 (25%) – высокий, у 2 (10 %) – очень высокий;
- у 4 (20%) девочек уровень раздражения повышенный, у 1 (5%) – высокий, у 2 (10 %) – очень высокий. В то время как у 2 мальчиков (10%) уровень раздражения повышенный, у 3 (15%) – высокий, у 3 (15 %) – очень высокий;
- у девочек (14 чел. или 70%) наблюдается низкий уровень негативизма, у 2 (10%) – средний, повышенный и высокий уровень наблюдается у 3 (15%) и 1 (5%) девочек соответственно. Среди мальчиков низкий и средний уровень присущ 5 (25%) и 4 (20%) соответственно. У 4 (20%) мальчиков наблюдается повышенный уровень негативизма, у 4 (20%) – высокий, у остальных 3 (15%) – очень высокий;
- у 4 (20%) девочек уровень обиды повышенный, у 2 (10%) – высокий, у 5 (25%) – очень высокий. В то время как у 1 (5%) мальчика уровень обиды повышенный, у 1 (5%) – высокий. В целом сравнительный анализ показал, что уровень обиды проявляется у девочек чаще, чем у мальчиков;
- у 4 (20%) девочек уровень обиды повышенный, у 2 (10%) – высокий, у 5 (25%) – очень высокий. В то время как у 1 (5%) мальчика уровень обиды повышенный, у 1 (5%) – высокий. В целом сравнительный анализ показал, что уровень обиды проявляется у девочек чаще, чем у мальчиков;
- у большинства девочек (16 чел. или 80%) наблюдается низкий и средний уровень вербальной агрессии, у 2 (10%) – повышенный, у 2 (10%) – высокий уровень. Среди мальчиков низкий и средний уровень присущ 19 чел. (95%). У 1 мальчика (5%) наблюдается повышенный уровень вербальной агрессии;
- у 4 девочек (20%) уровень чувства вины повышенный, у 2 (10 %) – очень высокий. В то время как у 4 мальчиков (20%) уровень чувства вины повышенный, у 1 (5%) – высокий, у 1 (5 %) – очень высокий. В целом сравнительный анализ показал, что показатель чувства вины проявляется почти одинаково, как у мальчиков, так и у девочек;
- у 6 девочек (30%) повышенный уровень враждебности, у 4 (20%) – высокий, у 4 (20%) – очень высокий уровень. Среди мальчиков низкий и средний уровень присущ 16 чел. (80%). У 4 мальчиков (20%) наблюдается повышенный уровень враждебности;
- у большинства девочек (16 чел. 80%) наблюдается низкий и средний уровень агрессивности, у 2 (10%) – повышенный, у 2 (10%) – высокий уровень. Среди мальчиков низкий и средний уровень присущ 3 (15%) и 12 чел. (60%) соответственно. У 4 мальчиков (20%) наблюдается повышенный уровень агрессивности, у 1 (5%) – высокий. Таким образом, уровень агрессивности проявляется почти одинаково, как у мальчиков, так и у девочек.
Таким образом, физическую агрессию мальчики выбирают чаще, чем девочки. Кроме того, для мальчиков характерна форма поведения, направленная против руководства или авторитета. Девочки более обидчивы, подозрительны, чем мальчики. У девочек прослеживаются более высокие показатели враждебности. В то время как косвенная агрессия, показатель раздражения, чувство вины, уровень агрессивности проявляются почти одинаково, как у мальчиков, так и у девочек.
Библиографические ссылки
1. Васильев, Д.А. Проблема агрессивности и ее решение в психологической науке / Васильев Д.А., Арастович Г.А. // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2020/article/2018021732. – Дата доступа: 10.12.2020.
2. Яковлева, Е.Ю. Социально-психологические особенности агрессии в подростковом возрасте (теоретический аспект) / Яковлева Е.Ю. // Современный менеджмент: проблемы, модели, перспективы: сборник научных статей VI Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 267-270.