Автор: Селезнева Алена Сергеевна
Страна: Российская Федерация
Город: село Боград
Организация: МБОУ "Боградская СОШ"
Проект: Вне проекта

Проекты и межпредметная интеграция в начальной школе

 

«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне и я запомню.

Дай мне действовать самому, и я научусь»

Конфуций (6 век)

 

 

В современном мире изменилось понимание нашей профессии. Учитель сейчас выступает как мотиватор, новигатор и коммуникатор. Мы должны вырастить в ребенке потребность в самостоятельном добывании знаний. Это очень сложный и трудоёмкий процесс в котором нам помогает проектная деятельность.

Обучение в процессе деятельности — это и есть работа над проектом, которую можно применять и как метод, и как форму урока. Метод проектов в практике работы учителя может использоваться как дидактическое средство развития, обучения и воспитания учащихся, как средство формирования социально-активной личности.

Понятие детской самостоятельности Л.С.Выготский ещё в 1926 году определил, как способность действовать относительно независимо от других [1, с. 34].

Существует несколько классификаций проектов. Какие виды проектов Вам известны или какие Вы используете в своей практике? (познавательный, исследовательский, конструкторский, социальный).

Хочу немного дополнить получившуюся классификацию. Я буду называть вид проектов, затем вместе с Вами рассуждать над результатом данного проекта.

- Исследовательские (получение научного знания) фото

- Творческие проекты (получение творческого продукта)фото на слайдах

- Ролевые и игровые (спектакль, сценка, показательное выступление) фото

- Информационные (получение информации и представление ее для аудитории) фото

- Прикладные или практико-ориентированные (результат ориентирован на социальные интересы участников) фото

Е.С.Полат

По продолжительности выполнени:

-мини-проекты (1 урок или фрагмент)

- краткосрочные (на 46 уроков) исследовательские проекты

- долгосрочные (от 1 месяца) школьная летопись

Но одно очень важное условие объединяет все виды проектов:

Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены.

Проектные задачи

Под проектной задачей А.Б.Воронцов понимает задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей [5, с. 47].

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлага­ются все необходимые средства и материалы в виде набо­ра (или системы) заданий и требуемых для их выполне­ния данных [6, с. 55-58].

 

Структура проектной задачи  

  1. Описание ситуации, содержащей проблему

  2. В описаной ситуации скрыта формулировка цели деятельности

  3. Задание или система заданий

  4. Описание конечного «продукта» 

  5. Решение задачи направлено на создание «продукта»/ "продуктов"

  6. Итоговый продукт презентуется и оценивается публично.

  7. Справочный материал к проектной задаче.

Критерии проектной задачи:

  1. Детям должно быть интересно, любопытно!

  2. Дается описание ситуации (житейской, вымышленной, фантастической...).

  3. В описании ситуации спрятаны цель, условие задачи и часть данных.

  4. Четко описан продукт.

  5. Прослеживается логика: цель-условие-задания-результат-продукт.

  6. К результату направляет задание или система заданий.

  7. Результат решения используется для создания продукта.

 

Хочу обратить внимание, что проектная задача может решаться на одном уроке. В этом случае время на решение задачи от 15 до 30 минут. Проектная задача может решаться несколько часов. Такие задачи в основном решаются во внеурочной деятельности, на продленке или в кружке. 

Пример проектной задачи

Задача для 4 класса. Математика, информатика, риторика.
Можно ли за урок узнать и запомнить информацию об интересах и увлечениях сразу всех 27 учеников нашего класса?   Проведём опрос с целью сбора и изучения информации об одноклассниках и представим информацию в виде диаграммы.

Введение проектных задач в образовательный процесс начальной школы существенно меняет систему оценивания. Основными инструментами оценки в рамках решения проектных задач становятся экспертные карты и экспертные оценки по заданным критериям предъявления выполненных « продуктов».

Использование проектных задач начинается со второго полугодия 1 класса, после адаптационного периода.

Проект и средства его реализации

 

Выполняя проекты, дети должны на основе целенаправленного развития проектного и проектно-исследовательского мышления приобрести опыт и умение анализировать проблемные ситуации, проектировать цели, планировать достижение цели, описывать решения и делать обоснованный выбор, решать задачи, предъявлять результат своего труда, осуществлять рефлексию.

Требования к проекту представлены на слайде.

Группы учащихся для работы над проектом формируются с учетом психологической совместимости

Предлагаю вместе вспомнить Алгоритм работы над проектом

1 постановка цели;

2 выявление проблемы, формулировка задач;

3 обсуждение возможных вариантов исследования,

4 выбор способов;

5 самообразование при помощи учителя;

6 продумывание хода деятельности, распределение

7 обязанностей;

8 исследование, решение отдельных задач,

9 компоновка;

10 обобщение результатов, выводы;

11 анализ успехов и ошибок, коррекция.

Могут ли дети самостоятельно обучиться проектированию? Как Вы думаете, какая роль в работе над проектом, отведена учителю? Слайд.

Методические инструменты:

- интеллект-карты, которые Вы все используете в своей работе.

- дневник проекта (альбом, в котором дети фиксируют основные этапы работы над проектом)документ портфолио проекта

- «Ромашка»

- «Пять почему»

Определяем проблему и выявляем её причины. Давайте испытаем этот способ на себе.

Проблема: Рост числа детей и подростков с игровой зависимостью.

1 «ПОЧЕМУ?» (стремление уйти от действительности)

2 «ПОЧЕМУ?» (не интересный досуг)

3 «ПОЧЕМУ?» (недостаточно современных и интересных форм организации внеурочной деятельности)

4 «ПОЧЕМУ?» (нет новых форм организации свободного времени)

5 «ПОЧЕМУ?»

ЧТО ДЕЛАТЬ? (учимся искать пути решения проблемы)

- Метод наводящих вопросов:

Почему данную проблему нужно решать?

Что для этого нужно сделать?

Какие средства необходимы?

-карикатура - эскиз к выявленной проблеме, поиск образного представления проблемной ситуации.

-мозговая атака -

вляется, по сути методом генерирования идей в сжатые сроки и подразумевает этапы: спонтанное изложение каждым участникам своих идей в быстром темпе без предварительной критики и обсуждения;

запись «выданных» идей;

поочередное обсуждение и оценка каждой идеи;

отбор 1-2 идей, которые становятся основой проекта.

-дерево решений

Любой рисунок, схема, интеллект-карта, таблица, модель, которые воздействуют на мышление, понимание и сознание, выполняют роль методических инструментов.

Все перечисленные методы и многие используемые Вами в своей работе, являются частичкой проекта или мини-проектом.

Проект и коммуникация

И результаты диагностики универсальных учебных действий также позволяют с уверенностью утверждать, что проектная деятельность повышает эффективность формирования универсальных учебных действий младших школьников и способствует повышению качества успеваемости.

Современные дети не умеют общаться, это доказано не только международными и всероссийскими исследователями, но и мы с вами видим

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
Проектная деятельность и классно-урочная система

 

Оценка учебных достижений в проектной деятельности

Учащиеся могут изготовить коллажи, афиши, объявления, рекламы; провести исследование с последующим оформлением результатов, продемонстрировать модели, схемы, рисунки с необходимыми пояснениями; подготовить инсценировку по собственному сценарию; составить план посещения различных мест с иллюстрациями; организовать интервью, круглый стол, ток-шоу с описанием результатов беседы и т.д

Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

 

Список литературы:

  1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С.Выготский. - М.: Педагогика, 1913. - 581с.

  2. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении [Текст] / В.В.Давыдов. - М.: Педагогика, 1972. – 424с.

  3. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли [Текст]. Пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. – М.: 2012г.

  4. Ковтаенкова, Е.В. Формирование учебной самостоятельности младших школьников средствами математики [Текст]/ Е. В. Ковтаенкова, М. В. Дубова // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - N 5 - С. 48-51. - Библиогр.: с. 51 (7 назв.).

  5. Кириллова, О.А. Воспитание учебной самостоятельности школьников посредством комплекса проблемных задач [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования: защищена 02.06.2008 / Кириллова О.А.; [Шадрин. гос. пед. ин-т]. - Шадринск, 2008. - 217 л. - На правах рукописи.

6. А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Клевцова, О.В. Раскина. Сборник проектных задач. Начальная школа. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 выпусках. Выпуск 2. [Текст]/ под ред. А.Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2012. – 285с.

 

Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий