Цель: познакомить обучающихся с творчеством С.В. Михалкова, формировать устойчивый интерес к чтению произведений автора.
Задачи:
Оборудование: презентация о творчестве С. В. Михалкова (используется медиапроектор), песни на слова С. В. Михалкова, (Песенка друзей, Дядя Степа – милиционер), музыка к инсценировке произведений, мультфильм «Две подруги».
Ход мероприятия
1.Организационный момент. Звучит приятная музыка. Дети входят в кабинет.
Ведущий:
Мы рады в этом зале видеть
Вас, дорогие наши друзья!
Сегодня праздник тех, кто любит книги,
И кто не любит тратить время зря!
Наша гостиная любезно открывает двери в мир творчества С.В.Михалкова. Мы познакомимся с жизнью и творчеством этого талантливого мастера слова. А еще постараемся проявить весь свой талант, эрудицию и артистизм в интересных конкурсах. (Слайд№1)
2. Рассказ о жизни и творчестве С.В. Михалкова
Сергей Владимирович Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве в культурной и образованной семье. Отец Владимир Александрович Михалков имел юридическое образование, был ученым, основоположником птицеводства. Он много сделал для развития и восстановления народного хозяйства. Его мать Ольга Михайловна была учительницей, сестрой милосердия, занималась воспитанием своих 3-х сыновей. Детство Михалкова прошло в поселке Жаворонки. От школы это было далеко, поэтому начальное образование он получил дома. А в школу пошел с 4 класса, после переезда в Москву.
В семье Михалковых очень любили читать. В доме хранилось много книг. Читали стихи известных поэтов: Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Есенина. Под влиянием атмосферы маленький Сережа уже в 9 лет начал писать стихи. Но их он никому не показывал, а прятал в заветной шкатулке, где хранились драгоценные предметы мальчишечьего обихода и домашний журнал с аккуратно переписанными стихами Пушкина, Некрасова.
Первые стихотворения Михалкова были опубликованы, когда ему было 15 лет. С 1933 года стихи Михалкова печатают в журналах "Огонек", "Прожектор", "Известия", "Комсомольская правда". В 1935 году опубликована поэма "Дядя Степа". В 1936 году в журнале «Огонек» вышел сборник Михалкова, состоящий из стихов для детей. В этом же году Михалкова узнают, как сказочника после пересказа веселой сказки "Три поросенка".
В 1941 году 27 июня он выехал на фронт и стал писателем- корреспондентом. В это время Михалков не пишет для детей. Его стихотворения о Родине, о подвигах советских солдат, о войне. В Москве у Кремлевской стены есть могила Неизвестного солдата. На могиле плита, на ней надпись. Всего две строчки. «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен» - эти строки написал Михалков.
В 1944 году прозвучал Гимн Советского Союза на слова С.В. Михалкова. В 1977 году Михалков опять участвует в написании слов гимна страны. В 2001 году его стихи участвовали в конкурсе на новый Гимн, и снова победил Михалков. Никогда ни в одной стране мира не случалось так, чтобы слова трех державных гимнов написал один и тот же человек, получивший это право на конкурсной основе. Это явление феноменальное ,достойное занять место в книге рекордов Гиннеса.
С.В.Михалков имеет множество наград. Одну из них – Орден за Заслуги перед Отечеством, ему вручил президент В.В.Путин в 2003 году.
3. Путешествие по произведениям С.В. Михалкова
Звучит «Песенка друзей»
Ребята, вы знаете ,кто автор слов этой песенки? Конечно, Михалков! Его творчество очень многогранно. Он писал в различных жанрах. Он попробовал себя в жанре детской кинофантастики, написав сценарий для фильмов: "Москва-Кассиопея", "Отроки во Вселенной". Многие пьесы Михалкова ставились на сцене театров, и по ним сняты мультфильмы. Наверное, нет в стране ни одного человека, который не был бы знаком с творчеством Сергея Владимировича. За свою долгую жизнь он создал много произведений и для взрослых и для детей. Папы, мамы бабушки и дедушки до сих пор помнят его "Дядю Степу"- большого человека по прозванию "Каланча". Скончался Сергей Михалков.
И начинаем мы свое путешествие с самого маленького жанра – загадки. Мы приготовили для вас загадки. Постараемся их отгадать?
1)
Важно по двору ходил
С острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
Что – то громко бормотал.
Только это, верно, был
Никакой не крокодил.
У индюшек лучший друг,
Угадайте кто?
2)
С индюком случилось чудо –
Превратился он в верблюда!
Стал он лаять и рычать,
По земле хвостом стучать.
Я запутался, однако,
Он верблюд или… Кто?
3)
Не зовут собаку Шавкой,
И не спит она под лавкой,
А глядит она в окошко
И мяукает, как … Кто?
4)
А теперь давайте с вами
В лес поедем за грибами.
Посмотрите-ка, ребята,
Тут – лисички, там – опята,
Ну, а это, на полянке,
Ядовитые … Что?
5)
Но поганки захотели
Стать полезными грибами
И пошли на кухню сами
И сказали: - Как хотите,
Хоть зажарьте, хоть сварите,-
Обожаем поваров!
Ненавидим … Кого?
Молодцы, вы запросто отгадали все загадки! А теперь послушайте частушки по стихотворению С. Михалкова «Постирушка», которые подготовили для вас наши гости.
Таня с Маней — две подружки
Любят в «классики» играть,
А у Нади постирушки:
Ей бы только постирать!
Чуть платочек замарает —
Уж она его стирает.
Все на речку загорать,
А она туда — стирать.
Лента под руки попала —
Намочила, постирала.
И стирает, и стирает,
Полоскает, оттирает,
Отжимает двадцать раз.
Мокрых тряпок полон таз!
На передничках от стирки
Появились даже дырки.
Новый бабушкин платок
Целый день в корыте мок.
Если спросите у Нади:
— Что купить тебе, дружок?—
То она, в глаза не глядя,
Вам ответит: — Утюжок!
Почему бабуся плачет,
Порошок стиральный прячет?
Стоит мыло не убрать —
Внучка примется стирать.
Я еще таких девчушек
В мыльной пене до локтей,
Хлопотушек-«постирушек»,
Не встречал среди детей!
Конечно, больше Михалков написал стихотворений для детей. Его стихи очень мелодичны, легко запоминаются малышам. И в этом есть секрет автора, о котором он пишет так:
Мой секрет в той удивительной Стране, где я увидел свет.
Как многим, исполнялось мне и пять, и десять лет.
В стране Фантазий и Проказ и озорных Затей
Когда-то каждый был из нас одним из тех детей.
Все те, кто рос тогда со мной и набирал года,
Однажды с этою Страной простился навсегда.
Держава детства далеко осталась позади.
«Хочу назад!»- легко сказать Попробуй! Попади!
А я могу! Но свой секрет я не открою вам,
Как я десятки лет живу и тут, и там
Мне стоит лишь собрать багаж!
А долго ли собрать
Бумагу, ручку, карандаш и общую тетрадь?
И вот уже я в той стране, где я увидел свет,
И, как ни странно, снова мне и пять, и десять лет.
Герои стихотворений Михалкова – это дети, очень похожие на вас. Поэт как будто перевоплощается в детей. Он чувствует о чем они мечтают, о чем переживают. Послушайте несколько стихотворений, и, может быть, в них вы узнаете себя. (Дети читают «Недотепа», «Модное платье», «Финтифлюшкин», «Тридцать шесть и пять»).
Но не только стихи писал Михалков. По совету старшего друга С.Я. Маршака, он попробовал себя в жанре басни. И это у автора очень здорово получилось. Послушайте и убедитесь в этом. ( Мультфильм «Две подруги», «Заяц и черепаха» - читает ученик).
Но самым известным и любимым у детворы стало его произведение в 4 частях – это поэма «Дядя Степа». С юмором, с доброй иронией написал автор о легендарном дяде Стёпе. Читатели полюбили героя-великана и не хотели с ним расставаться. Поэтому Сергей Владимирович написал продолжение. Но оно было необычным. Дядя Стёпа стал милиционером. Сам автор объяснил это так: «Однажды я услышал, как одна бабушка пугала внука милицией. И решил, что дети не должны бояться милиционеров. Так появился «Дядя Степа – милиционер». По стихотворению снять мультипликационный фильм, а также на его стихи композитор И.Крутой написал песню «Дядя Степа –милиционер».
Однажды Сергей Владимирович читал «Дядю Стёпу» в детском саду. И один мальчик спросил: «А у Стёпы дети есть?»
Что сказать ему в ответ? Тяжело ответить: «Нет». Так появилось продолжение «Дядя Стёпа и Егор».
4. Конкурсно-развлекательная программа
А) Конкурс чтецов.
Все вы предварительно познакомились с творчеством С.Михалкова. И каждый класс подготовил выразительное чтение одного из полюбившихся стихотворений. Сейчас вы продемонстрируете нам свое мастерство в выразительности и артистичности. Например: «Котята», «Чудо», «Тридцать шесть и пять», «Прогулка», «Радуга».
Б) Литературная викторина.
А теперь проявите свою эрудицию и поучаствуйте в литературной викторине «По страницам произведений С. Михалкова» (игра со зрителями)
В) Инсценирование С. Михалкова.
Каждый класс заранее подготовил сценку по стихотворениям и сказкам Михалкова. А теперь ребята проявят весь свой талант и актерское мастерство.
Например: «Прививка», «Про девочку, которая не хотела кушать», «А что у вас?», «Как старик корову продавал», «Песенка друзей».
5.Заключительное слово. Выступление учителей.
Сегодня мы в литературной гостиной много говорили о Сергее Владимировиче. Как будто с ним побеседовали. Наша гостиная подходит к концу, но не заканчивается дружба с писателем Михалковым и с его произведениями, которые согреты добром и юмором. Продолжайте читать его произведения. Обогащайте духовный мир.
О Михалкове можно долго говорить
Но невозможно все о нем сказать.
Как можно Михалкова не любить,
Так невозможно Михалкова не читать.
Пройдут года, но детства чудный миг,
Нам невозможно будет повторить.
Но с нами будет Михалков всегда
В своих стихах по-детски говорить.
Рефлексия: Давайте вместе создадим коллаж нашего настроения и новых впечатлений. Напишите на книжном шаблоне то, что вам больше всего заполнилось и понравилось из нашего урока. О чем бы вы хотели узнать больше. Спасибо всем за то, что посетили нашу гостиную.