Автор: Бенотман Екатерина Владимировна
Страна: Донецкая Народная Республика
Город: г. Шахтерск
Организация: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Шахтерская средняя школа №14"
Проект: Всероссийский фестиваль-конкурс к 110-летию со дня рождения С.В. Михалкова «Дом книг»

Литературная гостиная "Давайте знакомиться, Сергей Владимирович Михалков"

 

 

Цель: познакомить обучающихся с творчеством С.В. Михалкова, формировать устойчивый интерес к чтению произведений автора.

Задачи:

  • способствовать усвоению знаний о жизни и творчестве детского поэта;
  • развивать познавательные потребности и интересы обучающихся, творческие и артистические способности,
  • воспитывать интерес к книге, к читательской деятельности, культуру общения и взаимодействия в ходе совместной деятельности.

Оборудование: презентация о творчестве С. В. Михалкова (используется медиапроектор), песни на слова С. В. Михалкова, (Песенка друзей,  Дядя Степа – милиционер), музыка к инсценировке произведений, мультфильм «Две подруги».

Ход мероприятия

1.Организационный момент. Звучит приятная музыка. Дети входят в кабинет.

Ведущий:

Мы рады в этом зале видеть

Вас, дорогие наши друзья!

Сегодня праздник тех, кто любит книги,

И кто не любит тратить время зря!

Наша гостиная любезно открывает двери в мир творчества С.В.Михалкова. Мы познакомимся с жизнью и творчеством этого талантливого мастера слова. А еще постараемся проявить весь свой талант, эрудицию и артистизм в интересных конкурсах. (Слайд№1)

2. Рассказ о жизни и творчестве С.В. Михалкова

         Сергей Владимирович Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве в культурной и образованной семье. Отец Владимир Александрович Михалков имел юридическое образование, был ученым, основоположником птицеводства. Он много сделал для развития и восстановления народного хозяйства. Его мать Ольга Михайловна была учительницей, сестрой милосердия, занималась воспитанием своих 3-х сыновей. Детство Михалкова прошло в поселке Жаворонки. От школы это было далеко, поэтому начальное образование он получил дома. А в школу пошел с 4 класса, после переезда в Москву.

         В семье Михалковых очень любили читать. В доме хранилось много книг. Читали стихи известных поэтов: Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Есенина. Под влиянием атмосферы маленький Сережа уже в 9 лет начал писать стихи. Но их он никому не показывал, а прятал в заветной шкатулке, где хранились драгоценные предметы мальчишечьего обихода и домашний журнал с аккуратно переписанными стихами Пушкина, Некрасова.

         Первые стихотворения Михалкова были опубликованы, когда ему было 15 лет. С 1933 года стихи Михалкова печатают в журналах "Огонек", "Прожектор", "Известия", "Комсомольская правда". В 1935 году опубликована поэма "Дядя Степа". В 1936 году в журнале «Огонек» вышел сборник Михалкова, состоящий из стихов для детей. В этом же году Михалкова узнают, как сказочника после пересказа веселой сказки "Три поросенка".

         В 1941 году 27 июня он выехал на фронт и стал писателем- корреспондентом. В это время Михалков  не пишет для детей. Его стихотворения о Родине, о подвигах советских солдат, о войне. В Москве у Кремлевской стены есть могила Неизвестного солдата. На могиле плита, на ней надпись. Всего две строчки. «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен» - эти строки написал Михалков.

         В 1944 году прозвучал Гимн Советского Союза на слова С.В. Михалкова. В 1977 году Михалков опять участвует в написании слов гимна страны. В 2001 году его стихи участвовали в конкурсе на новый Гимн, и снова победил Михалков. Никогда ни в одной стране мира не случалось так, чтобы слова трех державных гимнов написал один и тот же человек, получивший это право на конкурсной основе. Это явление феноменальное ,достойное занять место в книге рекордов Гиннеса.

         С.В.Михалков имеет множество наград. Одну из них – Орден  за Заслуги перед Отечеством, ему вручил президент В.В.Путин в 2003 году.

3. Путешествие по произведениям С.В. Михалкова

Звучит «Песенка друзей»

         Ребята, вы знаете ,кто автор слов этой песенки? Конечно, Михалков! Его творчество очень многогранно. Он писал в различных жанрах. Он попробовал себя в жанре детской кинофантастики, написав сценарий для фильмов: "Москва-Кассиопея", "Отроки во Вселенной". Многие пьесы Михалкова ставились на сцене театров, и по ним сняты мультфильмы. Наверное, нет в стране ни одного человека, который не был бы знаком с творчеством Сергея Владимировича. За свою долгую жизнь он создал много произведений и для взрослых и для детей. Папы, мамы бабушки и дедушки до сих пор помнят его "Дядю Степу"- большого человека по прозванию "Каланча". Скончался Сергей Михалков.

И начинаем мы свое путешествие с самого маленького жанра – загадки. Мы приготовили для вас загадки. Постараемся их отгадать?

1)

Важно по двору ходил

С острым клювом крокодил,

Головой весь день мотал,

Что – то громко бормотал.

Только это, верно, был

Никакой не крокодил.

У индюшек лучший друг,

Угадайте кто?

2)

С индюком случилось чудо –

Превратился он в верблюда!

Стал он лаять и рычать,

По земле хвостом стучать.

Я запутался, однако,

Он верблюд или… Кто?

3)

Не зовут собаку Шавкой,

И не спит она под лавкой,

А глядит она в окошко

И мяукает, как … Кто?

4)

А теперь давайте с вами

В лес поедем за грибами.

Посмотрите-ка, ребята,

Тут – лисички, там – опята,

Ну, а это, на полянке,

Ядовитые … Что?

5)

Но поганки захотели

Стать полезными грибами

И пошли на кухню сами

И сказали: - Как хотите,

Хоть зажарьте, хоть сварите,-

Обожаем поваров!

Ненавидим … Кого?

         Молодцы, вы запросто отгадали все загадки! А теперь  послушайте частушки по стихотворению С. Михалкова «Постирушка», которые подготовили для вас наши гости.

Таня с Маней — две подружки
Любят в «классики» играть,
А у Нади постирушки:
Ей бы только постирать!

Чуть платочек замарает —
Уж она его стирает.

Все на речку загорать,
А она туда — стирать.

Лента под руки попала —
Намочила, постирала.

И стирает, и стирает,
Полоскает, оттирает,
Отжимает двадцать раз.
Мокрых тряпок полон таз!

На передничках от стирки
Появились даже дырки.

Новый бабушкин платок
Целый день в корыте мок.

Если спросите у Нади:
— Что купить тебе, дружок?—
То она, в глаза не глядя,
Вам ответит: — Утюжок!

Почему бабуся плачет,
Порошок стиральный прячет?
Стоит мыло не убрать —
Внучка примется стирать.

Я еще таких девчушек
В мыльной пене до локтей,
Хлопотушек-«постирушек»,
Не встречал среди детей!

Конечно, больше Михалков написал стихотворений для детей. Его стихи очень мелодичны, легко запоминаются малышам. И в этом есть секрет автора, о котором он пишет так:

Мой секрет в той удивительной Стране, где я увидел свет.

Как многим, исполнялось мне и пять, и десять лет.

В стране Фантазий и Проказ и озорных Затей

Когда-то каждый был из нас одним из тех детей.

Все те, кто рос тогда со мной и набирал года,

Однажды с этою Страной простился навсегда.

Держава детства далеко осталась позади.

«Хочу назад!»- легко сказать Попробуй! Попади!

А я могу! Но свой секрет я не открою вам,

Как я десятки лет живу и тут, и там

Мне стоит лишь собрать багаж!

А долго ли собрать

Бумагу, ручку, карандаш и общую тетрадь?

И вот уже я в той стране, где я увидел свет,

 И, как ни странно, снова мне и пять, и десять лет.

         Герои стихотворений Михалкова – это дети, очень похожие на вас. Поэт как будто перевоплощается в детей. Он чувствует о чем они мечтают, о чем переживают. Послушайте несколько стихотворений, и, может быть, в них вы узнаете себя. (Дети читают «Недотепа», «Модное платье», «Финтифлюшкин», «Тридцать шесть и пять»).

         Но не только стихи писал Михалков. По совету старшего друга С.Я. Маршака, он попробовал себя в жанре басни. И это у автора очень здорово получилось. Послушайте и убедитесь в этом. ( Мультфильм «Две подруги», «Заяц и черепаха» - читает ученик).

         Но самым известным и любимым у детворы стало его произведение в 4 частях – это поэма «Дядя Степа». С юмором, с доброй иронией написал автор о легендарном дяде Стёпе. Читатели полюбили героя-великана и не хотели с ним расставаться. Поэтому Сергей Владимирович написал продолжение. Но оно было необычным. Дядя Стёпа стал милиционером. Сам автор объяснил это так: «Однажды я услышал, как одна бабушка пугала внука милицией. И решил, что дети не должны бояться милиционеров. Так появился «Дядя Степа – милиционер». По стихотворению снять мультипликационный фильм, а также на его стихи композитор И.Крутой написал песню «Дядя Степа –милиционер».

         Однажды Сергей Владимирович читал «Дядю Стёпу» в детском саду. И один мальчик спросил: «А у Стёпы дети есть?»

Что сказать ему в ответ? Тяжело ответить: «Нет». Так появилось продолжение «Дядя Стёпа и Егор».

4. Конкурсно-развлекательная программа

А) Конкурс чтецов.

Все вы предварительно познакомились с творчеством С.Михалкова. И каждый класс подготовил выразительное чтение одного из полюбившихся стихотворений. Сейчас вы продемонстрируете нам свое мастерство в выразительности и артистичности.  Например: «Котята», «Чудо», «Тридцать шесть и пять», «Прогулка», «Радуга».

Б) Литературная викторина.

А теперь проявите свою эрудицию и поучаствуйте в литературной викторине «По страницам произведений С. Михалкова» (игра со зрителями)

В) Инсценирование С. Михалкова.

Каждый класс заранее подготовил сценку по стихотворениям  и сказкам Михалкова. А теперь ребята проявят весь свой талант и актерское мастерство.

Например: «Прививка», «Про девочку, которая не хотела кушать», «А что у вас?», «Как старик корову продавал», «Песенка друзей».

5.Заключительное слово. Выступление учителей.

         Сегодня мы в литературной гостиной много говорили о Сергее Владимировиче. Как будто с ним побеседовали. Наша гостиная подходит к концу, но не заканчивается дружба с писателем Михалковым и с его произведениями, которые согреты добром и юмором. Продолжайте читать его произведения. Обогащайте духовный мир.

О Михалкове можно долго говорить

Но невозможно все о нем сказать.

Как можно Михалкова не любить,

Так невозможно Михалкова не читать.

Пройдут года, но детства чудный миг,

Нам невозможно будет повторить.

Но с нами будет Михалков всегда

В своих стихах по-детски говорить.

Рефлексия: Давайте вместе создадим коллаж нашего настроения и новых впечатлений. Напишите на книжном шаблоне то, что вам больше всего заполнилось и понравилось из нашего урока. О чем бы вы хотели узнать больше. Спасибо всем за то, что посетили нашу гостиную.

 

161 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий