Автор: Каратаева Татьяна Алексеевна
Страна: Российская Федерация
Город: Оренбург
Организация: МОАУ "Гимназия №3"
Проект: Начало Империи

Сценарий спектакля "Первый во всём: к 350-летию Петра Великого"

 

Сцена 1. Детство (разговор с отцом).

Звучит задорный детский смех.

На сцене мальчик 6-7 лет играет в солдатиков за столом, переставляет фигурки и бормочет.

Мальчик встает и подходит к окну.

Мальчик (говорит мечтательно): вот бы эти солдатики – гусары, гренадёры - стали большими-пребольшими, мы бы тогда всех победили! А ещё корабли можно построить и поплыть в дальние страны, чтобы увидеть много нового…

На сцене появляется фигура в тёмном (это образ отца Петра Алексея Михайловича).

Фигура: ты прав, сынок, армии и флота нам не хватает! Тебе предстоит сделать эту мечту былью!

Мальчик (оборачиваясь): эх, жалко отца нет, рассказал  бы я ему о своих планах! Хочу государство наше великим сделать, чтобы  в мире лучше страны не знали, чтобы хотели к нам приехать и диковинки увидеть, чтобы лучшие товары наши умельцы научились делать да других ими приманивать…

Фигура (обнимает мальчика): мечтай, сынок, мечтай, не останавливайся! Будь сильным и смелым, не бойся замахнуться на большие дела, ты сможешь, я верю  в тебя!

Мальчик (со страхом убегает и кричит): мне страшно, я ещё слишком мал, а Россия огромная, как с ней управиться? Я ученик и нуждаюсь в учителях!

Фигура (делает крестное знамение, благословляя мальчика): пусть эти слова станут твоим девизом на всю жизнь! Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни твоей пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы!

Мальчик появляется на сцене, ведя за собой строй солдат в мундирах.

Мальчик (говорит командным голосом): стройся, кругом, левой-левой, щире шаг! Стой, раз-два! Полки мои потешные, разойдись…

Мальчик и солдаты уходят со сцены.

Голос за сценой: так во второй половине 17 века начинался славный путь будущего императора России, руки которого всегда были натружены до мозолей, Петра Первого, сына царя Алексея Михайловича по прозвищу «Тишайший»! Обсуждая факты его биографии, историки до сих спорят, кто он: чудо иди чудовище? У каждого своя точка зрения, прежде чем судить о величии данного монарха, давайте узнаем о нём побольше.

Сцена 2 . «Хованщина».

На сцене толпятся люди, они размахивают руками и кричат: «Бей Нарышкиных! Ивана на царство! Не дадим убить царя!». Звучит звук колокола.  На крыльцо терема патриарх Иоаким и царица Наталья Нарышкина выводят двух подростков – Ивана и Петра.

Царица (обращаясь к толпе): люди добрые, посмотрите, наследник жив и здоров! Вот они два брата – Иван да Пётр целёхоньки!

Иван (выкрикивает в толпу): Меня никто не изводит, и жаловаться мне не на кого!

Патриарх (стучит посохом): братья и сестры, доколе будут твориться бесчинства на нашей земле! Прекратите расправы и злодеяния над православными! Кто пустил слух, что Ивана удушили? Как посмели оклеветать царское семейство?

Звучат крики из толпы: «Софью на царство! Милославских надобно к власти призвать! От Нарышкиных один обман кругом!» 

Патриарх: остановитесь, а то в Москве будут ходить по колена в крови! Бунтовать не время! По справедливости надоть решить, кому царствовать!  Пётр, хотя и малолетний, все права на престол имеет!

Царица: пусть оба сына батюшки Алексея Михайловича венчаются в цари! Я могу при них соправительницей побыть до их взрослого состояния!

Пётр забирается на перила крыльца и машет толпе.

 Звучат крики из толпы: «Софью на царство! Милославских надобно к власти призвать! От Нарышкиных один обман кругом!» 

Царица подхватывает Петра и поспешно покидает сцену. Мальчик убегает в сторону.

Патриарх (обращаясь к толпе, стучит посохом): будь по-вашему, пусть Софья Алексевна при малых братьях руководить станет, расходитесь, не гневите Бога! 

Выходит Софья Алексеевна, поднимает правую руку.

Софья (кланяясь патриарху и обращаясь к толпе): клянусь управлять по совести для благоденствия России! И братьев не обижать! Мы сможем к Чёрному морю выйти и турок потеснить! Академию хочу открыть, чтобы грамотными все стали! Всё сделаю, что в моих силах, народ уважу!

Патриарх уходит, на сцену выбегают Пётр и ещё один мальчик.

Пётр (говорит задорно): давай меняться, Алексашка, ты мне свой красивый камушек, я тебе пуговицу золочёную, согласен?

Алексашка (говорит, опустив голову): мы, Меньшиковы, чужого брать не привыкшие! Нельзя нам, тятька заругает! Не серчай, Петька!

Пётр (бьёт Алексашку по плечу): давай просто так дружбу водить, без обмену! Приходи ко мне, играть станем в солдатиков! Покажу тебе свои игрушки!

Царица (зовёт сына): Петруша, куда ты делся?

Пётр бежит за матерью.

Голос за сценой: весной 1682 года царь Фёдор Алексеевич умер, не оставив прямого наследника. Разгорелась борьба за власть между Милославскими – родственниками первой супруги Алексея Михайловича и Нарышкиными – представителями крупного боярского рода, из которого происходила мать Петра Алексеевича. 16-летний Иван и 10-летний Пётр одновременно были венчаны на царство при регентстве своей сестры Софьи, подавившей страшный бунт стрельцов под названием «Хованщина». Его зачинщик Иван Хованский, воспользовавшийся ситуацией безвластия в личных целях, был казнён.  Так кровавой расправой с бунтовщиками было открыто царствование Петра Великого. В 1689 году была предпринята новая попытка стрелецкого восстания. На этот раз Петру удалось чудом спастись, а судьба Софьи Алексеевны была решена: её отправили в монастырь за покушение на жизнь неугодного сводного брата.

Звучит фрагмент оперы М. Мусоргского «Хованщина».

Сцена 3 . Великое посольство.

На сцене появляется Пётр (в возрасте 25-30 лет): одет в белую рубаху, синие штаны и сапоги. Он торопливо собирает вещи, раскиданные на столе, в саквояж. Примеряет на себя фартук, перекладывает топор, молоток и рубанок.

Появляются 2 чиновника со свитками и перьями в руках, кланяются царю.

1 чиновник: батюшка Пётр Алексеевич, отправляетесь Вы далёко, не опасно ли?

Пётр: чем больше опасности, тем больше славы! Несчастья бояться — счастья не видать! Еду в Европу наладить международные связи, мосты навести с культурными государствами! Есть чему поучиться у немцев, что перенять, да у нас запустить не мешало!

2 чиновник: дык, вдругоряд кто узнает, что русский царь самолично по Европам поехал, да задумает лихое дело! Долго ли до беды? Тебе, государь, имя бы сменить для путешествия!

Пётр (хлопает 2 чиновника по плечу): ты прав, мой друг, не мешало бы интриги добавить! А как вам, если меня Петром Михайловым в поездке кликать станут, согласны? Лефорт, Головин и Возницын небось запомнят, не попутают!

1 чиновник: а как нам в приказе записать, зачем царь уехал? Надолго ли? Для отчёту неплохо бы письменно отразить!

Пётр: еду искать союзников против турецкой стороны да опыта набираться, мастерства! Любое дело хочу освоить, до сути дойти, докопаться! Как корабли строить, как сильное оружие производить, как армией командовать! Как города новые открывать! Планов громадьё! Так и запишите!

Чиновники садятся за стол и начинают писать. Пётр надевает шляпу и уходит быстрым шагом, держа саквояж.

2 чиновник: вот царя нам Господь послал, не сидит на месте! Куда он собирался сначала? В Голландию? Или в Англию?

Голос за сценой:

То академик,то герой,

То мореплаватель,то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Эти слова А.С. Пушкина о Петре Великом как нельзя лучше отражают сущность личности монарха. Неутомимый искатель приключений в 1697 году отправился в Великое посольство с целью заключить военный союз против Османской империи. В поездке Пётр увидел больницы европейского образца, воспитательные дома, мануфактуры, мельницы, писчебумажные фабрики и мастерские и загорелся мыслью внедрить это и в России, что предопределило его тягу ко всему новому и западному. Путешествие царя не только обогатило его опытом кораблестроения, изучения биологии и анатомии, но и сподвигло на грандиозные преобразования – реформы и ведение Северной войны против Швеции.

Звучит шум волн.

Сцена 4 . Северная война.

На сцене за столом собрались военные чиновники в мундирах. Пётр стоит у карты и ставит на ней значки: кораблики и перекрещённые мечи.

Пётр: бои на море – вот залог нашей победы над шведами! Полтава дала нам временное преимущество!

Я говорил тогда: «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали. Имейте в сражении пред очами вашими правду и Бога, поборающего по вас. А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего». И мы победили! Но война ещё не завершена!

Военный чиновник (говорит, вставая перед царём): батюшка Пётр Алексеевич, помним, что побили восемь тыщ неприятельских душ, под Полтавой артиллерию свою проверили на прочность! Мы не хуже шведов оказались, сколько пленных захватили!

Пётр: Александр Данилович, ты прав, шведы нам не ровня, мы, почитай, как в рекруты стали забривать, так регулярную армию и собрали! Ещё бы силу русского флота проверить не мешало! Была Россия в древние времена мужественна и храбра, но не довольно вооружена… И как политическая пословица сказует о государствах, морского флота не имущих, что токмо одну руку имеют, а имеющие и флот, и армию – обе, так и наша страна одну только руку имела тогда!

Военный чиновник: да у нас уже и галеры, и фрегаты готовы! Только прикажи быть морской баталии, мы уж спуску врагу не дадим! Хватит шведам господствовать на Балтике да хвалиться своими кораблями!

Пётр: слава Богу, научились строить, свои верфи завели! Собственными руками строгали и смолили! Так тому и быть, проверим силу русского флота! Надеясь на мир, не должно ослабевать  в военном деле! Город на Неве заложили! Новую столицу основали для преумножения благ наших! Мы ещё и в Азию ворота откроем, на восток пойдём!

Пётр прикрепляет  на карту кораблик.

Голос за сценой: две блестящие победы на море у мыса Гангут в 1714 году и у острова Гренгам в 1720 году доказали преимущество только отстроенных военных судов России в Северной войне, добив позиции противника и на суше, и на море! Победу решат военное искусство, храбрость полководцев и неустрашимость солдата, - говорил  Пётр Первый, не сомневавшийся в исходе крупных сражений. Одержав победу над сильной Швецией, Россия заключила Ништадтский мир, получив выход к Балтийскому морю и присоединив территорию Прибалтики. Поистине воинским делом наша страна вышла от тьмы к свету!

Звучит звук барабана, исполняется марш.

Сцена 5. Время реформ.

На сцене Пётр Первый сидит за столом с ворохом бумаг, пишет, читает, подписывает документы, считает на счётах.

Пётр (держа перо в руке): приказы распустить, приказных людей уволить за ненадобностью (записывает). Совсем страх потеряли, казнокрады проклятые! Учредить коллегии во главе с президентом и вице-президентом, пусть вдвоём о своём ведомстве пекутся теперь. Одна голова хорошо, а две лучше!  Сему быть!

Пётр подписывает документ, ставит печать и дует на неё. На сцене появляются чиновники. Они кланяются царю и передают ему бумаги.

1 чиновник: государь, расчёты на военные нужды определены. Сукна на обмундирование и пороха на армию следует на 3 мильона серебром, не вели казнить, в меньшей сумме не управимся с расходами.

Пётр (говорит возмущённо): точно посчитали, собачьи сыны? Небось, себе немало в карман ссудили! А сукно дешёвенькое выбрали! Дознаюсь, накажу, ой, накажу!

2 чиновник: да как можно, батюшка, всё до копеечки учтено, ничего лишнего. Вот фискалам оклад платить требуется, вот губернии поднимать, и войне со шведом конца-края нет – на всё финансы из казны тратятся! 

Пётр: денег как возможно собирать, понеже деньги суть артериею войны служат! Не скупитесь, канцелярские душонки! А что если нам налог на бороды собирать, вмиг боярские рыла раскошелятся либо в божеский вид себя приведут, на европейский манер в париках ходить будут (смеётся).

1 чиновник: смех смехом, а мы предложить хотим с кажной души мужского полу подать взимать вместо подворного налогу. Казне прибыток, крестьянам – строгость, пущай место своё знают! Ревизию скоренько проведём, перепись значит, да поймём, сколько дохода в государстве преумножится!

2 чиновник: пусть платят драгунскую, рекрутскую, корабельную, подводную подати, а ещё налоги на меры и веса, на бортные промыслы, бани, мельницы, постоялые дворы, печи, погреба…

Пётр: хорошо бы акцизы на продажу хомутов, шапок, сапог, кож, дров, многих видов продовольствия ввести, тогда и средств хватит войну завершить, работайте, голубчики, считайте, считайте, хорошенько!

Чиновники уходят, забирая со стола бумаги.

Пётр (мечтательно): дворян бы ещё служить заставить! Чего они больше всего боятся: без земли остаться? А мы им майорат введём, да посмотрим, когда без наследства останутся, куда они денутся? Точно, разрешить наследовать имущество только старшему сыну, остальных в гражданскую и военную службу определить, пущай таланты свои покажут, Отечеству верой и правдой послужат! Может, в них и толк будет!

Голос за сценой: действительно, при Петре Великом появился документ, который фактически покончил с местничеством, упорядочил сословную иерархию в России и позволил незнатным людям продвинуться по службе и получить «высокие» титулы - Табель о рангах. Меньшиков, Апраксин, Толстой – всё это новая элита петровской эпохи, «птенцы гнезда Петрова». В Российской империи вводились 14 ступеней для военной и гражданский службы. А другие реформы? Учреждение губерний, создание Правительствующего Сената и Святейшего Синода, развитие мануфактур – то будущее, которое предопределил для страны Пётр Алексеевич. Но и цена его была высока!

Сцена 6. Народные восстания.

На сцене Пётр спит за столом за ворохом бумаг. Раздается стук в дверь, из-за двери кричат: «Батюшка Пётр Алексеич, беда, восстание на Дону вспыхнуло, зачинщиков схватили, куда их?».

Пётр вскакивает,

Пётр (кричит за дверь спросонья):  что случилось? Кого? Куда?

Голос из-за двери: донской казак Кондрашка Булавин беглых крепостных в оборот взял да в поход вышел! Говорят «С Дону выдачи нет!»

Пётр: сколько их? 

Голос из-за двери: всего до семи тыщ набралось! Сечь Запорожскую заняли! Вот бумажки их перехватили (под дверь просовывается документ). Прелестными письмами кличут, что-то они там пишут?

Пётр (говорит угрожающе, прочитав документ): народу свободу обещают, да хозяев громить призывают! Смуту наводят! Не допущу! Мало нам башкир да астраханцев! Приказываю немедленно подавить бунт и жестоко расправиться  с зачинщиками! Порядок в государстве соблюдать надобно – вот моя воля!  А коли государь повинуется закону, тогда не дерзнёт никто противиться оному!

Пётр разрывает прелестную грамоту и кричит: «Ведите сюда разбойников, личный разговор иметь  с ними буду!».

На сцену выталкивают двух оборванных крестьян в лаптях, они падают перед царём на колени, бормоча «Прости нас, батюшка-государь, по неразумению мы затесались в бунтовское движенье, бес попутал!»

Пётр (подходя к одному из зачинщиков и беря его за подбородок): эк, голубчики, так просто не отделаетесь, беса ни приплетайте! Головой думать надобно, когда сеете раздоры в народе! Выше всех добродетелей рассуждение, ибо всякая добродетель без разума пуста!

Потом садится за стол и пишет приказ.

Пётр (зачитывает вслух приказ): казнить немедля! На дыбу, жечь раскалённым железом, плетей всыпать, чтоб неповадно было! Замучить до смерти бунтовщиков!

Пётр уходит с бумагой  в руках, толкая одного из зачинщиков сапогом в спину. Зачинщики лежат, не шевелясь. Появляются стражники и вытаскивают их со сцены.

Голос из-за двери (шепчет): да как же не бунтовать людишкам, поборы да взяточники на каждом шагу, злоупотребляют одним словом, а крестьянам как жить? Повинности всё прибывают, вот и бегут простолюдины на окраины! На Дон или ещё подальше, да видно от судьбы не уйдёшь!

Голос за сценой: восстание под предводительством Кондратия Булавина произошло в 1707-1708 годах как следствие ужесточения эксплуатации населения страны ради проведения масштабных реформ. А ещё башкирское и астраханское восстания начала 18 века стали обратной стороной медали – успехов России во внутренней и внешней политике. Рейды на окраины помогли помещикам вернуть до двух тысяч беглых крестьян, обеспечив землевладельцам бесплатные рабочие руки. Закрепощение простого народа продолжалось ради великих целей развития государственности.

Слышатся звуки плети и ударов.

Сцена 7. Ассамблеи.

На сцене появляется девочка-подросток в бальном платье. Рядом с ней её мама в парике и роскошном наряде. Они подходят к распорядителю бала.

Распорядитель бала (стоит  в центре сцены со списком): милостивые судари и сударыни! Добро пожаловать на …. (заглядывает в бумагу, шевелит губами) ассамблею, волею Самодержца Всероссийского учреждённую для увеселения высшего света, дозволяется играть в шахматы или карты, танцевать и беседовать! Прошу подходить по одному!

Дама с девочкой: княгиня Толстая с дочерью Марией!

Распорядитель бала: этикет выучили? О достоинстве гостевом на балу у государя?

Дама с девочкой (закатывая глаза, перечисляет): увидев на ассамблее особу знатную, а хотя бы и царя, духом не падай, рот не разевай, но и не высовывайся — услужить вряд ли сможешь…

Распорядитель бала (подсказывает): яства употребляй умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствия танцам не учинять; зелье же пить вволю, понеже ноги держат, буде откажут — пить сидя…

Девочка (тонким голосом тараторит): без пения нет веселья на Руси, но оное начинают по знаку хозяйскому. В раж не входи, соседа слушай — ревя в одиночку, уподобляешься ослице валаамской. Музыкальностью и сладкоголосием, напротив снискаешь многие похвалы гостей.

Распорядитель бала: проходите, веселитесь вволю!

Появляется Пётр Первый.

Пётр (поднимая бокал  с вином): кому из вас, братцы мои, хоть во сне снилось лет тридцать назад, что мы с вами здесь у Остзейского моря будем плотничать…и построим город, в котором вы живёте, что увидим таких храбрых и победоносных солдат и матросов русской крови.., что увидим у себя такое множество иноземных художников и ремесленников, доживем до того, что меня и вас станут так уважать чужестранные государи.

Гости кричат: «Виват! Виват! Виват!»

Звучит громкая музыка, начинаются танцы.

Голос за сценой: ассамблеи — новый вид досуга для высшего общества, указ об учреждении которых Петр I издал 25 ноября 1718 года. Все, кроме холопов и крестьян, могли принять участие в подобных балах, где впервые разрешалось свободное присутствие женщин. Сам царь говорил: «Ассамблея-собрание или съезд.., где можно друг друга видеть и переговорить или слышать, что где делается». Это был переворот в культурной жизни. А еще в 1700 году был преобразован календарь, празднество Нового года перенесено с осени на 1 января, введено европейское платье, открыты Кунсткамера и публичная библиотека, издана первая печатная газета.

Сцена 8. Семья.

На сцене Пётр в окружении жены Екатерины Алексеевны, царевича Алексея и малолетних детей. Они позируют для художника, пишущего парадный портрет. 

Художник: батюшка Пётр Алексеевич, повернись-ка малость, профиля своего покажи, чтобы красоту твоего чела выразить удалось!

Пётр (отмахивается): ты девочек малюй краше да супругу, а нас с сыновьями и так сойдёт!

Екатерина (на ломаном русском языке): может, мне младшенького Петеньку на руки взять? Не выйдет ли его фигура слишком маленькой?

Художник: не волнуйтесь, матушка государыня, портрет и так миниатюрным выйдет, всех разместим, никого не забудем!

Царевич Алексей (выдвигается вперёд): я могу рядом с отцом встать в полный рост…

Пётр (недовольно): стой, где стоишь, среди девочек, тебе там самое место!

Екатерина (начинает рыдать, потом крестится): как бы сейчас всех наших деточек здесь собрать! Катюша, Наташа, Павлуша – ангелочки наши – как вас не хватает, упокой Господь их души!

Пётр: полно рыдать, на всё Воля Божия! Бог дал, Бог и взял!

Художник: прекрасно получается, гармония, одним словом, хорошо! Дети, не разбегаемся!

Дети начинают бегать по сцене.

1-я девочка (Анна): как бы я хотела, сестрица Лизавета, выйти замуж за иностранного королевича! За границей побывать, во дворцах европейских пожить!

2-я девочка (Лиза): а я, сестрица Аннушка, мечтаю когда-нибудь, дай Бог батюшке здоровья, Россией править, чтобы её богатства и славу преумножать!

Пётр (говорит царевичу Алексею): ты, почто, за границу  собрался, замышляешь что? Гляди, против отца пойдёшь, не оберёшься хлопот!

Царевич Алексей: вы, батюшка, несправедливы! Я токмо за Отечество радею, дурных помыслов не имею, напрасно серчаете!

Пётр (кричит детям): Аннушка, Лизавета, бегите обедать, потом продолжим!

Герои расходятся (на экране сменяются несколько портретов семьи Петра).

Голос за сценой: судьба подарила первому российскому императору большую семью. В двух браках у него родилось десять детей, многие из которых умерли во младенчестве. Одного из них самодержец мог спасти, но государева честь оказалась выше отцовских чувств, и в историю вошло «дело царевича Алексея». Наследник был осуждён за заговор против отца и умер в тюрьме в 1718 году. Дочери Анна и Елизавета дожили до зрелого возраста и оставили о себе память. Анна Петровна продолжила род Романовых в лице Петра Третьего, а Елизавета Петровна заняла престол после дворцового переворота 1741 года.

Сцена 9. На смертном одре.

На сцене висит полог, за которым скрывается кровать, слышатся стоны и вздохи. У постели сидит Екатерина Алексеевна, вытирает лицо платком, плачет. Рядом стоит священник в рясе.

Екатерина (причитает): на кого ты нас покидаешь, друг мой любезный, кому оставляешь своё несчастное семейство! Девочки, подойдите, обнимите отца!

Подходят дочери, присаживаются  у полога, вытирают слёзы.

Екатерина: как же так, скоро после праздника Святого Крещения начались припадки, мы совершили церковный обряд соборования, от жгучей боли крики и стоны твои раздались по всему дворцу, и ты уже не в состоянии думать с полным сознанием… Почему так быстро…

Дочери (со слезами  в голосе): матушка, оставьте, он уже мучается тридцать шесть часов…

Пётр (почти хрипит): принесите бумагу и перо, я хочу составить завещание…

Дочери приносят бумагу и перо. Из-за полога слышатся шуршание и стоны.

Пётр (шепчет): отдайте всё…

Из-за полога показывается рука больного Петра, перо и бумага падают на пол. Екатерина и дочери начинают громко рыдать.

Священник (с горечью): что се есть? До чего мы дожили, о россияне, что видим, что делаем? Петра Великого погребаем!

Дочери поднимают бумагу и перо, шепчутся: «Он не успел выразить свою последнюю волю…»

Екатерина (беря  в руки бумагу и читает с выражением): сам же ты, Петруша, повелел когда-то «кольми же паче должны мы иметь попечение о целости всего нашего государства…, чего для заблагоразсудили мы сей устав учинить, дабы сие было всегда в воле правительствующего государя, кому оной хочет, тому и определит наследство, и определенному, видя какое непотребство, паки отменит, дабы дети и потомки не впали в такую злость, как выше писано, имея сию узду на себе». А теперь и наследника не назначил, тайну, кто достоин престола, с собой унёс!

Опускается полог, все герои остаются за ним.

Голос за сценой: первая супруга Петра Евдокия Лопухина завершила свою жизнь монахиней. Второй жене Екатерине Алексеевне – Марте Скавронской - суждено было править Россией в сложное время интриг и заговоров, когда у власти оказались «верховники». А начало периоду дворцовых переворотов положил сам царь, издав указ о престолонаследии и нарушив наследственный принцип передачи власти. Злой рок помешал ему назвать своего преемника, не тень ли сына Алексея мелькнула в этом сюжете? Не Божия ли кара? Судить не нам!

Сцена 10. Итоги царствования Петра Первого.

На сцену выходят из разных кулис мальчик – Пётр в детстве и взрослый Пётр, они встречаются на середине сцены.

Взрослый Пётр: о чём мечтаешь, малыш? Что ты можешь сделать для своей страны?

Пётр в детстве: о разном, всего не перечесть!

Взрослый Пётр: есть желание- тысяча способов, нет желания – тысяча поводов! Помни, русский – тот, кто любит Россию, и ей служит! Дерзай и иди вперёд, не оглядываясь! И ни о чём не жалей!

Пётр в детстве: спасибо за совет! А что ты сделал для России?

Взрослый Пётр: потомкам виднее! Пусть они скажут за меня!

На сцену выходят все герои и говорят по реплике:

- Одержал победу в Северной войне!

- Создал регулярную армию!

- Построил военно-морской флот!

- Учредил губернии и коллегии!

- Развил мануфактуры!

- Обеспечил выход к Балтийскому морю!

- Прорубил окно в Европу!

- Открыл ворота  в Азию!

- Сделал Россию империей!

- Основал Санкт-Петербург!

- Стал Отцом Отечества!

Взрослый Пётр (снимая треуголку): я сделал всё, что мог, кто может, пусть сделает лучше!

33 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий