«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне и я запомню.
Дай мне действовать самому, и я научусь»
Конфуций (6 век)
В современном мире изменилось понимание нашей профессии. Учитель сейчас выступает как мотиватор, новигатор и коммуникатор. Мы должны вырастить в ребенке потребность в самостоятельном добывании знаний. Это очень сложный и трудоёмкий процесс в котором нам помогает проектная деятельность.
Обучение в процессе деятельности — это и есть работа над проектом, которую можно применять и как метод, и как форму урока. Метод проектов в практике работы учителя может использоваться как дидактическое средство развития, обучения и воспитания учащихся, как средство формирования социально-активной личности.
Понятие детской самостоятельности Л.С.Выготский ещё в 1926 году определил, как способность действовать относительно независимо от других [1, с. 34].
Существует несколько классификаций проектов. Какие виды проектов Вам известны или какие Вы используете в своей практике? (познавательный, исследовательский, конструкторский, социальный).
Хочу немного дополнить получившуюся классификацию. Я буду называть вид проектов, затем вместе с Вами рассуждать над результатом данного проекта.
- Исследовательские (получение научного знания) фото
- Творческие проекты (получение творческого продукта)фото на слайдах
- Ролевые и игровые (спектакль, сценка, показательное выступление) фото
- Информационные (получение информации и представление ее для аудитории) фото
- Прикладные или практико-ориентированные (результат ориентирован на социальные интересы участников) фото
Е.С.Полат
По продолжительности выполнени:
-мини-проекты (1 урок или фрагмент)
- краткосрочные (на 46 уроков) исследовательские проекты
- долгосрочные (от 1 месяца) школьная летопись
Но одно очень важное условие объединяет все виды проектов:
Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены.
Проектные задачи
Под проектной задачей А.Б.Воронцов понимает задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей [5, с. 47].
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных [6, с. 55-58].
Структура проектной задачи
|
Критерии проектной задачи:
|
Хочу обратить внимание, что проектная задача может решаться на одном уроке. В этом случае время на решение задачи от 15 до 30 минут. Проектная задача может решаться несколько часов. Такие задачи в основном решаются во внеурочной деятельности, на продленке или в кружке.
Пример проектной задачи
Задача для 4 класса. Математика, информатика, риторика.
Можно ли за урок узнать и запомнить информацию об интересах и увлечениях сразу всех 27 учеников нашего класса? Проведём опрос с целью сбора и изучения информации об одноклассниках и представим информацию в виде диаграммы.
Введение проектных задач в образовательный процесс начальной школы существенно меняет систему оценивания. Основными инструментами оценки в рамках решения проектных задач становятся экспертные карты и экспертные оценки по заданным критериям предъявления выполненных « продуктов».
Использование проектных задач начинается со второго полугодия 1 класса, после адаптационного периода.
Проект и средства его реализации
Выполняя проекты, дети должны на основе целенаправленного развития проектного и проектно-исследовательского мышления приобрести опыт и умение анализировать проблемные ситуации, проектировать цели, планировать достижение цели, описывать решения и делать обоснованный выбор, решать задачи, предъявлять результат своего труда, осуществлять рефлексию.
Требования к проекту представлены на слайде.
Группы учащихся для работы над проектом формируются с учетом психологической совместимости
Предлагаю вместе вспомнить Алгоритм работы над проектом
1 постановка цели;
2 выявление проблемы, формулировка задач;
3 обсуждение возможных вариантов исследования,
4 выбор способов;
5 самообразование при помощи учителя;
6 продумывание хода деятельности, распределение
7 обязанностей;
8 исследование, решение отдельных задач,
9 компоновка;
10 обобщение результатов, выводы;
11 анализ успехов и ошибок, коррекция.
Могут ли дети самостоятельно обучиться проектированию? Как Вы думаете, какая роль в работе над проектом, отведена учителю? Слайд.
Методические инструменты:
- интеллект-карты, которые Вы все используете в своей работе.
- дневник проекта (альбом, в котором дети фиксируют основные этапы работы над проектом)документ портфолио проекта
- «Ромашка»
- «Пять почему»
Определяем проблему и выявляем её причины. Давайте испытаем этот способ на себе.
Проблема: Рост числа детей и подростков с игровой зависимостью.
1 «ПОЧЕМУ?» (стремление уйти от действительности)
2 «ПОЧЕМУ?» (не интересный досуг)
3 «ПОЧЕМУ?» (недостаточно современных и интересных форм организации внеурочной деятельности)
4 «ПОЧЕМУ?» (нет новых форм организации свободного времени)
5 «ПОЧЕМУ?»
ЧТО ДЕЛАТЬ? (учимся искать пути решения проблемы)
- Метод наводящих вопросов:
Почему данную проблему нужно решать?
Что для этого нужно сделать?
Какие средства необходимы?
-карикатура - эскиз к выявленной проблеме, поиск образного представления проблемной ситуации.
-мозговая атака -
вляется, по сути методом генерирования идей в сжатые сроки и подразумевает этапы: спонтанное изложение каждым участникам своих идей в быстром темпе без предварительной критики и обсуждения;
запись «выданных» идей;
поочередное обсуждение и оценка каждой идеи;
отбор 1-2 идей, которые становятся основой проекта.
-дерево решений
Любой рисунок, схема, интеллект-карта, таблица, модель, которые воздействуют на мышление, понимание и сознание, выполняют роль методических инструментов.
Все перечисленные методы и многие используемые Вами в своей работе, являются частичкой проекта или мини-проектом.
Проект и коммуникация
И результаты диагностики универсальных учебных действий также позволяют с уверенностью утверждать, что проектная деятельность повышает эффективность формирования универсальных учебных действий младших школьников и способствует повышению качества успеваемости.
Современные дети не умеют общаться, это доказано не только международными и всероссийскими исследователями, но и мы с вами видим
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
Проектная деятельность и классно-урочная система
Оценка учебных достижений в проектной деятельности
Учащиеся могут изготовить коллажи, афиши, объявления, рекламы; провести исследование с последующим оформлением результатов, продемонстрировать модели, схемы, рисунки с необходимыми пояснениями; подготовить инсценировку по собственному сценарию; составить план посещения различных мест с иллюстрациями; организовать интервью, круглый стол, ток-шоу с описанием результатов беседы и т.д
Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Список литературы:
Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С.Выготский. - М.: Педагогика, 1913. - 581с.
Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении [Текст] / В.В.Давыдов. - М.: Педагогика, 1972. – 424с.
Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли [Текст]. Пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. – М.: 2012г.
Ковтаенкова, Е.В. Формирование учебной самостоятельности младших школьников средствами математики [Текст]/ Е. В. Ковтаенкова, М. В. Дубова // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - N 5 - С. 48-51. - Библиогр.: с. 51 (7 назв.).
Кириллова, О.А. Воспитание учебной самостоятельности школьников посредством комплекса проблемных задач [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования: защищена 02.06.2008 / Кириллова О.А.; [Шадрин. гос. пед. ин-т]. - Шадринск, 2008. - 217 л. - На правах рукописи.
6. А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Клевцова, О.В. Раскина. Сборник проектных задач. Начальная школа. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 выпусках. Выпуск 2. [Текст]/ под ред. А.Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2012. – 285с.