Автор: Куйбеда Любовь Николаевна
Страна: Российская Федерация
Город: город Серпухов
Организация: ОАНО "Православная гимназия"
Проект: Начало Империи

Круглый стол «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник…

 

Круглый стол

«То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник… Нужно ли человеку в современном мире осваивать разные профессии»

Цель : формирование критического мышления обучающихся, обучение анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения, видеть альтернативные подходы в изучении темы, развитие творческих способностей и обучение грамотного ведения дискуссии.

Задачи:

I. Объяснить обучающимся, что: эпоха Петра I явилась переломным моментом в истории России, когда страна стала на совершенно новый путь развития; огромную роль в этих изменениях сыграла личность царя, его любознательность, старание, неуемная энергия, направленная на развитие страны.

II. Способствовать нравственно патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны.

III. Развивать у обучающихся критическое мышление, умение анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения, видеть альтернативные подходы, развивать свои творческие способности и учиться грамотно вести дискуссию.

VI. Формировать у обучающихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с картой и историческим документом, как историческими источниками; расширить представления о роли и значении личности в истории.

V. Рассмотреть как меняются профессии в современном мире, обсудить необходимо ли приобретать современному человеку несколько профессий.

Ход дискуссии.

Учитель. Здравствуйте ребята, уважаемые гости! В этом году наша страна отмечает 350-летие со дня рождения Петра I. Петр Великий, первый российский император, государственный деятель, полководец, дипломат... Список можно продолжать до бесконечности.

Зачитывается стихотворение.

Самодержавною рукой

Он смело сеял просвещение,

Не призирал страны родной:

Он знал её предназначенье.

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

                                                    А.С. Пушкин

Учитель: - Сегодня наше внеклассное мероприятие будет проходить в форме круглого стола. Круглый стол – это разновидность учебной дискуссии, основным принципом которой является равноправие и сотрудничество. А тема нашего круглого стола – дискуссии звучит так «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник… « нужно ли человеку в современном мире осваивать разные профессии». Узнаем, какими профессиями владел император Российского Государства Петр Первый. Сравним, какие профессии можно приобрести в современном мире. Какие профессии исчезли и почему. Попробуем вместе найти ответ на вопрос: «Нужно ли современному человеку осваивать разные профессии?»

Учитель: - Иногда люди думают, что жизнь царских особ — это безмятежное существование, лишенное будничных забот, наполненное яркими красками вседозволенности и роскоши. То есть сплошной отдых и развлечения. А вот если обратиться к биографии Петра I, то станет понятно, что более трудолюбивого человека сложно найти.  Современникам Петра было сложно его понять: царь - плотник, царь - кузнец, царь - солдат, стремившийся вникнуть во все мелочи совершаемого им дела. Сейчас, я предлагаю послушать выступление творческой группы участников дискуссии. Они расскажут нам о личности Петра Первого, познакомят нас с профессиями, какие освоил Великий император.

Выступление учащихся.

  1. Знавший цену времени неутомимый Пётр Великий личным примером демонстрировал народу, что ленью нельзя добиться успехов, только полная отдача делу может принести ощутимые плоды, необходимые для достижения поставленной цели. Не стеснявшийся своих мозолистых рук, император предпочитал лично вникать в суть любого ремесла и области знания, а потому он разбирался практически во всех сферах, где произошли значимые для страны преобразования.
  2. Петр был любознательным, одаренным и деятельным мальчиком.
    Он проявлял большой интерес к наукам, с особым увлечением обучался военной премудрости. Подвижный и энергичный, много времени проводил в играх со сверстниками. Позднее ему было позволено создать собственные «потешные» полки, с которыми он разыгрывал сражения и маневры и которые впоследствии стали основой русской регулярной армии.
  3. Пётр Алексеевич уже в молодом возрасте знал в совершенстве более 14 ремёсел. Этот император имел очень любознательное мышление и интересовался почти всем, что попадалось в его окружении. Природа создала Петра таким, что он больше подходил на роль дельного плотника, чем великого государя.

Для работника он был идеален:

  • высокий (всегда как минимум на голову выше любого окружения);
  • сильный (ходили легенды о том, как он руками сворачивал в трубку серебряные тарелки);
  • энергичный;
  • способный к обучению и перенятию почти любого ремесла.

Император владел 14 ремеслами, но никак не мог освоить плетение лаптей. Сам Петр по этому поводу высказался так: «нет ремесла мудрее лапотного». Этот недостаток Петр I легко компенсировал, изобретя коньки в том виде, в котором мы привыкли видеть их сейчас. Изначально коньки привязывались к обуви веревками и ремнями. Однажды Петр I находился в Голландии по корабельным делам и увлекся катанием по льду. Именно тогда император придумал коньки с закрепленными к подошве полозьями.

  1. Пётр унаследовал живость, и бойкость. Он с детства стал интересоваться ремёслами и постоянно чему-нибудь обучался. Пётр больше озадачивался тем, как освоить ремесло, чем тем, для чего оно ему может пригодиться, так же, как больше его волновал процесс созидания, изготовления, чем конечный результат. Он часто сам что-нибудь строил и мастерил, с его рук не сходили мозоли. Особой страстью императора было корабельное судостроение. Он изучил этот процесс полностью и мог самостоятельно изготовить корабль, с основания и до мельчайшей отделки. Кроме этого, Пётр практиковал работу зубного хирурга, к ужасу своих приближённых, на которых он и устраивал эту практику.
  2. Петр 1 был в российской истории уникальным императором, который не чурался самой простой работы, все хотел непременно попробовать сделать сам, для чего изучал самые разные ремесла. Еще в детстве Петр 1 освоил множество мужицких ремесел - он умел работать с рубанком, топором, молотом. Он был и токарем и кузнецом и столяром и плотником. Умел починить часы, изучал типографское дело, отлично паял и вообще руки имел золотые. В зрелом возрасте Петр изучает ремесла, которые могли быть непосредственно полезны для государства - мореплавание и кораблестроение, артиллерию, черчение, картографию и конечно постоянно совершенствовался в военном деле. Петр Алексеевич имел личную токарную мастерскую. Там было не менее 50 станков, на которых он обожал вытачивать красивые вещицы из слоновой кости или дерева. Петр I вообще любил осваивать новые специальности и делал это постоянно. Он был знатоком географии, хорошо разбирался в математике и навигации, освоил военное дело, изучал историю, знал тонкости кораблестроения. Петр прекрасно говорил на нескольких языках (голландский, немецкий, польский).
  3. Петр I был очень энергичным человеком, презирал лень и не любил зря терять время. Он ставил перед собой цели и достигал их. Современники утверждают, что у царя были сильные мозолистые руки, которых он не стеснялся. Петр старался изучить тонкости разных ремесел, постоянно расширял свои знания. При Петре Первом появились настоящие школы. Согласно указам Петра, дворяне обязаны были учиться. Многих людей царь посылал учиться за границу, а по возвращении лично принимал экзамен. В России открылись Артиллерийская, Инженерная, Медицинская и Навигацкая школы. Основана Академия наук.

Можно смело сказать, что этот правитель разбирался в тех сферах, которые желал преобразовать и улучшить.

Физкультминутка «Если хочется тебе, то делай так!»

1. Хочешь стать ты гитаристом, делай так…

Хочешь стать ты пианистом, делай так…

Если нравится тебе, то и другим ты покажи,

Если нравится тебе, то делай так…

2. Хочешь стать ты маляром, то делай так…

Хочешь поваром ты быть, то делай так…

Если нравится тебе, то и других ты научи,

Если нравится тебе, то делай так…

3. Если хочешь стать спортсменом, делай так..

Если хочешь быть артистом, делай так…

Если нравится тебе, то и другим ты покажи,

Если нравится тебе, то делай так…

 

 

Учитель: - Но наша жизнь не стоит на месте. Появляются  новые технологии, которые ведут  к неизбежной смене профессий. К сожалению, многие профессии исчезают,  другие, наоборот, становятся очень востребованными, более актуальными  в конкретный период времени.

- Как вы думаете, нужно ли, в современном мире осваивать разные профессии? Давайте поразмышляем над этим вопросом. Думаю, что у каждого найдётся свой ответ.  

Выступление учащихся.

  1. Может быть, кто-то назовёт профессию сварщика, строителя¸ механика, парикмахера или какую другую. А я считаю, что этой уникальной, интересной, творческой и всегда востребованной профессией является профессия «Повар, кондитер». Она одна из самых древних. Первые повара появились, как только человек научился не только добывать пищу, но и готовить её. Эта профессия развивалась вместе с цивилизацией и с давних времён  не теряет популярности. 
  2. Существуют профессии, которые не теряют своей актуальности во все времена. Что же это за профессии?

Учитель: Наш мир очень изменяется, много профессий умирает, много появляется новых профессий. Современный мир постоянно претерпевает различные изменения, которые затрагивают все сферы общества. Это верно и для современного рынка труда. Современный рынок профессий должен динамически меняться и подстраиваться под сформировавшиеся нужды. Каждый год появляются новые профессии, которые требуют от людей получения новых знаний и навыков их применения. Это продиктовано необходимостью соответствовать тому уровню, который необходим для выполнения данной работы. Какие названия современных профессий вы можете назвать?

1ученик.

Логист – это человек, который профессионально занимается доставкой товара, дальнейшим его складированием, а также тот, кто разрабатывает наиболее выгодную схему поставок. Это человек, который ищет надежных партнеров, проводит расчеты, занимается анализом рынка транспортных услуг, готовит необходимые документы. Кроме того, логист постоянно должен быть в курсе изменений в законодательстве, которые касаются его работы.

2 ученик.

Промоутер. Сегодня промоутеров в центре большого города можно встретить буквально на каждом шагу: они предлагают рекламные листовки и буклеты, предлагают попробовать новый сорт сыра или колбасы, приглашают на презентацию нового товара или услуги. Другими словами, они продвигают какой-то продукт на потребительском рынке.

3 ученик.

Появились такие интересные современные профессии как

  • контент-менеджер,
  • бренд-менеджер,
  • баннермейкер,
  • веб-девелоппер,
  • контент-редактор,
  • андеррайтер.

В сфере кредитования – коллекторы, ипотечные брокеры.

4 ученик.

Стрингер - Иногда в разряд редких профессии попадают потому, что слишком опасны, и мало находится людей, готовых зарабатывать деньги с риском для жизни. Именно такой является новая для нас профессия стрингера – внештатного корреспондента, который работает, как правило, в экстремальных условиях: это и зоны военных действий, и стихийных бедствий, и массовых беспорядков.

Учитель: Роль профессии в современном обществе претерпела качественные изменения, теперь это не только источник стабильного дохода. Это тенденция развития всего мира. Делаются новые открытия, разрабатываются более совершенные приборы и оборудование, меняется социальный и политический строй. Все эти изменения и нововведения затрагивают и рынок труда, диктуя ему свои условия. Поэтому вслед за такими преобразованиями меняются и требования к работе и кандидату. Теперь в описании профессиональных навыков соискателя часто можно увидеть такие слова как коммуникабельность, стрессоустойчивость или аналитический склад ума.

4 Ученик.

Изменения коснулись и такой сферы как педагогика, казалось бы, эти педагогическая профессия  в современном обществе традиционно включает в себя учителей, преподавателей, лекторов, воспитателей и что-либо новое придумать сложно. Но появились новые профессии современного общества - тьюторы, коучи и фасилитаторы.  Тьютор – обучает по индивидуальной программе, коуч – занимается личностным развитием ученика, мотивирует, вдохновляет и ищет пути реализации потенциала ученика. Фасилитатор занимается социальной адаптацией.

5 Ученик.

Современные творческие профессии. Кризис рынка труда затронул и творческий сектор. Нет, недостатка в артистах не имеется, хотя именно профессиональных порой не хватает. Помимо артистической деятельности сфера творчества затрагивает и другие профессии. Например,

  • редактор,
  • дизайнер,
  • журналист,
  • копирайтер,
  • флорист,
  • режиссер монтажа,
  • веб-дизайнер.

Ведь сейчас в творческой области используется различное сложное оборудование, для работы с которым необходимо иметь соответствующие навыки.

6 Ученик.

Современные технические профессии. На рынке труда ощущается перенасыщение гуманитарными профессиями и острый недостаток технических. Особенно это касается рабочих профессий, которые на сегодня не считаются престижными. Среди инженерных специальностей ощущается недостаток в программистах, проектировщиках, конструкторах, энергетиках и теплотехниках.

Список рабочих профессий более внушительный. Нужные современные профессии среди рабочих – это профессиональные сварщики, токари, слесари, монтажники, фрезеровщики, операторы станков ЧПУ.

7 ученик.

Современные военные профессии. Не минули изменения в списке профессий и военный сектор. Это является следствием принятия на вооружение новых видов техники и методов ведения разведки и боевых действий. Выбравший карьеру военного должен понимать, что помимо исполнения профессиональных обязанностей он должен быть готовым совершить самопожертвование во имя Родины или граждан страны. Военные современные профессии объединяют в себе водительские, операторские и технические должности. Современная боевая техника и оборудование оснащены передовыми электронно-вычислительными системами, для работы с которыми требуются особые навыки. Поэтому от военнослужащего требуется огромный багаж технических знаний, позволяющий ее эффективно использовать.

Внедрение новых образцов беспилотной техники породило потребность в операторах. Эти люди должны обладать быстрой реакцией, аналитическим мышлением и умением работать с большим объемом информации в критических условиях.

Учитель: Давайте, мы сейчас вместе сделаем вывод нашей дискуссии.

Ученик 1 - Мы понимаем, что в будущем нашей стране, нашему селу нужны будут хорошие специалисты, профессионалы своего дела.

Ученик 2. - Все профессии очень важны, одни требуют математических способностей, другие – творческих способностей, а третьи - физической развитости.

Люди одних профессий спасают жизни, другие – создают произведения искусства, и то и другое очень важно для современного общества. Нет плохих или хороших профессий, есть профессии, которые нравятся тебе или нет, при выборе профессии нужно мотивироваться своими знаниями, способностями и интересами, тогда ты найдешь подходящую себе профессию

Ученик 3. - Проведя свое исследование, мы сделали для себя следующие выводы:

1. Профессия – это трудовая деятельность человека, которой он посвящает свою взрослую жизнь.

2. Чтобы стать профессионалом, человек учился с давних времен. Учится сейчас и будет учиться в будущем.

Ученик 3. – Я думаю можно сделать вывод, что нужно хорошо учиться в школе по всем предметам, потому что все они формируют нас как культурного и образованного человека;

Ученик 4 – А я думаю, что все профессии важны и почетны, но нужно выбирать профессию, востребованную на рынке труда, избегая выбирать профессии – пенсионеры.

Ученик 5. – Мое мнение, что сегодня мы поняли, что у нас ещё есть время для выбора профессии. Только для этого нам надо быть упорными, трудолюбивыми и хорошо учиться в школе.

Ученик 6. – Я считаю, что это очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. И тогда он станет счастливым, потому что занимается любимым делом и приносит пользу людям.

Учитель: - Позвольте мне обобщить все, что вы сейчас говорили и сделать вывод. То, нетленное наследство, которое оставил нам Петр Великий, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствиями, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, в его способности, в его значение … пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие.

- У вас у каждого есть возможности стать Великими. Нужно лишь поставить цели и достигать их. А для этого нужно учиться. Я верю, что вы будете строить такую жизнь, где будет всем хорошо и уютно. Спасибо всем, кто принял сегодня участие в нашей дискуссии за круглым столом. До свидания.

1 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий