В последние годы в педагогическую теорию и практику прочно вошла категория «качество образования», отражающая соответствие состояния и результативности образовательного процесса, запросам личности, ожиданиям общества, требованиям государства. Дошкольное образование призвано стать первой ступенью непрерывной системы образования в нашей стране. А поэтому, педагог обязан обладать высокой степенью профессиональной компетенции, должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, быть в поиске наиболее эффективной системы педагогического процесса.
В центре любого образовательного процесса находится взаимодействие с детьми, которое должно быть организовано так, чтобы развивать у ребенка способность проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности и т.д.
В течение многих лет, работая с детьми дошкольного возраста, я убедилась, что созданная мною система организации педагогического процесса благополучно и эффективно решает многие задачи: дети к концу учебного года показывают высокий уровень развития музыкальных способностей, они обладают чувством собственного достоинства, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, обладают развитым воображением, любознательны. Но, я заметила, что при решении определенных задач, используя технологию проблемного обучения, создавая проблемные ситуации, дети, несмотря на открытые свободные взаимоотношения между нами, ждут, что варианты решения проблемы озвучу я. В связи с этим, передо мной, как перед педагогом, встала задача – найти иной подход к обучению и воспитанию. Стимулировать становление маленького человека в личность, способного к самостоятельным решениям.
Способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачи и радоваться успехам товарища, умение разрешать спорные ситуации – те целевые ориентиры, которые я поставила во главу наших взаимоотношений при разработке различных форм организации педагогического процесса. В частности, при организации совместной музыкально – творческой деятельности с родителями.
Как показала практика, наиболее активно дети проявляют инициативу, имея определенный багаж музыкальных впечатлений, знаний, действий, которые они получают при систематическом взаимодействии с музыкальным руководителем. Речь идет о значимости каждого занятия. Ребенок чувствует себя уверенно, свободно, когда он видит, что приносит конкретную помощь. Но, даже если его предложения не совсем уместны, ожидаемы, задача взрослого все равно услышать его и, ни в коем случае, не говорить – «это неправильно!». Как я понимаю такие взаимоотношения, объясню на примере конкретного мероприятия, к которому мы готовились с ребятами.
В начале подготовки совместной музыкально – творческой деятельности с родителями, посвященном Дню Матери, я обратилась к своим воспитанникам: «Ребята! Совсем скоро к нам придут в гости ваши мамы! Встретимся мы в музыкальном зале. И я совсем растерялась, как же я их буду встречать? Что же делать? Чем мы можем их удивить?». Последовали ожидаемые ответы: «Они придут в зал и будут сидеть на скамейках и хлопать нам! А мы будем петь и танцевать!». Я спросила: «А как вы думаете, им интересно вот так просто сидеть и хлопать? Может быть, у вас есть другие варианты? Посмотрите, сколько места в музыкальном зале! Если надо, я принесу сюда столики, мольберты или еще что – нибудь нужное? Как же их рассадить?». Пришли к такому варианту – рассадить родных у окна (не так как всегда). Я сказала: «Это необычное предложение! Действительно, не так как всегда! Но как же быть ведущему – Елене Владимировне. Ей придется все время крутить головой, то к мамам, то к вам». Чтобы помочь ребятам сориентироваться, я, понимая, что «перескочила» этап планирования, спросила: «Ребята, я вот нашла у себя цветную бумагу, ножницы, карандаши. Что с этим делать? Может, можно что-нибудь сотворить вместе с мамами. Ваши предложения!». Вариантов было очень много и здесь мне, как педагогу, было непросто с ответной реакцией на предложения детей. Примерно, я отвечала так: «Это интересно! Это необычно! А ты, Полина, как думаешь?». Когда все дети высказали свои предложения, я сказала: «Как же нам быть? Мы можем сделать с мамами цветочную полянку, солнышко с лучиками, вырезать ладошки, сделать открытку. Как же быть в такой ситуации, ведь если мы выберем чей-нибудь вариант, другой ребенок может обидеться?». Возможно, у меня еще все впереди и мои воспитанники научаться договариваться, но, в данный момент все закивали головами, что будет обидно. Тогда я предложила: «Ребята, а может быть нам помогут цветные платочки?». Дети: «Какие платочки?». Я: «У меня есть вот такие цветные платочки, которые отвечают за какой – либо сюрприз. Например, синий - это открытка, красный…». Дети тут же подхватили идею и сами соотнесли цвет с сюрпризом. Дальше я решила взять инициативу на себя, поскольку подумала, что если сейчас спрошу: «А кто хочет (будет) доставать платочек из коробочки, дети ответят: «Я! Я!», и тогда ситуация первого выбора (подарка) уйдет на «второй план». Поэтому я торжественным, слегка пафосным голосом объявила: «Право достать платочек предоставляется ребенку, который…первым пришел сегодня в детский сад!». Это была Ксюша. Ксюша достала платочек с определением – «ладошки». Я постаралась объяснить ребятам, что в любом случае, предложение Полины, Артема и Кати мы реализуем, когда будет другое мероприятие. Ведь у нас их так много! «Кстати, из ладошек можно придумать очень много интересных сюрпризов, которые умеет делать ваш воспитатель Елена Владимировна. Если хотите узнать, какие, можете спросить у нее, когда я пойду готовиться к встрече». Развивая идею дальше, я спросила ребят: «И что же, ребята, мамы будут рисовать ладошки на коленях? Так что же мы придумаем?». В итоге, мы пришли к соглашению, что было бы правильно поставить столы и сесть радом со своими мамами.
Продумывая содержание этой встречи, я изначально не планировала творческие задания, сначала дав детям возможность предложить свои варианты. Конечно, я предполагала, что дети будут называть те музыкальные игры, которые мы использовали в процессе образовательной деятельности. Но, было и неожиданное предложение. Поиграть в игру – эстафету, в которой мамам надо было быстро бегать на скорость. Сказать ребенку: «Ты думаешь, что говоришь? У тебя есть голова на плечах?», значит способствовать развитию у него нерешительности и страха сказать в дальнейшем что-то не то. Я постаралась решить этот вопрос так: «Очень интересная и смешная игра! Я тоже люблю побегать. Только давайте вместе подумаем, что нужно для этой игры? А в чем будут одеты мамы, ведь у них праздник?». Посмеялись и решили, что на каблуках и с прическами мама будет не очень комфортно играть в такую увлекательную спортивную игру. Но этот вариант очень подойдет для Анастасии Васильевны, она как раз ищет такие игры, чтобы провести их с мамами, когда будет спортивный праздник.
После того, как мы определились с заданиями, я пообещала, что учту их пожелания и опять проявила свою личную инициативу, выбирая форму проведения данного мероприятия.
Наша встреча прошла очень интересно, весело, увлекательно. В конце воспитатель поставила перед зрителями мольберт, на котором было солнышко без лучиков. Воспитатель сказала: «Уважаемые мамы, дети, нашему солнышку чего - то не хватает? (лучиков). Конечно, лучиков. Мамы, не огорчайтесь, наши ребята, ваши замечательные талантливые дети не только раскроют вам секрет, но и научат очень интересным приемам работы с цветной бумагой». И дальше пошел этап совместной продуктивной деятельности. Результат ребята забрали в группу и повесили на самое видное место.
По окончании мероприятия я не провела детскую рефлексию, поскольку была убеждена, что это в данном случае не совсем уместно. Но, на следующий день мы с детьми обсудили эту встречу. «Что нам удалось сделать? Для чего мы это делали? (чтобы порадовать мам). Что вы чувствовали, когда вместе с мамой изготавливали сюрприз? Интересно, а что дома можно сделать вместе с мамой?».
Вот так, следуя пути самосовершенствования, я стараюсь перевести свою педагогическую деятельность из режима функционирования в режим развития. Конечно, есть ошибки, недоработки, иногда проблемные для меня ситуации, но, как говорит одно мудрое изречение: «Если ты споткнулся и упал, это еще не значит, что ты идешь не туда!». А Аристотель считал, что «есть только один способ избежать критики – ничего не делать и ничего не говорить». Спасибо за внимание! Удачи всем и позитивного настроения!