Автор: Василевская Людмила, Бараева Евгения
Страна: Республика Беларусь
Город: г. Минск
Организация: Государственное учреждение образования "Республиканский институт высшей школы"
Проект: Вне проекта

Как обучать поколение Z

 

Оптимизация образовательного пространства для поколения Z: тренинг ресурсов гуманистической направленности личности педагога

 

Е.И. Бараева, кандидат психологических наук, доцент; профессор кафедры психологии и педагогического мастерства ГУО «Республиканский институт высшей школы»;

Л.В. Василевская, методист высшей категории кафедры психологии и педагогического мастерства ГУО «Республиканский институт высшей школы»;

М.Э. Суворова, директор частного учреждения образования «Колледж бизнеса и права».

 

Любая человеческая деятельность, содержанием которой является взаимодействие (с предметом или человеком), тесно связано с представлением, которое существует у действую­щего субъекта об этом предмете или человеке (Н.С. Автономова, В.Дильтей, М.Хайдеггер, Э.Шпрангер).

Ведущую роль в развитии гуманистического менталитета личности, ее социализации играет образование, основанное на приоритете общечеловече­ских фундаментальных ценностей и выдвигающее на первый план задачи: развитие у обучающихся целостной картины окружающего материального и духовного мира; осознание принадлежности к единому человеческому сообществу; воспитание  духовных, культурных и нравственных ценностей в их национальном и всечеловеческом понимании; овладение социальными умениями творческого взаимодействия с людьми разных национальностей, убеждений, верований и способностей и т.д. (Б.С. Гершунский, А.Н. Джуринский, П.Ф. Каптерев, Н.О. Лосский, Г.П. Щедровицкий и др.).

Гуманистическая педагогическая традиция связана с осознанием и практическим воплощением в различных сферах общественной жизни идеи свободы отдельного человека, правовых и материальных гарантий его автономного независимого существования, признания ценности его неповторимой индивидуальности.

Технократический же подход к человеку и его обучению – это взгляд на человека как на обучаемый компонент социальной системы, как на объект самых разных манипуляций, а не как на личность, для которой характерны не только сама деятельность, но и свобода по отношению к возможному пространству деятельности.

Еще Фромм Э. обозначил две противоположные ценности «иметь» или «быть». Ориентация «иметь» характеризует направленность образования на приобретение обучающимися некоторой суммы информации (определенного объема «культурной собственности»), первоначально отчужденной от них, но необходимой ему для получения определенного социального статуса. «Цель подобного образования — обеспечить вхождение индивида в социум в качестве адекватного ему члена.

В данном случае образование выступает как трансляция индивиду культурно-исторических ценностей, норм и традиций (предполагающая их и последующую интериоризацию им), передача ему отобранного содержания образования.

Образовательная ориентация «быть» означает другой тип образования, когда деятельность обучающегося основана на реализации его личностного потенциала. Такой тип образования приводит к изменению (образованию) внутренней субстанции самого обучающегося и появлению его собственного знания. Обучающийся при этом выступает субъектом своего образования, имеющим возможность выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, ставить собственные образовательные цели, отбирать содержание и формы обучения. Это означает, что учащийся – не продукт обучения, а носитель индивидуального, личного (субъектного) опыта, который стремится к раскрытию собственного потенциала, и задача образования – предоставить ему соответствующую развивающую среду.

Практическая реализация гуманистических задач образования осуществляется педагогом, стимулирующим и направляющим процесс социализации и, одновременно, персонализации развивающейся личности (Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, В.А. Петровский, А.А. Реан, Л.А. Регуш, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, Г.С. Сухобская, А.И. Щербаков др.). Способность педагога видеть не только свой результат деятельности, но и понимать, учитывать его роль и значение для других субъектов как важнейшее проявление его личности, есть одновременно начало формирования этого же свойства у обучающихся как членов современного глобального сообщества.

Когда в центре внимания оказывается не некий усредненный учащийся, а личность в своей уникальности, то изменяется вектор движения: не от педагогических воздействий к обучающемуся, а от него самого. При этом учащийся избирательно относится к этим воздействиям, а педагог выступает организатором этого движения.

Поколение Z, или «цифровое поколение» кардинально отличается от учащихся, которые обучались 5–10 лет назад. Их отличает: скорость взросления – рано осваивают и лучше разбираются в информационных технологиях, чем родители и педагоги; совмещают реальную жизнь с виртуальной; предпочитают личную свободу в планировании и организации своего времени; ценят личное пространство Они интровертированы, им свойственны индивидуалистические тенденции, из них сложнее сформировать коллектив, отдают предпочтение не коллективным, а индивидуальны занятиям (приоритет индивидуальности), самодостаточность. Их отличает нежелание приспосабливаться, они сложно привыкают к устоявшимся нормам и правилам (нонконформизм), готовность отстаивать собственную точку зрения, даже если она противоречит мнению большинства.  Им присущ эгоцентризм, проявляющийся в неспособности встать на позицию другого человека, а также обостренное чувство справедливости.

Поколение Z стремится не к получению формального образования (ориентация на получение диплома), а к приобретению знаний (в том числе посредством самообразования), которые на практике можно применять. В познавательной сфере им свойственно увлеченность задачей, интерес к определенной деятельности, открытость и готовность к восприятию нового (потребность в новизне). Представители «цифрового поколения» стремятся к успеху, к признанию окружением через демонстрацию своих способностей и ожидают положительных подкреплений результатов своей деятельности. Они ориентированы на отношения с родителями и педагогами на условиях партнерства, но при этом взрослеют позже (инфантилизм).  

Как видим, эффективность деятельности педагога с учащимися «цифрового поколения» возможна при условии психологической готовности самого педагога к организации гуманистически направленного взаимодействия с ними.

Гуманистически ориентированный педагогический поиск опирается на философию экзистенциализма, идей гуманистической психологии. Представленные ниже задания тренинга эффективного педагогического взаимодействия ориентированы на актуализацию, фасилитацию, установление и управление коммуникацией; сотрудничество, понимание, признание и принятие учащегося; коллективную мыследеятельность через отношение к обучающемуся как к полноценному сотрудничающему партнеру.

 

Тренинг эффективного педагогического взаимодействия

  1. «Мое отношение к педагогической деятельности»

Участники выбирают роли, с позиции которых необходимо описать психологический портрет современного педагога. Так, это могут быть следующие роли: успевающий учащийся, неуспевающий учащийся, учитель, директор, родитель и др.

Далее проводится анализ высказываний, при котором участники сообщают о возникших чувствах, мыслях, оценивают свое отношение к педагогической деятельности и роли в ней педагога.

  1. «Барьеры адаптации педагога»

Давайте составим перечень барьеров адаптации преподавателя в новом учреждении образования. Например: критика со стороны других педагогов, более авторитетных педагогов; неуверенность в себе, страх допустить ошибку («Правильные ли решения я принимаю», «Получится у меня или нет», «Достигну ли я нужного результата или будет провал» и др.); боязнь выглядеть некомпетентным («Смогу ли я объяснить учебный материал», «Что подумают обо мне учащиеся (студенты), если я не отвечу на их вопросы»).

Какие условия, на ваш взгляд, будут способствовать адаптации педагога в новом учреждении образования?

  1. Модель «идеального педагога»

Модель «идеального учителя», предложенная Томасом Гордоном (американский психолог в области развития коммуникативных навыков и разрешения конфликтов), включает следующие характеристики:

  • – спокоен, не суетится, всегда в одном настроении, всегда сдержан и никогда не показывает сильных эмоции;
  • – не имеет предубеждений или пристрастий. Для него все учащиеся одинаковы - умные и не очень, мальчики и девочки и т.д.;
  • – может и должен скрывать свои настоящие эмоции от обучающихся;
  • – способен обеспечить стимулирующую обстановку в учебном коллективе при постоянном соблюдении порядка и спокойствия;
  • – никогда ничего не забывает, не оборачивается к обучающимся, то плохой, то хорошей стороной, не делает ошибок;
  • – у него нет любимчиков;
  • – может ответить на любой вопрос;
  • – всегда поддерживает коллег, выступает с ними «единым фронтом» по отношению к обучающимся.

Выскажите критические замечания к предложенной модели. Предложите свою модель «идеального педагога».

Предложите обобщенный вариант модели «идеального педагога».

Выделите пять наиболее важных, на Ваш взгляд, профессиональных качеств личности современного учителя.

Поразмышляйте, какие профессионально значимые качества личности педагога будут особенно важными в будущем?

  1. «Страхи и трудности педагога в профессиональном общении»

– Проанализируйте страхи и трудности, возникающие у вас, как педагога, в сфере профессионального общения. Дополните содержание таблицы.

Страхи и трудности педагога в профессиональном общении

Классификация страхов и трудностей педагога

Внешние причины

Внутренние причины

  1. Поведение студентов (учащихся):

– страх равнодушия;

– вопросов;

– активное негативное отношения студентов (учащихся);

– страх аудитории

  1. Затруднения в общении:

– в восприятии и понимании, страх непонимания;

– отсутствие эмоционального контакта;

– неудачи, потери интереса в общении

  1. Действия администрации:

– страх оценки деятельности;

– страх осуждения (наказания)

  1. Личностные особенности

– комплекс неполноценности-неуверенности в своей компетентности;

– низкая оценка своей внешности, привлекательности, своего общекультурного, интеллектуального уровня развития;

– завышенная самооценка, страх повторения отрицательного опыта

 

  1. «Мои трудности в педагогическом общении»

Заполните следующую таблицу «Мои трудности в педагогическом общении»

Мои трудности в общении

Удалось преодолеть

Работаю с ними

 

 

 

 

 

 

Какие трудности у вас возникли во время выполнения задания?

 

  1. «Виды рефлексии педагога»

Заполните следующую таблицу «Виды рефлексии педагога»

А

 

Я как педагог

Б

 

Мои учащиеся

С

 

Я глазами учащихся

Д

 

Моя профессиональная мечта

Квадрат А (личностная рефлексия): осмысление собственного сознания и своих действий самопознания. Личностная рефлексия как компонент профессионального самопознания опирается на коммуникативную рефлексию, оказывая воздействие на регуляцию педагогом профессиональной деятельности.

Квадрат Б (социально-перцептивная рефлексия): педагог осуществляет перепроверку собственных представления и мнений, которые у него сформировались о студентах (учащихся) в процессе обучения и общения с ними.

Квадрат С (коммуникативная рефлексия): направлена на осознание педагогом того, как его воспринимают другие участники педагогического процесса. При этом оценивается не только отношение с профессиональной точки зрения, но и отношение как к личности.

Проанализируйте полученные результаты и обсудите их в группе.

 

  1. «Психологический портрет учащегося поколения Z»

Составьте психологический портрет современного учащегося, представителя поколения Z. С какими проблемами в обучении и воспитании учащихся вы, как педагог, сталкиваетесь?

  1. Упражнение «Модальность в общении».

а) – Вспомните себя в то время, когда учились в школе . Что часто вы слышали от педагогов, родителей? Примерно следующее: «Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен думать о будущем!» «Ты должен уважать старших», «Ты должен слушаться родителей!» и т.д. При этом обращений в модальности возможного, например, «Ты можешь…», «Ты имеешь право…», «Тебе интересно…», было, скорее всего, недостаточно.

Очевидно, что такая несправедливость обостряет отношения с педагогами, родителями, и может служить причиной конфликтов. Модальность долженствования вообще тяжело переносится человеком, вызывает тревожные, стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным.

Блок А. А. подчеркивал, что в природе человеке инстинктивно заложена ненависть ко всему, имеющему оттенок принуждения.

Ниже даны типичные фразы, которые часто слышат учащиеся в школе и дома.

– Ты должен трудиться! Учеба – это твой труд! Не забывай, сколько денег мы на тебя тратим!

– Ты должен ценить заботу старших. Мы в твои годы жили гораздо хуже!

– Ты должен серьезно заняться учебой! От этого зависит твое будущее!

– На занятии вы должны сидеть спокойно и внимательно слушать то, что говорит учитель!

– Ты должен говорить правду! Ложь никого не украшает!

– Ты должен думать только об учебе! Тебе скоро поступать! Все развлечения оставь на потом!

– Ты должен уважать пожилых людей! У них за плечами пройденная жизнь!

– Ты должен учиться на высокие отметки! Мы столько в тебя вложили!

– Ты должен заботиться о младших братьях!

– Ты должен быть примером для других!

– Ты должен вести себя прилично!

– Ты должен взять себя в руки!

– Ты должен попросить прощения у отца!

– Ты должен одеваться потеплее!

– Ты должен тщательно мыть руки! 

– Ты должен рассказать мне правду – как все было на самом деле!

Переведите модальность долженствования в модальность возможного, сохранив общий смысл высказывания. Например, «Ты должен думать о будущем!» на «Интересно, какие профессии тебе нравятся? Какую профессию ты хотел бы выбрать?».

– Проанализируйте и обсудите результаты выполнения задания в группе.

– Насколько сложным для вас был перевод модальности долженствования в модальность возможного и почему?

– Как вы считаете, почему педагоги чаще используют высказывания в модальности долженствования, чем возможного?

– Приведите фразы из своей личной жизни, которые по отношению к вам использовались в модальности долженствования. Попробуйте перевести их в модальность возможного.

б) – Проанализируйте и оцените некоторые предлагаемые варианты перевода модальности долженствования в модальность возможного:

а) – Ты должен ценить заботу старших. Мы в твои годы жили гораздо хуже!

– Мне было бы приятно, чтобы ты ценил мою заботу и показывал это в делах!

б) – Ты должен говорить правду! Ложь никого не украшает!

– Ты можешь мне доверять. Я на твоей стороне!

в) – Ты должен уважать пожилых людей! У них за плечами пройденная жизнь!

– Я согласна с тобой, что уважения заслуживают дела человека, но давай вести себя корректно!

г) – Ты должен думать только об учебе! Тебе скоро поступать! Все развлечения оставь на потом!

– Попробуй спланировать свой день так, чтобы у тебя хватало времени и на развлечения!

д) – На занятии вы должны сидеть спокойно и внимательно слушать то, что говорит учитель!

– Давайте выработаем совместно общие правила поведения и проголосуем за них!

  1. Предлагаемы ниже обращения, переведите в форму, содержащую заинтересованность делами, настроением, трудностями и успехами учащегося:

– Ерунда, это тебе только кажется!

– Не верю, что это тебя до сих пор беспокоит!

– Ничего, это пустяки!

– Да брось, ерунда!

– Я тебя насквозь вижу!

– Просто так ничего не бывает! Я чувствую, ты меня опять обманываешь!

– Что ты все молчишь? Отвечай!

– Нет, ты все-таки мне скажи!

– Ты без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки!

– Не сделаешь – пеняй на себя!

– Сейчас же перестань!

– Еще раз повториться, я приму меры!

  1. Пройдите следующий тест «Коммуникативная толерантность» (В.В. Бойко) [Бойко В.В. Энергия эмоций / В.В.Бойко. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 474 с.].

Полученные данные позволяют отметить лишь основные тенденции, свойственные ваш в общении. В непосредственном, живом общении личность проявляется ярче и многообразнее.

 

11. Выберите и расположите пять наиболее эффективных, на ваш взгляд, воспитательных воздействий на учащихся в порядке убывания. Соотнесите и проанализируйте ваши результаты с результатами других педагогов  [Фокин, Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе / Ю. Г. Фокин. – М. : Издат. центр «Академия», 2002. – 224 с.] (рисунок 1):

 

Рисунок 1 – Некоторые возможные воспитательные воздействия
на учащегося

 

  1. Упражнение «Профессиональный и жизненный кодекс педагога».

Участникам группы раздаются (или участники их вытягивают) написанные на карточках буквы алфавита и предлагается сформулировать значимые для них профессиональные и жизненные правила, которые бы начинались на буквы алфавита, которые им достались.

– Профессиональные ценности – это те ориентиры, на основе которых педагог выбирает, осваивает и выполняет свою профессиональную деятельность. Профессиональные ценности обеспечивают личностный социально-значимый результат профессиональной деятельности.

Участники группы озвучивают свои профессиональные правила, согласно порядку букв в алфавите, обсуждают их.

На основании предложенных высказываний группа создает профессиональный и жизненный кодекс педагога. Например, принятие учащихся, творческий подход, ответственность к делу, эрудиция, коммуникабельность, дисциплинированность, педагогический такт, умения сочетать требовательность с уважением к учащимся, желание изменить мир к лучшему, коммуникативная толерантность, отзывчивость, оптимизм, эмоциональная гибкость, владение дидактическими приёмам, самокритичность, индивидуальные способности сделать социально плодотворными, приобщение учащихся к культурным традициям и др. ).

– Как видим, педагогические ценности позволяют не только удовлетворять потребностям педагога, но и служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей.

  1. Опираясь на свои самоощущения и опыт профессиональной деятельности, проанализируйте, выскажите критические замечания и дополните таблицу «Ценностные ориентации личностно успешного и личностно неуспешного педагога».

Под личностной успешностью понимается ощущение удовлетворенностью жизнью, полнота самораскрытия, воплощение идеалов и т.д.

Педагог, не достигший успеха в педагогической деятельности

Педагог, достигший успеха в педагогической деятельности

Разлад с собой

Гармония с собой

Нацеленность на задачи выживания и функционирования

Нацеленность на задачи развития

Следование возрастной «роли»

Некоторая «детскость» в восприятии мира, поведении

Стремление к конкуренции, в основе которой зависть

Спокойное, доброжелательное отно­шение к достижениям других

Культивирование печали и горя, непонимания (непринятие) юмора

Способность испытывать удовольствие от простых радостей жизни, проявлять позитивные эмоции; доброжелательный юмор

Мотивация избегания неудач

Мотивация достижения успеха

Акцентирование недостат­ков и недоработок других, категорич­ность высказываний и оценок

Толерантность

Стремление к обсуждению своих проблем

Участие в делах других людей

Приверженность сложившимся увлечениям

Появление новых хобби, занятий

Нежелание заниматься самоанализом, установка на оценку себя другими

Самоанализ личности и деятельности

 

  1. Педагогическая клятва

В свое время известный врач Гиппократ предложил врачебную клятву.

а) В качестве одного из вариантов педагогической клятвы Мижериков В. А., Ермоленко М. Н. предложили следующий:

– уважайте в учащемся человека, личность: относитесь к другим так же, как Вы хотели бы, чтобы относились к Вам.

– постоянно саморазвивайтесь и самосовершенствуйтесь, ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус к учению других;

– сообщайте ученикам знания так, чтобы они хотели и могли их освоить, были готовы использовать их в любой ситуации. Цель обучения учащегося состоит не столько в том, чтобы сообщить ему определенный объем знаний, сформировать умения и навыки, а в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше самостоятельно, без помощи педагога.

б) Предложите свой вариант педагогического аналога клятвы Гиппократа, выражающий основополагающие морально-этические принципы поведения учителя.

Сравните и обсудите ее в малых группах.

От каждой группы предложите обобщенный вариант клятвы.

Необходимо особо отметить, что нельзя рассматривать гуманистическую педагогику как педагогику приоритета обучающегося перед педагогом, поскольку это неправомерно снижает роль личности последнего в образовании, лишает его активной созидательной позиции в развитии как обучающегося, так и себя  самого. Педагог не только создает оптимальные условия для развития способностей обучающегося, но и сам активно увлечен процессом познания жизни, человека, природы. Ведущей детерминантой личностного развития, по мнению JI.С. Выготского и С.JI. Рубинштейна, является творческая самодеятельность и самостоятельность личности. Основной мотив самодеятельности – самосовершенствование, самореализация, самоактуализация. При реализации личностно-ориентированного подхода в образовании процесс развития и обучающегося и педагога осуществляется синхронно, только у педагога этот процесс начинается гораздо раньше, и он  через знания психологических закономерностей и условий развития личности содействует самоактуализации обучающихся.

 

Список использованной литературы

  1. Бойко В.В. Энергия эмоций / В.В.Бойко. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 474 с.
  2. Кондратьева, И. П. Основы педагогического мастерства : учебное пособие / И. П. Кондратьева, Е. И. Бараева. – Минск : РИВШ, 2018. – 232 с.
  3. Сериков, В. В. Личностный подход в образовании : Концепция и технология : монография / В. В. Сериков – Волгоград : Перемена. − 1994. − 150 с.
  4. Фокин, Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе / Ю. Г. Фокин. – М. : Издат. центр «Академия», 2002. – 224 с.
  5. Яцык В. З. Парадигмы современного образования / В. З. Яцык, Ю. К. Чернышенко, О. В. Пискарева, С. Ф. Эфиндиев // Профессиональное образование. - 2008. – № 2. – С. 47–51.
8 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий