На сцене интерьер комнаты пожилого человека: на одной стене ковер, на нем висит оружие и вымпел с орденами, на другой стене – портреты молодых прадедушки и прабабушки главного героя - подростка, посередине комнаты стол (на нем лежат фотоаппарат, ручная кинокамера, очки, лупа, ручка, планшетка, кипа старых газет, стоит патефон, катушки для магнитофона), один угол в комнате закрыт цветной занавеской.
В комнату, как будто крадется, входит подросток в современной одежде, раздается скрип двери, загорается свет настольной лампы. Он подходит к столу и включает патефон. Звучит песня про военных корреспондентов «От Москвы до Бреста…».
Подросток (удивленно, перебирая вещи на столе и останавливая пластинку): ого, сколько всего интересного, а меня в эту комнату никогда не пускали, всё говорили, побеспокоишь деда! А я о своём прадеде (смотрит на портрет на стене), получается, ничего и не знал, чем он занимался, чему жизнь посвятил!
Подросток берет в руки фотоаппарат со стола, потом отдергивает цветную занавеску, за которой открывается стенд с фотографиями военных лет и вырезками из старых газет.
Подросток (рассматривая стенд): здесь же вся хроника войны прадедом собрана! Уникальные фотографии, да, еще с подписями военных корреспондентов! Наверное, не в каждом музее такое найдешь!
Подросток находит на столе катушку для магнитофона, рассматривает ее.
Звучит сирена. Подросток прислушивается, поднимает голову.
СЦЕНА 1. У РЕПРОДУКТОРА.
На экране появляется кадр фотографии Е. Халдея «Первый день войны. 22 июня 1941 г.».
Подросток (читает на обратной стороне фотографии, снятой со стенда): это фотография сделана в первый день Великой Отечественной войны, судя по записи её автора Евгения Ананьевича Халдея – военного фотокорреспондента, прошедшего все одну тысячу четыреста восемнадцать дней боевых действий с камерой марки «Лейка» наперевес, принявшего участие в освобождении Севастополя, штурме Новороссийска, Керчи, освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, Венгрии.
На экране появляется фотография Е.Халдея.
У уличного репродуктора стоят люди в летней одежде и слушают сообщение. Лица у всех напряженные.
Звучит выступление В. Молотова от 22 июня 1941 г. (около 1 мин. 30 сек.).
1-й прохожий (разводя руками): это как понимать, а пакт с Риббентропом разве перестал действовать? О ненападении договорились вроде? Что делать-то будем?
2-й прохожий (решительно, грозит кулаком):да теперича никакой документ не действует, коли вражина нашу границу перешла, с танками да с орудиями на нас двинулись, гады! На заводе в две смены пахать буду, впроголодь жить буду, а не отдам родной землицы ни пяди!
3-й прохожий (молодой парнишка говорит мечтательно):на фронт сбегу, верно, цифру в паспорте подрисую и сбегу, фрицев бить пойду, может, наградят, ежели подвиг совершу!
4-й прохожий (пожилой мужчина): если надо в партизаны подамся на старости лет, на фронт уж не возьмут по здоровью, ничего, мы ещё повоюем, за Родину поборемся! Ишь, чего удумали, вероломное нападение устроили!
Звучит сирена. Прохожие разбегаются, слышатся топот ног, звон битого стекла.
СЦЕНА 2. БИТВА ЗА МОСКВУ.
Подросток снимает со стенда фотографию из архива РККА с изображением И.В. Панфилова и других героев обороны Москвы.
Подросток: военачальников запечатлели, помню, слышал о двадцати восьми панфиловцах, отличившихся у разъезда Дубосеково, в школе проходили! Наверное, имена не всех героев военного времени еще известны, а сколько простого люда ковало Победу на заводах и фабриках!
Звучит голос Ю. Левитана «От советского Информбюро» от 13 декабря 1941 г.
Подросток (берет в руки и листает энциклопедию): звук голоса Юрия Борисовича Левитана – диктора Всесоюзного радио, зачитывавшего сводки с фронта и приказы военного руководства (на экране появляется фотография Ю. Левитана), стал символом новостей для советских граждан. Правда, были как радостные, так и неприятные сообщения! Голос Левитана олицетворял ожидание благополучных перемен и надежду на скорую Победу!Осенью 1941 года Левитана вместе с дикторами Ольгой Высоцкой и Натальей Толстовой тайно эвакуировали из Москвы в Свердловск. Оттуда они зачитывали сводки информбюро, экстренные сообщения о ходе военных действий и другие радиопередачи. Их вклад в разгром врага был не менее значимым, чем военные и трудовые подвиги!
На заводе у приемника стоят рабочие, по ходу выступления они обнимаются, слыша радостные вести о контрнаступлении.
Рабочий в картузе: когда объявили, что фрицы на Москву идут, об эвакуации заговорили не зря! На восток заводы переправили - правильное решение!
Звучит песня «Эх, дороги…» (как фон).
Женщина в рабочем комбинезоне: стратегические запасы сберечь – святое дело, не отдали врагу наши танки и самолёты! Как панфиловцы насмерть стояли за столицу, так и мы не посрамим их подвиг!
Рабочий в картузе (читает газету): их командующий танковой армией Гудериан признал своё поражение (читает с акцентом) «Наступление на Москву провалилось. Все жертвы и усилия наших доблестных войск оказались напрасными. Мы потерпели серьёзное поражение, которое из-за упрямства верховного командования привело в ближайшие недели к роковым последствиям. В немецком наступлении наступил кризис, силы и моральный дух немецкой армии были надломлены».
Женщина в рабочем комбинезоне (говорит с гордостью):а мне их усилий не жалко, жертвы у них, скажите, пожалуйста… А передовую-то мы техникой и вооружением обеспечили, ночами не спали, не доедали, у станков падали! Тыл фронту хорошо помог, не стыдно нашим землякам в глаза смотреть, отстояли Москву трудом! Блицкриг сорвали!
На экране появляется плакат «Всё для фронта – всё для Победы!»
Можно использовать другие снимки.
Рабочий в картузе (тянется к приемнику): в цехе работали бок о бок женщины, подростки, старики, инвалиды, кто винтовку в руках не смог держать, пришли на завод! Не выключайте, сейчас передача «Письма с фронтов» начнется, её Левитан придумал, чтобы боевое настроение в тылу поддержать, авось, от своих весточку какую получим!
СЦЕНА 2А. ЛЕНИНГРАД В КОЛЬЦЕ БЛОКАДЫ.
Подросток ставит пластинку и крутит ручку патефона, звучит мелодия Седьмой симфонии Д. Шостаковича (может идти фоном). Подросток рассматривает фотографии из блокадного Ленинграда, узнавая их по достопримечательностям.
Подросток (доставая маленькую записку из планшета прадеда, читает вслух): «Он всегда снимал войну в упор!». О ком эти слова? Записка приложена к серии фотографий из блокадного Ленинграда. Вот Исаакиевский собор виден… На экране появляется фото В. Сущинского.
Подросток листает энциклопедию: нашёл! Владимир Александрович Сущинский когда-то сам попросился на фронт, чтобы снимать боевые эпизоды. Война предоставила ему такую возможность, особенно во время операции «Искра», когда была окончательно ликвидирована блокада Ленинграда. Он говорил так: «Главная задача военного оператора — сделать кинорепортаж из земного ада. Необходимо снять острые моменты боя и
превратить их в произведение искусства». Теперь 27 января 1944 года – памятная дата снятия блокады Ленинграда, длившейся девятьсот дней и ночей, унесшей жизни почти полутора миллионов человек!
На экране появляются кадры кинохроники.
Подросток (бодрым голосом): во время прорыва Сущинский отснял более десяти сюжетов, находясь непосредственно в боевых порядках войск, осуществлявших бои в районе Синявино, зафиксировал встречу Волховского и Ленинградского фронтов. Он шёл вместе с передовыми частями армии, снимал в траншеях, только что отвоеванных у гитлеровцев.
Подросток (грустным голосом, выключая патефон): «Во время уличных боев был убит оператор Владимир Сущинский...». И не стало талантливого фронтового кинооператора, только плёнка сохранила результаты его труда и творчества, запечатлев военные будни.
СЦЕНА 3 . ПАРАД 7 НОЯБРЯ 1941 г.
Подросток находит на стенде фотографию с парада 7 ноября 1941 года, переворачивает и читает.
Подросток: это фото сделано на параде советских войск, которого могло и не быть! Нацисты планировали 7 ноября 1941 года победным маршем провести по Красной площади свои войска, заготовили парадную форму, но их планам не суждено было сбыться! Военный фотокорреспондент газеты «Правда»Александр Устинов отразил решительность и мужественность наших воинов, отправившихся на фронт прямо с торжественного мероприятия. Ему, как и другим коллегам, приходилось проявлять и печатать фотографии в любых условиях, передавать снимки по «бильду» — фототелеграфу, который часто приходилось таскать с собой по поездам и самолетам в неподъёмном чемодане. Тяжела была доля фронтового журналиста!
На экране появляются кадры хроники с парада 7 ноября 1941 года. Звучит обращение И.В. Сталина.
Подросток (разглядывая фотографию): перед парадом в 1941 году Москва пела «Мы запомним суровую осень…». 7 ноября было очень тихо. Тяжелые серые тучи низко висели над городом. Крупными хлопьями падал снег. Просто не верилось, что в каких-то трех десятках километров шли тяжелые бои, а здесь, на Красной площади, проходил парад...Парад был необычным и продолжался недолго: один час одну минуту двадцать секунд. Танки, которые только что участвовали в параде, полным ходом двигались по улице Горького на фронт. И чувствовалась в этом походном марше неукротимая сила - настолько решительным и грозным было их движение на запад – против общего ненавистного врага!
СЦЕНА 4. БИТВА ЗА СТАЛИНГРАД.
На экране появляется фотография Р. Кармен.
Подросток (берет со стола ручную кинокамеру): легендарная сцена сдачи Паулюса в плен осталась в истории благодаря фронтовому кинооператору и режиссёру Роману Лазаревичу Кармену. Этот уникальный человек на фронте был на своём месте, он говорил «Моё оружие – киноаппарат!», борясь с врагом своими методами, отражая исторические события и факты объективно.
«Срочно в номер!» – этой фразе
Радуется каждый фотокор,
Он мечтает, пусть его рассказы
Поскорей отправятся в набор!
Выйдут тиражом огромным,
У читателей признание найдут,
О себе не раз еще напомнят
И своим сюжетом потрясут!
На войне особенные темы
За живое могут вдруг задеть:
Смерть, разруха, труд в две смены-
Вот что приходилось всем терпеть!
Взяв фотоаппарат с блокнотом,
В бой с врагом вступал и фотокор,
Он пытался правду донести народу,
Делая на факты основной упор!
Кадры битв и ключевых сражений
Удавалось так запечатлеть,
Чтобы передать всё напряженье
И боевой настрой воспеть!
На экране идут фоном кадры хроники из Сталинграда.
Подросток: 1 февраля 1943 года мастер живого репортажа Роман Кармен сделал снимок, который обошёл впоследствии всю мировую печать - «Допрос Паулюса», ознаменовав победу СССР под Сталинградом.
СЦЕНА 5. ИНТЕРВЬЮ С Г.К. ЖУКОВЫМ.
На экране появляется фотография Г.К. Жукова, сделанная
Я. Рюмкиным.
Подросток (снимая фото со стенда и рассматривая её поближе): Георгий Константинович Жуков – таким великого полководца Победы запечатлел Яков Израилевич Рюмкин, советский фоторепортёр, полетевший снимать горящий Сталинград и сбивший немецкий самолет. Он занял место стрелка-радиста, а когда их «ИЛ» атаковали вражеские «мессеры, отложил фотоаппарат в сторону и взялся за гашетки крупнокалиберного пулемета. Он мог и интервью взять у любого военачальника, не стесняясь.
На сцене появляются журналист и военный в форме, усаживаются друг напротив друга.
Журналист (протягивая микрофон): Георгий Константинович, вопрос невоенного характера. Какие из человеческих чувств, по-вашему, сильнее всего пробудила в людях война?
Жуков: Ни одно из человеческих чувств на войне не затухало.Особо я сказал бы об очень обострившемся во время войны чувстве любви к Отечеству. Это чувство, естественное для каждого человека, глубокими корнями уходит в историю наших народов. И вполне понятно, в суровый час мы вспомнили всё, чем Родина наша законно может гордиться. Вспомнили имена великих людей России, великие деяния и ратные подвиги прошлого.
Журналист: Для многих в мире осталось загадкой, как удалось сдержать гнев и мщение, когда наши солдаты, изгнав врага со своей земли, вступили на его территорию?
Жуков: Честно говоря, когда шла война, все мы, и я в том числе, были полны решимости воздать сполна фашистам за их бесчинства на нашей земле. Имели мы право на святое мщение? Конечно. Но мы сдержали свой гнев. Наши идеологические убеждения, интернациональные чувства не позволили отдаться слепой мести. Огромную роль сыграли тут воспитательная работа в армии, проведенная коммунистами, и великодушие, свойственное нашему народу.
Журналист:Какие качества вы более всего цените в солдате?
Жуков: Смелость. Преданность Родине.
Журналист:Георгий Константинович, важно услышать от Вас отцовское слово, обращенное к молодежи…
Жуков: Я считаю, что молодежь принесла главную жертву в войне. Сколько прекрасных молодых людей мы потеряли! Сколько матерей не дождались с войны детей! С командного пункта я много раз видел, как молодые солдаты поднимались в атаку. Это страшная минута: подняться в рост, когда смертоносным металлом пронизан воздух. И они поднимались. Многие из них только-только узнали вкус жизни. Девятнадцать-двадцать лет — лучший возраст в обычной человеческой жизни. Всё впереди… А для них очень часто впереди был только немецкий блиндаж, извергавший пулеметный огонь.На Висле, я помню, увидел плачущего солдата. Оказалось, солдат рассказывал о своем друге, только что погибшем молодом лейтенанте… Дорогой ценой досталась нам мирная тишина, возможность учиться, работать, ездить куда захочется. Мы, люди старшего поколения, этого не забудем. Важно, чтобы и молодые не забывали.
Подросток: эти слова могут стать напутствием и для современной молодёжи, живущей под мирным небом! Интересно, что персонажами фотографий Якова Рюмкина могли стать даже животные. Фотокор вспоминал когда-то «В те дни Сталинград стал мёртвым городом – даже птицы не летали и вдруг – кошка! Живая, Бог знает, как уцелевшая. Среди руин и печных труб она казалась чудом. Пушистый комочек словно хранил тепло родного очага. Солдатские руки, много месяцев не выпускавшие винтовку, бережно потянулись к ней, к этому символу жизни. Такой далёкой и почти забытой. Чуть ли не до драки спорили – у кого будет жить кошка. Её отвоевали бойцы полка Долгова 13-ой гвардейской стрелковой дивизии». Так на войне сохранялось тепло солдатских сердец, надеявшихся на победу!
СЦЕНА 6. НА КУРСКОЙ ДУГЕ.
Звук приближающихся гусеничных танков, скрип передвигающихся орудий.Подросток берет со стола старую газету, разворачивает её, читает вслух заголовок «Смелая фотокорреспондентка».
Подросток (заинтересованно): В представлении к награждению орденом говорится: «...в дни июльских боёв товарищ Боде показала себя бесстрашной советской журналисткой, не раз производившей съемку под вражеским обстрелом». Это, наверное, про Наталью Фёдоровну – хроникера, сделавшего фотографию подбитого немецкого танкана Курской дуге (на экране появляется фотография Н. Боде).
На экране картина боя, раздаются звуки разрыва снарядов, выстрелов, появляется фотография подбитого танка. Пригибаясь, почти ползком, на сцене появляется женщина в синем изорванном комбинезоне, измазанном в крови, и шапке-кубанке.
Наталья Боде (задорно кричит и машет рукой стоящим вдали военным): есть первый снимок «тигра»! До сих пор проклятые «пантеры», «тигры» и «фердинанды» считались непобедимыми! А теперь мы показали, кто сильнее! Как противно переползать через мёртвых немцев (шёпотом).
Один из военных: молодец, Наташа, ты давно к противнику подбиралась, прицеливала объектив! Сама на задание вызвалась идти, бесстрашная ты! Твоя победа над врагом уже одержана! К ордену Красной Звезды представят, наверное!
Наталья Боде (вытаскивая из старого чемодана синее платье прикладывая его к себе, говорит мечтательно): а мне приятно, обошла мужчин-фотокоров! Вот и пригодится мой праздничный наряд, вожу с собой всю войну, когда всю нечисть одолеем, надену его и пройдемся с сыном по улице мирного города.
Наталья уходит, кружась с платьем в руках под медленную музыку.
Подросток (держа в руках газету, рассматривая фотографию): первое фото подбитого на Курской дуге танка Т–6Е «Тигр» появилось в «Правде» 15 июля, в «Красной Звезде» —3 августа 1943 года, когда было понятно, что коренной перелом в войне совершился в пользу Советской стороны. Вклад Натальи Боде в военную историю неоценим. Ведь этой хрупкой женщине удалось развеять миф о непобедимости немецкой техники. Она подобралась к «тигру» так близко, что удалось запечатлеть пробоины в броне, поэтому немцы немедленно открыли огонь. Простить признание своей уязвимости они не могли, только взрывная волна уберегла журналистку от гибели.
На экране мелькают фотографии сцен боя на Курской дуге.
СЦЕНА 7. РЕПОРТАЖ О ХОЛОКОСТЕ.
На экране идут кадры из документального фильма «Освенцим» (1945) со звукоми начальными титрами.
Подросток (беря в руки камеру и крутя ручку): Воронцов – знакомая фамилия, видел в блокноте у деда она встречалась…Александр Ефимович, кажется, был известным кинооператором, снимавшим наступательные операции Красной Армии (на экране появляется фотография).
Подросток ищет блокнот среди бумаг на столе, берет его в руки и листает, выпадает листок с рукописным текстом.
Подросток (читает медленно, разбирая буквы):«Совсем молодым человеком без жизненного опыта, без военной подготовки, и вот на мне капитанские погоны, на поясе пистолет, в руках кинокамера Аймо, а в голове задание — снять как можно ярче боевые действия нашей Советской Армии...задание снимать освобождение этого лагеря Аушвиц ... конкретной разработки этого задания мы не получали, так как было неизвестно, что нам удастся снять. Это мы уже решали на месте. Я думаю, что о масштабах этого преступления в этом крупнейшем концлагере не знало даже командование нашей армии. Конечно, у меня на всю жизнь осталось в памяти самое страшное, что я видел и снял на войне...».
Подросток (бережно убирает листок в блокнот):Это выдержка из интервью журналиста Воронцова. Лучше и не скажешь! Рискуя своими жизнями, военные корреспонденты в свои фронтовые будни совершали маленькие подвиги, стараясь зафиксировать яркие моменты, порой трагические, эпохи нацистского террора на оккупированных территориях, страшные кадры Холокоста! Чтобы сохранить память о прошлом!
На экране появляются фотографии из «лагерей смерти».
Р. Кармен - жертвы концлагеря Майданек
СЦЕНА 8. НА БЕРЛИН!
На экране появляется фотография «Регулировщица Мария Шальнева» Е. Халдея.
Подросток (доставая из планшета карту и разворачивая её): На Берлин! Именно этот географический объект стал местом последней решающей операции Великой Отечественной войны.
На экране появляется фотография Р. Кармена.
Кармен (беря трубку телефона, нарочито грубым голосом): алло, доктор Геббельс? Можете ли Вы ответить точно, сколько ещё будут сопротивляться немецкие войска? Сколько? Несколько месяцев? Имейте в виду, господин Геббельс, что вас найдём всюду, куда бы вы не убежали, а виселица для вас уже приготовлена.
Кармен бросает трубку и начинает смеяться: знай наших, шутка удалась, теперь Геббельсу остаётся только застрелиться! Положение у них критическое, прижали к стенке!
Кармен подходит к настенному календарю, отрывает листок, появляется дата 9 мая 1945 года.
Кармен (глядя в окно): помню, когда маршал Жуков предложил Кейтелю подписать акт капитуляции, в зале началось столпотворение, журналисты ринулись к столу президиума, как одержимые, отталкивая друг друга локтями, громоздясь на столы и стулья, забывая о приличии, задевая генералов и адмиралов. Я, кажется, стукнул по голове американского офицера, чтобы оказаться в переднем ряду, меня преследовала одна мысль – снимать, снимать, чего бы это ни стоило, любой ценой, но только снимать… Мне посчастливилось запечатлеть это историческое событие!
На экране появляется фото момента капитуляции.
Подросток (рассматривая стенд): «Я здесь снимал» – такую надпись оставил в 1945 году на стене Рейхстага Яков Рюмкин. Она может стать символом деятельности военных корреспондентов, снимки которых сохранили воспоминания о событиях Великой Отечественной войны.
На экране появляется фотография Я.Рюмкина.
СЦЕНА 9. ПРАВДА О ВОЙНЕ: НЮРНБЕРГСКИЙ ПРОЦЕСС.
На экране идут кадры о Нюрнбергском процессе.
Подросток (беря в руки камеру): Сергей Крушинский стал одним из журналистов военного времени, осветивших события Нюрнбергского процесса. Как это было важно тогда – донести правду до народа, правду о зверствах нацистов, о масштабе их чудовищных преступлений против человечества! «Человек неутомимой деятельности, безукоризненно храбрый и при всем том один из талантливых корреспондентов», - так говорил о нём писатель Борис Полевой.
На экране появляется фотография С. К. Крушинского.
В комнате у письменного стола мужчина и его сын - мальчик лет десяти.
Мужчина: сынок, зачем ты разобрал фотоаппарат на запчасти, теперь трудно будет собрать?
Мальчик: а мне интересно было, как он снимает, куда там плёнка помещается?
Мужчина: тяга к новому похвальна, но не такой ценой, я с этим объективом всю войну прошагал, столько кадров важных сделал? Знаешь, что это за марка? «Лейка»?
Мальчик: какое смешное название! Лейка!
Мужчина: это иностранное слово! Наши научились советские фотоаппараты не хуже делать – ФЭД, к примеру! У него есть оптический дальномер, сопряжённый с фокусировкой объектива, чудо-прибор! Находка для нашего брата - журналиста!
Мальчик: папа, а почему ты решил стать корреспондентом?
Мужчина: с детства я испытывал тягу к литературному творчеству! Сначала читал чужие произведения, потом стал писать свои! Потом в библиотеке работал! А позже в репортёры подался!
Мальчик: а про что тебе было интересно писать?
Мужчина (посмеивается): по молодости строчил статьи о работе сельской кооперации, бывало, под псевдонимом «Дед» бичевал растратчиков, высмеивал бюрократов.
Мальчик: а как же война?
Мужчина (достаёт рукопись и увлечённо читает): слушай, наброски для рассказа. «Танкист перед боем не уговаривает сапера: «Разминируй для меня проход». Пехотинец не просит артиллериста подавить очаги вражеского сопротивления. Есть центр взаимодействия — командный пункт. Есть приказ командира. В нем железная воля родины. По приказу командования в дождливый, непогожий день наши бойцы прорвали первую линию немецкой обороны у Ржева. Так началось наступление».
Мальчик: подо Ржевом это в сорок втором было? А дальше?
Мужчина: а потом Нюрнберг – суд над нацистами! Слушая показания жертв геноцида о пытках, экспериментах, газовых камерах, гетто, массовых расстрелах, я осознавал масштаб трагедии Второй мировой войны, унёсшей жизни более 70 миллионов! Тогда, страшно подумать, объявили, что в блокаду в Ленинграде погибло 630 тысяч человек!
Мальчик (с интересом): ты лично встречался с узниками лагерей смерти? Они рассказывали о своей жизни там?
Мужчина (смахивает слезу): довелось брать интервью у Кати Давыденковой, побывавшей в Аушвице! Номер, который вырезали у неё на руке, так и остался как напоминание о зверствах и унижениях!
На экране появляются кадры кинохроники из «лагерей смерти».
Подросток (глядя на экран с кадрами кинохроники): 1 октября 1946 года Международный военный трибунал вынес приговор нацистским преступникам. Главным было обвинение в преступлениях против человечности! Из 24-х подсудимых двенадцать человек были приговорены к смертной казни через повешение.
На экране появляется фотография Нюрнбергского трибунала.
СЦЕНА 10. ПАРАД ПОБЕДЫ.
На экране появляется фотография Парада Победы.
Подросток (бережно берет в руки старое фото): долгожданный Парад Победы 24 июня 1945 года – фотография Макса Альперта. Парад войск Красной армии принимал маршал Георгий Жуков, командовал войсками маршал Константин Рокоссовский. Более 35 тысяч человек и около 2-х тысяч единиц военной техники вышли на Красную площадь в знак повержения врага. Нельзя было не запечатлеть этот момент триумфа солдат-победителей!
Блестящий фотодокументалист Макс Альперт прославился другой своей работой «Комбат», ради которой чуть было не лишился жизни. Во время артобстрела журналист увидел поднявшегося в атаку командира и решил сделать кадр, неожиданно осколок разбил объектив, но плёнка уцелела, как и сам автор этого фото.
На экране появляется коллаж из фотографий военного времени.
Подросток с фотоаппаратом на шее развешивает новые экземпляры.
Подросток (делая кадр своим фотоаппаратом): корреспонденты прошли дорогами войны тысячи километров, рискуя жизнью и свободой! Ради ценных исторических кадров они близко подбирались к линии фронта, жили в землянках, совершали длительные переходы вместе с действующей армией! Вклад в Победу военных журналистов неоценим, сохранив память о прошлом, они сами вошли в историю. Они тоже воевали, только в их руках вместо боевого оружия была фотокамера, которая «выстреливала» не хуже снайперской винтовки!
На экране появляется фотография с изображением мирного времени (природы, детей и т.п.).