Было это давным - давно. Шел 1890 год…
В мирном городке спокойно шла жизнь пятигорчан. Они прогуливались по узким улочкам достопримечательного города Пятигорска. Из подъездов домов раздавался детский смех. Кто – то спешил на работу. Дамы с веерами гуляли в парках или пили освежающий чай за аккуратными столиками кафе под открытым небом. Приезжавшие на Воды вдохновленные Пушкин, Лермонтов, Толстой писали стихи. Редко можно было заметить по дороге офицера на лошади. А на улице играла живая спокойная музыка…
Вот примчался 1900 год. На правление городами – курортами КМВ был назначен русский офицер и главнокомандующий Хвощинский Владимир Васильевич. Город начал развиваться: появилось много нового и необычного в жизни ещё маленького Пятигорска. Город начал разрастаться, численность населения увеличиваться. Нужен был простой в производстве и дешевый для проезда, не требующий особых затрат человеческой силы транспорт для перемещения жителей и туристов Пятигорска по окрестностям. Решить эту незавершенную проблему предложили образованные и известные горожане, среди которых первенство принадлежало Рудольфу Рудольфовичу Лейценгеру. Пятигорские мечтатели понимали, что трамвай может быть экономичным для каждого пассажира по сравнению с другими видами транспорта лишь при условии создания источника электрической энергии. Поэтому пришлось преодолевать три проблемы: первая – экономическая, вторая – энергетическая, третья – географическая.
Молодой инженер Фридман Соломон Маркович взялся решить возникшие задачи. Приступил к изысканиям энергетических возможностей, и уже в декабре 1902 года управление заключило с акционерным обществом русских электрических заводов «Сименс и Гальские» договор на строительство гидроэлектрической станции и высоковольтной электроэнергии и электро - магистрали, соединивший курортные города. Стоимость работ составляла 493 тысяч рублей. В эту сумму входило цена всех материалов и прокладка двухколейной линии трамвая от вокзала до Елизаветинской галереи и одноколейная линия от галереи до Провала. Эта же компания выделила подвижный состав, выстроила электростанцию и «сарай для вагонов». Позже это просторечное название заменили на более изысканные французского происхождения «Депо». Депо объединило помещение для стоянки и осмотра вагонов, электрическую подстанцию, мастерские помещения для конторы, амбулаторию и квартиры для служащих.
Для нужд трамвая в окрестностях Ессентуков на реке Подкумок построили гидроэлектростанцию, позже получившую название «Белый Уголь». Электричество подавалось в Пятигорск по многокилометровой линии.
В сентябре 1903 года на Водах сенсационной новостью было открытие первого электрического трамвая. То там, то тут можно было услышать перешёптывание, а местами и возгласы об этом открытии. Но самое интересное было на кассах в депо. Метровые очереди, толкотня, каждый хотел прокатится на молодом трамвайчике.
Но и у него (трамвая) были трудности жизни.
Как ни медленно ходил трамвай, но пассажиры всё больше отдавали предпочтения именно ему. Пятигорские извозчики пытались спасти своё резко пошатнувшееся положение и весной 1905 года подали в городскую думу просьбу ограничить движение трамвая до 12 часов в сутки, оставив для них хлебное вечернее время. Однако городская Дума была занята другими делами и письмо осталось без ответа.
Затем экономическая разруха, разразившаяся в стране и городе Пятигорске после октября 1917, не миновала и трамвайное хозяйство. Первые годы советской власти стали для коллектива Пятигорского трамвайного парка суровой школой выживания в новых условиях. Мирное пассажирское движение и грузоперевозки трамвая возобновилось только в 1920 году благодаря героически усилиям самих работников трамвайного парка, восстановившим 15 моторных и 8 прицепных вагонов.
В годы ВОВ депо сильно пострадало: были разрушены постройки, погибли вагонный парк и ремонтная база. После войны трамвайное хозяйство было сохранено. Вплоть до 1970-ых годов, когда на западной окраине Пятигорска построили новое трамвайное депо на 100 вагонов. Все службы трамвайного управления помещались на проспекте Кирова. Сейчас здесь располагаются администрация трамвайного управления и ремонтные мастерские. На территории старого депо находится трамвай – памятник: открытый двухосный прицепной вагон, который ездил по улицам Пятигорска в начале 20 века.
Неудержимо бежит время. Вот Пятигорск празднует 120 – летие начала существования трамвайчика в своих пределах и окрестностях. Мирное постукивание колес по рельсам… трамвай курсирует по всем частям Пятигорска ежедневно по расписанию. А в парке имени Рудольфа Эммануэля создана ландшафтная композиция из рельс, по которым когда - то проехал тот самый первый трамвайчик…
Мораль сей сказки такова, что терпение и труд всё перетрут.