Уважаемые ученики, сегодня мы рассмотрим историю российской налоговой службы. Но прежде всего, оговоримся с понятиями.
Современная интерпретация слова «налог» подразумевает под этим словом любой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности публично-правовых образований. Однако, в таком случае, о существовании налога мы можем говорить лишь в поздние времена по нескольким причинам:
Из-за этого полностью на денежное налогообложение наша страна перешла лишь 1 января 1924 года, когда сельскохозяйственный налог (замена продналога) полностью был переведён на денежную уплату. С незанятных времён до 1924 года налоги взимались и в натуральном виде.
Та же ситуация с налоговой службой. Полное определение вы можете найти в Постановлении Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе». Под такое понятие ФНС попадает лишь с 30 марта 2017 года (определение изменялось). В современном виде налоговая служба была создана в 12 марта 2004 года (когда вступил в силу Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»), хотя профессиональный праздник «День работника налоговых органов Российской Федерации» празднуется 21 ноября, приурочен к Указу Президента РСФСР ЕБН от 21.11.1991 № 229 «О государственной налоговой службе РСФСР».
Таким временные границы нас также не устраивают, поэтому под налоговой службой (как системой органов, а не как деятельностью) мы понимаем системы органов, осуществляющих взимание налогов и сборов и контроль за этой деятельностью.
Древнейшей формой налогообложения на Руси было полюдье, налоговым органом которого выступал сам Великий князь с его дружиной.
Подробно процесс полюдья описан в трактате византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей»: «Когда наступит ноябрь, их князья выходят со всеми россами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно — в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда растает лёд на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию».
После трагической гибели князя Игоря, эта форма была изменена: теперь князь обходил не все населённые пункты страны, а останавливался на погостах, являющимся местом сбора дани с окрестностей. Постепенно, с разрастанием рода Рюриковичей разрасталась и система налоговых органов состоявшая из погостов – удельных князей – великого князя. А потом и самим князьям стало впадлу ездить по всем погостам, поэтому их в деле сбора налогов заменили мытари (мытники).
Впоследствии было введено множество налогов: «дары», «поклоны», «повозы», «поплужное», «десятина», «забожничье» и др., поэтому система налоговой службы постоянно разрасталась.
После ордынского нашествия на Русь прежняя система налогообложения продолжала существовать, однако значительная часть дани уплачивалась Орде. По этому поводу в научной литературе сложилось 2 мнения о природе даннической зависимости Руси от Орды. Первое и самое популярное утверждает, что ордынский выход – это форма налогообложения. Противники данной позиции утверждают, что:
Первоначально действительно дань выплачивалась в виде «откупного», равного примерно 1/10 части все доходов с каждого двора. Впоследствии после антибесерменских восстаний, охвативших весь тогдашний центральный регион (Владимир, Тверь, Ростов и т.д.), дань выплачивалась собственно в форме «выхода». Даруги (они же баскаки) из взимателей налогов стали послами Орды на Руси, следившими за периодичностью и размерами внесённых платежей. Однако русские платили дань не так часто, из-за чего спорадически случались новые разграбления городов. Но даже при этом имелись большие недоимки, которые, главным образом, шли на выкуп удельных княжеств у местечковых князей.
Впоследствии, после падения ига, Русь продолжала платить обязательные платежи «тыш» (на Руси – «поминки, казна») Крымскому хану. Они уже абсолютно точно являлись выплатой для недопущения нашествий. Россия прекратила платить крымцам тыш лишь в 1685 году (благодаря походам князя Голицына против крымских татар), хотя официально он был отменён лишь в 1700 году (Константинопольский договор). Однако уже в 1713 году турки захотели вернуть эти платежи, однако русские смогли перенести обсуждение этого вопроса «на другое время» (больше к этому не возвращались).
Тем временем органы сбора дани практически не претерпели изменений. Лишь при Иване III, когда проводилось учреждение приказов, были созданы первые централизованные органы налоговой службы. С тех же времён до нас дошла интересная книга: переписная окладная книга Водской Пятины, составленная дьяком Дмитрием Китаевым в 7008 году от СМ (1500 г. от РХ). В неё описываются объемы собранных налогов с каждого населённого пункта Водской пятины (северо-запад от Новгорода, современная Ленинградская область). Очевидно, что подобные книги существовали и в других местностях нашей Родины.
Первоначально налоговые функции исполнял Поместный приказ, в котором подобные книги и хранились, впоследствии был создан Приказ Большого прихода (заведовал сборами с лавок, гостиных дворов, таможенных пошлин), однако впоследствии его функции были отчасти переданы Приказу Большой казны (заведовал таможенными пошлинами, акцизами, которые, кстати, ввели именно при Иване III).
В 1699 году приказ Большого прихода был заменён на Бургомистерскую палату, которая вновь стала ведать сбором большей части налогов и сборов Российского государства, хотя при этом являлась местным московским органом, ведавшим лишь московским посадом. В то время даже не скрывали, что все налоги идут исключительно на развитие московского региона. Впоследсвтии налоговые функции были переданы камер-коллегии. Приказ Большой казны был преобразован в штатс-контор-коллегию, которая ведала расходами, в то время, как камер-коллегия – доходами. Поместны приказ после включения в ведение Сената где-то в начале XVIII века растворился в нём. Зато был создан контрольно-надзорный орган – ревизион-коллегия, основанный на преобразованного Приказа счётных дел.
В 1755 году Камер-коллегия была преобразована в Казённую палату, тогда впервые в рамках единого налогового ведомства объединены налоговые сборы и таможенные пошлины. В 1780 году Казённая палата была преобразована в Экспедицию государственных доходов, которая помимо доходов также ведала и расходами и контрольными функциями. Однако вскоре эта Экспедиция была разделена на самостоятельные экспедиции по доходам и расходам и ревизии счетов.
Однако объединение снова случилось в рамках министерской реформы – было создано Министерство финансов, которому были переданы функции указанных выше экспедиций. Однако уже в 1811 году были снова выделены органы по расходам и контролю – Государственное казначейство и Государственный контролёр. В таком виде налоговая система существовала до революции.
Именно в это время государство начало вести мощную антикоррупционную деятельность. Так, частичная реализация «Плана финансов» Сперанского, предложенного Александру I, привела к росту налогов (главным образом, подушной подати – основного налога страны). После опалы Сперанского налоги также выросли (они всегда растут). При Николае I была проведена финансовая реформа Егора Канкрина, в рамках которой были увеличены торговые пошлины (протекционизм), а также, что интересно, введён табачный акциз. «Выбивалами» недоимок по реформе Канкрина стали солдаты. При Александре III произошло важнейшее изменение налоговой системы: была отменена подушная подать (в 1887, в Сибири – в 1897). Так была уничтожена сословная система налогообложения – отныне налоги платили все сословия. Также при нём был реформирован налоговый контроль введение должности налоговых инспекторов. А в 1916 году был установлен подоходный налог. Но тут случилась революция, поэтому ничего толкового реализовать не получилось.
Тогда же и была введена продразвёрстка. Царское правительство пошло на этот шаг из-за продовольственного кризиса в Российской Империи во время Первой Мировой войны. Зажиточные крестьяне задерживали хлеб и зерно у себя, создавая искусственный дефицит, а затем продавали его за повышенную цену. Временное правительство, а затем и Советская власть продолжили собирать с крестьян продразвёрстку. Размеры продразвёрстки не были строго определены, поэтому продотряды собирали с крестьян слишком много хлеба и зерна. В рамках НЭП советское правительство решило изменить такой порядок сбора продукции. В феврале 1921 года на заседании Политбюро Центрального комитета РКП(б) Валериан Валерианович Оболенский (псевдоним - Осинский), член коллегии Народного комиссариата продовольствия, выступил с докладом, содержащим предложение заменить продразвёрстку более фиксированный продналогом. Впоследствии 10-й съезд РКП(б) поддержал предложение о введении продналога. Решение было оформлено в Декрете ВЦИК «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом». В отличие от продразвёрстки продналог устанавливался в строго фиксированный размерах (в процентах от произведенной продукции, размеров урожая, числа едоков в семье/ этот налог ещё и был прогрессивным). Причём государство гарантировало некий «кешбэк» - по мере уменьшения размеров продналога крестьянам предлагалось возмещение налогов продуктами фабрично-заводского производства (вот такая щедрая советская власть), поэтому если отталкиваться от современного понятия налога, то продналог налогом назвать нельзя. При переходе от продразвёрстки к продналогу вдруг случился массовый голод, поэтому продналог быстро заменили единым сельскохозяйственным налогом, который с 1 января 1924 году уплачивался исключительно в денежной форме.
Теперь налоговые функции исполнял народный комиссариат финансов (просто переименовали министерство). В 1919 году при Наркофине было создано Центральное налоговое управление, которому подчинялись местные налоговые органы. В 1920 году отдел косвенных налогов был выведен из состава Минфина и переведён в подчинение Высшему совету народного хозяйства. В 1921 году налоговое управление Наркомфина РСФСР было реорганизовано в Управление налогами и доходами.
Во время Великой Отечественной войны налоги были резко повышены. На подоходный и сельскохозяйственный налоги была установлена 100% ставка. Однако уже в 1942 году эта надбавка была заменена военным налогом, который, между прочим, был отменён только в 1946 году. Также в это время был введён налог на холостяков и одиноких и малосемейных граждан (это мы уже изучали на семейном праве).
После войны Наркомат финансов, как и все наркоматы, был переименован в министерство. В послевоенные годы велась попытка вовсе отменить налоги, к 1960-м годам основной доход государства стали составлять денежные накопления, поступающие от государственных предприятий и общественных организаций.
В 1990 году Постановлением Совета Министров СССР от 24.01.1990 г. № 76 и была создана государственная налоговая инспекция при министерстве финансов. Ну и последнюю историю налоговой службы я уже затронул: 21 ноября 1991 г. Президент РСФСР подписал Указ № 229 «О государственной налоговой службе РСФСР». Указом Президента РФ от 23.12.1998 № 1635 Госналогслужба России преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. В 2004 году в ходе полномасштабной административной реформы Министерство по налогам и сборам было преобразовано в Федеральную налоговую службу. С 2004 года руководителями ФНС были Анатолий Сердюков, Михаил Мокрецов, Михаил Мишустин и Даниил Егоров (нынешний глава ФНС).
Таким образом, в рамках сегодняшнего урока мы рассмоттрели историю налоговой службы России.