Автор: Таможникова Светлана Евгеньевна
Страна: Российская Федерация
Город: станица Старощербиновская
Организация: МБДОУ ЦРР - детский сад № 9 музыкальный руководитель
Проект: Вне проекта

Проект "Музыка родных просторов"

 

 

Актуальность:  

    Сегодня,  когда нашему обществу требуется человек с возросшим чувством собственного достоинства, с высоким уровнем самосознания, на первое место встаёт вопрос о создании духовно-нравственной среды воспитания и формирование творческой индивидуальности.   

   Существуя в современном мире, мы не оторваны от того, что было много лет назад. Важно понимать, что многое в сегодняшний мир пришло из прошлого, почему именно в таком виде, благодаря кому и чему сохранился жизненный опыт поколений. Необходимо донести до сознания детей, что мы должны сохранить опыт предков и всё лучшее передать своим детям, в будущее. Ведь без прошлого нет будущего. Поэтому,  воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача, особенно актуальная сегодня.

    Роль воспитания на основе традиций казачества на современном этапе возрастает. Воспитание детей было  одним из главных задач  для казаков. Им прививали   любовь    к родной земле,   ответственное  отношение к порученному  делу – к защите  рубежей   своей Отчизны. Изучение истории и культуры казачества является важной составляющей воспитания.  

    Любовь маленького ребёнка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живёт, к детскому саду, станице.

   Наблюдая за детьми, я увидела, что они с удовольствием слушают казачью музыку, с любопытством рассматривают   фотографии о родной станице, открытки о Краснодарском крае, делятся впечатлениями. Но, беседуя с детьми, родителями, я убедилась в том, что дети мало знают о творческих коллективах нашей  родной станицы, о музыке, которая может «рассказать» о природе родных мест, о том, что в нашей станице Старощербиновской живут прекрасные люди – работящие, талантливые, творческие.

    Поэтому, я решила, что  если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил станицу, начнут проявлять интерес к событиям станичной  жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи моего проекта выполнены.

 

 

 

Цель:

  1. Создать организационно-педагогические условия для обогащения у детей  и родителей  знаний о традициях казачьего края, родной станицы; расширить  нравственные и эстетические представления о кубанском фольклоре и творческой деятельности народных коллективов станицы Старощербиновской.
  2. Обеспечить открытость образовательного пространства и установление партнерских отношений родителей и педагогов при реализации проекта.

 

Задачи:

 

Для детей:

  1. Приобщать детей к прошлому и настоящему родной культуры; быту и традициям  кубанских казаков.
  2. Обучить детей характерным основам народной песни посредством кубанского фольклора; научить любить музыку своего родного края.
  3. Воспитывать у детей эмоционально положительное отношение  к тому месту, где он родился и живет; уважения к людям, которые живут и работают рядом.
  4. Знакомить с творчеством поэтов, художников, народных коллективов прославляющих нашу станицу.
  5. Дать представление  о выразительных средствах, передающих настроение в музыке, искусстве  фотографии, художественном слове; учить детей движениями передавать характер этнической музыки.
  6. Способствовать интеллектуальному развитию, обогащению речи; знакомить с кубанским диалектом.
  7. Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции Кубани.

 

 

Для родителей:

 

    1.   Привлечь внимание родителей к проблеме формирования у детей осознанного отношения к пониманию  важности родной кубанской культуры, ее  художественно-воспитательной ценности.
    2.   Создать условия для участия родителей воспитанников в образовательной деятельности:
  •  Разработать такую форму образовательной деятельности, которая  позволит родителям познакомиться с современными формами организации педагогического  процесса и стать его полноценными участниками;
  •  Разработать вспомогательный методический материал для качественного и эффективного взаимодействия педагога и  родителей;
  •  Использовать современные информационно-коммуникационные технологии.
    1.   Повысить интерес родителей к активному взаимодействию с детьми в детском саду и дома, используя различные формы и  виды музыкальной деятельности:
  • Пригласить на открытое интегрированное занятие «Моей станицы хлебные  поля»;
  • Привлечь к активному участию в подготовке и проведении семейного праздника в форме познавательно-развлекательной викторины «Станица славных казаков»;
  • Обращать внимание родителей на консультации в информационных уголках: «Влияние кубанского фольклора на духовное развитие ребенка», «Сохраним традиции. О православных праздниках на Кубани», «Всюду музыка звучит. Песни кубанских полей»,  «Нет на свете плясок краше, если вдруг казак запляшет. О хореографических народных коллективах Щербиновского района», «Надо казаком родиться, чтоб весь век судьбой гордиться. О хоровых народных коллективах Щербиновского района».
  • Подготовить музыкальный материал для создания домашней фонотеки казачьей музыки «Музыка родных просторов»;
    1.  Разработать памятки с методическими рекомендациями по музыкальному воспитанию детей по теме проекта: «Просто. Весело. Полезно. Кубанские игры под музыку для семейного досуга», «Это интересно. Кубанские пословицы, поговорки, загадки».
    2.   Дать родителям возможность ощутить ценность эмоционального, духовного и  познавательного общения  ребенка с близким взрослым, сопричастности к историческому прошлому своего народа.

 

Для педагогов:

 

1.Разработать содержание, методы, приемы, формы организации музыкальной деятельности, способствующей духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной к школе группы.

  1. Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых для реализации проекта.
  2. Организовать участие родителей и детей в следующих мероприятиях:
  • «День открытых дверей»;
  • «Семейный праздник».
  1. Обеспечить реализацию проекта через образовательные области «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
  2. Разработать консультацию «Использование казачьей музыки в процессе режимных моментов и при организации самостоятельной музыкально-творческой деятельности».
  3. Способствовать в процессе разработки и реализации проекта установлению партнерских взаимоотношений педагогов ДОУ, родителей.

 

Вид проекта: творческий, долгосрочный, групповой.

 

Участники проекта:  дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель, педагоги групп.

 

Срок реализации: 01.09.2016 – 22.05.2017

 

Предполагаемый результат: 

 

Для детей:

  • Сформируется  желание любить  и уважать  малую Родину;
  • Сформируется познавательный интерес к дальнейшему изучению культуры своих предков; глубже осознают культурные традиции Краснодарского края;
  • Сформируется собственный «багаж» любимой казачьей музыки; казачьих игр; умение использовать полученные знания в самостоятельной музыкальной деятельности;
  • Обогатиться словарный запас;
  • Сформируются представления об эстетической стороне казачьего фольклора;
  • У детей и родителей появится интерес к историческому прошлому нашей станицы, активность в поиске краеведческого материала, интерес к неповторимой природе родного края.
  • Сформируются высокие нравственные личностные качества: отзывчивость, справедливость, смелость, отвага, доброта.

 

Для родителей.

  • Повысится активность участия в образовательном пространстве ДОУ.
  • Повысится уровень компетентности, взаимопонимания при взаимодействии с педагогами для решения общих воспитательных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание проекта:

 

Этапы проекта

Мероприятия

Деятельность детей

Совместная деятельность

музыкального руководителя и воспитателя

Деятельность родителей

Подготовительный этап

  1. Рассматривание костюмов казака, казачки, орнамента кубанских вышивок на рушниках, сорочках. (сентябрь).
  2. Рассматривание фотографий из творческой деятельности народных коллективов станицы, руководителей коллективов

(сентябрь, октябрь).

  1. Загадки о предметах казачьей утвари; казачьем снаряжении.

(сентябрь).

  1. Знакомство с казачьими пословицами, поговорками о жизни и труде казаков, о хлебе.

(сентябрь - ноябрь).

  1. Знакомство с пословицами о жизни казачек, их трудовых днях.

(октябрь).

 

Провести с детьми предварительные беседы:

  • о разнообразии музыкальных стилей и жанров; об особенностях, «изюминках» кубанского фольклора;
  •  о том, что музыка может «рассказать» о красоте родных мест;
  • о том, что и в нашей станице немало  творческих коллективов, прославляющих станицу Старощербиновскую.

1. Выявить наличие знаний, умений, навыков на начало года по вопросам: певческие, игровые, танцевальные навыки, овладение фольклорным материалом,   знания содержания сказок, малых фольклорных форм, казачьих праздников и игр.

2. Определение целей и задач.

2. Поиск и изучение материалов музыкально-художественного направления  по теме проекта, изучение методической литературы.

3. Поиск материалов для разработки презентаций «От зерна до каравая» /к НОД «Моей станицы хлебные поля»/; «Природа и музыка Кубани» /к музыкально-литературной викторине «Музыка родных просторов»/.

4. Провести беседы о том, что музыка бывает разной: современной, классической, русской народной и казачьей. О том, что казачий фольклор очень отличается от других направлений  и сейчас эта музыка не забыта, ее исполняют различные творческие коллективы станицы.

5. Подбор музыкального материала казачьего фольклора для прослушивания дома.

6. Подбор музыкального материала казачьей музыки для использования его как фоновой музыки при организации совместной деятельности с детьми, самостоятельной музыкальной деятельности детей –«концертов», «оркестров».

1. Предложить родителям создать дома музыкальный уголок, фонотеку казачьих  песен; побуждать к совместному обсуждению прослушанной музыки.

Основной этап

  1. Праздник «Кубань родная»  (сентябрь).
  2. НОД «Музыка» в течение указанного срока проекта согласно расписанию.
  3. Беседы об обычаях и традициях кубанских казаков, их песнях.

(октябрь)

  1. Ознакомление детей с казачьим бытом, снаряжением казаков, народно-прикладным искусством Кубани.

(октябрь).

  1. Беседы о творческих коллективах станицы Старощербиновской. (октябрь - ноябрь).
  2. Знакомство с поэтическим словом о Кубани, творчеством кубанских и станичных поэтов В. Нестеренко, В.Бакалдина, Ю. Г. Харамана, Л. Шульга.

(ноябрь).

  1. Знакомство с кубанским диалектом (Люлька,

черевички,

глечик,

горница,

чувал,

дивчина,

хлопец).

(по мере знакомства с кубанским фольклором - разбор слов, часто встречающихся в разговоре старшего поколения).

    1. Слушание музыки:
  •  Гимн «Кубань - ты наша Родина». Сл. К. Образцова
  • «Казачий край»

 А. Заволокиной.

  • «Ой, да, Краснодарский край» В. Захарченко.
  • «Ой, стога, стога»

Муз. В. Захарченко.

  • «Чудный месяц»

Муз. Е. Щекалева.

  • «Измирская».
  • «Черкеска».
  • «Тэче Кубань».
  •  «Варенычки».

 

  1. Пение:
  • «Мы с тобою казаки»

 В. Захарченко.

  • «Как в степи кубанской».
  • «Кубанское полюшко».

 

  1. Музыкально-ритмическая деятельность:
  • Танец «Казачий шуточный».
  • Танец «Чудный месяц».
  • Танцевальные импровизации под казачью музыку: «Чорноморец», «Молодычка», «Растет пшеницы колосок».
  1. Подвижные и кубанские игры:
  • «Собери колоски в снопы».
  • «Озера и ручейки».
  • «Зевака».
  • «Построй крепость».
  • «Собери казака в дальнюю дорогу».
  • «Напои коня».
  • «Передай подкову».
  • «Сложи поленицу».
  • «Плетень».
  • «Собери урожай».
  • «Золотые ворота».
  • «Папаха».
  • «Горка».
  • «Капельки».
  • «В  огороде гречка».

 

 

 

 

3.Просмотр видеоматериала «Ковал кузнец казачью шашку».

4.Побуждение детей к активному обсуждению прослушанных произведений, их содержания, средств музыкальной выразительности.

5.Систематическое, последовательное ознакомление детей с музыкальным  материалом  по теме предстоящих мероприятий по всем видам музыкальной деятельности.

6.Знакомить с казачьими играми «Перетяжки», «Ручейки-озера», «Напои коня», «Передай подкову», «Кто спать мешает казаку», «Ой, на гори гречка».

7.Музыкально-ритмические движения под казачью музыку «Молодычка», «Чорноморец».

8.Разучивание стихотворений для предстоящих мероприятий.

  1. Праздники и развлечения:
  • «День знаний на Кубани»      /сентябрь/.
  • «Покров»          /октябрь/.
  • «Масленица на Кубани» /февраль/.
  • Музыкально – литературная викторина «Музыка родных просторов»         /март/.

 

 

  1. Разработка перспективных планов, содержания работы. Конспектов интегрированных музыкальных занятий, сценариев мероприятий по теме проекта.

(сентябрь).

  1. Консультация «Использование казачьей музыки в режимных моментах и при организации самостоятельной музыкальной деятельности». /сентябрь/.
  2. Индивидуальная работа с воспитателями подготовительных групп  «Использование казачьей музыки в процессе организованной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей».    /сентябрь – апрель/.

 

  1. Подготовка и проведение открытого показа НОД

«Моей станицы хлебные поля»  /ноябрь/.

 

  1. Подготовка и проведение семейного праздника в форме познавательно – развлекательной викторины «Станица славных казаков» /апрель/.

 

  1. Разработка презентаций в формате слайд-шоу «От зерна до каравая» /к НОД «Моей станицы хлебные поля»/.

Разработка презентации «Природа и музыка Кубани» /к музыкально-литературной викторине «Музыка родных просторов»/.

  1. Разработка викторины для детей и родителей «Что та знаешь о своей станице» (февраль).

 

1.Прослушивание в домашних условиях казачьей музыки в исполнении  различных Кубанских творческих коллективов.

2. Консультации в информационные уголки для родителей:

  • «Влияние кубанского фольклора на духовное развитие ребенка» /сентябрь/.
  • «Сохраним традиции. О православных праздниках на Кубани»  /октябрь/.
  • «Всюду музыка звучит. Песни кубанских полей» /ноябрь/.
  • «Нет на свете плясок краше, если вдруг казак запляшет. О хореографических народных коллективах Щербиновского района».   /февраль/.
  • «Надо казаком родиться, чтоб весь век судьбой гордиться. О хоровых народных коллективах Щербиновского района» /март/.

 

  • Памятки, буклеты:

 

  • «Как слушать музыку дома с ребенком».  /декабрь/.

«Просто. Весело. Полезно. Кубанские игры под музыку для семейного досуга» /январь/.

  • «Это интересно. Кубанские пословицы, поговорки, загадки». /апрель/.
  •  
  • Открытый показ НОД с активным участием родителей

«Моей станицы хлебные поля»  /ноябрь/.

 

Заключительный этап

1.Интегрированное  занятие

«Моей станицы хлебные поля»

/с использованием ИКТ/.

(ноябрь).

2.Семейный праздник в форме познавательно-развлекательной викторины «Станица славных казаков»

(март).

3. Концерт ко Дню 70- летия Победы /на основе изученного музыкального материала по теме проекта/ (май).

  1. Побуждение детей к активному обсуждению просмотренных презентации, к умению анализировать, делать вывод об особенностях кубанского музыкального и игрового фольклора; о красоте песен казачьей музыки.
  2.  Исполнение песен по теме проекта.
  3. Свободная танцевальная импровизация под казачью музыку.
  4. Активное участие в играх, соревнованиях.

1.Проведение запланированных мероприятий.

2.Освещение мероприятий на личном мини-сайте на размещение практического материала.

3. Создание на сайте фотоальбома «Мы – потомки казаков».

 

  1. Активное участие членов семьи открытом интегрированном занятии, на семейном  празднике.

 

  1. Заполнение родителями листов отзывов и предложений  по посещению праздника с целью разработки в дальнейшем более эффективных форм взаимодействия.

 

 

 

Источники и используемая литература.

 

 

  1. ФГОС 
  2. С.И.Мерзлякова «Комплексные и интегрированные занятия». «Музыкальный руководитель» 3/2008. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника».
  3. М.Ю. Картушина «Интегрированные занятия для детей 5-7 лет».

Москва ООО Издательство «Скрипторий» 2009.

  1. Е.Н.Еременко  «Кубановедение»  1 – 4  классы.  ОИПЦ  «Перспективы  образования».  2007,2008гг.
  2. И.П. Лотышев «Путешествия  по  родному  краю». «Перспективы  образования».

2006  г.

  1. Стихи   кубанских  поэтов, поэтов станицы Старощербиновской.  Периодические  издания.
  2. Программа «Приобщение воспитанников к ценностям Казачьей культуры, как одно из эффективных направлений социально-реабилитационной работы». Еранцева Светлана Викторовна.
  3. Интернет – ресурсы: казачьи форумы, фотографии казаков и казачьего быта; 

 

 

 

8 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий