Программа экспериментальной площадки
по формированию толерантного поведения учащихся школы
«Давайте дружить»
(ПРОЕКТ)
Нравственное воспитание является одной из наиболее актуальных и сложных проблем нашего времени, в силу того, нравственность регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни. Неслучайно в Национальной доктрине образования в Российской Федерации прямо указано на необходимость формирования у подрастающего поколения высоких нравственных принципов, а воспитание «личности, обладающей высокой нравственностью», проявляющую терпимость, выдвигается в качестве одной из приоритетных задач образования.
Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Задача школы в том, чтобы из ее стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью как основой своей жизненной позиции.
Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеурочной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.
Воспитание толерантной личности - процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям обществу в целом, отношений к другим национальностям под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми.
Огромная роль в формировании культуры межнациональных отношений - принадлежит школе. На сегодняшний день есть проблема, связанная с формированием культуры межнациональных отношений и толерантного отношения школьников, для того чтобы обеспечить неконфликтное, гармоничное взаимодействие различных культур.
В настоящее время ситуация толерантного отношения школьников друг другу усугубляется тем, что низкая культура межнациональных отношений препятствует конструктивности межкультурного диалога и тем самым остро влияет на проявление толерантности в межнациональных отношениях друг другу.
Для того чтобы сделать этот процесс целенаправленным, необходима системная организация учебно-воспитательного процесса в школе, направленная на формирование толерантного сознания и поведения учащихся, воспитание чувства российского патриотизма, культуры межнациональных отношений.
Анализ ситуации
На территории Менделеевского поселения, по данным переписи населения 2020 года, проживают представители 32 национальностей. Особенностью этнического состава является преобладание русского населения – 92 %. Однако за последние годы шёл активный миграционный процесс и появились новые этнические диаспоры, в результате только на территории нашего поселения проживают представители более 20 различных национальностей. Все дети школьного возраста обучаются в Менделеевской школе.
На сегодняшний день в МБОУ «Менделеевская СОШ» обучается 783 ученика. Более 60 детей кавказских национальностей (азербайджанцы, чеченцы, армяне). В начальной школе детей разных национальностей около 12%.
У каждой национальности есть свои традиции и обычаи. У кого - то они соблюдаются, а кто – то о них стал уже забывать. У детей разных национальностей и их родителей возникает интерес к культуре и традициям другого народа. Но, к сожалению, в школе раньше недостаточно уделялось внимание знакомству с культурой и традициями других народов.
Работа по организации межнациональных отношений в школе ведется с 2009 года. Педагоги и учащиеся начальной школы в 2009 году успешно реализовали социальный проект «Давайте дружить», целью которого было развитие толерантного отношения к культурам разных народностей. Учащиеся 1-4 классов приняли участие в коллективном творческом деле «Фестиваль творчества разных народов», в ходе которого дети с удовольствием демонстрировали свою культуру, читали стихи, исполняли песни, танцы. Ребята вместе с родителями изучали особенности семейных традиций русских, азербайджанцев, чеченцев. В завершении проекта прошел творческий семейный праздник «Семья и традиции». В каникулярный период 2010 года была реализована программа «Мы вместе». В рамках которой, учащиеся 1-11 классов знакомились с традициями, историей и культурой разных стран, провели КТД фестиваль национальностей «Хоровод дружбы».
Работа по формированию толерантности учащихся в школе ведется в течение всего учебного года. В ноябре месяце ко Дню толерантности проводятся классные часы: «Давайте дружить», «Посмотри кто рядом с тобой», викторины.
По итогам последней диагностики 2011 года уровень толерантности личности учащихся школы имеет неплохие показатели. 68% детей считают себя патриотом своей страны, 46 % считают наиболее важной в своей жизни национально-этническую толерантность, 65% учащихся межличностные отношения в классных коллективах оценивают как дружественные. 2% учащихся отмечают, что в числе тех конфликтов, которые бывают в коллективах, оказываются национально-этнические вопросы. 58% учащихся разрешают конфликты путём договорённости, примирением и нахождением компромиссов.
В целом ситуация по школе удовлетворительная, но мы считаем, что на сегодняшний день в нашей школе нет системы учебно-воспитательной работы по формированию культуры межнациональных отношений и толерантного сознания и поведения учащихся. Как для учащихся 1-4 классов, так и для 5-11 классов проводятся отдельные мероприятия в определенное время. Нам бы хотелось учебную и внеклассную деятельность привести в систему, объединить учебный процесс и внешкольную деятельность, интегрировать общее и дополнительное образование, разнообразить формы деятельности. В качестве эксперимента начать эту работу в начальной школе (1-4 классы).
Актуальность. Новизна.
Актуальность работы определяется сложившейся современной социально-культурной ситуацией в Менделеевском поселении и соответственно в школе. Формирование толерантного этнокультурного сознания и поведения у учащихся, воспитание уважения детей разных национальностей к другим культурам, религиям и традициям как одной из важнейших черт их социального поведения, является одним из направлений воспитательной работы школы.
На сегодняшний день необходимо формировать у учащихся позитивные ценности и установки на уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур разных народов, их традиций и этнических ценностей. Воспитывать культуру толерантности и межнационального согласия, чувство принадлежности к многонациональному российскому обществу, российский патриотизм, непременно сопряженный с отказом от национального тщеславия, от представлений о своей этнической исключительности. Формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности, не только в отношениях между отдельными людьми, но и в отношениях на уровне семьи и школы. Такое межнациональное общение детей и взрослых необходимо для того, чтобы предупредить проявления межэтнической, межнациональной противоречивости и конфликтности, как в детской, так и во взрослой среде. Поэтому мы считаем, работу в данном направлении необходимо начинать в начальной школе.
Деятельность школы будет направлена на гармонизацию межнациональных отношений на уровне воспитательного пространства ОУ, на формирование уважения культурных ценностей, религиозных и национальных черт других людей, а также знакомство с этническими, историческими особенностями, традициям и обычаям разных народов, проживающих на территории Менделеевского сельского поселения.
Участие школы в реализации районной целевой программы «Развитие и гармонизация национальных отношений в Карагайском муниципальном районе на 2020 – 2024 годы» создаёт новые эффективные условия для формирования толерантности и культуры межнациональных отношений у учащихся школы..
Цели, задачи, основные идеи
Цель проекта: Привести в систему учебно-воспитательную работу начальной школы по формированию культуры межнациональных отношений и толерантного сознания и поведения учащихся.
Цель учебно-воспитательной работы: Формирование толерантного сознания и поведения учащихся начальной школы, воспитание чувства российского патриотизма.
Задачи:
культуре, истории, традициям народов, проживающих на
территории Менделеевского сельского поселения.
культурой, традициям и обычаям народов, проживающих на
территории Менделеевского сельского поселения.
обычаев.
народов.
межнациональных отношений младших школьников.
воспитательного пространства ОУ (родителей, работников CДК и
библиотек) по решению поставленной цели.
Объектом эксперимента является учебно-воспитательный процесс начальной школы, способствующий формированию толерантной личности и культуры межнациональных отношений.
Предметом эксперимента является совместная деятельность всех субъектов воспитательного пространства школы, направленная на достижение поставленных целей.
Гипотеза – если в образовательной среде школы будут признаны приоритетными ценности толерантности; если между субъектами образовательной среды будет организована совместная деятельность; если основные сферы деятельности субъектов создадут многомерность пространства возможностей, предполагающего разнообразие и свободу выбора, то появится положительная динамика в формировании толерантной личности и культуре межнациональных отношений.
Методы эксперимента Изучение опыта других школ по проблеме эксперимента; опросы; метод наблюдения; анкетирование; беседы; викторины; праздники; КТД, ролевые игры; анализ ситуаций межкультурного общения и моделирование ситуаций; обработка полученных данных в результате проведенной диагностики.
Мониторинг эксперимента
1.Уровень толерантности (анкеты «Выявление уровня толерантности», «С чего начинается Родина…», «Гражданин и патриот»).
2.Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова);
3.Анкета определения проявлений этнической толерантности подростков в школе.
Предполагаются следующие изменения:
В сфере образовательной деятельности – отбор содержания учебного материала, способствующего формированию толерантной личности: через толерантный урок, проектную и исследовательскую деятельность учащихся, учебный диалог и дискуссии.
В сфере досуга: разнообразие форм внеурочной деятельности, интересных и личностно значимых для школьников
В сфере управления и соуправления: включение всех субъектов образовательного процесса в управление школой.
В сфере взаимодействия с семьей: использование форм и методов конструктивного взаимодействия.
Планируемый результат:
Сроки и этапы реализации Программы