Автор: Таможникова Светлана Евгеньевна
Страна: Российская Федерация
Город: станица Старощербиновская
Организация: МБДОУ ЦРР - детский сад № 9 музыкальный руководитель
Проект: Вне проекта

Эффективное решение профессиональных педагогических задач

 

   В настоящее время в дошкольных образовательных организациях активно проходят процессы по введению и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Обладая высокой степенью профессиональной компетенции, педагог…(имя, отчество) постоянно совершенствует свои знания и умения, находясь в поиске наиболее эффективной системы педагогического процесса. Качественное владение современными методиками и технологиями в профессиональной деятельности было представлено педагогом на краевом профессиональном конкурсе, а также на курсах повышения квалификации музыкальных руководителей в г. Краснодаре, получив высокую оценку членов жюри и коллег.

    Переход на новое содержание работы с детьми дошкольного возраста требует вдумчивого отношения к планированию воспитательно-образовательной работы с детьми, проявления способности к интеграции и комбинированию содержания различных программ, технологий. Педагог, руководствуясь основной общеобразовательной программой образовательного учреждения, выстраивает содержание и организацию воспитательно – образовательного процесса по музыкальному развитию воспитанников, используя уникальные технологии: Т.Э Тютюнниковой «Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Игры звуками», Т.Рокитянской «Музыкальная грамота в образе и движении», Н.Куприной «Игры с именами», Е.И.Юдиной «Азбука музыкально-творческого саморазвития».

  В выборе содержания, форм организации деятельности учитывает требования Стандарта к дошкольному образованию с опорой на его основные принципы:

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка, его потребности в выборе содержания образования. Комплексная система музыкально – образовательной деятельности педагога строится на технологии личностно-ориентированного взаимодействия музыкального руководителя с детьми

- формирование познавательных интересов и поддержка познавательных инициатив ребенка проходит через интеграцию различных видов деятельности, форм взаимодействия с участниками образовательного процесса. Применяя технологию «Детский совет» Л. В. Свирской, педагог организует музыкально – творческое взаимодействие так, чтобы создать условия для формирования у детей активной творческой позиции, стремления познать новое, проявить инициативу, способность к самостоятельным решениям.

- взаимодействие детей и взрослых, сотрудничество с семьями воспитанников осуществляется благодаря использованию технологии проектирования, когда

каждый имеет возможность проявить себя, стать и инициатором, и исполнителем, и полноправным субъектом социальных отношений.

- учет этнокультурной ситуации развития ребенка, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства осуществляется музыкальным руководителем в рамках региональной программы «Все про то, как мы живем», разработанной ведущими специалистами ГБОУ ИРО Краснодарского края.

   Потребность в самосовершенствовании и профессиональном росте, стремление к повышению собственной профессиональной компетенции и готовность соответствовать современным требованиям в области дошкольного образования – мотивы, движущие педагогом в поиске методов, форм и средств организации детской музыкальной деятельности с целью достижения наилучшего результата.

   В реализации основных принципов Стандарта дошкольного образования  педагог подразумевает необходимость  изменения характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком, создания условий для обновления содержания музыкальной деятельности посредством внедрения новых образовательных технологий, внедрения интегративных форм в организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации (совместные праздники, спектакли, досуги, творческие проекты, акции и т.д), где прослеживается интеграция всех образовательных областей развития и интеграция видов детской деятельности.

   Использование современных педагогических технологий дает  ей возможность достигать конкретных результатов при обеспечении комфортных  условий детям (здоровьесберегающие технологии), наполнять новым содержанием деятельность, делая ее более интересной и привлекательной (обучение игре на музыкальных инструментах, ИКТ), рационально и эффективно проектировать и решать образовательные задачи (технология проектирования), вовлекая в образовательное пространство педагогов ДОУ, родителей воспитанников.

   Опираясь на результаты мониторинга состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого ребенка, в своей практической работе она использует эффективные методы укрепления здоровья детей: дыхательные гимнастики, валеологические песни-распевки, артикуляционные гимнастики, пальчиковые игры, что обеспечивает более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников. На основе «Системы музыкально-оздоровительной работы в детском саду» О.Н. Арсеневской, разработала структуру и содержание музыкальной деятельности в детском саду с учетом здоровьесберегающих технологий. Валеологические знания, полученные детьми на музыкальных занятиях, в индивидуальной работе, способствуют формированию у них привычки жить в гармонии с самим собой, с окружающим миром. Игры и упражнения, используемые ею в процессе образовательной деятельности, оказывают положительное влияние на укрепление психофизического здоровья ребенка, приносят детям огромную радость и пользу для здоровья.

   Существенной мотивацией к внедрению и использованию в практической деятельности технологии проектирования явилось желание педагога не только повысить личный уровень профессионального мастерства и компетентности, но и создать условия для формирования у детей активной творческой позиции, инициативы, желании открыто демонстрировать свои способности, исходя из собственных творческих возможностей.

   В настоящее время разработан и внедрен долгосрочный проект «…», основанного на технологии личностно-ориентированного взаимодействия.

   Актуальность данного проекта в том, что современный педагог обязан обладать высокой степенью профессиональной компетенции, заниматься самообразованием, быть в поиске наиболее эффективной системы педагогического процесса, построенном на технологии личностно-ориентированного взаимодействия. Музыкальный руководитель акцентирует внимание на то, что каждый участник образовательных отношений получил возможность не только проявить себя, раскрыть свои творческие способности, но и стать соавтором различных увлекательных мероприятий в ходе реализации проекта.

     В процессе реализации проекта педагог провела районные методические объединения для музыкальных руководителей; разработала конспекты культурно – познавательных практик в новой форме, раскрывающей спектр предполагаемых ответов, действий детей, реакцию педагога на них. Используя информационно – коммуникативные технологии, она разработала интерактивные игры, электронные музыкальные викторины, применение которых позволяет привлечь внимание детей, сделать процесс обучения еще более эмоционально окрашенным, запоминающимся.   

   Педагог является активным пользователем Интернет - ресурсов для сбора информационного материала, таких как: doshkolnik.ru, fond21veka.ru, nsportal.ru, pedsovet.org, и другие. Создала персональный сайт для популяризации собственного педагогического опыта.

   Целесообразное использование развивающей предметно – пространственной среды является одним из важных ресурсов в решении задач профессиональной деятельности.

   Предметно-пространственная среда, организованная педагогом, обеспечивает реализацию основной образовательной программы ДОУ с учетом возрастных особенностей детей, национально – культурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность и организована по трем направлениям:

- организация с детьми непосредственно образовательной деятельности;

- организация утренников, развлечений, индивидуально – подгрупповой деятельности;

- организация самостоятельной музыкальной деятельности детей в возрастных группах.

   Условно, в образовательном пространстве музыкального зала выделяется 3 зоны:

  • рабочая зона (мобильные небольшие столы, стульчики для детей), которая активно используется при проведении интегрированных, комплексных, тематических занятий, чаще всего связанных с продуктивной деятельностью;
  • спокойная зона (фортепиано, ковер, стульчики, ширма, мобильный столик, мультимедийная установка), предназначенная для слушания музыки, пения, зрительного восприятия.
  • активная зона (ковер, легко убирающийся или перемещающийся), достаточно большое свободное пространство для организации дидактических игр на развитие чувства ритма, танцевально - ритмических упражнений, игрового музыкально-двигательного творчества детей и т. д. 

Целесообразное варьирование этих зон дает возможность создать комфортные условия для детей, обеспечить разные виды активности в течение времени пребывания в музыкальном зале: умственную, физическую, игровую.

При создании предметно – пространственной среды в музыкальном зале педагог, руководствуясь Стандартом,  учитывает  основные требования к ее организации: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность. Также, исходя из принципа педагогической целесообразности, воспитанникам созданы условия, обеспечивающие комфорт, удобство, возможность общения, совместной деятельности детей и взрослых. Принцип учета национально – культурных условий реализуется посредством насыщения развивающей среды предметами декоративно-прикладных промыслов, исторически связанных с нашим  краем – кубанские костюмы, предметы кубанской утвари, элементы оформления казачьей хаты, продукты детской деятельности как результат проведения открытых интегрированных занятий по ознакомлению с родным краем и его культурой.

   Особенностью взаимоотношений музыкального руководителя с детьми педагогами, родителями является ее профессионально-личностная способность устанавливать контакт с каждым с первых минут общения, умение обеспечить эмоциональное благополучие участников образовательных отношений и эта эмоционально-положительная связь прослеживается на протяжении  всего времени общения.

   Она умеет заинтересовать каждого ребенка, так преподнести перед ним предстоящий вид деятельности, что делает его привлекательным для каждого малыша. Ее эмоциональная аура воздействия строиться на любви к детям, знание их психологии, умения найти индивидуальный подход к каждому, заинтересовать всю группу в целом, применяя активные методы обучения (вопросы, поисковые ситуации, рассуждения).

   В общении с педагогами, родителями доброжелательна, тактична, демонстрирует уважительное отношение, проявляет открытость и готовность к конструктивному диалогу. Ее личностные качества соответствуют нравственным и этических нормам, требованиям профессиональной этики.

   Способность поддержать индивидуальность и инициативу участников образовательных отношений позволяет педагогу в ходе музыкальных, индивидуальных занятий осуществлять педагогику индивидуально-личностного взаимодействия с каждым воспитанником. Она широко использует приемы, основанные на непроизвольном внимании детей младшего дошкольного возраста. Оптимальный темп деятельности не оставляет места однообразию и скуке старшим дошкольникам. Поддержанию интереса детей способствует общий игровой характер ее занятий. Искренний интерес к успехам каждого ребенка, умение поддержать его, вселить уверенность, в то, что он сможет все, добавляют в ее общении с детьми доброжелательность и позитивность.

   Систематически применяя в практике организацию открытых мероприятий с участием родителей воспитанников, она включает для них творческие задания, мотивирует к участию в совместной деятельности с ребенком. Такой подход побуждает к активности детей и родителей в достижении цели, предоставляет возможность продемонстрировать собственный потенциал семьи для личностного развития ребенка. Как результат - её воспитанники обучаются в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей детской школе искусств.

   Способность создавать условия для установления правил взаимодействия в разных ситуациях на практике педагогом реализуется посредством организации разнообразных ситуаций: коллективная и групповая деятельность, работа в парах, где от участников (детей, взрослых) требуется умение согласовать свои действия с партнером, выполнять правила поведения. Особое внимание педагог уделяет совместным с детьми и их родителями творческим поискам – разработке и реализации семейных досугов, проектов, в которых учитываются инициативы и предложения всех участников образовательных отношений.

    Возникающие в процессе совместной деятельности конфликты между детьми педагог использует как педагогическую ситуацию и возможность поупражнять воспитанников в принятии конструктивного решения для установления доброжелательных отношений.

   Система ее работы обеспечивает усвоение детьми программы детского сада по музыкальному воспитанию, развитию музыкальных (песенных, двигательных, игровых) способностей детей, формирование эстетически развитой личности.

 

 

 

 

 

4 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий